Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критика Как применение марксистского анализа↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 37 из 37 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
...Некоторые критики концентрируют внимание на историческом революционно-социалистическом проекте, предлагаемом (при ее возникновении) теологии освобождения группой „Христиане за социализм”. История показала, что насаждение социализмов осуществлялось путем насилия, террора, злоупотреблений групп, становившихся лидерами революционного процесса, когда цель оправдывала средства, независимо от какой-либо этики. Социалистические режимы не дали ничего общего с утопией, о которой мечтали теологи освобождения... В связи с этим теологию освобождения критиковали также и за недооценку социальной доктрины церкви, за обращение к марксистскому анализу. Теологи освобождения рассматривали социальную доктрину церкви как реформистскую, не идущую дальше буржуазной неолиберальной христианской демократии и являющуюся в связи с этим орудием господствующих классов... Теология освобождения наполнила содержанием общие положения, встречающиеся в социальной доктрине, и исправила в ней то, что поддерживало господствующую капиталистическую идеологию. Давая таким образом определение марксистского анализа, теология освобождения не заметила некоторых фундаментальных проблем современного мира, таких как гнет технологии, технократии, элиты правящих группировок, потребительство, эгоцентризм, исключительная защита личных интересов без какого-либо внимания ко всему обществу и т. п....Эти проблемы свойственны как капиталистической, так и социалистической системе... Что касается марксистского анализа, то он воспринимается не целиком и не на уровне простого социального анализа. Из него берутся лишь некоторые элементы, отделяемые от теоретического комплекса, без заботы о том, оправдана ли такая операция с марксистской точки зрения. Цель состоит не в сохранении верности марксистскому анализу или в теоретическом оправдании теологии освобождения перед специалистами по марксистским общественным наукам, но в точном понимании социальной действительности Латинской Америки. И по мере того как некоторые категории марксистских социальных аналитиков способствуют этой цели, теологи освобождения используют этих аналитиков, не давая какой-либо клятвы верности марксистской ортодоксальности...
Что касается социалистического революционного проекта, то теологи освобождения достаточно модифицировали свою концепцию. Вместо термина „социалистический”, практически относящегося к существующим реальным социализмам, эти теологи работают над идеей „альтернативной системы”, которую следует создать исходя из чаяний, реальных условий, конкретных действий, уже бытующих в нашем христианском латиноамериканском народе. В этом контексте основополагающую роль играет опыт Никарагуа, где Сандинистская революция реализовала различные условия и теоретические построения теологов освобождения. Это — альтернатива капиталистической системе... В Никарагуа приложили усилия, чтобы сохранить плюрализм, уважение к свободе и основополагающим ценностям, которые защищает христианское учение о человеке. И там теологи освобождения могут также продолжить свою критическую деятельность, диалектическое движение от практики к теории, от действия к размышлению, к политической реализации и теологическим суждениям. Поэтому там находится истинная лаборатория теологии освобождения. Кроме того, последние изменения и новая политико-церковная конъюнктура на Кубе подтверждают возможность осуществления внутри реаль ного социализма критической освободительной функции теологии освобождения. Естественно, эти слишком близкие к нашему времени факты не могут стать объектом адекватных и подробных размышлений. Но несомненно, что речь идет об уже вырисовывающихся на горизонте знамениях времени. Libanio J. В. Тео log іа de la liberation. Guia didactica para su estudio. - Bilbao, 1989. - P. 44-45, 173-176, 180-181, 183,187-188, 190-193, 198, 203. ПРИМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ Слово к читателю 1 Теологический - от слова „теология” (синоним богословия) - комплекс религиозных доктрин о сущности и деятельности Бога. 2 Прагматический - от слова „прагматизм” - философское учение, отрицающее возможность познания объективной истины и законов исторического развития. 3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 20. - С. 22. 4 Толстой Л. Н. Поли. собр. соч. - М., 1957. - Т. 23. - С. 332. 5 Ис V, 20. 6 По официальным данным, численность христиан превышает ныне 1,6 млрд, человек; всего же в мире признают себя приверженцами так называемых „мировых” (наиболее распространенных) религий - христианства, ислама, буддизма, конфуцианства, иудаизма, сикхизма - около 4 млрд, человек; неверующими считают себя 820 млн. человек (см. приложение, табл. 2 и 3).
