Нормирование рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормирование рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов.



 

1. Рабочее время
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации установлены Приказом Минтранса РФ от 21.11.2005 № 139.
Рабочее время члена экипажа воздушного судна состоит из времени полетной смены (I), времени работы на земле между полетными сменами (II) и времени перемещения в качестве пассажира по заданию (распоряжению) работодателя (III).
Важно! Нормальная продолжительность рабочего времени члена летного экипажа и бортоператора не может превышать 36 часов в неделю.
Нормальная продолжительность рабочего времени бортпроводника не может превышать 40 часов в неделю.
Важно! Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы члена экипажа не может превышать 8 часов.
В тех случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена указанная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, членам экипажей устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода не более одного месяца. Учетный период может быть увеличен до квартала с учетом мнения представителей работников (при наличии).
Продолжительность рабочего времени за учетный период не может превышать нормального числа рабочих часов.
Важно! Член экипажа освобождается от выполнения трудовых обязанностей, если он отработал установленную норму рабочего времени в учетном периоде.
Работа сверх установленной нормы рабочего времени является сверхурочной. Члены экипажа с их письменного согласия могут быть привлечены к сверхурочным работам в случаях, предусмотренных п.п. 1-5 ст. 99 ТК РФ.
Важно! Член летного экипажа имеет право отказаться от дальнейшего выполнения трудовых обязанностей, когда он настолько утомлен, что это может неблагоприятно повлиять на безопасность полета, в порядке, установленном в РПП.
В других случаях привлечение к сверхурочным работам допускается с письменного согласия члена экипажа и с учетом мнения представителей работников (при наличии) для выполнения полетов, связанных с перевозкой пассажиров, багажа, грузов и почты, и полетов при выполнении авиационных работ.
Важно! Сверхурочные работы не должны превышать для каждого члена экипажа четырех часов сверх установленной продолжительности полетной смены в течение двух дней подряд, 20 часов в месяц и 120 часов в год.
I. Полётная смена
При непредвиденных обстоятельствах, связанных с метеоусловиями, невозможностью выполнить посадку в аэропорту назначения, отказами авиационной техники в полете, и других случаях, не предусмотренных заданием на полет, командир воздушного судна обладает исключительным правом увеличить установленную продолжительность полетной смены в следующих размерах:
а) на два часа при выполнении полетной смены в минимальном составе экипажа;
б) на три часа при выполнении полетной смены в увеличенном составе экипажа.
Решение об увеличении продолжительности полетной смены экипажа оформляется командиром воздушного судна записью в задании на полет.
Важно! Продолжительность полетного времени при выполнении полетов на всех типах воздушных судов не может превышать 80 часов за один календарный месяц, 240 часов в квартал, 800 часов за календарный год.
Продолжительность полетного времени с письменного согласия члена экипажа и с учетом мнения представителей работника (при наличии) может быть увеличена до 90 часов за один календарный месяц, до 270 часов в квартал, до 900 часов за календарный год.

II. Работа на земле

Член экипажа может быть привлечен к выполнению работы на земле после завершенной полетной смены не ранее окончания времени ежедневного отдыха и не позднее 12-часового периода отдыха перед началом очередной полетной смены.

III. Перемещение в качестве пассажира

Время перемещения (перелета или переезда) члена экипажа в качестве пассажира по заданию (распоряжению) работодателя включается в рабочее время с момента явки к месту убытия, но не менее чем за 40 минут до убытия и до момента прибытия к месту назначения (размещения на отдых).

