Романская монументальная живопись и книжная миниатюра



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Романская монументальная живопись и книжная миниатюра



Монументальная живопись. Памятники монументальной живописи, сохранившиеся от каролингского времени. Возобновление искусства фрески под византийскими влияниями в оттоновской Германии. Определяющее влияние Византии до 1200 года как основной фактор, направляющий стилистическое и отчасти иконографическое развитие. Основные национальные школы. Фрески Сен Савен сюр Гартамп, Ламбаха и Сант Анджело ин Формис как крайние стилистические варианты искусства второй половины 11 века. Стилистическая эволюция первой половины 12 века. Проблемы провинциальных и столичных стилей в византийском искусстве и их отражение в романской живописи. Примитив и его художественный язык. Ковер из Байе. Испания: фрески Каталонии и Леона. Романская скульптура и романская живопись во Франции 12 века: сравнительная характеристика. Фрески Тавана. Фрески круга клюнийских мастеров. Стилистические и иконографические особенности, несводимые ни к одной форме византийских влияний. Италия. Римская традиция, фрески Сан Клементе. Сан Пьетро в Тускании. Фрески Сан Пьетро аль Монте в Чивате. Мозаики абсиды Сан Клементе в Риме. Искусство второй половины 12 века. Мозаики византийского происхождения в Сицилии и Венеции и их влияние на местных мастеров. Фрески Аквилеи. Нарастание византийских влияний как общеевропейская тенденция. Фрески Кентерберийского собора. Maniera byzantina в итальянской живописи первой половины 13 века. Фрески Сегены в Испании и роспись потолка церкви св. Михаила в Хильдесхайме как образцы стиля первой половины 13 века. Иконография Хильдесхаймских фресок и начало готики. Романский витраж: Книжная миниатюра. Основные типы иллюминированных рукописей в романское время. Инициалы, заставки, листовые иллюстрации, их размещение в тексте. Иконографический спектр романской миниатюры. Сакральные и светские тексты, особенности их иллюстрирования; представление о структуре и символике мироздания и их выражение в искусстве. Античные основания этих представлений; ковер из Жероны. Изменение структуры мировосприятия. Космос и человек в иконографии 12 века: символика зрелого романского искусства. Принципы романских догматических и повествовательных иконографий в искусстве книжной иллюстрации и аналогичные принципы в монументальной скульптуре. Эволюция романских иконографических схем к середине 12 века. Национальные школы и их характеристика. Англо-саксонские памятники 10-11 веков. Каролингские источники этой школы. Бенедикционал Этельвуда и связанная с ним традиция. Иконографические инновации англо-саксонской школы. Дальнейшее развитие английской миниатюры в первой половине 12 века: Псалтирь Сент Олбанс, Библия Бьюри, Библия Ламбет. Миниатюры Винчестерской Псалтири и Винчестерской Библии. Германия и Империя: оттоновское наследие и памятники 11 века, продолжающие его. Библия из Ставелота и дальнейшее развитие этих тенденций в зрелой романской стилистике. Библия Флорефф и ее иконографические особенности. Текст и изображении в Евангелии Гериха Льва. “Liber Scivas” Хильдегарды Бингенской из Висбадена и его значение в искусстве 12 века. «Hortus Deliciarum” как наиболее полное воплощение позднероманской иконографической креативности и его вероятное стилистическое значение. Испания: примитивное искусство Библии Альбеарес и его трансформация в традициях испанских комментариев на Апокалипсис. Франция: Апокалипсис из Сен-Севера. Северо-восточные скриптории в первой половине 12 века. Цистерцианские рукописи и их особенности, Клюнийская школа, искусство иерусалимских мастерских. Италия: гигантские Библии 12 века и их традиция. Иконография раннероманских и зрелых романских Библий. Византинизирующие и антикизирующие черты в итальянском искусстве и книжной миниатюре второй половины 12 века.

Раздел 4. Искусство готики

Готическая архитектура.

