Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На одних дорогах: христиане и сандинисты

Поиск

В НИКАРАГУА *

Для Эрнесто Эспиносы это воскресенье — праздничный день. Состоялось перераспределение земель среди бедных крестьян или кооперативов района Сомотильо. Раньше эти земли плохо или мало использовались, иногда преж­ние владельцы (времен Сомосы) вообще не обрабатывали их. И это сму­щало очевидных кандидатов: „Прежние владельцы вернутся, и, так как земля их, они нас прогонят и заберут ее. Мы будем работать задаром...”

Руководитель Национального союза земледельцев и скотоводов райо­на Эрнесто Эспиноса сумел убедить их: „Прежде всего бывшие хозяева не вернутся. А потом, земля принадлежит тем, кому она нужна, чтобы прокормиться, тем, кто на ней работает...” Это помогло, и воскресным утром 28 октября 1984 г. земля была разделена среди почти трех десятков крестьян.

Однако здесь небезопасно. В этот северный район Никарагуа постоянно вторгаются контрас: граница с Гондурасом всего в пяти километрах. И два дня назад около 20 крестьян, работавших в горах, были взяты заложниками.

Широкоплечий, с лицом, защищенным соломенной шляпой, сияющий пятидесятилетний Эрнесто производит впечатление человека убежденного. Однако он признает, что боится: „Моя ферма „Эль Данто” находится в 2 км от других поселений и в 15 км от Сомотильо. Если сюда придут конт­рас, они начнут с меня, потому что я — руководитель Национального союза земледельцев и скотоводов, а прежде всего потому, что я - „делегат слова”.

„Делегатов слова” - нечто вроде дьяконов — на тысячу жителей провин­ции приходится около 50 человек. Из-за недостатка священников вокруг них обычно группируются христианские общины ферм или мелких изоли­рованных деревень. Они организуют собрания с молитвами, службы - конеч­но, без причастия, - читают проповеди, иногда отправляют таинства.

Но как более сознательные и обладающие (почти все) огромным мораль­ным весом, они зачастую выполняют и другие функции — профсоюзные или даже политические. Эрнесто поясняет: „Христиане и сандинисты, мы встре­чаемся на одних дорогах. И как же не участвовать в труде ради народа: в ох­ране деревень, в общественных собраниях, в организации кооперативов?..”

Никарагуанский епископат этого не одобряет. Несомненно, именно поэтому епископ Леона никогда не посещал церковных общин Сомотильо и даже отказался принять в Леоне „делегатов слова”, которые прибыли к нему с визитом. Эрнесто Эспиноса не понимает: „Раньше, при Сомосе, были христиане, связанные с сомосовцами, которые эксплуатировали тру­дящихся. Их епископ принимал, с ними он беседовал. Но ведь Евангелие - это послание об освобождении, надежда для самых бедных”.

„Говорят, — продолжает Эрнесто, — что мы — коммунисты. Это неправ­да. Единственный текст, к которому я обращаюсь, - это Библия, а не книги Маркса. Но верно, что Христос — основатель вселенской церкви и что нас тоже должны слушать все христиане, даже критически настроенные по от­ношению к сандинизму... Нужно следить за тем, чтобы сандинизм и христиан­ство не смешивались...”

Nicaragua. Sur les memes chemins: Chretiens et sandinistes se rencontrent sur des me­mes chemins//T6moignage Chretiens. - 1984. - 24-30 decembre. - P. 18-19.

89. СВЯЩЕННИК ДЭСКОТО: „РЕШЕНИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ” *

„Как священник, я считаю, что деятельность во имя справед­ливости и осуждение несправедливостей — „конструктивные элементы провозглашения Евангелия” („Справедливость и мир”, Синод епископов, Рйм, 1971 г.). Поэтому я чувствую себя обязанным осуждать ненасытную алчность семьи, сделавшей нашу страну своей частной собственностью и на­копившей невероятные богатства с помощью принуждения и использования государственных средств в своих интересах. И в то же время эта самая семья бросала в тюрьму наших патриотов и убивала беззащитных крестьян. Все это семья Сомосы проделывала в течение 40 лет подряд”.

Это было 21 апреля 1977 г. Священник Мигель д’Эското Брокман осу­дил военную диктатуру Сомосы в подкомитете конгресса США.

Сегодня своим пророческим голоданием он осуждает тех же убийц — сомосовских гвардейцев и наемников, империализм США...

Precisa aspectos de la Insurreccidn Evangdlica. Padre D’Escoto: „La decision es total”// Barricada (Managua). - 1985. - 12 de julio.