2. Время отдыха
Отдыху члену экипажа соответствует непрерывный период времени на земле, в течение которого член экипажа свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
Членам экипажа предоставляются следующие виды отдыха:
а) отдых ежедневный (отдых между полетными сменами);
б) отдых еженедельный непрерывный (выходные дни);
в) отдых ежегодный (отпуск основной и дополнительный).
Важно! Нормальная продолжительность времени отдыха между полетными сменами должна составлять не менее двойной продолжительности завершенной полетной смены и устанавливаться с учетом:
а) продолжительности времени завершенной полетной смены;
б) разницы во времени между базовым и внебазовым аэропортами по всемирно-скоординированному времени;
в) продолжительности дорожного времени во внебазовых аэропортах.
При разнице во времени по всемирно-скоординированному времени между базовым и внебазовым аэропортами четыре часа и более продолжительность отдыха между полетными сменами должна быть увеличена на 30 минут за каждый час разницы во времени с базовым аэропортом.
После пребывания в часовых поясах с разницей во времени по всемирно-скоординированному времени с базовым аэропортом четыре часа и более в течение 48 часов и более время отдыха после возвращения в базовый аэропорт должно составлять не менее 48 часов.
Если дорожное время во внебазовом аэропорту превышает 60 минут, то продолжительность отдыха между полетными сменами должна быть увеличена на продолжительность дорожного времени, соответствующего периоду с момента убытия члена экипажа после окончания полетной смены до момента его размещения на отдых, а также время с момента убытия члена экипажа от места отдыха до момента начала предполетной подготовки.
По согласованию с представителями работников (при наличии) в базовом и внебазовых аэропортах продолжительность ежедневного отдыха, в зависимости от продолжительности завершенной полетной смены, может быть сокращена до значений минимального ежедневного времени отдыха.
Важно! В базовом аэропорту при плановых ранних вылетах и поздних прилетах (с 22:00 до 06:00) работодатель предоставляет членам экипажа условия для отдыха или организует доставку членов экипажа в аэропорт и из аэропорта к месту проживания.
Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.
Еженедельный непрерывный отдых должен предоставляться, как правило, в месте постоянного проживания и включать две местные ночи по местному времени базового аэропорта.
Еженедельный непрерывный отдых (выходные дни) может предоставляться в месте фактического нахождения члена экипажа при длительном ожидании вылета (трое суток и более) во внебазовых аэропортах (на оперативной точке). При этом выходные дни члена экипажа должны быть оформлены записью в задании на полет.
Важно! Еженедельный непрерывный отдых предоставляется не реже чем через шесть рабочих дней подряд или две ночные полетные смены подряд. При этом к ночным полетным сменам относятся смены, 50% и более продолжительности которых приходится на местное время базового аэропорта с 22:00 до 06:00.
Работники воздушного транспорта имеют право на ежегодные оплачиваемые (основные и дополнительные) и неоплачиваемые отпуска в случаях, предусмотренных законодательством (см. памятки «Порядок предоставления дополнительного отпуска», «Отпуск без сохранения заработной платы», «Время отдыха», «Предоставление ежегодного основного оплачиваемого отпуска»).

5. Цели и задачи профессиональной подготовки членов экипажей воздушных судов.

Включает первоначальную (образ организации), подготовка экипажей в летных подразделениях ФАП 128 п 5.95, повышение квалификации и переподготовка (переучивание)

Профессиональная подготовка летного состава проводится

в целях достижения уровня знаний, навыков и умений,

обеспечивающего высокую безопасность, регулярность, экономическую

эффективность полетов, а также своевременные и правильные действия

членов экипажей в особых случаях и аварийных ситуациях.

3.3.2. Профессиональная подготовка летного состава включает:

+- первоначальную подготовку, переподготовку на другой тип

воздушного судна и повышение квалификации;

- подготовку в летных подразделениях.

Каждый из этих этапов должен предусматривать теоретическую

подготовку, практические занятия на авиационной технике,

тренажерную и летную подготовку.

Повышение квалификации летного состава осуществляется

в учебно-тренировочных подразделениях управлений ГА, Центрах ГА,

летных училищах, Академии ГА в установленные МГА сроки.

3.3.5. Повышение квалификации лиц командно-руководящего

состава и других авиаспециалистов осуществляется на факультетах и

курсах повышения квалификации при высших и средних учебных

заведениях ГА, УТО, Центрах ГА в соответствии с планами МГА и УГА.

3.3.6. Подготовка летного состава в летных подразделениях

проводится для допуска к самостоятельной работе, поддержания и

совершенствования уровня профессиональной подготовки.

3.3.7. Одним из основных видов подготовки экипажей воздушных

судов к действиям в особых случаях и аварийных ситуациях является

тренажерная подготовка. Она должна проводиться регулярно, согласно

программам МГА на тренажерах, соответствующих эксплуатируемым

типам воздушных судов.

+При отсутствии в гражданской авиации тренажеров

соответствующих типов воздушных судов тренировка на тренажере

заменяется тренажем в кабине воздушного судна.

3.3.8. Методическое руководство профессиональной подготовкой

летного состава осуществляется: УЛС, УУЗ МГА, ЛШО УГА.

