Раздел 8. Характеристика консервационных операций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 8. Характеристика консервационных операций



  1. Проблемы музейного хранения памятников. Микроклимат в музее
  2. Температурно-влажностный режим в помещениях музея
  3. Приборы контроля и оборудование поддержания температурно-влажностного режима в помещениях музея
  4. Экспонаты в витрине музея
  5. Свет в музее
  6. Профилактика биологического заражения художественных ценностей
  7. Наблюдение и профилактика разрушений произведений искусства
  8. Правила и способы упаковки и погрузки художественных ценностей для транспортирования и правила приема и распаковки экспонатов по возвращению в музей.
  9. Наблюдение за техническим состоянием и документирование процесса хранения экспонатов.

Контрольные вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

  1. В чем различие определения целей и задач реставрации в теоретических трудах Виолле-ле-Дюка и И.Э. Грабаря?
  2. Понятие «Памятник» в составе других понятий «произведение искусства», «древность», «артефакт» и др.
  3. Каковы различия понятий «Патина» и «Патина времени»?
  4. Почему «Троица» А. Рублева не была восстановлена в первоначальном целостном виде, а ее копии повторяют оригинал в ее современном состоянии?
  5. Принадлежит ли «Даная» кисти Рембранта?
  6. В чем суть микроскопной технологии раскрытия и реставрации живописи?
  7. Каковы рекомендуемые специалистами оптимальные параметры температуры и влажности в экспозиционных залах картинных галерей?
  8. Каковы признаки биологического заражения памятников?
  9. Каковы средства защиты экспонатов от действия ультрафиолетового излучения?
  10. Что показывают гигрометр и психрометр, как снять их показания?

 

