Критика Как применение марксистского анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критика Как применение марксистского анализа



...Некоторые критики концентрируют внимание на историческом рево­люционно-социалистическом проекте, предлагаемом (при ее возникновении) теологии освобождения группой „Христиане за социализм”. История показа­ла, что насаждение социализмов осуществлялось путем насилия, террора, злоупотреблений групп, становившихся лидерами революционного процесса, когда цель оправдывала средства, независимо от какой-либо этики. Социали­стические режимы не дали ничего общего с утопией, о которой мечтали тео­логи освобождения...

В связи с этим теологию освобождения критиковали также и за недооцен­ку социальной доктрины церкви, за обращение к марксистскому анализу. Теологи освобождения рассматривали социальную доктрину церкви как ре­формистскую, не идущую дальше буржуазной неолиберальной христианской демократии и являющуюся в связи с этим орудием господствующих клас­сов... Теология освобождения наполнила содержанием общие положения, встречающиеся в социальной доктрине, и исправила в ней то, что поддержи­вало господствующую капиталистическую идеологию.

Давая таким образом определение марксистского анализа, теология ос­вобождения не заметила некоторых фундаментальных проблем современно­го мира, таких как гнет технологии, технократии, элиты правящих группиро­вок, потребительство, эгоцентризм, исключительная защита личных интере­сов без какого-либо внимания ко всему обществу и т. п....Эти проблемы свойственны как капиталистической, так и социалистической системе...

Что касается марксистского анализа, то он воспринимается не целиком и не на уровне простого социального анализа. Из него берутся лишь некото­рые элементы, отделяемые от теоретического комплекса, без заботы о том, оправдана ли такая операция с марксистской точки зрения. Цель состоит не в сохранении верности марксистскому анализу или в теоретическом оправ­дании теологии освобождения перед специалистами по марксистским обще­ственным наукам, но в точном понимании социальной действительности Ла­тинской Америки. И по мере того как некоторые категории марксистских социальных аналитиков способствуют этой цели, теологи освобождения используют этих аналитиков, не давая какой-либо клятвы верности маркси­стской ортодоксальности...

Что касается социалистического революционного проекта, то теологи освобождения достаточно модифицировали свою концепцию. Вместо терми­на „социалистический”, практически относящегося к существующим реаль­ным социализмам, эти теологи работают над идеей „альтернативной системы”, которую следует создать исходя из чаяний, реальных условий, конкретных действий, уже бытующих в нашем христианском латиноамериканском народе.

В этом контексте основополагающую роль играет опыт Никарагуа, где Сандинистская революция реализовала различные условия и теоретические построения теологов освобождения. Это — альтернатива капиталистической системе... В Никарагуа приложили усилия, чтобы сохранить плюрализм, ува­жение к свободе и основополагающим ценностям, которые защищает христи­анское учение о человеке. И там теологи освобождения могут также продол­жить свою критическую деятельность, диалектическое движение от практики к теории, от действия к размышлению, к политической реализации и теоло­гическим суждениям. Поэтому там находится истинная лаборатория теоло­гии освобождения.

Кроме того, последние изменения и новая политико-церковная конъ­юнктура на Кубе подтверждают возможность осуществления внутри реаль­


ного социализма критической освободительной функции теологии освобож­дения. Естественно, эти слишком близкие к нашему времени факты не могут стать объектом адекватных и подробных размышлений. Но несом­ненно, что речь идет об уже вырисовывающихся на горизонте знамениях времени.

Libanio J. В. Тео log іа de la liberation. Guia didactica para su estudio. - Bilbao, 1989. - P. 44-45, 173-176, 180-181, 183,187-188, 190-193, 198, 203.


ПРИМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ

Слово к читателю

1 Теологический - от слова „теология” (синоним богословия) - комплекс религи­озных доктрин о сущности и деятельности Бога.

2 Прагматический - от слова „прагматизм” - философское учение, отрицающее возможность познания объективной истины и законов исторического развития.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 20. - С. 22.

4 Толстой Л. Н. Поли. собр. соч. - М., 1957. - Т. 23. - С. 332.

5 Ис V, 20.

6 По официальным данным, численность христиан превышает ныне 1,6 млрд, человек; всего же в мире признают себя приверженцами так называемых „мировых” (наи­более распространенных) религий - христианства, ислама, буддизма, конфуциан­ства, иудаизма, сикхизма - около 4 млрд, человек; неверующими считают себя 820 млн. человек (см. приложение, табл. 2 и 3).