 

 

Фап 128 5.84 Эксплуатант не допускает членов летного экипажа воздушного судна до выполнения

своих функций, если они не прошли подготовку по разработанной эксплуатантом программе

подготовки, которая обеспечивает надлежащую подготовку членов летного экипажа для

выполнения возложенных на них обязанностей и:

(в ред. Приказа Минтранса России от 22.11.2010 N 263)

а) предусматривает средства наземной и летной подготовки, а также преподавателей и

инструкторов соответствующей квалификации;

б) состоит из наземной и летной подготовки на типе (типах) воздушных судов, на котором

работают члены летного экипажа;

в) включает отработку взаимодействия членов летного экипажа, а также обучение действиям

при всех видах аварийной и исключительной обстановки или режима, вызванных

неисправностями силовой установки, планера или систем, пожаром или другими отрицательными

факторами;

г) включает подготовку в целях приобретения знаний и навыков, касающихся схем

визуальных полетов и полетов по приборам в предполагаемом районе выполнения полетов,

ограничений человеческих возможностей («человеческого фактора»), включая знания об

опасности их проявления при выполнении полетов, о предотвращении ситуаций, приводящих к

выходу за ограничения человеческих возможностей, о предотвращении ошибок и их исправлении,

перевозки опасных грузов воздушными судами;

(пп. «г» в ред. Приказа Минтранса России от 22.11.2010 N 263)

д) обеспечивает проведение обучения с таким расчетом, чтобы все члены летного экипажа

знали функции, которые они должны осуществлять, и как эти функции связаны с функциями

других членов экипажа воздушного судна, в том числе при выполнении нештатных или

аварийных процедур;

е) предусматривает следующее:

ознакомление вновь принятого на работу члена летного экипажа с его обязанностями и

функциями, требованиями эксплуатанта по выполнению полетов;

не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев подготовку по аварийноспасательному оборудованию воздушного судна и тренировку процедур аварийной эвакуации на

суше;

(в ред. Приказов Минтранса России от 22.11.2010 N 263, от 27.12.2012 N 453)

подготовка по перевозке опасных грузов, включая сдачу экзамена - не реже одного раза в

течение последовательных 24 месяцев, если планируется осуществлять перевозку опасных грузов;

(в ред. Приказов Минтранса России от 22.11.2010 N 263, от 27.12.2012 N 453)

тренировку процедур аварийной эвакуации на воде не реже одного раза в течение

последовательных 24 месяцев, если планируется осуществлять полеты над водными объектами,

при полетах над которыми необходимо иметь оборудование, предусмотренное пунктом 2.18.4

настоящих Правил;

(в ред. Приказа Минтранса России от 27.12.2012 N 453)

не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев теоретическую подготовку к

выполнению полетов в особых условиях, включая сдачу экзамена;

(в ред. Приказа Минтранса России от 27.12.2012 N 453)

теоретическую подготовку и тренировку по выводу воздушного судна из сложного

пространственного положения, предсрывных режимов, режима сваливания - не реже одного раза в

течение последовательных 36 месяцев;

(в ред. Приказа Минтранса России от 27.12.2012 N 453)

теоретическую подготовку к полетам в условиях RVSM и RNP, включая сдачу экзамена до

начала выполнения полетов в указанных условиях на вновь освоенном типе воздушного судна,

если планируется осуществлять полеты в условиях RVSM и RNP;

(в ред. Приказа Минтранса России от 27.12.2012 N 453)

при выполнении международных полетов в воздушном пространстве государств, не

использующих при ведении радиотелефонной связи русский язык - подготовку и проверку знания

английского языка в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил

«Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию

воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской

авиации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12

сентября 2008 г. N 147, а также процедуры изучения правил, изложенных в сборниках

аэронавигационной информации государства, в воздушном пространстве которого планируется

выполнять полеты;

(в ред. Приказа Минтранса России от 27.12.2012 N 453)

не реже одного раза в течение последовательных 36 месяцев подготовку в области

авиационной безопасности;

(в ред. Приказа Минтранса России от 27.12.2012 N 453)

не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев теоретическую подготовку к

выполнению полетов в условиях сдвига ветра, включая сдачу экзамена, и тренировка на летном

тренажере, включая проверку;

(в ред. Приказа Минтранса России от 27.12.2012 N 453)

не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев теоретическую подготовку к

выполнению маневров и действий при срабатывании систем предупреждения о близости земли,

включая сдачу экзамена, и тренировка на летном тренажере, включая проверку;

(в ред. Приказа Минтранса России от 27.12.2012 N 453)

теоретическую подготовку к выполнению маневров и действий при срабатывании БСПС,

включая сдачу экзамена, и тренировку на летном тренажере, включая проверку - не реже одного

раза в течение последовательных 12 месяцев, если планируется осуществлять полеты, на

воздушных судах, оборудованных БСПС;

(в ред. Приказа Минтранса России от 27.12.2012 N 453)