7 МфХХІ, 12-13. 8 Очерки новой и новейшей истории Мексики. - М., 1960. - С. 73. 9 Мф V, 44 10 I Ин III, 18. 11 Иак II, 14, 17. 12 Иак II, 26. 13 Богословы гандистского толка - последователи гандизма - социально-политической и религиозно-философской доктрины, названной по имени своего основателя известного индийского философа М. ІС Ганди (1869-1948). 14 Мф XXV, 41-43. 15 Лк VI, 20-21,24. 16 Сакральное - обрядовое, священное. Сакрализация - наделение людей, предметов и явлений священным в религиозном понимании содержанием; подчинение религиозному влиянию всей общественно-политической и культурной жизни общества. 17 Новый завет - синоним Евангелия. Синоним Библии -’Ветхий завет. Вместе Ветхий и Новый заветы составляют Библию. Библию и Евангелие называют также Священным или просто Писанием. 18 Лк IX, 56. 19 Boff L. Е a Igreja se fez povo. Sao Paulo, 1986. - P. 104. 20 Трансцендентный - выходящий за пределы чувств и опыта; нередко синоним божественного. 21 Gutierrez G. Teologia de la liberation. Perspectivas. - Lima, 1971. - P. 40. 22 Царство Божье (царство) - идеальное общество, возможное лишь на небесах (в раю), в „истинной” и „вечной” жизни после смерти (за гробом). 23 Assmann Н. Teologia desde la praxis de liberation. - Salamanca, 1976. - P. 154. 24 Segundo J. K. The Liberation of Theology. - N. Y., 1979. - P. 3. 25 Gutierrez G. Op. cit - P. 237. 26 Социетальный - общественный, совокупный. 27 Betto, fray. Fidel у la religion. - La Habana, 1985. - P. 157. 28 Маргинальный - от слова „маргинал” - деклассированный элемент, синоним люмпен-пролетариата. 29 Низовые (базовые, церковные или христианские) общины - неформальные группы католиков во главе со священником или без него, занимающиеся религиозноПросветительской, а иногда и политической деятельностью. Их называют также народной церковью. 30 Апостолы - 12 учеников Христа, сопровождавших его в странствиях; проповедники; убежденные агитаторы за что-либо. Апостолат — деятельность социального характера, непременно включающая распространение Евангелия и социальной доктрины церкви, обычно под руководством священника. 31 Соловьев В. С. Соч. в 2-х томах. - М., 1988. - Т. 2. - С. 3. 32 Лафарг П. Благотворительность. Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. - М., 1988. - С. 340. 33 Der Lumpenproletarier (нем.) - люмпен-пролетарий (нищий, бродяга, уголовный элемент и т. п.). 34 Лафарг П. - Указ. соч. - С. 340. 35 I Кор V, 1-3. 36 I Кор V, 6-11. 37 Latinoamerica Press. - 1982. - И de febrero. - Р. 6. Теология освобождения: истоки и тенденции 1 Пастырские конституции - общее название официальных документов II Ватиканского собора. Пастырский - от слова „пастырь” (пастух) - священнослужитель, работающий с верующими (паствой или овцами). Восходит к словам Иисуса, сказанным св. Петру: „...паси агнцев Моих” (Ин XXI, 16). Пастырскими посланиями обычно называют свои открытые письма папа и епископы. Пастырская ориентация - направление христиан на работу, имитирующую деятельность священника. 2 Dussel Е. Histoire et theologie de la liberation. Perspective latmo-americaine. - P., 1974. - P. 111. 3 Toaldo E. Chiesa e rivoluzione nel terzo mondo. - Milano, 1971. - P. 39. 4 Фарисеи - религиозная секта из Ветхого завета; синоним - „лицемеры”. 5 L’Unita. - 1968. - 1 luglio. 6 Herder Korrespondenz (Freiburg). - 1982. - Nr. 11. - S. 544. 7 The New Encyclopaedia Britannica. - VoL 7. - Chi., 1987. - P. 330. 8 Envio (Managua). - 1986. - N 58. - P. 2c. 9 Персонализм - теистическое направление современной буржуазной философии, признающее первичность и высшую духовную ценность личности, считающее весь мир проявлением творческой активности Бога.
