Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теологические размышления об освобожденииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Теологические категории Я хотел бы отметить здесь некоторые диалектические категории теоло гии освобождения... Само слово „освобождение”, как говорил бразильский теолог Уго Ас- сман, начинает терять свой смысл. Сегодня утром я видел маленькую книжку под названием „Евангелие и освобождение”, изданную в Буэнос-Айресе. Это проповеди о Евангелии, но основополагающее в освобождении там указывается неясно. Используя слово „освобождение” по любому случаю, мы лишаем его смысла. Освобождение — это весьма конкретное слово. Его, например, в наше время принял алжирский Фронт национального освобождения... Термин „освобождение” — чисто христианский, чисто иудейский. В Исходе Бог говорит Моисею: „Освободи их”, то есть помоги им уйти из Египта, спаси их. На деле слово „освобождение” часто употребляют в значении „Искупление”, „Спасение” и т. д., и эти слова мы знаем. Освобождение — строго христианское слово, оно предполагает диалектику, и эта диалектика всегда исходит из угнетения. Говорят об освобождении, но не знают, что за ним, и тогда люди не понимают, что освобождение означает разрыв; не знают, куда направлен этот процесс. Говорить об освобождении как об абстрактном спасении значит не говорить ничего. Говорить об освобождении означает понять, какой тип угнетения практикуется у нас, то есть понять, что есть власть греха, которая несправедливо угнетает нас. И процесс начинается от этого понимания. Но это не теоретический, а практический процесс. Как только мы поняли, какой тип угнетения давит на нас, начинается риск. Это риск не общего характера, а весьма конкретный: риск тех, которые во времена Римской империи говорили: „Император - не Бог” и умирали в цирке. Мы тоже начинаем понимать, какой тип угнетения давит на нас, и, провозглашая его, мы приходим к риску верой, который может привести нас к смерти, к пыткам, но, конечно, не к спокойствию в лоне легально установившегося порядка, в грехе господства. Сегодня много говорят о порядке, но нужно понимать, о чем идет речь. Речь идет о порядке, установившемся в господствующей совокупности; такой порядок не следует уважать. А если этот порядок имеет законы, подчиняться им — грех. Это означает, что подчиняться несправедливым законам господствующей совокупности — грех... Напротив, когда нелегальные действия, совершенные внутри несправедливой совокупности, являются добрыми делами, потому что они входят в процесс освобождения, они возвышаются над установившимся порядком и его законами. Акт освобождения — это незаконный акт, и бедный или умирающий человек вне законности. Выход из Египта был незаконным актом для фараона, потому что фараон запрещал освобождение, но, напротив, это было исключительно хорошее действие, потому что оно подтверждало закон. Но закон не мертвой „совокупности”, а нового порядка, который нужно поставить на службу Богу и который отвергал бы существующее положение. Dussel Е. Categories th6ologiques//Histoire et th6ologie de la liberation: Perspective latino-americaine. - P., 1974. - P. 145-147. Хуан Луис Сегундо ВВЕДЕНИЕ В КНИГУ „ОСВОБОЖДЕНИЕ ТЕОЛОГИИ”* Что станется с теологией освобождения через несколько лет? Вопрос может показаться пессимистическим по тону, намекающим на то, что теология освобождения — нечто поверхностное или проходящее. Конечно, это не так. Мой вопрос следует рассматривать в позитивном, перспективном смысле. По моему мнению, теология освобождения, хорошо или плохо подходит ей это название, представляет в Латинской Америке необратимый процесс. Это неопровержимая вера в христианский процесс создания нового сознания и зрелости нашей веры. Бесчисленное число христиан сами пришли к новой и радикальной интерпретации своей веры, новому пересмотру ее связей со своей реальной жизнью. И они сделали это не только как отдельные индивидуумы, но и как влиятельные и весомые группы внутри церкви. Процесс не только необратим, он еще и широк по поставленным задачам и разнообразен сам по себе. Тем не менее нелегко ответить, каково точное содержание теологии освобождения для всех христиан, вовлеченных в нее. Однако некоторые основные положения разделяют все. Они утверждают, что давнишнее давление относительно значения индивидуального спасения в загробном мире является искажением послания Иисуса. Христос выступал за полное и целостное освобождение человека — процесс, который уже осуществляется в истории и который имеет историческое значение. Они утверждают, что у церкви нет никакой магической эффективности, связанной