7 МфХХІ, 12-13.

8 Очерки новой и новейшей истории Мексики. - М., 1960. - С. 73.

9 Мф V, 44

10 I Ин III, 18.

11 Иак II, 14, 17.

12 Иак II, 26.

13 Богословы гандистского толка - последователи гандизма - социально-полити­ческой и религиозно-философской доктрины, названной по имени своего основате­ля известного индийского философа М. ІС Ганди (1869-1948).

14 Мф XXV, 41-43.

15 Лк VI, 20-21,24.

16 Сакральное - обрядовое, священное. Сакрализация - наделение людей, предме­тов и явлений священным в религиозном понимании содержанием; подчинение ре­лигиозному влиянию всей общественно-политической и культурной жизни общества.

17 Новый завет - синоним Евангелия. Синоним Библии -’Ветхий завет. Вместе Вет­хий и Новый заветы составляют Библию. Библию и Евангелие называют также Священным или просто Писанием.

18 Лк IX, 56.

19 Boff L. Е a Igreja se fez povo. Sao Paulo, 1986. - P. 104.

20 Трансцендентный - выходящий за пределы чувств и опыта; нередко синоним бо­жественного.

21 Gutierrez G. Teologia de la liberation. Perspectivas. - Lima, 1971. - P. 40.

22 Царство Божье (царство) - идеальное общество, возможное лишь на небесах (в раю), в „истинной” и „вечной” жизни после смерти (за гробом).

23 Assmann Н. Teologia desde la praxis de liberation. - Salamanca, 1976. - P. 154.

24 Segundo J. K. The Liberation of Theology. - N. Y., 1979. - P. 3.

25 Gutierrez G. Op. cit - P. 237.

26 Социетальный - общественный, совокупный.

27 Betto, fray. Fidel у la religion. - La Habana, 1985. - P. 157.

28 Маргинальный - от слова „маргинал” - деклассированный элемент, синоним люм­пен-пролетариата.

29 Низовые (базовые, церковные или христианские) общины - неформальные груп­пы католиков во главе со священником или без него, занимающиеся религиозно­Просветительской, а иногда и политической деятельностью. Их называют также на­родной церковью.

30 Апостолы - 12 учеников Христа, сопровождавших его в странствиях; проповедни­ки; убежденные агитаторы за что-либо. Апостолат — деятельность социального характера, непременно включающая распространение Евангелия и социальной докт­рины церкви, обычно под руководством священника.

31 Соловьев В. С. Соч. в 2-х томах. - М., 1988. - Т. 2. - С. 3.

32 Лафарг П. Благотворительность. Этическая мысль. Научно-публицистические чте­ния. - М., 1988. - С. 340.

33 Der Lumpenproletarier (нем.) - люмпен-пролетарий (нищий, бродяга, уголовный элемент и т. п.).

34 Лафарг П. - Указ. соч. - С. 340.

35 I Кор V, 1-3.

36 I Кор V, 6-11.

37 Latinoamerica Press. - 1982. - И de febrero. - Р. 6.

Теология освобождения: истоки и тенденции

1 Пастырские конституции - общее название официальных документов II Ватикан­ского собора. Пастырский - от слова „пастырь” (пастух) - священнослужитель, работающий с верующими (паствой или овцами). Восходит к словам Иисуса, ска­занным св. Петру: „...паси агнцев Моих” (Ин XXI, 16). Пастырскими послани­ями обычно называют свои открытые письма папа и епископы. Пастырская ори­ентация - направление христиан на работу, имитирующую деятельность священ­ника.

2 Dussel Е. Histoire et theologie de la liberation. Perspective latmo-americaine. - P., 1974. - P. 111.

3 Toaldo E. Chiesa e rivoluzione nel terzo mondo. - Milano, 1971. - P. 39.

4 Фарисеи - религиозная секта из Ветхого завета; синоним - „лицемеры”.

5 L’Unita. - 1968. - 1 luglio.

6 Herder Korrespondenz (Freiburg). - 1982. - Nr. 11. - S. 544.

7 The New Encyclopaedia Britannica. - VoL 7. - Chi., 1987. - P. 330.

8 Envio (Managua). - 1986. - N 58. - P. 2c.

9 Персонализм - теистическое направление современной буржуазной философии, признающее первичность и высшую духовную ценность личности, считающее весь мир проявлением творческой активности Бога.

10 Экзистенциалистский - от слова „экзистенциализм” - „философия существо­вания”, считающая бытие непосредственной и непознаваемой целостностью субъ­екта и объекта.

