Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Марксизм и теология освобожденияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
...Существуют внешние, рабочие отношения между „марксистской идеологией” и теологией освобождения. Идеология претендует на мобилизацию значительного числа сторонников защищаемого ею дела. Ее не занимают ни истина, ни эпистемиологические отношения, а лишь защищаемые ею интересы. Однако даже в наиболее христианских районах мобилизационная сила веры ослаблена. И теология освобождения уже разработала элементы этой веры в аспектах, более или менее связанных с марксистской идеологией. Поэтому и марксистская идеология может принять элементы теологии освобождения и успешно включить их в мобилизационный теоретический комплекс. Но это означает не внутреннюю совместимость марксистской идеологии и теологии освобождения, а просто ббльшую или меньшую возможность использования теологии освобождения марксистской идеологией... Имеется реальная близость теологии освобождения и марксистской идеологии в области прагматизма и семантики30, в меньшей степени - в систематизации и структуре. Действительно есть сходство между основными положениями теологии освобождения и марксистской идеологией. Я говорю о сходстве, а не о тождестве, материальном или формальном. Марксистская идеология исходит из интересов пролетарских классов, представляющих существенную часть мира бедняков, за которых выступает теология освобождения. Мир бедных теологии освобождения более широк, но отчасти отстает от пролетарского мира марксистской идеологии... Существует сходство — пролетарии тоже являются бедняками, — но нет тождества, потому что бедные — это не просто пролетарии и их освобождение предполагает трансцендентные элементы. В области семантики речь снова идет о сходстве, а не о тождестве, потому что освобождение и устранение политико-экономических противоречий капиталистической системы важны и для теологии, и для марксизма. Различие появляется, когда марксистская идеология рассматривает политико-экономическое освобождение как конечную цель и отрицает религиозное освобождение, лишая его основной социальной базы существования - угнетения, народной нищеты, отчуждения капиталистической системы. Тут полнейшая семантическая несовместимость. Марксистское освобождение превращается в условие невозможности христианского освобождения, потому что отрицает его сущность, социальные условия его бытия. Правила систематизации, выработанные этими теологией и идеологией, почти не имеют точек соприкосновения. В этой области теология освобождения не приближается к марксистской идеологии, а следует собственной дорогой. Возможно, у обеих общие эпистемиологические правила отношений с практикой и фактический отход от идеалистической герменевтики. Для обеих теоретические и практические отношения с практикой оказываются решающими... Однако проблему отношений между теологией освобождения и марксистской идеологией следует трактовать с осторожностью, чтобы не сыграть на руку идеологии капиталистической системы, чтобы теология освобождения „поневоле” не стала обильной пищей идеологии господствующей системы через „полезных дураков”. Несомненно, марксистская философия придала теологии освобождения отдельные собственные элементы. В области теории познания теология освобождения гораздо ближе к марксистам, чем к идеалистам, потому что отдает приоритет практике и социальным аспектам познания. Даже сознавая, что конечным источником истины является Откровение (а значит, им не может стать никакая человеческая практика), теология освобождения устанавливает теоретические и практические связи с реальностью... В области антропологии дистанция совершенно ясна: для марксизма основополагающим является постулат о том, что человек самостоятельно создал себя для труда. Теология освобождения, как любая христианская теология, понимает человека, только исходя из его создания во Христе; потому основное отчуждение также связано с отношениями человека с Создателем. На вторичном и производном уровне (понимаемом как следствие греха и основополагающее отчуждение), как и марксистская философия, теология освобождения признает значение отчуждения, вызываемого капиталистической системой. Однако эта теология предпочитает рассматривать такое отчуждение в виде идолов. Теология освобождения показывает, насколько капиталистическая система чужда эксплуатируемому, подчиняя его трем идолам (удовольствий, власти и денег), на алтарь которых человек приносит в жертву собственных братьев. Различия между теологией освобождения и марксистской онтологией очевидны и непреодолимы, так как в центре марксистской онтологии лежит материя. Личность в конечном счете материальна, а все, что существует, объясняется движением материи. Этот материалистический монизм абсолютно неприемлем для теологии освобождения, потому что она исходит из Загробной жизни, Духа, Бога. Бог - начало и конец. Он - Дух. А материя относится к созданному. Встреча теологии освобождения с марксистским анализом - типичный случай междисциплинарных связей, когда имеются и автономия, и зависимость. Единство конкретной реальности позволяет сопоставить теологию с социальным анализом. Взаимная критика, в свою очередь, обусловливается тем, что в любую теологию включены некоторые социологические фрагменты, а к любому социальному анализу неизбежно добавляются определенные, не очень явные теологические элементы. Теология имеет право критиковать или не критиковать возникновение этих теологических фрагментов, сопровождающих социальный анализ в виде предположений, выбора конечных целей, радикального направления, общего мировоззрения. И теология, со своей стороны, неизбежно включает социологические данные, которые можно критиковать с социально-аналитических позиций. Проще говоря, теология освобождения критикует в марксистском анализе то, что там есть теологического, даже не осознавая этого. А марксистская идеология критикует в теологии то социологическое, что имеется в последней, хоть и не всегда это понимает... Очевидно, встреча с марксизмом осуществляется не на уровне теологической специфики. Ведь марксизм в принципе не поможет нам понять Бога, серьезную теологическую тематику, Откровение, но претендует на освещение социальной реальности нашего капиталистического общества, а это будет способствовать лучшему выявлению в последнем отпечатков Божьих трудов. Как теология освобождения спрашивает себя, каким образом создать Бога внутри общества рабства и освобождения, так и марксистский анализ компетентно определяет механизм, порождающий рабство. Наконец, полностью прояснив сложившуюся ситуацию, можно лучше понять освободительный проект Бога до конца — до Царства Божьего. Встреча с марксизмом дает интерпретацию реальности, а не интерпретацию Откровения... Речь идет в первую очередь о теологической, а не об идеологической проблеме, потому что под вопросом оказывается уважение к Откровению Бога — первостепенному объекту теологии...
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.18.238 (0.008 с.) |