Вертикальные и горизонтальные сдвиги ветра. Влияние их на взлет и посадку ВС и полеты на малой высоте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вертикальные и горизонтальные сдвиги ветра. Влияние их на взлет и посадку ВС и полеты на малой высоте.



Сдвиг ветра (WS) – изменение скорости и/или направления ветра в пространстве. Период осреднения ветра равен 2 мин. Считается, что изменение ветра, характеризующее сдвиг ветра, должно, во-первых, продолжаться несколько секунд или более и, во-вторых, оно должно вызвать изменение подъемной силы ВС. Сдвиг ветра является невидимым и внезапным явлением. Различают вертикальные и горизонтальные сдвиги ветра. Вертикальный WS – изменение ветра с высотой по вертикали на 30 м. Горизонтальный WS – изменение ветра по горизонтали на 600 м. Сдвиг ветра и атмосферная турбулентность – разные, но связанные друг с другом явления. В отличие от WS, турбулентность обычно приводит к толчкам и ударам и не вызывает значительного отклонения ВС от глиссады снижения. Однако в случае сильной турбулентности может произойти резкое изменение высоты и положения ВС в пространстве, и пилот может моментально потерять контроль над управлением ВС. Проблема WS возникла в связи с появлением ВС с большой массой и потому обладающих большой инерцией, из-за которой путевая скорость не может мгновенно измениться при внезапном изменении ветра вдоль траектории полета. При изменении ветра и постоянстве путевой скорости в течение короткого промежутка времени происходит изменение воздушной скорости, т.к. вектор путевой скорости равен сумме векторов ветра и воздушной скорости. При увеличении воздушной скорости, а значит и подъемной силы крыла происходит подъем ВС, а при уменьшении – опускание ВС относительно расчетной траектории полета. При заходе на посадку и при взлете значительные отклонения ВС от траектории полета представляют большую опасность в связи с близостью земли и дефицитом времени. Критерии интенсивности WS и влияния его на управление ВС разработаны ИКАО

: -слабый до 2 м/с на 30 м высоты, -умеренный от 2 до 4 м/с на 30 м высоты, -сильный от 4 до 6 м/с на 30 м высоты, -очень сильный 6 м/с и более на 30 м высоты. При взлёте и заходе на посадку в условиях сдвига ветра необходимо: - увеличить расчётные скорости в соответствии с требованиями РЛЭ ВС; - осуществлять повышенный контроль за изменением поступательной и вертикальной скоростей и немедленно парировать возникающие отклонения от расчётных параметров и заданной траектории полёта; - при заходе на посадку немедленно уйти на второй круг с использованием взлетного режима и следовать на запасной аэродром, если для выдерживания заданной глиссады снижения требуется увеличение режима работы двигателей до номинального и/или после пролёта ДПРМ вертикальная скорость снижения увеличилась на 3 м/сек и более от расчётной. Взлёт и заход на посадку в условиях сильного сдвига ветра запрещаются.

Наиболее сильные вертикальные сдвиги ветра отмечаются в приземном слое на высотах до 100 м от поверхности земли. Если скорость встречного ветра в этом слое с высотой резко увеличивается, то при посадке ВС опускается ниже глиссады, а при взлете поднимается выше расчетной траектории. Это может привести соответственно к посадке до ВПП и сваливанию ВС. Если скорость встречного ветра с высотой уменьшается, то при посадке ВС поднимается выше глиссады, вследствие чего может произойти выкатывание ВС за пределы ВПП. При взлете в этих условиях ВС опускается ниже расчетной траектории, что может стать причиной столкновения ВС с препятствиями вблизи аэродрома. Наиболее опасным для полетов считается сдвиг ветра, приводящий к потере высоты. Влияние горизонтального WS на полет ВС выражается в «подбрасывании» ВС при увеличении скорости встречного ветра в направлении полета или в «проваливании» ВС при увеличении скорости попутного ветра. Боковые WS обусловлены резким изменением направления ветра с высотой и приводят к боковым смещениям ВС от расчетной траектории полета.