11 Герменевтический - от слова „герменевтика” - теория толкования древних тек­стов.

12 Франкфуртская школа - направление в немецкой философии и социологии, пытав­шееся сочетать Маркса с Гегелем и Фрейдом.

13 Новые левые - комплекс разнородных леворадикальных течений и политических движений.

14 Chiti Batelli A. I cattolici del dissenso e ГЕигора. - Verona, 1979. - P. 38.

15 Эсхатологический - от слова „эсхатология” - учение о загробной жизни, о конеч­ной цели истории человечества (Царстве Божьем).

16 Scannone J. С. Teologia de la liberation у praxis popular. Aportes cnticos para una te- o logfade la liberation. - Salamanca, 1976. - P. 55.

17 Libdration ou adaption?La theologie africaine s’interroge. - P., 1979. - P. 10, 53.

18 Миссия, миссионерская деятельность, миссионерство христиан связаны с религиоз­ными убеждениями в том, что спасение души зависит исключительно от Открове­ния (сообщения истины непосредственно Богом), а потому задача христиан - рас­пространять Евангелие (евангелизировать) всех людей Земли. Миссионеры - рас­пространители вероучения.

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

1

2

3

4

5

6

,,Каравеллы возвращаются обратно’’ - широко употребляемая в последнее врейя метафора: некогда каравеллы Колумба, олицетворявшие Европу, принесли Амери­ке христианство, а ныне Америке и вообще „третьему миру” есть что дать Европе. Impulse der Befreiungstheologie fur Europa: Ein Lesenbuch. - Grunenwald, 1988, -

S. 165, 185.

Экуменический - вселенский, относящийся ко всей церкви; в последнее десяти­летие так называется любая деятельность, относящаяся к объединению или более или менее тесным связям различных христианских конфессий.

См. Дерюгин С В. Теология освобождения и революционные процессы в Латин­ской Америке (70-е и 80-е годы)/Автореф. на соиск. ученой степени канд. ист. наук. -М., 1989. - С. 15-16.

Girardi G. Cristiani per il socialismo: perche? Questione cattolica e questione socialists. - Assisi, 1979. - P. 13.

Religione, opio о strumento della liberazione? - Verona, 1972. - P. 13.

D’Avanzo B. Chiesa e liberazione in America Latina. Da un ethos del sistema ad un et­hos di liberazione. - Bologna, 1988. - P. 15.

Энциклика - обращение папы римского ко всем верующим Земли. Энциклики являются основой социальной доктрины католической церкви.

Спасение (освобождение) - реализация таинственного союза с Богом во имя конеч­ного Божьего предначертания - загробного царства.

Le scelte е le tesi dei „Cristiani per il socialismo”. АПа luce dell’insegnamento della chiesa. - Torino, 1979. - P. 19.

La Civiltd Cattolica. - 1980. - 19 aprile. - P. 132.

Time. - 1984. - 3. Sept - P. 49.

Догматический, здесь - основанный на догматах. Догмат - основное положение, базис учения.

LaCroix (Paris). - 1984. - 14 septembre. IlPopolo (Roma). - 1988. - 9giugno.

L’Unita. - 1988. - 16 maggio.

Boff L.,*Boff C. Como hacer teologfa de la liberation. - Madrid, 1985. - P. 42. Cambio-16. - Madrid, 1984. - 22-29 de octybre. - P. 65.

D’Avanzo B. Op. cit - P. 24.

L’Unitd. - 1984. - 23 settembre.

The Economist. - L., 1984. - 13-19 October. - P. 24. La Croix. - 1984. - 14 septembre.

Цит. по: Проблемы мира и социализма. - 1975. - №6. - С. 57. D’Avanzo В. Op. tit. - Р. 15.

Ibid. - Р. 136.

Cambio-16. - 1984. — 22-29 de ocrubre. - P. 65.

D’Avanzo B. - Op. cit. - P. 42. Cristianismo у sociedad. - Mexico, 1985. - N 83. - P. 70.

I. Место в современной католической церкви

Рационалистический - от слова „рационализм” - философское учение, признаю­щее разум основой познания и поведения людей.

Функциональный - от слова „функционализм” - в социологии: методологический принцип анализа, основанный на вычленении исследуемого объекта, разложении его на основные части и выявлении зависимости между ними.

Отец, здесь - Бог, а может означать и священника; св. отец - папа римский.

Братья - все люди („братья во Христе”), а могут быть также и монахи (фрай Бет- то - брат, т. е. монах Бетго).