10 Экзистенциалистский - от слова „экзистенциализм” - „философия существования”, считающая бытие непосредственной и непознаваемой целостностью субъекта и объекта. 11 Герменевтический - от слова „герменевтика” - теория толкования древних текстов. 12 Франкфуртская школа - направление в немецкой философии и социологии, пытавшееся сочетать Маркса с Гегелем и Фрейдом. 13 Новые левые - комплекс разнородных леворадикальных течений и политических движений. 14 Chiti Batelli A. I cattolici del dissenso e ГЕигора. - Verona, 1979. - P. 38. 15 Эсхатологический - от слова „эсхатология” - учение о загробной жизни, о конечной цели истории человечества (Царстве Божьем). 16 Scannone J. С. Teologia de la liberation у praxis popular. Aportes cnticos para una te- o logfade la liberation. - Salamanca, 1976. - P. 55. 17 Libdration ou adaption?La theologie africaine s’interroge. - P., 1979. - P. 10, 53. 18 Миссия, миссионерская деятельность, миссионерство христиан связаны с религиозными убеждениями в том, что спасение души зависит исключительно от Откровения (сообщения истины непосредственно Богом), а потому задача христиан - распространять Евангелие (евангелизировать) всех людей Земли. Миссионеры - распространители вероучения.
,,Каравеллы возвращаются обратно’’ - широко употребляемая в последнее врейя метафора: некогда каравеллы Колумба, олицетворявшие Европу, принесли Америке христианство, а ныне Америке и вообще „третьему миру” есть что дать Европе. Impulse der Befreiungstheologie fur Europa: Ein Lesenbuch. - Grunenwald, 1988, - S. 165, 185. Экуменический - вселенский, относящийся ко всей церкви; в последнее десятилетие так называется любая деятельность, относящаяся к объединению или более или менее тесным связям различных христианских конфессий. См. Дерюгин С В. Теология освобождения и революционные процессы в Латинской Америке (70-е и 80-е годы)/Автореф. на соиск. ученой степени канд. ист. наук. -М., 1989. - С. 15-16. Girardi G. Cristiani per il socialismo: perche? Questione cattolica e questione socialists. - Assisi, 1979. - P. 13. Religione, opio о strumento della liberazione? - Verona, 1972. - P. 13. D’Avanzo B. Chiesa e liberazione in America Latina. Da un ethos del sistema ad un ethos di liberazione. - Bologna, 1988. - P. 15. Энциклика - обращение папы римского ко всем верующим Земли. Энциклики являются основой социальной доктрины католической церкви. Спасение (освобождение) - реализация таинственного союза с Богом во имя конечного Божьего предначертания - загробного царства.
Le scelte е le tesi dei „Cristiani per il socialismo”. АПа luce dell’insegnamento della chiesa. - Torino, 1979. - P. 19. La Civiltd Cattolica. - 1980. - 19 aprile. - P. 132. Time. - 1984. - 3. Sept - P. 49. Догматический, здесь - основанный на догматах. Догмат - основное положение, базис учения. LaCroix (Paris). - 1984. - 14 septembre. IlPopolo (Roma). - 1988. - 9giugno. L’Unita. - 1988. - 16 maggio. Boff L.,*Boff C. Como hacer teologfa de la liberation. - Madrid, 1985. - P. 42. Cambio-16. - Madrid, 1984. - 22-29 de octybre. - P. 65. D’Avanzo B. Op. cit - P. 24. L’Unitd. - 1984. - 23 settembre. The Economist. - L., 1984. - 13-19 October. - P. 24. La Croix. - 1984. - 14 septembre. Цит. по: Проблемы мира и социализма. - 1975. - №6. - С. 57. D’Avanzo В. Op. tit. - Р. 15. Ibid. - Р. 136. Cambio-16. - 1984. — 22-29 de ocrubre. - P. 65. D’Avanzo B. - Op. cit. - P. 42. Cristianismo у sociedad. - Mexico, 1985. - N 83. - P. 70. I. Место в современной католической церкви Рационалистический - от слова „рационализм” - философское учение, признающее разум основой познания и поведения людей. Функциональный - от слова „функционализм” - в социологии: методологический принцип анализа, основанный на вычленении исследуемого объекта, разложении его на основные части и выявлении зависимости между ними. Отец, здесь - Бог, а может означать и священника; св. отец - папа римский. Братья - все люди („братья во Христе”), а могут быть также и монахи (фрай Бет- то - брат, т. е. монах Бетго). Оппортунизм - соглашательство и открытая капитуляция. Критическое сотрудничество - в последние десятилетия излюбленная формула, которой определяет свое отношение к не особенно популярным правительствам католическая церковь. Имеется в виду, что оказывая им поддержку, церковь выступает и с критикой их деятельности. II. Позиция католической высшей церковной иерархии 1 Литургия - Христианское церковное богослужение. 