Сдвиги ветра могут отмечаться при внутримассовых процессах и на атмосферных фронтах. Возникновению сдвигов ветра в приземном слое в районе аэродрома способствуют следующие условия: задерживающие слои, атмосферные фронты, конвективная деятельность, бризовая циркуляция, сложный рельеф местности, застройки, неоднородность подстилающей поверхности. Сильные горизонтальные и вертикальные WS в горной местности наблюдаются чаще, чем над равниной, и связаны с местными ветрами

Признаки наличия WS в приземном слое атмосферы в районе аэродрома следующие: явление вирга – видимые полосы выпадающих из кучеводождевых облаков осадков, не достигающих поверхности земли вследствие испарения; шкваловый ворот, движущийся впереди зоны ливневых осадков и указывающий на наличие фронта порывистости; пыльные и песчаные вихри под конвективными облаками, указывающие на наличие микропорывов; движение дымных факелов от антропогенных источников (труба котельной) в различных направлениях; сильный порывистый ветер, воздействующий на деревья.

 

 

Информация SIGMET. Явления погоды, требующие составления сводок SIGMET. Формат сводок, заблаговременность составления, срок действия. Их назначение и использование экипажами ВС на разных этапах полета..

 

Информация SIGMET выпускается метеорологическим органом и представляет собой краткое описание открытым текстом с сокращениями фактических и/или ожидаемых определенных в приложении №4 к настоящим Правилам явлений погоды по маршруту полета, которые могут повлиять на безопасность полета воздушных судов, а также предполагаемые изменения данных явлений во времени и в пространстве.

Период действия сообщения SIGMET не превышает 4 ч. Период действия выпускаемых в особых случаях сообщений SIGMET, касающихся облака вулканического пепла и тропических циклонов, увеличивается до 6 ч. Информация SIGMET аннулируется тогда, когда явления более не наблюдаются или когда не ожидается, что они возникнут в данном районе.

Между метеорологическим органом и соответствующим органом ОВД осуществляется тесная координация в целях обеспечения согласованности информации о вулканическом пепле, включаемой в сообщения SIGMET.

Сообщения SIGMET выпускаются не ранее чем за 4 ч до начала периода действия.

Специальные сообщения SIGMET, касающиеся облака вулканического пепла или тропических циклонов, выпускаются, как только это становится практически возможным, но не более чем за 12 ч до начала периода действия.

 

В сообщение SIGMET включается только одно из перечисленных явлений с использованием сокращений, указанных ниже (независимо от высоты):

 

Гроза: скрытая (с градом) в облачности (с градом) частые грозы (с градом) по линии шквала с градом   OBSC TS[GR] EMBD TS[GR] FRQ TS[GR] SQL TS[GR]
Тропический циклон: тропический циклон со средней за 10 мин скоростью приземного ветра 17 м/с или более   TC (+название циклона)
  Турбулентность: сильная турбулентность   SEV TURB
  Обледенение: сильное обледенение сильное обледенение вследствие переохлажденного дождя   SEV ICE SEV ICE (FZRA)
  Горная волна: сильная горная волна   SEV MTW
  Пыльная буря: сильная пыльная буря   HVY DS
  Песчаная буря сильная песчаная буря   HVY SS
  Вулканический пепел (независимо от высоты) VA (+название вулкана, если оно известно)
  Радиоактивное облако RDOACT CLD

 

Существует три типа сообщений SIGMET:

· об особых метеоявлениях;

· о вулканическом пепле;

· о тропических циклонах.

Наиболее распространены сообщения первого типа. Они выпускаются в связи с грозами, сильной турбулентностью, сильным обледенением, горными волнами, пыльными и песчаными бурями, радиоактивным облаком.

Первый раздел сообщения — заголовок, идентифицирующий рассылку. Второй раздел содержит информацию об ответственном органе ОВД, порядковом номере выпущенного этим органом сообщения SIGMET и о периоде действия (день-время начала и день-время конца интервала, к которому отнесено предупреждение).