Оппортунизм - соглашательство и открытая капитуляция.

Критическое сотрудничество - в последние десятилетия излюбленная формула, которой определяет свое отношение к не особенно популярным правительствам католическая церковь. Имеется в виду, что оказывая им поддержку, церковь вы­ступает и с критикой их деятельности.

II. Позиция католической высшей церковной иерархии

1 Литургия - Христианское церковное богослужение.

2 Магнификат - величание (гимн); молитва под названием „Славься”. Дева Маг- ^ификат — мадонна (Дева Мария), которой поют славу.

3 Исход - раздел Ветхого завета, повествующий об уходе иудеев из Египта, где они находились в рабстве. В переносном смысле обычно означает коренную перемену, движение по пути к освобождению.

4 Дуализм - философское учение; здесь - двойственность.

5 Имманентный - внутренне присущий, следующий философии, отрицающий суще­ствование объективного мира вне сознания.

6 Иерархический - от слова „иерархия” - служебная лестница, ряд должностей от низших к высшим. Высшая церковная иерархия или просто иерархия. Иерархи - папа, кардиналы и епископы. Их также называют „князья (принцы) церкви”.

7 Мессианство - вера в пришествие божественного Спасителя (мессию).

8 Секуляризация - освобождение от церковного влияния.

9 Духовное обращение или просто обращение - восприятие христианского веро­учения.

10 Цивилизация любви - желательное включение христианских идеалов в обществен­ную жизнь, недостижимое на этом свете и полностью реализуемое в Царстве Божьем.

11 Знамения времени - основные события в жизни общества, определяющие сложив­шуюся ситуацию. В энциклике „Пацем ин террис” Иоанн XXIII говорил о трех „зна­мениях времени”: экономико-социальный рост рабочего класса, включение жен­щины в общественную жизнь и получение „покоренными народами” (странами „третьего мира”) независимости (см. Окружное послание „Мир на Земле”. - Ва­тиканская типография Полиглота, 1963. - С. 13-14).

12 Искупление - в результате страданий распятого Христа каждый человек, несмотря на первородный грех (знаменитый запретный райский плод, который попробо­вали наши прародители - Ева и Адам), получает освящающую милость, милостивый дар, состоящие в возможности спастись от грехов и начать счастливую вечную жизнь. Сообщение об этом называется Благой вестью.

13 Катехизис - краткое изложение основ вероучения в виде вопросов и ответов, пред­назначенное для начального обучения.

14 Агностицизм - философское учение, отрицающее возможность истинного познания окружающей человека действительности.

15 Божий город - синоним Царства Божьего.

16 Временный порядок - синоним временной жизни: по христианскому учению человек на этой Земле - гость, а истинная его родина - Царство Божье.

17 Продвижение человека - имеется в виду улучшение его материального положения.

18 Учитель, здесь - Христос.

19 Преемник св. Петра - папа римский. Он также считается римским первосвящен­ником и епископом Римской епархии.

20 Римская Курия (Курия) - центральный административный аппарат римско-като­лической церкви (конгрегации, секретариаты, советы и т. п.), возглавляемый па­пой.

21 Святой (Апостольский) престол - синоним Ватикана, но не как государства, а как места правления папы римского, выступающего в данном случае в качестве не политического, а религиозного деятеля, главы всей католической церкви.

22 Онтологически - доказывая существование Бога из наличия понятия о Боге.

23 Монизм - философское учение, считающее основой всего существующего единое начало (субстанцию).

24 Евангелисты: здесь - евангельские христиане, последователи близкого к баптистам течения протестантской церкви.

25 Пакс - пацифистско-социальная польская светская католическая организация.

26 Каритас - Международная конференция католической благотворительности; ийеет ответвления во многих странах.

27 Boff L. Nowe przyjacie Jesusa w Ameryce Poludniowej// W drodze. - 1977. - N 4|. -

S. 31-39.

28 Kurek A. Ewangelizacja wyzwolenia4czlowieka//Chrzescijanin w swiecie. - 1982. - N Ц1. S. 91.

Отметим, что ксендз А. Курек трактует теологию освобождения как „программу национально-освободительной борьбы”. Это недоразумение, так как теология осво­бождения концентрирует внимание на социальном, а не национальном освобождении. Этот последний вопрос она считает областью деятельности национальной буржуа­зии, с которой эта теология себя не идентифицирует, ибо программы националь­ной буржуазии не в состоянии решить главную задачу достижения реального осво­бождения, то есть преодоления несправедливых общественных структур.