2 Магнификат - величание (гимн); молитва под названием „Славься”. Дева Маг- ^ификат — мадонна (Дева Мария), которой поют славу. 3 Исход - раздел Ветхого завета, повествующий об уходе иудеев из Египта, где они находились в рабстве. В переносном смысле обычно означает коренную перемену, движение по пути к освобождению. 4 Дуализм - философское учение; здесь - двойственность. 5 Имманентный - внутренне присущий, следующий философии, отрицающий существование объективного мира вне сознания. 6 Иерархический - от слова „иерархия” - служебная лестница, ряд должностей от низших к высшим. Высшая церковная иерархия или просто иерархия. Иерархи - папа, кардиналы и епископы. Их также называют „князья (принцы) церкви”. 7 Мессианство - вера в пришествие божественного Спасителя (мессию). 8 Секуляризация - освобождение от церковного влияния. 9 Духовное обращение или просто обращение - восприятие христианского вероучения. 10 Цивилизация любви - желательное включение христианских идеалов в общественную жизнь, недостижимое на этом свете и полностью реализуемое в Царстве Божьем. 11 Знамения времени - основные события в жизни общества, определяющие сложившуюся ситуацию. В энциклике „Пацем ин террис” Иоанн XXIII говорил о трех „знамениях времени”: экономико-социальный рост рабочего класса, включение женщины в общественную жизнь и получение „покоренными народами” (странами „третьего мира”) независимости (см. Окружное послание „Мир на Земле”. - Ватиканская типография Полиглота, 1963. - С. 13-14).
12 Искупление - в результате страданий распятого Христа каждый человек, несмотря на первородный грех (знаменитый запретный райский плод, который попробовали наши прародители - Ева и Адам), получает освящающую милость, милостивый дар, состоящие в возможности спастись от грехов и начать счастливую вечную жизнь. Сообщение об этом называется Благой вестью. 13 Катехизис - краткое изложение основ вероучения в виде вопросов и ответов, предназначенное для начального обучения. 14 Агностицизм - философское учение, отрицающее возможность истинного познания окружающей человека действительности. 15 Божий город - синоним Царства Божьего. 16 Временный порядок - синоним временной жизни: по христианскому учению человек на этой Земле - гость, а истинная его родина - Царство Божье. 17 Продвижение человека - имеется в виду улучшение его материального положения. 18 Учитель, здесь - Христос. 19 Преемник св. Петра - папа римский. Он также считается римским первосвященником и епископом Римской епархии. 20 Римская Курия (Курия) - центральный административный аппарат римско-католической церкви (конгрегации, секретариаты, советы и т. п.), возглавляемый папой. 21 Святой (Апостольский) престол - синоним Ватикана, но не как государства, а как места правления папы римского, выступающего в данном случае в качестве не политического, а религиозного деятеля, главы всей католической церкви. 22 Онтологически - доказывая существование Бога из наличия понятия о Боге. 23 Монизм - философское учение, считающее основой всего существующего единое начало (субстанцию). 24 Евангелисты: здесь - евангельские христиане, последователи близкого к баптистам течения протестантской церкви. 25 Пакс - пацифистско-социальная польская светская католическая организация. 26 Каритас - Международная конференция католической благотворительности; ийеет ответвления во многих странах. 27 Boff L. Nowe przyjacie Jesusa w Ameryce Poludniowej// W drodze. - 1977. - N 4|. - S. 31-39. 28 Kurek A. Ewangelizacja wyzwolenia4czlowieka//Chrzescijanin w swiecie. - 1982. - N Ц1. S. 91. Отметим, что ксендз А. Курек трактует теологию освобождения как „программу национально-освободительной борьбы”. Это недоразумение, так как теология освобождения концентрирует внимание на социальном, а не национальном освобождении. Этот последний вопрос она считает областью деятельности национальной буржуазии, с которой эта теология себя не идентифицирует, ибо программы национальной буржуазии не в состоянии решить главную задачу достижения реального освобождения, то есть преодоления несправедливых общественных структур. 