София Монтенегро

СВЯЩЕННИК ДЭСКОТО: ХРИСТИАНЕ
И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ НИКАРАГУА *

Что побудило Мигеля д’Эското включиться в движение, получившее название „евангельского восстания”? Мы далеки от веры, и наша точка зрения весьма земная, поэтому мы спросили отца д’Эското прямо, какое значение для христиан и для тех, кто таковыми не является, имеет все это в политическом или религиозном плане.

С терпением священника он разъяснил нам свою точку зрения:< В про­шлом году мы почувствовали необходимость призвать к евангельскому восстанию, характеризующемуся все более драматическим отказом от всякого зла, которое мы хотели бы устранить. В ответ на провал попыток убедить мир в необходимости систематически убивать никарагуанский народ, а также на беспокойство, высказываемое в конгрессе, администрация Рейгана, чтобы успокоить совесть законодателей, придумала новое оправда­ние, которое понемногу превратилось в единственное.

Это оправдание состоит в том, что якобы все делается для защиты преследуемой церкви. При этом хотят, чтобы верущие говорили: „Ладно, если речь идет о преследуемой церкви, неважно, что мы убьем тысячи ника­рагуанцев, — это для защиты церкви”>.

Д’Эското отметил, что в последнее время „рабочей лошадкой” Рейга­на стали объявления им себя защитником веры религии никарагуанцев.

„Очевидно, — подчеркнул он, — что в связи с этим должен был раздать­ся голос христиан Никарагуа, и я долго ждал этого. У церкви есть своя иерархия и свои высшие иерархи, слова которых интерпретируются как выражение мнения всей церкви. И что же произошло? Мы не услышали этого голоса, сохраняется полное молчание”.

Д’Эското сравнивает это молчание с отношением живущих в Никарагуа граждан США, которые всеми силами отвергли попытки использовать их в качестве предлога для нападения на никарагуанцев.

„Нет сомнения, - добавил он, — мир с подозрением отнесся к тому, что мы назвали соучастием молчания. С точки зрения христианской морали происходящее в Никарагуа вызывает серьезные возражения: кажется, что между епископами существует соглашение о том, что никто из них, сов­местно или по отдельности, не может высказаться о преступлениях внеш­ней агрессии, если не будет решено заранее, чтд говорить. В общем, доста­точно, чтобы один был против, для того чтобы все молчали. И это очень и очень серьезно с точки зрения морали...”

Для христиан проблема заключена не в репрессиях, которые церковь может предпринять против восставших и немолчащих, а в том, чтб про­изойдет, если последние не станут восставать.

„Если мы будем молчать, то мы тоже станем соучастниками. Поэтому мы и обращаемся с этим призывом, чтобы ясно выразить, какова позиция христиан по отношению к молчанию, соучастию и дерзости Рейгана, объявля­ющего себя защитником веры и религии в Никарагуа”.

На вопрос о том, каково мнение религиозной общины относительно ситуации, сложившейся внутри церкви, д’Эското ответил, что,двигате­лем восстания являются христианские низовые общины, однако некоторым секторам нелегко принять крест”. Он добавил, что, конечно, ему было очень горько, но он пришел к заключению, что большая часть христиан и особенно священнослужителей не считает, что принять Иисуса означает принять крест (то есть неизбежные последствия борьбы за более справедливый мир), а предпочитает склониться перед власть имущими.

И это означает противодействовать очевидности, пойти по линии приоб­ретения, и это — мирской политический реализм, а не видение веры. Однако имеется также позиция тех, кто остался с народом, но боится исключения из наших конгрегаций, запрещения выступлений или отлучения.

Д’Эското провел параллель с блаженными: <Представьте себе, что в пе­реживаемой нами ситуации нет ничего невероятного в том, если кто-то скаж­ет: „Блаженны лишенные слова, изгнанные или в той или иной форме осуж­денные высшей церковной иерархией, потому что для них будет Царство не­бесное’^.

— Отец, Вы отрицаете власть иерархии?

— Нет. Речь не идет о сопротивлении церковной иерархии, о стремлении заменить ее, и весь мир отмечает, что во время крестного хода мы обращаем­ся к епископам, предлагая им встретиться, присоединиться и возглавить крестный ход, потому что именно их мы признаем своими епископами. Никто не пытается заменить их, но, конечно, мы обязаны принимать жесткие меры и высказать свое несогласие с их продолжительным молчанием. И это такое глубокое молчание, что мы от него глохнем.

— Есть люди, утверждающие, что, вместо того чтобы помнить о Боге, революционное правительство нападало на кардинала и что это не имеет ничего общего с Евангелием.