29 Sikorski Т. Ubostwo i solidarnosc. Z teologii wyzwolenia//Wiez, 1976. - N 4. - S. 2Ch Другим примером публикации, подобных которой (по тону) позднее уже не было, явилась статья Альмиры Р. Гуимараеса, опубликованная в девятом номере ежемесяч­ного церковного журнала „В дродзе” за 1978 год. Там, между прочим, мы читаем: <В классовой борьбе, ареной которой является Латинская Америка, должна при­нятъ участие церковь. Встает, однако, вопрос, не рискует ли автор (рассматри­ваемого Гуимараесом произведении, т. е. Г. Гутьеррес. - В. Мыслек), столь ре­шительно высказываясь за необходимость перемен, вызвать болезненный раскол? И не противостоит ли включение в классовую борьбу евангельскому посланию о мире в человецех? Отвечая на эти вопросы, следует добавить, что единство ла­тиноамериканской церкви по существу уже лишь видимость. И „это внешнее един­ство в своей основе является маскировкой фактического раскола христиан, возник­шего на базе различий в выборе пути”...> Теология освобождения - это „теология поисков временных схем, находящаяся в стадии развития. Нет сомнения, что такой способ занятия теологией может сильно шокировать. Евангелие стимулирует хри­стиан Латинской Америки к конкретному выступлению на стороне Царства, которое приближается”.

30 Ze Stolicy Piotrowey//Tygodnik Powszechny. - 1979. - N 9.

31 О мирян иван ие - усиление внимания к повседневным (мирским, светским, вре­менным, земным) проблемам вместо акцента на религиозных аспектах (духовное, вечное, церковное).

32 Ортодоксальный - от слова „ортодоксальность” - правоверность; фанатичная убежденность в своей правоте, в знании истины в последней инстанции.

33 Ипотека - ссуда под залог недвижимости.

III. Мировоззренческие основы

1 Метанойя - нечто, что человеческий ум не способен понять.

2 Традиция: здесь - труды отцов церкви (апостолов, пап).

3 Христология - изучение всего, связанного с Иисусом Христом.

4 Мистика — религиозная практика переживания непосредственного единения с Бо­гом; совокупность теологических и философских доктрин, осмысляющих такую практику.

5 Освободитель: здесь - Боливар-и-Понте Симон Хосе Антонио (1783-1830) - вене­суэльский патриот, государственный деятель и полководец, один из лидеров Вой­ны за независимость испанских колоний в Америке (1810-1826).

6 Синод - собрание епископов; совещательный орган при папе римском.

7 Молох — финикийское божество, отличавшееся особой свирепостью; символ кро­вожадности.

8 Garcia Ismaet Justice in Latin American Theology of Liberation. - Atlanta: John Knox Press. - 1987. - 210 p.

9 Добрый Самаритянин - житель Самарии из притчи Иисуса: сжалился над раненым разбойником, оказав ему первую помощь, довез до гостиницы и заплатил за его пребывание там (Лк X, 30-35). Самаритянами называют добрых и отзывчивых людей, щедрых на милосердие и благотворительность.

10 Ошибка с Галилеем - католическая церковь в свое время объявила Г. Галилея еретиком; он был реабилитирован нынешним папой Иоанном Павлом II, публично Признавшим, что тогда церковь ошиблась.

11 Спаситель (Искупитель) - Христос. Он же Галилеянин (от имени страны Галилеи из Писания), а также Ниспровергатель из Назарета.

12 Лакуна - пробел, пропуск.

13 Епископская конференция - собрание епископов; высший орган национальной католической церкви. В мире существует более трехсот епископских конференций.

14 Константинианство - синоним клерикализма, стремления церкви к установлению своего влияния в политической жизни. Связано с так называемым „Константиновым даром” - составленным (по-видимому в середине VIII в.) при папском дворе фаль­шивым документом, по которому римский император Константин (IV в.) якобы

«передал папе римскому верховную власть над всей западной частью Римской им­перии. В Средние века с помощью этой подделки папство стремилось обосновать свои притязания на политическое господство в Западной Европе. О периоде усиле­ния клерикализма говорят также „ (эпоха) Константина1’ или „константинианство”.

15 Патристика - труды и доктрина отцов церкви, а также учение о них.

16 Универсализация - от слова „универсальный” - всеобщий, всеобъемлющий, пов­семестный, разносторонний. Католическая церковь считает себя универсальной или даже вселенской.