со спасением, что в их вере и их литургии скорее есть освободительные факторы, что победа церкви должна видеться в большей степени в качественных, чем в количественных показателях, независимо от церковной специфики и собственного мнения должен осуществляться истинный могучий импульс в человеческой истории. Они также считают, что не существует двух отдельных порядков: один - сверхъестественный, вне истории, а другой - естественный, внутри нее; что вместо этого одна и та же милость возвышает человеческие существа до сверхъестественного уровня и сообщает им смысл, необходимый для достижения истинной судьбы внутри одного и того же исторического процесса. Ситуация меняется, если мы попытаемся предсказать будущее воздействие теологии освобождения на классическую теологию и внутренние и пастырские структуры церкви, в частности, вне Латинской Америки. Здесь наш оптимизм вынужден сильно поблекнуть. Действительно, он может уступить дорогу недоверию или страху по отношению к краткосрочной ситуации. Потому что содержание теологии освобождения подвергают опасности три тенденции, которые, действуя раздельно или вместе, могут погубить ее. Первая тенденция связана с тем фактом, что церковные власти довольно быстро поняли, что даже минимальное содержание теологии освобождения, простое повторение основных заявлений, без больших затруднений принятых Медельинской конференцией, сегодня буквально объявляются политическим преступлением. Они способны привести мирян к заключению в тюрьму и пыткам. И хотя они могут не подвергать столь же серьезной опасности священников и епископов, из-за них под угрозой оказывается нечто, рассматриваемое позднее как важное и подвергающееся критике, — привилегированное положение религиозной деятельности и даже основополагающее право ее свободного осуществления. Вторая тенденция обусловливается тем фактом, что сами церковные власти приняли терминологию освобождения. И постепенно они вымывают ее содержание, так что язык освобождения лишается реального смысла. Новые слова у всех на языке, а поступают, как прежде. Классическим католическим воспитанием считается воспитание в освобождении, и даже крайне правое идеологическое крыло часто использует слово „освобождение”. И так мы оказываемся перед парадоксом, который легко понять в идеологических выражениях: одна рука преследует подлинную теологию освобождения как подрывную, а другая заимствует ее терминологию в расплывчатых формулировках для идей и позиций, которые не имеют ничего общего с какими-либо истинно освободительными изменениями. Третья тенденция выражена слабее, но она не менее реальна и действенна. По ней, теология освобождения — это теология, возникающая из насущных проблем реальной жизни. Рассматривая эти проблемы и испытывая их серьезное влияние, она прибегает к традиционному смыслу теологиза- ции, то есть к библейской и догматической традиции. Она делает это серьезно и убежденно, чувствуя ответственность как перед проблемами реальной жизни, так и перед канонами мировой теологии... Как результат, теология освобождения вызывает одновременно два отношения. Она вызывает интерес непосвященных, но и, конечно, определенное количество академического презрения крупных теологических центров во всем мире. Но это факт, что повседневная теология в Латинской Америке — теология, которая исходит от священников в семинариях и со временем от мирян в университетах и церквах, - продолжает быть книжной теологией эрудитов. И если эта последняя теология будет по-прежнему смотреть на теологию освобождения как на имеющую отличные намерения, но скорее наивную и некритическую, ясно, что латиноамериканцы окажутся невосприимчивыми к влиянию этой точки зрения... Segundo J. L. Introduction//The Liberation of Theology. - N. Y., 1979. - P. 3-6. Хуан Луис Сегундо „ВЫБОР В ПОЛЬЗУ БЕДНЫХ - БОЖИЙ ВЫБОР” Интервью — Каково место Священного писания в теологии освобождения? — В Латинской Америке, может быть, в большей-степени, чем в других местах, мы хорошо понимаем опасности, связанные с любой интерпретацией Священного писания. Не следует забывать, что Евангелие — это буква, и разве св. Павел не говорил, что буква убивает, а дух оживляет? Но Евангелие — это не только дух; это прочитанная и интерпретированная сегодня буква, и эта буква может убивать, как это делала древняя буква, связанная с Иисусом. Содержание Ветхого завета, прочитанное фарисеями, не позволило им признать в Иисусе Бога, присутствующего в истории. Документ Медельина и основные официальные тексты церкви в Латинской Америке свидетельствуют о том, как трудно признать включение Бога в исторические