Готический собор. Византийская церковь, романский храм, готический собор как высшие архитектурные явления христианского средневековья. Готический собор как художественно-символический целостный ансамбль. Архитектура, скульптура живопись и декоративные искусства в соборе. Рождение готической архитектурной системы в постройке аббата Сугерия в Сен-Дени. Конструктивные основы готической архитектуры. Нервюрный крестовый свод, его предистория в романской архитектуре. Нормандский вариант романских сводчатых покрытий и его отношение к готике. Ярусное построение готического собора. Способы достижения равновесия в ранней и зрелой готике; система контрфорсов и аркбутанов. Типология готического церковного строительства. Проблема готического церковного фасада. Национальные особенности конструктивного решения готических храмов. Изменение других типов построек средневековья под воздействием конструктивных систем готики. Монастырское и светское строительство; типология готического жилого дома , замка, общественного здания в разных странах.

Ранняя и зрелая готика архитектуре Франции. Церковь аббатства Сен-Дени и ее следствия в архитектуре второй половины 12 века. Сложение главных компонентов планировочной, объемно-пространственной и декоративной системы французского готического собора. Эволюция французской готики во второй половине 12 века: движение от трехъярусной романской стены к четырехъярусной и опять к трехярусной. Нуайон, Лан, и другие раннеготические постройки. История сводов и опор в ранний период. Эволюция ордерного декора; сравнительная характеристика романского и готического понимания ордера. Фасады. Значение Нотр Дам в истории собора ранней готики во Франции. Вторая фаза готической архитектуры во Франции: строительство крупнейших городских соборов. Шартр. Переход к четырехчастным сводам; изменение планировочной системы; сложение нового типа опоры; особенности ордерной системы. Реймс и Амьен: дальнейшая эволюция принятой в Шартре системы. Развитие вертикализма и упрощение ярусной структуры. Особенности построения трифория. Ордерные решения. Собор в Бовэ как последний представитель данной группы; предел конструктивных возможностей готического собора. Вторая, параллельная линия в истории великих готических соборов Франции: Бурж и Ле Ман. Пространственная система Буржа и особенности его ордера. Результаты развития, произошедшего в 1190-1230 годах: сложение каркасного понимания готической конструкции, достижение предела прозрачности стены, совершенствование приемов зрительной дематериализации ордера. Влияние великих готических соборов Франции на другие европейские школы; строительство по французским образцам за пределами Франции (Толедо, Леон) Новое поколение французской готики после великих соборов: неф и трансепт Сен-Дени и смысл этой новой системы; трансепты Нотр-Дам. Замковая капелла в Сен Жермен ан Ле. Сен-Шапель и окончательное достижение дематериализации и каркасной прозрачности конструкции; постройки этого поколения за пределами Иль-де-Франс; «лучистая» готика во французской архитектуре 13 века. Сен Пьер в Труа, Клермон-Ферран, Турне, Сент Урбен в Труа, Каркассон. Интернациональное восприятие лучистой готики. Региональные школы Франции в 13 веке: Нормандия (Руан, Кутанс, Байе), Бургундия (Дижон, Осерр) и своеобразие бургундской готики, Западная Франция (Пуатье, Анжер) с ее особенностями стиля. Южнофранцузская готика. Интернациональные и региональные последствия конструктивной и стилистической эволюции французской готики второй половины 13 века.

Ранняя и зрелая готика в архитектуре Германии. Начало готики в Германии. Наумбургский собор: позднероманская инерция. Ее постепенное преодоление под влиянием нормандской архитектуры – Лимбург на Лане. Начало изменений в немецкой готике под воздействием Франции в Магдебурге и Хальберштадте. Отношение к стене в ранней немецкой готике. Первые верные копии французской готической системы и их отличия от образца. Оригинальные решения первой трети 13 века, несходные с французскими образцами – Либфрауенкирхе в Трире и ц. cв.Елизаветы в Марбурге. Конструктивные и декоративные приемы, складывающиеся во втором поколении немецкой готической архитектуры; запаздывание развития немецкой готики по сравнению с Францией. Метц и Страсбург. Воздействие архитектуры великих готических соборов Франции на Германию и роль Кельнского собора в этом процессе. Памятники, связанные со следующей волной французских влияний, поколения архитектуры нефа и трансепта Сен-Дени. Сложение самостоятельных черт немецкой готики: зальные церкви 13-начала 14 века. Кирпичная готика северной Германии в 14 веке и ее отношение к зрелой готике других национальных школ.