17 Харизматика: в Новом завете - таинственная ценность божественной милости, дан­ной человеку, например способность исцелять, проповедовать, владеть иностран­ными языками; в последнее время стала означать необычные способности.

18 Эклезиологический - церковного направления.

19 Популизм - политические течения, апеллирующие к народу; общественные дви­жения, выступающие за неклассовые пути социальной эволюции и перескакива­ние стадии капитализма путем использования общин и артелей, предоставления приоритета развитию сельского хозяйства.

20 Антропология - учение о человеке.

21 Среди 120 участников V ассамблеи СОТЕР были Леонардо и Клодовис Боффы, а также фрай Бетто.

22 Поссейро - арендатор.

23 „Политика для быков” - политика, направленная на всемерное развитие живот­новодства, нередко без учета местных условий и в ущерб окружающей среде.

24 Пеон - поденщик.

25 Кёльнское заявление было подписано 6 января 1989 г. 163 теологами Австрии, Нидерландов, Швейцарии и ФРГ. Вскоре подписавших стало 170. Еще 50 теоло­гов поддержали этот документ, хотя и не подписали его.

26 Нунциатура - папское дипломатическое учреждение, институт ватиканских послов. Нунций — полномочный посол государства Ватикан.

27 Конкордат - договор Ватикана об отношениях государства с национальной католи­ческой церковью.

28 Инкультурация: здесь - включение местной культуры в традиционные христиан­ские обряды.

29 Пятикнижие - разделы Ветхого завета (в тексте перечисляются их названия).

30 Десятина - налог с населения на содержание духовенства.

31 Грош св. Петра - добровольное денежное пожертвование в пользу папы римского. Собирается во всех странах.

IV. Практическая деятельность

1 Колон - батрак, издольщик, арендатор (в зависимости от страны проживания).

2 Конформизм - приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, безпринципность.

3 Народные радиошколы - школы, в которых занятия проводятся на испанскЬм и кечуа с широким использованием радиопередач.

4 Католическое рабочее действие (АКО) - светская организация с церковным со­ветником; создавалась во многих странах мира с целью евангелизации рабочего класса; в настоящее время немало национальных АКО стоят на прогрессистский позициях и включаются в антиимпериалистическую борьбу.

5 От яслей к кресту - от рождения до смерти и воскресения Христа: он родился на конюшне (в яслях - кормушке для лошадей).

6 Евхаристический - связанный с таинством причащения.

7 Синкретизм - слияние верований и обрядов различных религий.

8 Gutierrez G. Theologia della liberazione. - Brescia, 1972. - P. 22.

9 Суперьор - глава мужского монашеского ордена.

10 Общество Иисуса - орден иезуитов.

11 Целибат - обет безбрачия, обязательный для всех священнослужителей католиче­ской церкви.

12 Таинства - культовые действия, передающие христианам благодать: крещение, исповедь, причащение, миропомазание, брак, соборование.

И Марксисты и теология освобождения

1 Левит - израильский священник из Ветхого завета.

2 Утопическая перспектива - несбыточные мечты о будущем. В традиции христиан­ской доктрины к ним относят все рассуждения о „рае на Земле”, в реальной жи­зни.

3 Ленин В. И. Социализм и религия//Полн. собр. соч. - Т. 12. - С. 146.

4 Там же. - С. 144.

5 Народная церковь - религиозные организации, создаваемые мирянами и отража­ющие их стремление к демократизации церкви и возрождение духа первоначаль­ного христианства.

6 Ya veremos (Managua). - 1980. - N 3. - Р. 27.

7 Aggiomamento (итал.) - обновление, приспособление.

8 Resoiuciones у Declaraciones del Partido Comunista de la Argentina. 1975. - Buenos Aires, 1976. - P. 184.

9 Проблемы мира и социализма. - 1985. - №7. - С. 83-85.

10 Подробнее см. Овьеде А., Мамонтов С Теология освобождения: новая „ересь”?// Проблемы мира и социализма. - 1986. - № 3.

11 Ленин В. И. Социализм и религия// Поли. собр. соч. - Т. 12. - С. 146.

12 Там же.

13 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 3. - С. 3.

14 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 23. - С. 82.

15 Там же. - С. 89.

16 Там же. - С. 383.

17 Там же. - С. 115.

18 Энкомендеро (исп.) - буквально попечитель, фактически феодал-крепосгник, „заботам” которого поручались индейцы.

19 Бартоломе де Лас Касас (1474-1566) - испанский епископ-гуманист, выступав­ший против жестокости конкистадоров в защиту индейского населения.