29 Sikorski Т. Ubostwo i solidarnosc. Z teologii wyzwolenia//Wiez, 1976. - N 4. - S. 2Ch Другим примером публикации, подобных которой (по тону) позднее уже не было, явилась статья Альмиры Р. Гуимараеса, опубликованная в девятом номере ежемесячного церковного журнала „В дродзе” за 1978 год. Там, между прочим, мы читаем: <В классовой борьбе, ареной которой является Латинская Америка, должна принятъ участие церковь. Встает, однако, вопрос, не рискует ли автор (рассматриваемого Гуимараесом произведении, т. е. Г. Гутьеррес. - В. Мыслек), столь решительно высказываясь за необходимость перемен, вызвать болезненный раскол? И не противостоит ли включение в классовую борьбу евангельскому посланию о мире в человецех? Отвечая на эти вопросы, следует добавить, что единство латиноамериканской церкви по существу уже лишь видимость. И „это внешнее единство в своей основе является маскировкой фактического раскола христиан, возникшего на базе различий в выборе пути”...> Теология освобождения - это „теология поисков временных схем, находящаяся в стадии развития. Нет сомнения, что такой способ занятия теологией может сильно шокировать. Евангелие стимулирует христиан Латинской Америки к конкретному выступлению на стороне Царства, которое приближается”. 30 Ze Stolicy Piotrowey//Tygodnik Powszechny. - 1979. - N 9. 31 О мирян иван ие - усиление внимания к повседневным (мирским, светским, временным, земным) проблемам вместо акцента на религиозных аспектах (духовное, вечное, церковное). 32 Ортодоксальный - от слова „ортодоксальность” - правоверность; фанатичная убежденность в своей правоте, в знании истины в последней инстанции. 33 Ипотека - ссуда под залог недвижимости. III. Мировоззренческие основы 1 Метанойя - нечто, что человеческий ум не способен понять. 2 Традиция: здесь - труды отцов церкви (апостолов, пап). 3 Христология - изучение всего, связанного с Иисусом Христом. 4 Мистика — религиозная практика переживания непосредственного единения с Богом; совокупность теологических и философских доктрин, осмысляющих такую практику. 5 Освободитель: здесь - Боливар-и-Понте Симон Хосе Антонио (1783-1830) - венесуэльский патриот, государственный деятель и полководец, один из лидеров Войны за независимость испанских колоний в Америке (1810-1826). 6 Синод - собрание епископов; совещательный орган при папе римском. 7 Молох — финикийское божество, отличавшееся особой свирепостью; символ кровожадности. 8 Garcia Ismaet Justice in Latin American Theology of Liberation. - Atlanta: John Knox Press. - 1987. - 210 p. 9 Добрый Самаритянин - житель Самарии из притчи Иисуса: сжалился над раненым разбойником, оказав ему первую помощь, довез до гостиницы и заплатил за его пребывание там (Лк X, 30-35). Самаритянами называют добрых и отзывчивых людей, щедрых на милосердие и благотворительность. 10 Ошибка с Галилеем - католическая церковь в свое время объявила Г. Галилея еретиком; он был реабилитирован нынешним папой Иоанном Павлом II, публично Признавшим, что тогда церковь ошиблась. 11 Спаситель (Искупитель) - Христос. Он же Галилеянин (от имени страны Галилеи из Писания), а также Ниспровергатель из Назарета. 12 Лакуна - пробел, пропуск. 13 Епископская конференция - собрание епископов; высший орган национальной католической церкви. В мире существует более трехсот епископских конференций. 14 Константинианство - синоним клерикализма, стремления церкви к установлению своего влияния в политической жизни. Связано с так называемым „Константиновым даром” - составленным (по-видимому в середине VIII в.) при папском дворе фальшивым документом, по которому римский император Константин (IV в.) якобы «передал папе римскому верховную власть над всей западной частью Римской империи. В Средние века с помощью этой подделки папство стремилось обосновать свои притязания на политическое господство в Западной Европе. О периоде усиления клерикализма говорят также „ (эпоха) Константина1’ или „константинианство”. 15 Патристика - труды и доктрина отцов церкви, а также учение о них. 16 Универсализация - от слова „универсальный” - всеобщий, всеобъемлющий, повсеместный, разносторонний. Католическая церковь считает себя универсальной или даже вселенской. 