Основное содержание сообщения включено в третий раздел: — индекс и название РПИ, к территории которого относится предупреждение; — кодированное описание явления; — информация о том, наблюдается или прогнозируется явление. При этом возможно наличие дополнительного указателя времени; — уточняющая информация о горизонтальных границах расположения области; — уточняющая информация о вертикальных границах; — информация о наблюдаемом или ожидаемом перемещении; — информация об ожидаемом изменении интенсивности.

Действие сообщения прекращается либо в связи с истечением периода действия, заявленного во втором разделе, либо путём выпуска отменяющего сообщения.

Между документами ИКАО и нормативными документами РФ присутствуют расхождения, включённые в Сборник Аэронавигационной Информации в связи с особенностями организации воздушного движения в российском регионе, например в части касающейся правил представления информации о границах расположения областей описываемого явления.

 

Примеры WSRA31 RUKR 050159

UNKL SIGMET 1 VALID 050200/050600 UNKL-

UNKL KRASNOYARSK FIR SEV ICE OBS S OF N57 N OF N55 SFC/FL100 MOV E

20KMH NC

 

7. Прогнозы погоды по аэродрому. Виды прогнозов, заблаговременность составления, сроки действия, период обновления, радиус действия, формы и форматы представления.

 

Прогноз по аэродрому составляется аэродромным метеорологическим органом, выпускается в виде прогноза TAF и состоит из краткого сообщения об ожидаемых метеорологических условиях в районе аэродрома в течение определенного периода времени.

Если в период действия первоначально выпущенного прогноза ожидаются изменения, то составляется и выпускается корректив к прогнозу (далее - TAF AMD), распространяющийся на весь оставшийся период.

Если первоначально выпущенный прогноз содержит опечатку, то после её исправления выпускается исправленный (далее - TAF COR).

TAF, TAF COR и TAF AMD включают следующую информацию в указанном порядке:

1) название кода;

2) указатель (индекс) местоположения аэродрома;

3) дата и время выпуска прогноза;

4) период действия прогноза;

5) идентификатор аннулированного прогноза, в случае если текущий прогноз аннулирует ранее выпущенный;

6) приземный ветер;

7) видимость;

8) особые явления погоды;

9) облачность;

10) минимальная и максимальная температура воздуха;

11) ожидаемые изменения одного или нескольких из указанных выше метеорологических элементов в течение периода действия.

Указываемая в TAF видимость соответствует прогнозируемой преобладающей видимости.

В TAF по горным аэродромам прогнозируются данные об облачности среднего яруса, если ожидается появление такой облачности на высотах 2000 м и менее над уровнем аэродрома.

Прогнозы TAF подлежат оценке оправдываемости на соответствие критериям

Метеорологическим органом оценка оправдываемости TAF осуществляется раз в три месяца.

Период действия регулярных прогнозов по аэродрому TAF составляет шесть часов, девять часов, 24 часа и 30 часов.

TAF выпускается каждые три часа и предоставляется пользователям метеорологической информации не менее чем за один час до начала периода действия прогноза.

Аэродромный метеорологический орган обеспечивает наличие на аэродроме в любое время не более одного действующего TAF.

Радиус действия 8км КТА

 

Прогнозы TREND прилагаются к METAR или SPECI. Срок действия 2ч, начало действия- это время наблюдения, начало составления сводки. Прогнозист должен обеспечить кодирование прогнозов в соответствии с согласованной стандартной международной практикой. Декодирование этих прогнозов производится различными людьми: пилотами, службами воздушного движения, персоналом по обеспечению полетов и метеорологами. Соответственно настоящее руководство предназначено для декодирования. Хотя, во избежание путаницы, для лиц, кодирующих прогнозы, может быть полезной информация о том, как прогноз интерпретируется пользователем. Первый и очень важный момент состоит в том, что информация, содержащаяся в TREND, является прогнозом, охватывающим период в два часа со времени срока наблюдения, и эта информация представляет собой наилучшую возможную оценку прогнозистом вероятности возникновения явлений. Атмосфера не является однородной, и значительные изменения видимости и высоты нижней границы облачности, естественно, имеют место. Например: — при видимости, составляющей менее 1 000 м, изменения в 30 % или более за период в течение четырех минут имеют место в значительном количестве случаев (5-10%); — при дальности видимости на взлетно-посадочной полосе в диапазоне 360-1 100 м могут иметь место изменения по видимости в 100 м в минуту; — в значительном количестве случаев высота нижней границы облачности может изменяться на 45 м (150 футов) в течение одной минуты и/или на расстоянии по горизонтали до 1,6 км. Время наступления тех или иных явлений, указываемое в прогнозе, является также наилучшей оценкой, которую может дать прогнозист. Статистические различия между прогнозом и фактическим временем появления тех или иных явлений в значительном количестве случаев составляет около 30 минут.