события. Если не рассматривать эти события с точки зрения, вытекающей из предварительного прочтения Евангелия, присутствие Бога ускользает от нас. - Как Вам удается избежать ошибочной интерпретации Евангелия? — Мой ответ не может быть гарантией. Я считаю, что еще до чтения Евангелия следует сделать выбор в пользу бедных. Это выбор, по которому Бог предпочитает гуманизировать жизнь человека, начиная с тех, кто страдает и находится в бесчеловечных условиях. Это отмечаемое у Матфея в главе XXV предпочтение голодным является для нас ключом интерпретации Евангелия. Только исходя из такой предварительной установки, можно правильно понять Евангелие. Но это предположение. Я не могу доказать с помощью Евангелия, что отношение к нему должно быть именно таким, потому что, начав доказывать, я уже интерпретирую Евангелие по-своему, тогда как другие делают это совершенно иначе. Таким образом, я рискую: единственное, что я могу сделать, — показать, что в Евангелии предварительные условия прочтения являются необходимым условием правильной интерпретации. Я считаю, что нельзя непосредственно связывать с проблемой евангельскую букву, потому что она - всего лишь буква и, как таковая, убивает и ожесточает сердца. Обратимся, начиная с Евангелия от Марка, к великим спорам Иисуса со своими противниками. Первый относится к использованию субботы. Фарисеи думали получить ответ вместе с законом, но Иисус поставил перед ними вопрос, основанный на предварительной интерпретации. Действительно, он не требовал от них дозволенного законом, он спрашивал их, можно ли делать добро или зло в субботний день. Почему? Потому что, прежде чем читать о том, что Бог говорил о субботе, следует знать его отношение на тот момент, когда он об этом говорил. Другая полемика — о знамениях времени. Фарисеи не были уверены в наличии Бога в Иисусе и потому требовали от него небесного знамения, чего-то, исходящего непосредственно от Бога, некоторое Откровение, имеющее прямое отношение к Священному писанию. Иисус отказался, говоря, что люди знают, что им надо делать. И он убедил своих слушателей делать то же, что объясняет его присутствие. Это ответ, который следует искать не в небесах, а в истории. Также и с притчей о добром Самаритянине 9, в которой только не знавший закона, но имевший открытое сердце смог дать правильное толкование закона, тогда как специалисты, священники и левиты, не действовали в согласии с законом. Их интерпретация была ошибочной, потому что у них не было предварительного отношения, которое позволило бы им хорошо трактовать закон. — И во всем этом есть идеология? — Леонардо Бофф рассказывает, что однажды он спрашивал крестьян низовой общины штата Акре (Бразилия), как Христос искупил их грех. Ответ был дан сразу: „Своими крестом и страданиями”. Тогда он спросил, почему эти люди, как кажется, забыли основное из жизни Иисуса — его защиту бедных, больных, даже его восстание, а помнят лишь о его страданиях на кресте. Не нужно быть марксистом, чтобы заподозрить здесь обман. Теология, которой пичкали этих бедняков, привела их к мысли, что они тем ближе к Богу, чем больше страдают. Подозрения, что общая культура деформировала христианскую теологию, чтобы служить интересам господствующих классов, вполне обоснованны. Более того, угнетенные, получившие это истолкование Слова Божьего и поддерживающие его, совершенно не знают, что речь не идет об истинной интерпретации. Именно нам надлежит попытаться заново истолковать Писание, исходя не из своего каприза, а из серьезного и научного чтения Библии, не скрывая при этом своих позиций. Наш Бог — это Бог, который сам принял сторону бедняков. - Значит ли это, что даже внутри теологии освобождения имеются тенденции такого типа? — Несомненно. Я думаю, что христианская теология весьма часто была орудием угнетения. И долг теолога — занять определенные позиции до чтения Писания. Это необходимо. Мой долг — систематически подвергать сомнению культуру, которая представляла Слово Божье, искаженное интересами общества, боязнью свободы, интересами расы или пола. Чтобы придать пастырской теологии более справедливую версию христианской веры, чтобы воспринять более соответствующий намерениям Иисуса способ прочтения Евангелия, являющегося его (Христа) источником, мы должны продолжать эту работу, что предполагает проявление определенной смелости внутри церкви. Segundo J. L. Interview: „L’option pour les pauvres est celle de dieu”//La Croix. — 1986. - 5 avril. Хуан Карлос Сканноне ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ И НАРОДНАЯ ПРАКТИКА*
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.53 (0.008 с.) |