17 Харизматика: в Новом завете - таинственная ценность божественной милости, данной человеку, например способность исцелять, проповедовать, владеть иностранными языками; в последнее время стала означать необычные способности. 18 Эклезиологический - церковного направления. 19 Популизм - политические течения, апеллирующие к народу; общественные движения, выступающие за неклассовые пути социальной эволюции и перескакивание стадии капитализма путем использования общин и артелей, предоставления приоритета развитию сельского хозяйства. 20 Антропология - учение о человеке. 21 Среди 120 участников V ассамблеи СОТЕР были Леонардо и Клодовис Боффы, а также фрай Бетто. 22 Поссейро - арендатор. 23 „Политика для быков” - политика, направленная на всемерное развитие животноводства, нередко без учета местных условий и в ущерб окружающей среде. 24 Пеон - поденщик. 25 Кёльнское заявление было подписано 6 января 1989 г. 163 теологами Австрии, Нидерландов, Швейцарии и ФРГ. Вскоре подписавших стало 170. Еще 50 теологов поддержали этот документ, хотя и не подписали его. 26 Нунциатура - папское дипломатическое учреждение, институт ватиканских послов. Нунций — полномочный посол государства Ватикан. 27 Конкордат - договор Ватикана об отношениях государства с национальной католической церковью. 28 Инкультурация: здесь - включение местной культуры в традиционные христианские обряды. 29 Пятикнижие - разделы Ветхого завета (в тексте перечисляются их названия). 30 Десятина - налог с населения на содержание духовенства. 31 Грош св. Петра - добровольное денежное пожертвование в пользу папы римского. Собирается во всех странах. IV. Практическая деятельность 1 Колон - батрак, издольщик, арендатор (в зависимости от страны проживания). 2 Конформизм - приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, безпринципность. 3 Народные радиошколы - школы, в которых занятия проводятся на испанскЬм и кечуа с широким использованием радиопередач. 4 Католическое рабочее действие (АКО) - светская организация с церковным советником; создавалась во многих странах мира с целью евангелизации рабочего класса; в настоящее время немало национальных АКО стоят на прогрессистский позициях и включаются в антиимпериалистическую борьбу. 5 От яслей к кресту - от рождения до смерти и воскресения Христа: он родился на конюшне (в яслях - кормушке для лошадей). 6 Евхаристический - связанный с таинством причащения. 7 Синкретизм - слияние верований и обрядов различных религий. 8 Gutierrez G. Theologia della liberazione. - Brescia, 1972. - P. 22. 9 Суперьор - глава мужского монашеского ордена. 10 Общество Иисуса - орден иезуитов. 11 Целибат - обет безбрачия, обязательный для всех священнослужителей католической церкви. 12 Таинства - культовые действия, передающие христианам благодать: крещение, исповедь, причащение, миропомазание, брак, соборование. И Марксисты и теология освобождения 1 Левит - израильский священник из Ветхого завета. 2 Утопическая перспектива - несбыточные мечты о будущем. В традиции христианской доктрины к ним относят все рассуждения о „рае на Земле”, в реальной жизни. 3 Ленин В. И. Социализм и религия//Полн. собр. соч. - Т. 12. - С. 146. 4 Там же. - С. 144. 5 Народная церковь - религиозные организации, создаваемые мирянами и отражающие их стремление к демократизации церкви и возрождение духа первоначального христианства. 6 Ya veremos (Managua). - 1980. - N 3. - Р. 27. 7 Aggiomamento (итал.) - обновление, приспособление. 8 Resoiuciones у Declaraciones del Partido Comunista de la Argentina. 1975. - Buenos Aires, 1976. - P. 184. 9 Проблемы мира и социализма. - 1985. - №7. - С. 83-85. 10 Подробнее см. Овьеде А., Мамонтов С Теология освобождения: новая „ересь”?// Проблемы мира и социализма. - 1986. - № 3. 11 Ленин В. И. Социализм и религия// Поли. собр. соч. - Т. 12. - С. 146. 12 Там же. 13 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 3. - С. 3. 14 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 23. - С. 82. 15 Там же. - С. 89. 16 Там же. - С. 383. 17 Там же. - С. 115. 18 Энкомендеро (исп.) - буквально попечитель, фактически феодал-крепосгник, „заботам” которого поручались индейцы. 