Ранняя и зрелая готика в архитектуре Англии. Своеобразие английской готики и ее периодизации. Сложение готики в Англии: влияние позднероманской архитектуры Нормандии и ранней готики Иль-де-Франс на Англию во второй половине 12 века. Кентерберийский собор. Сложение английской версии раннеготического стиля и ее отличительные особенности в Уэльсе, в Западной Англии и на Юге, в Солсбери. Конструктивные, планировочные, ритмические, ярусные, ордерные особенности ранней готики в Англии и их варианты в первой половине 13 века. Планы, фасады, английские структуры и декоративные решения. Типологические особенности готического соборного комплекса в Англии; залы капитулов. Линкольнский собор. Французские влияния в первой половине столетия; Капелла Св.Троицы в Солсбери и Вестминистер, зал капитула в Солсбери. Продолжение иной, более самостоятельной линии в английской готике 13 века; северный трансепт собора в Йорке, Ангельский хор Линкольна. Сложные своды и их значение для английской школы; особенности понимания массы и стены; специфика английского готического ордера. Соотношение этих качеств с влиянием французской готики «лучистого» стиля. Зал капитула собора в Уэльсе. Йоркский собор. Основные черты так называемого «украшенного» стиля, складывающегося после 1290 года. Эксетерский собор, Бристольский собор, восточная часть собора в Уэльсе как образец этого стиля; октогон и капелла Богоматери в Или. Развитие перпендикулярной готики и ее триумф в архитектуре после 1330 года. Хор собора в Глостере. Отличительные черты зрелой готики Англии и ее особое значение для архитектуры поздней готики.

Ранняя и зрелая готика в архитектуре Италии. Самостоятельность готического развития в Италии 13 - 15 веков. Конструктивные и образные отличия итальянской готической архитектуры от французской версии готики. Начало готики в Италии под влиянием Франции: цистерцианские постройки. Церкви нищенствующих орденов и их роль в истории итальянской готики. Сан Франческо в Ассизи. Памятники 13 века: Сан Франческо в Болонье, Санта Мария Новелла и Санта Кроче во Флоренции. Ордер и пространство в итальянской готике 13 века. Продолжение французских влияний: Сан Фортунато в Тоди. Специфически итальянские решения: Сант Антонио в Падуе. Сьенский собор: особенности понимания пространства, массы, ордера. Фасадная декорация и проблема готического фасада в Италии. Собор Орвьето. Санта Мария дель Фьоре во Флоренции: конструктивные и художественные особенности зрелой тосканской готики. Светская архитектура готики в Италии. Проблема общественного здания. Палаццо дель Коммуне в Пьяченце, Палаццо Веккио во Флоренции, Палаццо Публико в Сиене. Отсутствие ярусно-иерархического понимания массы и ордера в итальянской готике. Романская и готическая архитектура Италии: черты преемственности.

Архитектура ранней и зрелой готики в других странах (общая характеристика). Интернациональное и национальное в готической архитектурной системе. Роль французской готики в распространении готических конструкций и стиля: магистральные и региональные явления в этом процессе. Смешанные, сложные, аномальные решения. Способы упрощения готической архитектурной системы. Южные школы готической архитектуры: юг Франции, Испания и Португалия. Авила, Толедский собор, собор в Бургосе, Леонский собор, цистерцианская церковь в Алькобаса. Северная готика: Нидерланды, северная Германия, Скандинавия, балтийская готика. Готика в странах центральной и восточной Европы. Периодизация истории готического стиля в провинциальных школах.

Готическая скульптура.

Синтез искусств в готике. Общая характеристика готики как стиля в изобразительном искусстве. Проблема романской и византийской отстраненности от зрительного способа изображения и проблема готического натурализма. Изобразительное искусство готики: типология и общая иконографическая характеристика готической скульптуры; готический собор как единая иконографическая система и возможные места для скульптурной декорации в соборе в зависимости от национальной школы. Другие виды скульптуры; мелкая пластика, реликварии, раки, алтари и алтарные антепендии, кафедры, купели и пр.