Д’Эското улыбается.

— Если это говорят некоторые иностранные средства массовой информа­ции... Я должен сказать, что речь идет о тех же самых изданиях США, которые квалифицируют кардинала Обандо как политического лидера и, более того, как основного лидера никарагуанской контрреволюции. Проблема в том, что на этой земле нет почти ничего „аполитичного”. Важно, с какой полити­кой есть связь. Как монсеньор может так связывать себя с тем, о чем я го­ворю, и не реагировать на погибших? То, что он делает, свидетельствует о его личном тщеславии. — Помолчав, монах добавляет: - Я не оспариваю его авторитет, я его признаю как кардинала-архиепископа, однако катего­рически не согласен с тем, что он представляет церковь, когда хранит мол­чание соучастника. Еще меньше я расположен отдать свою жизнь за его при­зыв только молить Господа о единстве церкви. Обандо со своей двусмыслен­ной позицией стал фактором разъединения христиан.

- Вы не боитесь санкций против Вас лично?

— Мне безразлично, что со мной сделают. Меня уже лишали слова, и я не высказывался в свою защиту. Меня судит Бог, и ему я дам отчет. Объек­тивно имеются народное недовольство молчанием и гнев христианина за то, что его втягивают в игру. Народ понимает библейскую символику крест­ного хода и страстей нашего Господа.

Наконец д’Эското медленно и задумчиво добавляет фразу, которую не хочется пересказывать из-за ее значимости:

— Бытъ никарагуанцем означает быть осужденным на геройство и за­щиту родины. Здесь есть только герои и предатели. В Никарагуа существует только возможность веры в Бога, принятия мученичества. С религиозной точки зрения могут быть только мученики и отступники, потому что сей­час время определения позиций. Поэтому мы чувствуем себя обязанными объявить великий пост определения позиций.

Неожиданно д’Эското — не без определенной горечи — сказал:

- Послушайте, кто в Латинской Америке не высказывается об агрессии... Я думаю, что только Пиночет, Стресснер и Обандо...

Логика веры кажется неумолимой, так же как история и действитель­ность, в которой живут никарагуанцы и которая обязует одних молиться и бороться, а других — только бороться, потому что, в конце концов, ро­дина — одна и враг один.

Montenegro S. Padre Miguel D’Escoto: Los cristianos у la realidad de Nicaragua. No representa a la Iglesia el que guarde silencio//Barricada. - 1986. - 10 marzo.

91. ХРИСТИАНЕ В МАРШЕ ЗА МИР *

Призыв христиан к миру и жизни, их осуждение милитаристской полити­ки администрации Рейгана и помощи в 100 млн. долл, контрреволюционерам сопровождались маршем, в котором участвовали различные религиозные организации Хугальпы.

Марш начался в пять часов с проповеди в приходе св. Франциска Ассиз­ского, которую отслужил священник Доминго Гатти. Он сказал, что этот марш является „выражением веры христиан в истину, жизнь, мир, будущее”.

Он заявил, что эта месса, направленная против финансовой помощи конт­рас, служится по инициативе группы христиан, что означает укрепление об­щинного сознания и отсутствие равнодушных в этот серьезный период агрессии.

Затем демонстранты с песнями и речамй прошли по главным улицам Хугальпы. Закончился марш возле местной церкви, где один из христиан зачитал обращение, составленное для вручения епископу Чантале монсень­ору Пабло Антонио Веге.

Нубия Гевара, в течение восьми лет входившая в христианские общины и недавно вышедшая из них из-за разногласий с иерархией по поводу уча­ствующих в революции, отметила: „Мы предлагаем монсеньору единство при обращении, а также полный переход на сторону духовной жизни”.

Выражая веру и доверие всякого сознательного христианина, она доба­вила: „Мы верим, что Бог воздействует на сердце Рейгана. Однако, если будет одобрено решение о 100 млн. для контрас, мы будем защищаться всеми силами”. Когда ее спросили, имеется ли при этом в виду путь воору­женной борьбы, она ответила, что „да, ради жизни, мира и истины, не исклю­чается и этот путь”.

Одна из христианок, участвовавших в марше, — Летиция Аргельо де Ама­дор, уже девять лет являющаяся монахиней, добавила, что „сейчас нам нужно единство всех христиан, без различия религии или секты. Необходимо, чтобы единство стало окончательным решением всего народа, чтобы наши против­ники поняли, чтб значит развязывать агрессию против нашего народа”.