19 Бартоломе де Лас Касас (1474-1566) - испанский епископ-гуманист, выступавший против жестокости конкистадоров в защиту индейского населения. 20 Камило Энрикес (1769-1825) - чилийский общественный и политический деятель, автор первой конституции Чили. 21 Проблемы мира и социализма. - 1978. - № 10. - С. 53. 22 Подробнее см. Там же. - 1987. - № 1. - С. 75. 23 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 23. - С. 92. 24 Hourton Y. Las „opciones politicas” del catolicismo//Chile - Атёгіса, 1982. - N 80 - 81. - P. 37. 25 Опус деи - политико-религиозная организация, основанная в 1928 году с целью „новых крестовых походов против коммунизма”. 26 Обращаясь с речью к участникам созванной по инициативе Ф. Кастро встречи государственных, политических и общественных деятелей стран Латинской Америки и Карибского бассейна по проблемам внешнего долга (Гавана, 1985 г.,), С. Мендес Арсео так конкретизировал эту мысль: „Давайте же излечимся от чуждого христианству вируса антикоммунизма, который используется империализмом как в худшей из бактериологических войн”. 27 Католические короли - Изабелла I (1451—1504) и ее муж Фердинанд II (1452- 1516), отличавшиеся особо тесными связями с католической церковью и получившие во владение Новый Свет - открытую Колумбом Америку. 28 Кальвинист - последователь Ж. Кальвина (1509-1564), основателя одного из протестантских учений. 29 Эпистемиологический - связанный с теорией познания. 30 Семантика - философско-социологическое течение, исходящее из связи человеческого поведения с разговорным языком; родственно неопозитивизму. АВТОРЫ СТАТЕЙ 1. 70. Антуан Шарль - французский священник; в 1955-1969 годах работал в Бразилии; автор монографий о латиноамериканских христианах. 2. Маркези Джованни - итальянский иезуит; сотрудник проватиканского журнала „Чивильта каттолика”. 3. Рамос Рехмдор Хосе - испанский левый католик; автор многочисленных публикаций по проблемам религии и церкви. 4. Лонгшам Альбер - французский католик. 5-7. Иоанн Павел II (Войтыла, Кароль) - бывший польский кардинал, папа римский с 1978 года. 10. Альфаро Хуан - испанский священник; доцент Грегорианского университета; член Международной теологической комиссии; консультант Конгрегации по католическому образованию. 11. Каррасино Антонио - кардинал, архиепископ Ла-Платы (Аргентина); президент СЕЛАМ; член Конгрегации епископов и папских советов „Кор унум” и „По апостола- ту среди работников здравоохранения”. 12. Аме Жан-Жером - бельгийский кардинал; префект Конгрегации по институтам освященной жизни и общества, а также член пяти других конгрегаций Римской Курии. 14, 25. Сантини Альчесте - ватиканист, корреспондент газеты итальянских коммунистов „Унита”. 19. Диас Клаудио - аргентинский католик. 21. Мыслек Веслав - польский профессор; директор Института религиеведения; автор многих научных работ по истории и теории религии и церкви. 22. Тишнер Юзеф - известный польский теолог; профессор теологического факультета Краковского университета; личный исповедник папы Иоанна Павла II. 23. Джирарди Джулио - итальянский левый католик; один из лидеров движения „Христиане за социализм”; автор многих работ по истории католической церкви. 24. Бальдуччи Эрнесто - итальянский католический священник; автор многих работ по католицизму, а также по диалогу верующих с коммунистами. 26. Грене Ив - французский экономист; член руководства Конференции европейских католиков. 27. 85. Ассман Уго - бразильский профессор институтов Теологии образования и Катехизического пастырского в Сан-Паулу (Бразилия); известный идеолог теологии освобождения; перешел от католицизма к протестантизму. 28. Ле Леанек Бернар - французский католик. 29. Алькала Мануэль - испанский католик. 30. 31. Торрес Камило - колумбийский священник, придерживавшийся ультралевых позиций; убит в 1966 году в сражении партизан с карателями в Колумбии. 32, 33. Камара Эльдер Пессоа - почетный архиепископ Олинде-и-Ресифе (Бразилия), известный своими прогрессистскими взглядами; лауреат различных премий за участие в борьбе за мир. 34 - 37, 103. Ро мерой -Галь дамес Оскар Арнульфо - архиепископ Сан-Сальвадора, известный своими прогрессистскими взглядами; убит сальвадорской военщиной в марте 1980 года. 38, 39. Гутьеррес Густаво - перуанский священник; профессор теологии Католического университета Лимы; признанный основатель теологии освобождения. 