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
  • Анисимов А.Н. Домонгольский период древнерусской живописи. В сб. Вопросы реставрации. М., 1928, сб. 2.
  • Бетин Л.В., Брягин Д.Е. Реставрация настенных росписей Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове (1969-1974-е годы.) // Реставрация, исследование и консервация музейных художественных ценностей. Информкультура. Вып.4 М., 1975.
  • Бетин Л.В., Брягин Д.Е. Некоторые итоги реставрации монументальной живописи в церкви Успения в Мелетове // Реставрация, исследование и консервация музейных художественных ценностей. Информкультура. Вып. 4. М., 1975.
  • Бугуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей.
  • Вздорнов Г.И. О теоретических принципах реставрации древнерусской станковой живописи; Н.А. Гагман Принципы восполнения утрат реставрации древнерусской станковой живописи. – Теоретические принципы реставрации древнерусской станковой живописи. М., 1970.
  • Виолле-ле-Дюк. Беседы об архитектуре. Т. 1-2. М., 1937-1938.
  • Восстановление памятников культуры. (Под ред. Д.С. Лихачева) М., 1981.
  • Герц К.К. Историографические статьи и заметки. Спб., 1901. Т.5,
  • Грабарь И.Э. Реставрация. – Энциклопедический словарь Гранат, изд. 7-е, т. 36, ч. 1. М., 1932, с. 559-561.
  • Энциклопедический словарь Гранат, изд. 7-е, т. 36, ч. 1. М., 1932, с. 559-561.
  • Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. М., 1966.
  • Грабарь И.Э. О русской архитектуре. М., 1966.
  • Давлатов С. Зона. Компромисс. Заповедник. Москва 1991.
  • Древности. Труды Московского Археологического Общества.
  • Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников. Т. 1-5 М., 1905- 1910.
  • Зайцев А.С. Советы мастеров. М., 1973.
  • Засыпкин Б.Н. Архитектурно-археологические методы исследования. В сб. Вопросы реставрации. М., 1928, сб. 2.
  • Известия Императорской Археологической Комиссии. Вопросы реставрации. Спб 1911-1918.
  • Иванова А.В., Лелекова О.В. Укрепление разрушенного грунта резных золоченых иконостасов // Художественное наследие. М., 1975
  • Киплик Д.И. Живопись и ее средства. Спб., 1908.
  • Клейн Л.С. Археологические источники. Л., 1978.
  • Ковалевский И. Старение бумаги, методы его исследования и предотвращения. М., 1936.
  • Комаров А.А. Технология материалов стенописи. М., 1994.
  • Консервация и реставрация книг. Методические рекомендации. М., 1987.
  • Лазарев В.Н. Фрески Софии Киевской.
  • Лазарев В.Н. Михайловские мозаики. М.:т1966.
  • Лелеков Л.А. Проблемы теории и методологии реставрации // Реставрация, исследование и консервация музейных художественных ценностей. Информкультура. Вып. 2 М., 1986.
  • Марков. В. Фактура. Спб., 1916.
  • Методы консервации и техника монументальной живописи на лессовых основаниях и лессовой полихромной скульптуры // Реставрация, исследование и консервация музейных художественных ценностей. Информкультура. Вып.2 М., 1986.
  • Международные нормативные документы по реставрационной этике // Реставрация, исследование и консервация музейных художественных ценностей. Информкультура. Вып. 2. М., 1986. Вып. I, М., 1990, Вып. II. М., 1991.
  • Михайловский. Е.В. Реставрация памятников архитектуры (развитие теоретических концепций). М., 1971.
  • Никитин Н.Н. Реставрация древних архитектурных памятников (по Виолле-ле-Дюку) // Древности. Труды Московского Археологического общества. Т ХI, вып., 3. М., 1888, с. 32-51.
  • Основы музейной консервации и исследований станковой живописи. Сост. Ю.И. Гренберг.
  • Перцев Н.В. О восстановлении памятников древнерусской живописи // Восстановление памятников культуры. М. 1981.
  • Плендерлис. Г.-Дж. Консервация древностей и произведений искусства. – ВЦНИЛКР, Сообщения, 10-11. М., 1964.
  • Покрышкин. П.П. Краткие советы по вопросам ремонта памятников старины и искусства. Псков, 1916.
  • Понятие подлинности в современной теории и практике реставрации // Материальная база сферы культуры: опыт решения управленческих, научных и технических проблем. М., 1996.
  • Прахов А.В. Киевские памятники византийско-русского искусства. В Древности. Труды Московского Археологического общества. Т ХI, вып., 3. М., 1888, с. 1-31.
  • Проблема реставрации резного позолоченного декора в интерьерах // Реставрация, исследование и консервация музейных художественных ценностей. Информкультура. М., 1976.
  • Пятая генеральная ассамблея ИКОМОС // Реставрация, исследование и консервация музейных художественных ценностей. Составитель С.С. Подъяпольский. Информкультура. Вып.3 М., 1978.
  • Реставрация произведений станковой масляной живописи. Учебное пособие. Под ред. И.П. Горина и З.В. Черкасова. М., 1977.
  • Реставрация станковой темперной живописи. М., 1986.
  • Рыбников. А.А. Фактура классической картины. М. 1927.
  • Сланский Б. Техника живописи. М., 1962.
  • Сансоне В Камни, которые надо спасти. М., 1986.
  • Сахаров И.П. Исследования о русском иконописании. Кн. 1, 2. Спб., 1850.
  • Современный облик памятников прошлого.(Историко-художественные проблемы реставрации памятников архитектуры). М., 1983.
  • Сомов А. Реставрация. — Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, т. 53, с. 613-617.
  • Степанский А.Д. История общественных организаций в дореволюционной России. М., 1979.
  • Технологическое исследование станковой живописи и миниатюр (Западная Европа и Россия ХIV-XVII вв.). М., 1991.
  • Труды 2 Всероссийского съезда художников. Т. 2. Пб., 1911-1912.
  • Филатов В.В. О материалах для укрепления красочного слоя древнерусской монументальной живописи. \\ Художественное наследие. М., 1975, вып. 1 (31) с. 51-96.
  • Филатов В.В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. М., 1961.
  • Филатов В.В. Утраты в древнерусской живописи. Их восполнение и тонирование. В Древнерусское искусство. Монументальная живопись ХI-XVII вв. М., 1980.
  • Филатов С.В., Иванова А.В. Метод отслоения записей с применением поливинилбутираля // Художественное наследие. М., 1979, вып.5 (35) с. 122-125.
  • Фолль К. Опыт сравнительного изучения картин. М., 1916.
  • Формозов А.А. Очерки по истории русской археологии. М., 1961.
  • Художественное наследие. Вып. 1-17. М., 1970-1999.
  • Щавинский В.А. О материалах старинной картины. Старые годы, 1908, № 5, с. 264-280.
  • Щавинский В.А. Очерки по истории техники живописи и технологии красок. М.-Л., 1935.
  • Яхонт О.В. Возрожденные шедевры. М., 1981.
  • American Institute for Conservation. Code of Ethics and Standarts of Practice // Muzeum News, March, April, 1980. P. 28-34.
  • Brachert T. Patina: von Nutzen und Nachteil der Restaurierung. Mьnchen, 1985.
  • Brachert T. Restaurierung als Interpretation // Maltechnik.-1983. Jg 89/ № 2. -S. 298-305.
  • Brandi C. Teoria del restauro. – Torino, 1977.
  • Baldini U. Teoria del restauro e unita di metodologia // Firenze. -1978-1981. -Vol 1-2/.
  • Nicolaus Knut. Du Monts’s Bild-Lexikon zur Gemaldebestimmung. – Kцln, 1982.
  • Nicolaus Knut. Du Monts’s Handbuch der Gemaldekunde.