Донья Летиция отметила: „Антисандинисты (наемники) уверяют, что они борются в защиту католической религии. Однако на деле они разрушают рабочие центры, которые реально добиваются целостной гуманизации челове­ка, социально-политического и экономического развития”.

Евангелистский пастор первой баптистской церкви Хугальпы Луис Мендоса говорил, что„есть верующие, которые не убеждены, что 100 млн. предоставляются для убийства и уничтожения народа Никарагуа”.

„Речь идет не столько о 100 млн., сколько о том, что господин Рейган говорит о своих намерениях относительно Никарагуа, а их мы не позволим осуществить”, - подчеркнул евангелистский пастор...

Jugalpa. Cristianos en marcha рог la paz//Barricada. - 1986. - 14 de abril

92. Карлос Мехия Годой
КРЕСТЬЯНСКАЯ МЕССА В НИКАРАГУА *
Вводная песня

Ты Бог бедных,

Бог человечный и простой,

Бог, потеющий на улице,

Бог со смуглым лицом.


Вот почему я говорю с тобой на языке своего народа, - потому что Ты - рабочий Бог, Христос - трудящийся.

Ты идешь рука об руку с моими людьми,

Ты борешься на полях и в городе,

Ты стоишь в очереди там, в лагере, чтобы получить свою зарплату. Ты ешь мороженое в парке вместе с Эзебио, Панчо и Хуаном Хосе, и Ты ворчишь, когда в Твоем сиропе недостаточно меда.

Я видел Тебя в бакалее за старым прилавком;

Я видел, как Ты продавал лотерейные билеты, не стыдясь этой работы;

я видел Тебя на заправочной станции, когда Ты проверял шины грузовика, и на верфях, на дорогах, когда Ты был в кожаных перчатках и спецовке.

[...]

Литания

Христос, Христос Иисус, отождестви себя с нами. Господь, господь, мой Бог, отождестви себя с нами. Христос, Христос Иисус, солидаризируйся не с классом угнетателей, который угнетает и пожирает общество, но с угнетенным народом, с моим народом, жаждущим мира в мире.

[...]

Прощальная песня

Нет ничего прекраснее, чем видеть народ, объединенный самым решительным образом в борьбе за улучшение своего положения. Нет ничего прекраснее, чем слушать в общем пении единый громкий голос братства.

Нелегко прощаться, если радость так велика. Я чувствую, что слова застревают у меня в горле. Но вся эта грусть

вскоре превратится в улыбку,

когда мы снова встретимся на крестьянской мессе.

О! Как прекрасно

глядеть на Ченту Калеро

с ее четырьмя малышами и на Гаспара, ее веселого супруга.

Отсюда я вижу

рыбака Презентасьона Ортиса,

который весело поет вместе со всей своей семьей.

Сегодня я чувствую, что у меня обновилось сердце.

Я чувствую, что оно чудесно,

как ядрышко каштана,

который уже созрел.

Теперь, наполненный радостью,

я вернусь в свой дом,

я буду чистить свою маленькую ферму

очень самоотверженно.

В ритме хлопков ладоней распространяется песня, с тем чтобы весь мир дрожал от волнения, чтобы волнение все усиливалось.

Звук хлопков в ладоши дает понять,

что нас много и что мы едины, никто нас не поколеблет.

Останемся же рука об руку,

чтобы стать новым, единым существом

благодаря этой огромной связи братства, никарагуанской любви.

Останемся рѵка об руку

и таким образом выстроим прочную стену, которая всегда будет охранять общину.

La messe des paysans a Nicaragua//Casales G. e a. Liberation et religion: Defis des the­ologies de la liberation. - P., 1981. - P. 111-112, 118-119.

Эрнесто Карденаль

ТЫ - НАШ СОЮЗНИК

Объяви, Господь, войну всем, кто нам объявляет войну. Ты - наш союзник.

Великие державы против нас,

но оружие Господа сильнее.

Мы за него не брались.

поэтому они нас преследуют.

Мы против них не составляли заговора,

поэтому нас сажают в тюрьму.

Я опутан гангстерской сетью.

О Господь,

Ты освободишь нас от диктатора, сделаешь свободными от эксплуататоров пролетариев и безземельных.

Фальшивые свидетели дают против меня показания, меня спрашивают о вещах, о которых я не имею ни малейшего понятия.

Передо мной стоит следователь,

дающий мне подписать готовое признание

в том, что я виновен в заговоре, шпионаже и саботаже.

Их собственная политическая система

погубит их:

как они расставляли ловушки для других, так и сами они погибнут.

Их пропаганда вызывает у нас смех,

они представляют нас как карикатуру.

Сколько же еще Ты будешь оставаться нейтральным, Господь?