40, Коломбо Джозеф - сотрудник Международного университета Сан-Диего (Калифорния, США). 41, 113. Дюссель Энрико - известный аргентинский теолог освобождения; профессор Высшего теологического института Мехико; президент Комиссии по изучению исторйи церкви в Латинской Америке. 42, 43. Сегундо Хуан Луис - директор католического Пастырского центра Питера Фабера в Монтевидео; известный уругвайский теолог освобождения. 44. Сканноне Хуан Карлос - аргентинский священник-иезуит; профессор философского факультета Сальвадорского университета; известный теолог освобождения. 45. Ричард Пабло - чилийский католик; профессор теологии в Коста-Риканском университете Эредии; один из видных идеологов теологии освобождения. 46. Собрино Йон - сальвадорский священник-иезуит; известный идеолог теологии освобождения. 47. Эльякурия Игнасио - сальвадорский священник-иезуит; ректор Католического университета в Сальвадоре; убит сальвадорской военщиной в 1990 году. 48. Лоршейтер Хосе Иво - титулярный епископ Тамады (Бразилия). 49. 50, 115. Бофф Клодовис - бразильский священник; идеолог теологии освобождения. 51-53, 77, 114. Бофф Леонардо - бразильский священник-францисканец; профессор систематической теологии в Высшей философско-теологической школе Петрополиса (Бразилия); известный теолог освобождения. 55-57, 86, 93, 94. Карденаль Эрнесто - никарагуанский поэт; министр культуры; священник, исключенный из ордена иезуитов за отказ выйти из правительства Никарагуа. 60, 61, 76. Касальдалига Пла Педро - епископ Сан-Фелиса (Бразилия); известный практик теологии освобождения. 63. Суньеда Эмилио - испанский католик. 65. Уэкленд Рембер Джордж - католический епископ Мильвоки (США). 72. Проаньо Вильяльба Леонидас Эдуардо - епископ Риобамбы (Бразилия); известный практик теологии освобождения; умер в 1988 году. 74. Жарре Пьер - французский католик. 75. Стулик Тибор - лидер Рабочего апостолата Бразилии, активный участник международного католического рабочего движения. 79. Лукетти Розелла - итальянская католичка. 84. Пазетто Франческо - итальянский католический священник; преподаватель истории и философии в государственных лицеях Италии. 87. Карденаль Фернандо - никарагуанский священник, исключенный из ордена иезуитов за отказ выйти из правительства Никарагуа. 89, 90. Д’Эското Мигель - никарагуанский священник, член правительства Никарагуа. 90. Монтенегро София - корреспондент газеты никарагуанских коммунистов „Баррикада”. 96. Эйчирон Мэриилин, Смит Майкл - католики США. 97. Лоди Ив - бельгийский католик. 99. Эла Жан-Марк - камерунский священник; известный африканский теоретик и практик теологии освобождения. 100. Угё Бернар - бельгийский священник; доктор теологических и религиозных наук; после десятилетней работы в Заире с 1988 года работает в Танзании. 101. Гарсия Лисарральде Рене - член ЦК Компартии Колумбии. 104. Иса Конде Нарсисо - генеральный секретарь Доминиканской коммунистической партии. 105. Росалес Хуан - член ЦК Компартии Аргентины; автор многих работ по истории латиноамериканской церкви; специализируется на диалоге коммунистов с христиан нами. 106. Онья Эстебан - член ЦК Компартии Колумбии. 107. 108. Фрай Бетто (Либанио Кристо Карлуш Альберто) - бразильский монах-доминиканец; известный теоретик и практик теологии освобождения; один из лидеров христианского рабочего движения Бразилии. 109. Каррера Херонимо - член ЦК Компартии Венесуэлы. 110. Гутьеррес Клаудио - член ЦК Компартии Чили. 111. Мильяс Орландо - член Политкомиссии и Секретариата ЦК Компартии Чили. 112. Мендес Арсео Серхио - почетный епископ Куэрнаваки (Мексика); известный практик теологии освобождения. 116. Казанова Антуан - член ЦК ФКП; известный ватиканист; редактор журнала „Критик нувель” - органа ФКП. 117. Либанио Жуан Батиста - бразильский иезуит; профессор Теологического института иезуитов в Белу Оризонте (Бразилия); известный теоретик теологии освобождения. ПРИЛОЖЕНИЕ
Познавательные статьи:
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.192.89 (0.018 с.) |