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, экран, микроскоп, фотоаппарат, штатив и осветительные приборы).

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПООП ВПО по направлению и профилю подготовки история искусств.

 

Разработчики

 

Исторический факультет

МГУ имени М.В. Ломоносова,

Кафедра истории

отечественного искусства                 доцент                                      В.В. Зверев

Эксперты

Государственный институт искусствознания Директор, доктор искусствоведения профессор Д.В. Трубочкин
Российский Государственный Гуманитарный Университет Заведующий кафедрой Всеобщей истории искусств, кандидат искусствоведения, доцент К.Л.Лукичева

 

Программа одобрена на заседании Ученого совета исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

Председатель УМС по истории и истории искусства                                С.П.Карпов    


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование дисциплины

История эстетических учений

Рекомендуется для направления подготовки по специальности

История искусств»

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

 

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «История эстетических учений» является формирование у студента знаний об основных эстетических концепциях, сложившихся в истории философии, основных проблемах эстетики как особой философской дисциплины, изучающей проблемы художественного познания и отражения действительности.

Задачи дисциплины:

1) Освоение истории эстетической мысли; 2) Подробное изучение содержания самых значительных эстетических учений; 3) Освоение студентами основных категорий эстетики («катарсис», «мимесис», «возвышенное», «совершенное» и др.), изучение центральных эстетических проблем (соотношение формы и содержания в искусстве; системное и случайное в искусстве; игровые элементы в искусстве; судьба базовых эстетических категорий в эпоху постмодернизма и др.); изучение эстетических проблем художественной композиции; изучение методов эстетической интерпретации; 4) Исследование связи эстетики с родственными гуманитарными дисциплинами: психологией, этикой, религиоведением; знакомство с исследованиями эстетической деятельности с точки зрения естествознания; 5) Рассмотрение закономерностей художественного творчества.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «История эстетических учений» входит в базовую часть профессионального цикла ФГОС по направлению «история искусств» (бакалавр).

Курс представляет собой часть учебной программы по истории философии.

Логически и содержательно-методически данная дисциплина связана с изучаемым параллельно курсом «Философии».

Для успешного освоения дисциплины студент должен обладать основами знаний по истории философии и истории культуры.

Изучение дисциплины должно основываться на следующих общекультурных и профессиональных компетенциях студента:

- владении культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

- умении логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2).

Изучение истории эстетических учений создает необходимые предпосылки для успешного освоения следующих базовых дисциплин профессионального цикла: теория искусства, психология искусства, методология истории искусства, художественная критика.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций. Студент, осваивающий дисциплину:

Общекультурные компетенции

ОК-1 владеет культурой мышления: способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

ОК-2 способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-7 способен применять основные положения и инструментарий (методы) социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

ОК-8 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

ОК-9 владеет одним из иностранных языков на уровне делового (профессионального) общения;

ОК-12владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; навыками работы с компьютером как средством управления информацией

ОК-13 способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; способен использовать в социальной сфере, в познавательной и профессиональной деятельности приемы работы с компьютером (включая создание баз данных), способен использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач

ОК-18 готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию, наследию истории искусства и культурным традициям, терпимо воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия

ОК-19 способен создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.112.69 (0.02 с.)