Сколько еще будешь смотреть безучастно?

Выведи меня из камеры пыток,

освободи меня из концентрационного

лагеря.

Их пропаганда не служит миру,

она провоцирует войну.

Ты слушаешь их радио

и смотришь их телепередачи.

Не молчи!

Проснись! Помоги мне, мой Бог,

выстоять

в моем заключении,

чтобы они не могли сказать:

„С нашим политическим противником

покончено навсегда”.

Все,* которые нас на пресс-конференции

с ликованием объявили уничтоженными, должны быть покрыты стыдом и позором. А наши друзья должны возрадоваться.

Тебе, Господь, я хочу слагать стихи и петь в течение всей своей жизни.

Cardenal Е. Du bist unser Verbiindeter//Entrustet euch. Fur Frieden und VoJkerverstan- digung: Katholiken gegen Faschismus und Krieg. - Frankfurt am Main, 1982. - S. 59.

Эрнесто Карденаль

ВЫСЛУШАЙ МОЕ ПРАВОЕ ДЕЛО

Выслушай, Господь, мое правое дело,

выслушай мою жалобу,

выслушай мой обет,

Я в самом деле так считаю:.


Ты будешь судить меня, а не их трибуналы.

Если Ты станешь ночами допрашивать меня

при свете прожектора

со своим детектором лжи,

Ты не сможешь найти во мне ничего преступного.

Я не болтаю ничего о том, что говорит радио,

ни об их рекламных лозунгах,

ни об их политической пропаганде.

Я считаюсь с Твоими -

не с их словами.

Я зову Тебя,

чтобы Ты - Бог -

мог выслушать меня!

Слушай мое слово,

Ты, защитник всех перемещенных лиц, охраняющий осужденных военным судом, помощник заключенных в концентрационные лагеря. Храни меня, как Свой глаз, спрячь меня под Свое крыло, освободи меня от диктатора и от мафии гангстера.

У нас судят с помощью автомата.

Крики ненависти вонзаются в наши уши.

Шпионы бродят по моему дому,

а ночью за мной следит тайная полиция;

я окружен гангстерами.

Подними же взор на них, Господь, выступи против них, сбрось их на землю.

Вырви меня из когтей банков.

Охрани меня Твоей рукой от предпринимателей

и от членов закрытых клубов, охрани меня от тех, кому всегда всего мало, у кого холодильники набиты до отказа, столы перегружены, а собак кормят икрой.

У нас нет никакого доступа в их клубы,

но Ты насытишь нас еще до наступления ночи.

Caidenal Е. Ноге meine gerchte Sache//Entriistet euch! - S. 58.

95. Луи де Курси
ДУХ СОБОРА... „СЛОВО БОЖЬЕ”

Дух Собора

До сих пор церковь проповедовала Евангелие. И вот индейцы начали говорить о проблемах земли, справедливости, образования. Несколько священников, монахов и мирян создали вместе с индейцами амбулатории, кооперативы, учебные центры. Короче говоря, начали исходить из буквы Евангелия. Кризис, приобретя два аспекта: один - наиболее традиционный, а другой — соответствующий теологии освобождения, достиг кульминации в 1978 году. Двумя годами позднее епархия св. Христофора наконец реор­ганизовала структуру, чтобы действительно стать непосредственным ядром нового направления.

В результате базовые общины начали действовать повсеместно, вплоть до таких отдаленных и забытых всеми мест, как „Белая Земля”, где, несмот­ря на отсутствие священника, целые семьи ежедневно идут пешком два- три часа, чтобы побеседовать о Библии вместе с другими людьми. И это позволяет отцу Фелипе с помощью Нелли, монахини области Комитана, участвовать воскресным утром в собрании лидеров общин.

„Слово Божье”

Собравшись во дворе, эти крестьяне оценивают работу, сделанную своими кооперативами, и еще раз задают себе вопрос, каким образом избе­жать значительных налогов на право прохода по чужим землям, который они должны выплачивать не очень щепетильным землевладельцам, хотя общест­венное мнение и на стороне крестьян. А где же во всем этом церковь? „Слова Бога обеспечивают нам любовь Божью и помогают осознать несправедли­вость, которая давит на нас всех, — делится Артемио. — Отныне мы знаем, кто мы”.

Courcy de L. Voyage de Pape au Mexique. L*Eglise iso lee de l’Etat du Chiapas... L’Es- prit du Concile... „La parole de Dieu”//La Croix. - 1990. - 3 mai

Мэрилин Эйчирон, Майкл Смит



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.155 (0.011 с.)