Особенности полета в условиях атмосферной турбулентности.
Содержание книги
- Специализация олр и Профиль лэгвс
- Летная эксплуатация воздушных судов
- Условия формирования гроз и сопутствующих ей опасных явлений погоды. Меры безопасности при полетах в условиях грозовой деятельности.
- Вертикальные и горизонтальные сдвиги ветра. Влияние их на взлет и посадку ВС и полеты на малой высоте.
- Прогнозы погоды по маршруту. Виды прогнозируемой информации, формы предоставления в зависимости от эшелона полета, сроки действия.
- Воздушные массы, их классификация (географическая и термодинамическая), погода и условия полетов.
- Атмосферные фронты и метеорологические условия полетов в них.
- Циклоны, условия формирования, стадии развития, погода и условия полетов в разных частях циклона.
- Безопасность полетов воздушных судов гражданской авиации. Пути повышения безопасности полетов.
- Показатели безопасности полетов. Приемлемый уровень безопасности полетов.
- Факторы опасности и факторы риска.
- Человеческий фактор в системе обеспечения безопасности полетов.
- Система управления безопасностью полетов в гражданской авиации Российской Федерации.
- Федеральные органы расследования авиационных происшествий и инцидентов. Разграничение полномочий и ответственности между ними.
- Классификация авиационных событий и их характеристика.
- Состав первоначального донесения об авиационном происшествии.
- Структура Системы управления безопасностью полетов эксплуатантов, выполняющих коммерческие воздушные перевозки.
- Взлет и посадка в условиях сдвига ветра.
- Взлет и посадка в условиях спутного следа.
- Влияние условий эксплуатации на взлетные характеристики самолета.
- Ограничение числа М в полете.
- Ограничения максимальной скорости полета.
- Ограничения минимальной скорости полета.
- Основные пути экономии топлива по этапам полета.
- Особенности полета в условиях атмосферной турбулентности.
- Особенности полета в условиях обледенения.
- Расчет заправки, предельно допустимой взлетной массы, коммерческой загрузки.
- Истинная и приборная скорость полета.
- Нормативные и методические документы, регламентирующие летную деятельность.
- Нормирование рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов.
- Повышение квалификации членов экипажей воздушных судов.
- Перерыв в работе является допуском к работе
- Фап 128 в изменении апр 20г периодичность проведения – перед первым сам и при выполнении особых полетов.
- Организация работы экипажа воздушного судна в полете.
- Контроль и анализ деятельности экипажей воздушных судов.
- Разбор полетов. Цели и задачи проведения разборов полетов.
- Понятие и сущность летно-методической работы, основные задачи.
- Аэродинамика и динамика полета
- Полная аэродинамическая сила
- Характеристики горизонтального полета
- Расчет количества топлива на полет, составляющие компоненты количества топлива.
- Структура и принцип работы инерциальной системы.
- Характеристика и применение радиомаяков VOR .
- Уровни интенсивности метеорологических осадков
- Причины столкновений ВС с препятствиями и пути их предотвращения. Расчет безопасных высот для полета по маршруту по ппп и пвп.
- Принцип работы барометрического высотомера. Уровни начала отсчета барометрической высоты, правила установки давления.
- Виды начального этапа захода на посадку.
- Правила входа в процедуру типа «ипподром».
- Точные и неточные заходы на посадку. Виды и особенности применяемых эксплуатационных минимумов для взлета и посадки ВС.
Атмосферная турбулентность — одно из характерных свойств атмосферы Земли, состоящее в беспорядочном изменении давления, температуры воздуха, скорости и направления ветра.
При полете в неспокойном воздухе на ЛА действуют порывы ветра различ-ного направления. Порыв ветра может изменить углы атаки, скольжения и ско-рость набегающего потока, вследствие чего изменятся величины аэродинами-ческих сил и их моментов, которые, в свою очередь, вызывают нарушение рав-новесия самолета и изменение величины перегрузки.
Вектор скорости порыва ветра, действующего на самолет, можно разделить на составляющие.
Горизонтальный порыв Vx не оказывает существенного влияния на равновесие, а перегрузка изменяется на небольшую величину, так как изменение подъемной силы и лобового сопротивления незначительно.
Боковой порыв Vz вызывает нарушение бокового равновесия самолета, что является опасным только при полете на больших углах атаки.
С точки зрения безопасности полета наибольшее значение имеют вертикальные воздушные потоки: восходящие и нисходящие. При попадании самолета в восходящий поток существуют следующие опасности:
- выход на большие углы атаки и сваливание самолета;
- получение перегрузки больше допустимой и разрушение самолета в воздухе.
При попадании самолета в восходящий поток Wy угол атаки увеличивается на величину A(zw (рис. 7.4). Величину угла приращения можно рассчитать по формуле
(7.1)
Из анализа формулы (7.1) следует вывод, что для уменьшения прироста угла атаки и предотвращения выхода самолета на сваливание необходимо держать большую скорость полета.
Рассмотрим влияние порыва ветра с точки зрения изменения перегрузки. Известно, что в установившемся горизонтальном полете сумма вертикальных сил, действующих на самолет, равна нулю, а перегрузка равна единице
При попадании в восходящий порыв происходит быстрое увеличение угла атаки и, следовательно, увеличение подъемной силы
Перегрузка может стать больше допустимой и произойдет разрушение или деформация самолета. Приращение перегрузки под действием порыва ветра можно записать в виде
Из анализа формулы (7.2) следует, что для уменьшения приращения перегрузки необходимо полет выполнять на меньшей скорости.
Делая вывод из вышесказанного, можно сделать заключение, что полет самолета в турбулентной атмосфере должен выполняться на какой-то расчетной приборной скорости (числе М), нарушение которой может вызвать следующие ненормальности при эксплуатации:
1. Полет на излишне малых приборных скоростях, где углы атаки большие, недопустим, так как восходящий поток может вывести самолет на около- критические углы атаки, при которых возможен сваливание самолета, хотя опасность возникновения больших перегрузок отсутствует.
2. Полет на скорости более расчетной также недопустим, так как при попадании в восходящий порыв на самолете возможно появление больших перегрузок.
|