 

Время в авиационных прогнозах указывается по Гринвичу (всемирное - UTC), для получения московского времени к нему надо прибавить 3 часа (в период действия летнего времени - 4 часа). После названия аэродрома следует день и время составления прогноза (например, 241145Z - 24-го числа в 11-45), затем день и период действия прогноза (например, 241322 - 24-го числа от 13 до 22 часов; или 241212 - 24 числа от 12 часов до 12 часов следующих суток; для внеочередных прогнозов могут указываться и минуты, например 24134022 - 24-го числа от 13-40 до 22 часов).

В прогноз погоды по аэродрому включаются такие элементы (в порядке следования):

· ветер - направление (откуда дует, в градусах, например: 360 - северный, 90 - восточный, 180 - южный, 270 - западный, и т.д.) и скорость;

· горизонтальная дальность видимости (обычно в метрах, в США и некоторых других странах - в милях - SM);

· явления погоды;

· облачность по слоям - количество (ясно - 0% неба, отдельная - 10-30%, разбросанная - 40-50%, значительная - 60-90%; сплошная - 100%) и высота нижней границы; при тумане, метели и других явлениях вместо нижней границы облаков может указываться вертикальная видимость;

· температура воздуха (указывается только в некотoрых случаях);

· наличие турбулентности, обледенения.

Если ожидается одновременно: видимость 10 км и более; отсутствие явлений погоды; отсутствие облаков ниже 1500 м; отсутствие кучево-дождевых облаков, - вместо групп видимости, явлений и облачности указывается "условия хорошие" (CAVOK - "Condition Altitude and Visibility Ou'Kei").

Сначала идёт основная часть прогноза. Если в течение периода метеоусловия будут изменяться, в прогноз включаются группы изменения:

· Если изменение погоды произойдёт в определённый момент времени, используется группа "от" (FM - "from"), например "от 14 ч.". Эта группа открывает самостоятельную часть прогноза, в которой должны быть перечислены все основные элементы, в том числе и те, которые меняться не будут.

· Если изменение погоды будет растянуто на некоторый период (от 1 до

· 4 часов), используется группа "изменение" (BECMG - "becoming"), в которой указывается период изменения (например, "изменение 1012 ч.") и новые значения элементов (только тех, которые изменятся). При этом подразумевается, что новые значения элементов сохранятся и после периода действия этой группы (если за ней не следуют другие группы изменения).

· Если изменения погоды будут носит временный, колебательный характер (каждый раз не более часа, а в сумме - не более половины периода прогноза), используется группа "временами" (TEMPO - "temporary"), в которой указывается период, в течение которого будут происходить колебания условий, и временные значения элементов (только тех, что будут колебаться).

Перед группами изменений погоды может указываться вероятность этих изменений, если она меньше 50% и составляет 30% или 40%, например "вероятность 40%" (PROB40). Такие данные носят ориентировочный характер и не учитываются при принятии решения на вылет.

Значения всех включенных в прогноз элементов и время их изменения следует воспринимать как наиболее вероятные с учётом возможных погрешностей (поскольку идеальный прогноз практически невозможен). Допускаемая погрешность составляет +-30 градусов по направлению ветра, +-30% по дальности видимости и высоте нижней границы самого низкого слоя облаков.

 

 

Есть региональный прогноз для взлета, но он по согласованию. ФАП 60



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 857; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.04 с.)