Ранняя и зрелая готика в скульптуре Франции. Романская традиция Бургундии и северной Франции в середине 12 века. Расширение иконографических программ и сложение композиции портала с фигурами на откосах. Королевский портал Шартра. Характеристика основных стилистических групп больших статуй на откосах портала. Стиль главных фигур и стиль повествовательных композиций; натурализм в отдельном изображении и натурализм действия, сцены. Общая характеристика художественных оснований и целей раннеготического натурализма. Возможные византийские воздействия и связь с романским наследием; готический натурализм и римский натурализм. Иконографическая программа Королевского портала как наиболее показательный и полный образец семантической организации раннеготической портальной стены. Ближайшие стилистические аналогии Шартра. Бурж, Ле Ман, Сенлис и Лан; старые части западного портала собора Нотр Дам. Начало зрелого стиля в готической скульптуре 13 века во Франции. Иконографический и стилистический анализ порталов трансепта Шартра; история развития зрелой готики на примере разновременных фигур на порталах трансепта. Портики трансепта Шартра и полная характеристика иконографических задач зрелой готики во Франции. Дальнейшее иконографическое расширение программ зрелой готики: Амьен. Фасад Амьена как семантическое целое. Стиль Амьена. Реймс: иконография западных порталов и варианты стилистики. Античные влияния и поиски формообразования готического натурализма. Иконография и стиля внутренней декорации западной стены и скульптуры портала Страшного Суда. Развитие стиля в середине-второй половине 13 века: порталы Буржа и трансепта Нотр Дам. Порталы западного фасада собора в Осерре. Поздняя группа скульптур в Реймсе. Скульптура раннего 14 века: готический натурализм и условность куртуазного стиля. Развитие иконографии зрелой готики в порталах трансепта Руанского собора. Достоверность и условность в статуе Адама с южного фасада трансепта Нотр Дам. Алтарная преграда Нотр Дам. Мелкая пластика 14 века.

Ранняя и зрелая готика в скульптуре Германии. Изобразительное искусство Германии около 1200 года: византийские влияния, их роль в различных видах искусств. Николай Верденский и работы мастеров его круга. Проникновение византинизмов в монументальную пластику: Хальберштадт и связанные с ним памятники. Византинизмы и антикизация на переходе от романского к готическому в Германии. Ранние памятники немецкой готики в скульптуре: Магдебург, Фрайберг. Программы скульптур Бамберга. Бамбергский леттнер как памятник переходного типа. Другие скульптуры Бамберга: проблема французских влияний и антикизации для немецкой готической скульптуры. Формирование самостоятельного готического искусства: распятия в Хальберштадте и Вексельбурге. Южный портал Страсбурга. Колонна Ангелов в Cтрасбурге. Наумбургская пластика. Программы леттнера и хора. Стилистика: наумбургский мастер и проблема готического натурализма для немецкой скульптуры. Проблема портрета; повествовательный и физиогномический натурализм. Развитие интереса к изображению эмоций. Портальные программы ранней готики в Германии и их расширение под воздействием Франции. Надгробия 13 века в Германии. Иконографическая программа западного фасада собора в Страсбурге; особенное положение Эльзаса и Лотарингии. Стилистическая эволюция последней четверти 13 века: Страсбург и Эрфурт. Движение и аффект как главные цели стиля. Скульптуры Кельнского собора, относящиеся к этому же времени. Готический натурализм и готическая условность в экспрессивной манере мастеров первой половины 14 века.

Ранняя и зрелая готика в скульптуре Испании. Испания и Португалия, их историческое развитие в 12-13 веке и проникновение готической архитектуры и изобразительного искусства в эти страны. Портал Глория в Сант Яго да Компостелла. Развитие стилистики ранней готики в порталах в Тудела и Оренсе. 13 век и воздействие французской стилистики и иконографии зрелой готики. Порталы южного и северного рукавов трансепта Бургоса. Скульптуры клуатра в Бургосе как примеры следующей фазы развития готического искусства в Испании. Скульптурный комплекс западной стены собора в Леоне, его иконографическое и тематическое своеобразие. Стилистика леонских скульптур. Влияние мастерских Бургоса и Леона на испанскую скульптуру конца 13 века: Осма, Авила, Санта Мария ла Майор в Торо. Испанские надгробия 13 века-начала 14 века. Скульптура Толедского собора и художественная специфика зрелой готики в Испании.

Ранняя и зрелая готика в скульптуре Англии. Романская традиция скульптуры в Англии и ее отношение к Франции. Портал в Ростере и скульптуры аббатства св.Марии в Йорке: нарастание готического натурализма под влиянием французских образцов. Ранняя готика в английской скульптуре. Скульптура собора в Уэльсе. Надгробие короля Иоанна в Вустере. Отражение высшей фазы готического стиля французской скульптуры в английской скульптуре середины 13 века: Вестминистерское аббатство и его скульптурная декорация. Портал Страшного Суда и скульптура Ангельского хора в Линкольне. Надгробия второй половины 13-14 веков. Королевские бронзовые надгробия в Вестминистере. История типологии и стилистики английского надгробия зрелой готики; надгробие «Черного рыцаря» в Кентерберийском соборе. Скульптурная декорация собора в Эксетере и проблема иконографии западного фасада английского готического собора в 14 веке.