20 Камило Энрикес (1769-1825) - чилийский общественный и политический деятель, автор первой конституции Чили.

21 Проблемы мира и социализма. - 1978. - № 10. - С. 53.

22 Подробнее см. Там же. - 1987. - № 1. - С. 75.

23 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 23. - С. 92.

24 Hourton Y. Las „opciones politicas” del catolicismo//Chile - Атёгіса, 1982. - N 80 - 81. - P. 37.

25 Опус деи - политико-религиозная организация, основанная в 1928 году с целью „новых крестовых походов против коммунизма”.


26 Обращаясь с речью к участникам созванной по инициативе Ф. Кастро встречи го­сударственных, политических и общественных деятелей стран Латинской Амери­ки и Карибского бассейна по проблемам внешнего долга (Гавана, 1985 г.,), С. Мен­дес Арсео так конкретизировал эту мысль: „Давайте же излечимся от чуждого христианству вируса антикоммунизма, который используется империализмом как в худшей из бактериологических войн”.

27 Католические короли - Изабелла I (1451—1504) и ее муж Фердинанд II (1452- 1516), отличавшиеся особо тесными связями с католической церковью и получив­шие во владение Новый Свет - открытую Колумбом Америку.

28 Кальвинист - последователь Ж. Кальвина (1509-1564), основателя одного из про­тестантских учений.

29 Эпистемиологический - связанный с теорией познания.

30 Семантика - философско-социологическое течение, исходящее из связи челове­ческого поведения с разговорным языком; родственно неопозитивизму.


АВТОРЫ СТАТЕЙ

1. 70. Антуан Шарль - французский священник; в 1955-1969 годах работал в Брази­лии; автор монографий о латиноамериканских христианах.

2. Маркези Джованни - итальянский иезуит; сотрудник проватиканского журнала „Чивильта каттолика”.

3. Рамос Рехмдор Хосе - испанский левый католик; автор многочисленных публика­ций по проблемам религии и церкви.

4. Лонгшам Альбер - французский католик.

5-7. Иоанн Павел II (Войтыла, Кароль) - бывший польский кардинал, папа римский с 1978 года.

10. Альфаро Хуан - испанский священник; доцент Грегорианского университета; член Международной теологической комиссии; консультант Конгрегации по католи­ческому образованию.

11. Каррасино Антонио - кардинал, архиепископ Ла-Платы (Аргентина); президент СЕЛАМ; член Конгрегации епископов и папских советов „Кор унум” и „По апостола- ту среди работников здравоохранения”.

12. Аме Жан-Жером - бельгийский кардинал; префект Конгрегации по институтам освященной жизни и общества, а также член пяти других конгрегаций Римской Курии.

14, 25. Сантини Альчесте - ватиканист, корреспондент газеты итальянских коммуни­стов „Унита”.

19. Диас Клаудио - аргентинский католик.

21. Мыслек Веслав - польский профессор; директор Института религиеведения; автор многих научных работ по истории и теории религии и церкви.

22. Тишнер Юзеф - известный польский теолог; профессор теологического факульте­та Краковского университета; личный исповедник папы Иоанна Павла II.

23. Джирарди Джулио - итальянский левый католик; один из лидеров движения „Хри­стиане за социализм”; автор многих работ по истории католической церкви.

24. Бальдуччи Эрнесто - итальянский католический священник; автор многих работ по католицизму, а также по диалогу верующих с коммунистами.

26. Грене Ив - французский экономист; член руководства Конференции европей­ских католиков.

27. 85. Ассман Уго - бразильский профессор институтов Теологии образования и Ка­техизического пастырского в Сан-Паулу (Бразилия); известный идеолог теологии освобождения; перешел от католицизма к протестантизму.

28. Ле Леанек Бернар - французский католик.

29. Алькала Мануэль - испанский католик.

30. 31. Торрес Камило - колумбийский священник, придерживавшийся ультралевых позиций; убит в 1966 году в сражении партизан с карателями в Колумбии.

32, 33. Камара Эльдер Пессоа - почетный архиепископ Олинде-и-Ресифе (Бразилия), известный своими прогрессистскими взглядами; лауреат различных премий за участие в борьбе за мир.

34 - 37, 103. Ро мерой -Галь дамес Оскар Арнульфо - архиепископ Сан-Сальвадора, известный своими прогрессистскими взглядами; убит сальвадорской военщиной в марте 1980 года.