не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев тренировку на летном

тренажере по сценарию обстановки реального полета по маршруту;

(в ред. Приказа Минтранса России от 27.12.2012 N 453)

не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев теоретическую подготовку по

знанию систем воздушного судна и умению определять его летные характеристики, включая сдачу

экзамена;

(в ред. Приказа Минтранса России от 27.12.2012 N 453)

не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев теоретическую подготовку к

выполнению полетов КВС с правого пилотского сидения, включая сдачу экзамена, тренировку на

летном тренажере или на воздушном судне, включая проверку КВС, если выполнение таких

полетов предусмотрено в РПП;

(в ред. Приказов Минтранса России от 22.11.2010 N 263, от 27.12.2012 N 453)

не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев теоретическую подготовку к

выполнению заходов на посадку и посадок в условиях II/III категории ИКАО и взлетов при

видимости на ВПП менее 400 м, включая сдачу экзамена, и тренировку на летном тренажере,

включая проверку, если планируется выполнять взлеты и посадки в указанных условиях;

(в ред. Приказа Минтранса России от 27.12.2012 N 453)

теоретическую подготовку не реже одного раза в течение последовательных 7 месяцев к

выполнению нормальных процедур выполнения полетов и к действиям в аварийных ситуациях,

включая сдачу экзамена, и тренировку на летном тренажере, включая проверку;

(в ред. Приказа Минтранса России от 27.12.2012 N 453)

не реже одного раза в течение последовательных 36 месяцев тренировку на летном

тренажере по отказам всех систем, не относящимся к аварийной ситуации, включая проверку;

(в ред. Приказа Минтранса России от 27.12.2012 N 453)

не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев проверку выполнения

нормальных процедур на воздушном судне;

(в ред. Приказа Минтранса России от 27.12.2012 N 453)

не реже одного раза в течение последовательных 36 месяцев теоретическую подготовку и

тренировку по управлению ресурсами кабины экипажа воздушного судна;

(в ред. Приказа Минтранса России от 27.12.2012 N 453)

не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев оценку управления ресурсами

кабины экипажа воздушного судна на тренажере и на воздушном судне.

(в ред. Приказа Минтранса России от 27.12.2012 N 453)

 

6. Первоначальная подготовка членов экипажей воздушных судов.

 

В настоящие время существует 18 приложений к Чикагской Конвенции:

 

1."Требования к личному составу гражданской авиации при выдаче свидетельств". Определяются требования к квалификации, необходимые для получения свидетельств членов экипажа воздушного судна и наземного персонала, а также устанавливает медицинские требования для получения этих свидетельств (командир корабля - до 60 лет, штурман - без ограничений).

На основе приложения 1 построен ФАП 147

Приказ Минтранса России от 12.09.2008 N 147 (ред. от 16.09.2015) "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации"

 

Doc 7192-AN/857 «Руководство по обучению часть В-5. Комплексный курс подготовки пилотов коммерческой авиации»

Первоначальная подготовка летного состава в учебных заведениях ГА проводится в целях получения и закрепления профессиональных знаний и умений, удовлетворяющих тре­бованиям, предъявляемым при выдаче свидетельств авиаспециалистам, и необходимых для выполнения функциональных обязанностей в качестве члена летного экипажа ГА (об этом см. также гл. 5, и. 5.2.1).

Первоначальная подготовка пилотов проводится в средних и высших летных учили­щах ГА, штурманов - в высших летных училищах ГА, бортинженеров (бортмехаников) - в институтах ГА (авиационно-технических училищах) с последующим прохождением пере­подготовки и вводом в строй, бортрадистов (летчиков-наблюдателей), бортоператоров, вы­полняющих специальные работы, - при прохождении подготовки по специальным програм­мам (учебная база для подготовки этих специалистов определяется ФАВТ при МТ России).

КУЛП (курс учебно-лётной подготовки) — руководство, определяющее методику обучения пилотов. Для разных типов воздушных судов имелся свой КУЛП. Содержимое курса состояла из двух основных частей: теоретической и лётной подготовки.

 

4.2.2. Первоначальная подготовка проводится:

 

- пилотов - в высших и средних летных училищах ГА;

 

- штурманов - в высших летных училищах ГА;

 

- бортинженеров (бортмехаников) - в институтах ГА (авиатехнических училищах) с последующим прохождением переподготовки и ввода в строй;

 

Её можно пройти в России тремя путями (по крайней мере, де-юре, что подтверждается актуальным сертификатом авиационного учебного центра Ульяновского института гражданской авиации).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.073 с.)