4.3.Живопись ранней и зрелой готики.

Общая характеристика искусства живописи в эпоху готики. Проблема стилистической эволюции искусства готики в ее отношении к живописи. Византийская условность, романский экспрессивный схематизм и готический натурализм. Иконографические свойства готической живописи; место живописи в готическом соборе; новые места для живописи в системе искусства готики. Типология готической живописи (миниатюра, алтарь, икона и станковая живопись, витраж, монументальная живопись) и ее зависимость от национальных школ; типологические изменения в искусстве живописи в ходе развития готики. Проблема готического алтаря; створчатый алтарь как специфическое искусство готики, соединяющее работу скульптора и живописца. Вопросы синтеза искусств в готике в их отношении к живописи. Периодизация истории готической живописи. Национальные школы в эпоху готики. Италия и Север: сравнительная характеристика развития живописи в 13 веке. Искусство готики за Альпами, искусство проторенессанса в Италии. Италия: нарастание византинизмов в итальянской живописи 13 века. Maniera byzantina. Общая характеристика итальянской живописи второй трети 13 века. Пизанская школа и специфика ее византинизма; Коппо ди Марковальдо и Гвидо да Сьена как примеры иной разработки византийских влияний. Чимабуэ. Готика и византийская манера в искусстве Рима конца 13 века. Мозаики Санта Мария ин Трастевере и Санта Мария Маджоре. Каваллини: проблема византийского, проторенессансного и готического в его искусстве. Дуччо. Джотто. Иконография и стиль капеллы дель Арена. Искусство Джотто и его эпохи (общая стилистическая характеристика). Росписи Сан Франческо в Ассизи. Поздние работы Джотто. Симоне Мартини и сиенская школа. «Маэста» Палаццо Пубблико в Сиене и другие ранние работы. Фрески капллы св.Мартина в Сан Франческо в Ассизи. Поздний стиль Симоне Мартини и художественная специфика живописи зрелой готики. Север: искусство витража. Иконография и стилистика раннеготического витража во Франции. Витражи Сен-Дени и их отношение к искусству времени аббата Сугерия. Программа Сугерия и ее значение для характеристики искусства этого времени. Книжная миниатюра и витраж во второй половине 12 века. Ранние витражи Шартра: иконография скульптурного фасада и иконография витража. Вит-ражи Лана и Буржа. Витражи Сен-Шапель как характерный памятник середины 13 века. Эволюция искусства витража во вторй половине 13 - начале 14 века: монументализация изображений и упрощение иконографии. Витражи Осерра и Эвре. Книжная миниатюра 13 века. Основные типы иллюстрированных рукописей. Новые принципы оформления листа и новые тексты для иллюстрирования. Программы иллюстрирования традиционных и новых текстов. Листовая миниатюра и инициал; маргинальные иллюстрации. Стилистическая характеристика. Движение от "византинизирующей" манеры начала 13 века к стилю зрелой готики. Псалтирь Ингебург, Псалтирь маркграфа Германа и Псалтирь королевы Кристины. Искусство середины 13 века: Библия кардинала Мацейовского. Псалтирь Св.Людовика. Провинциальные памятники и их художественная индивидуальность; «Книга образов мадам Мари». Вторая треть века за пределами Франции: «Гимны Деве Марии» Альфонса Мудрого и английская миниатюра этого времени. Работы мастера Оноре и изменение стилистики к концу 13 века. «Морализирующие Библии» 13 века как иконографическая система. Структура аргументации в 13 веке в книжной иллюстрации: соотношение слова и изображения. Итоги этого развития в первой трети 14 века: Псалтирь Робера де Лилль. Особое развитие итальянской книжной миниатюры 13 века: Падуанская Псалтирь. Итальянские влияния в искусстве Франции 14 века: значение открытий Джотто и Сиенского искусства для Севера. Авиньонская школа. Стилизация и натурализм как основы живописной манеры первой четверти 14 века; изменение их соотношения в характере изобразительного повествования и в стиле.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.017 с.)