38, 39. Гутьеррес Густаво - перуанский священник; профессор теологии Католиче­ского университета Лимы; признанный основатель теологии освобождения.

40, Коломбо Джозеф - сотрудник Международного университета Сан-Диего (Калифор­ния, США).

41, 113. Дюссель Энрико - известный аргентинский теолог освобождения; профессор Высшего теологического института Мехико; президент Комиссии по изучению исторйи церкви в Латинской Америке.

42, 43. Сегундо Хуан Луис - директор католического Пастырского центра Питера Фабера в Монтевидео; известный уругвайский теолог освобождения.

44. Сканноне Хуан Карлос - аргентинский священник-иезуит; профессор философс­кого факультета Сальвадорского университета; известный теолог освобождения.

45. Ричард Пабло - чилийский католик; профессор теологии в Коста-Риканском уни­верситете Эредии; один из видных идеологов теологии освобождения.

46. Собрино Йон - сальвадорский священник-иезуит; известный идеолог теологии освобождения.

47. Эльякурия Игнасио - сальвадорский священник-иезуит; ректор Католического университета в Сальвадоре; убит сальвадорской военщиной в 1990 году.

48. Лоршейтер Хосе Иво - титулярный епископ Тамады (Бразилия).

49. 50, 115. Бофф Клодовис - бразильский священник; идеолог теологии освобожде­ния.

51-53, 77, 114. Бофф Леонардо - бразильский священник-францисканец; профессор систематической теологии в Высшей философско-теологической школе Петрополиса (Бразилия); известный теолог освобождения.

55-57, 86, 93, 94. Карденаль Эрнесто - никарагуанский поэт; министр культуры; священник, исключенный из ордена иезуитов за отказ выйти из правительства Ни­карагуа.

60, 61, 76. Касальдалига Пла Педро - епископ Сан-Фелиса (Бразилия); известный практик теологии освобождения.

63. Суньеда Эмилио - испанский католик.

65. Уэкленд Рембер Джордж - католический епископ Мильвоки (США).

72. Проаньо Вильяльба Леонидас Эдуардо - епископ Риобамбы (Бразилия); изве­стный практик теологии освобождения; умер в 1988 году.

74. Жарре Пьер - французский католик.

75. Стулик Тибор - лидер Рабочего апостолата Бразилии, активный участник между­народного католического рабочего движения.

79. Лукетти Розелла - итальянская католичка.

84. Пазетто Франческо - итальянский католический священник; преподаватель исто­рии и философии в государственных лицеях Италии.

87. Карденаль Фернандо - никарагуанский священник, исключенный из ордена иезу­итов за отказ выйти из правительства Никарагуа.

89, 90. Д’Эското Мигель - никарагуанский священник, член правительства Никарагуа.

90. Монтенегро София - корреспондент газеты никарагуанских коммунистов „Барри­када”.


96. Эйчирон Мэриилин, Смит Майкл - католики США.

97. Лоди Ив - бельгийский католик.

99. Эла Жан-Марк - камерунский священник; известный африканский теоретик и прак­тик теологии освобождения.

100. Угё Бернар - бельгийский священник; доктор теологических и религиозных наук; после десятилетней работы в Заире с 1988 года работает в Танзании.

101. Гарсия Лисарральде Рене - член ЦК Компартии Колумбии.

104. Иса Конде Нарсисо - генеральный секретарь Доминиканской коммунистической партии.

105. Росалес Хуан - член ЦК Компартии Аргентины; автор многих работ по истории латиноамериканской церкви; специализируется на диалоге коммунистов с христиан нами.

106. Онья Эстебан - член ЦК Компартии Колумбии.

107. 108. Фрай Бетто (Либанио Кристо Карлуш Альберто) - бразильский монах-доми­никанец; известный теоретик и практик теологии освобождения; один из лидеров христианского рабочего движения Бразилии.

109. Каррера Херонимо - член ЦК Компартии Венесуэлы.

110. Гутьеррес Клаудио - член ЦК Компартии Чили.

111. Мильяс Орландо - член Политкомиссии и Секретариата ЦК Компартии Чили.

112. Мендес Арсео Серхио - почетный епископ Куэрнаваки (Мексика); известный практик теологии освобождения.

116. Казанова Антуан - член ЦК ФКП; известный ватиканист; редактор журнала „Кри­тик нувель” - органа ФКП.

117. Либанио Жуан Батиста - бразильский иезуит; профессор Теологического институ­та иезуитов в Белу Оризонте (Бразилия); известный теоретик теологии освобождения.


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Христиане



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.183 с.)