Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воплощение теологии: Хосе тавара

Поиск

Хосе Тавара прибыл в город лачуг, расположенный на скалистых склонах фермерской долины, 11 лет назад. Студент семинарии, он прибыл в Кара- байо, район Лимы, с тем чтобы решить, принимать ему сан священника или нет. Он решил остаться, но не как священник. В прошлом году как кандидат руководимой марксистами коалиции Тавара победил неверных политических союзников и дюжину клеветников-оппонентов, завоевал 47 % голосов и во второй раз стал мэром Карабайо.

Даже отвергнув сан священника, Пепе (уменьшительное от Хосе) Та­вара довел теологию освобождения до крайности, используя классическую христианскую низовую общину как трамплин для политической власти и социальных изменений. Он сохранил набожность, но его духовные обяза­тельства побуждают его вести более активную работу. „Политическая де­ятельность кажется мне значительно привлекательнее, потому что она дает более успешные результаты”, — говорит Тавара.


Деятельность. Большинство из 65 тыс. жителей Карабайо — мигранты из провинции Сьерры. „Это люди, покинувшие свои земли, дом, друзей, семьи и традиции ради жизни в аду”, — говорит Поль Ульет, приходский священник. В квартале „Эль Прогресо” (в Карабайо) 20 тыс. жителей обслу­живают три врача; только 40 % рабочей силы занято постоянно, и средний доход рабочего составляет 70 долл, в месяц. Для жителей Карабайо полити­ческая деятельность означает попытку выжить.

Тавара считает, что политическая деятельность должна поддерживаться воспитанием. „Каждый раз, как он начинает говорить, он воспитывает, — от­мечает Сусана Вильяран, светская активистка. - Он скорее пытается выдви­гать идеи, чем лозунги”. На недавнем городском митинге Тавара спокойно и молча слушал обмен мнениями об улучшениях в Карабайо. Затем он в течение десяти минут говорил о городском развитии, используя простой язык, обога­щенный экскурсами в Библию и примерами из повседневной жизни.

Исследование. Церковные и светские работники годами посвящали себя воспитанию лидеров общины, по большей части через семейные клас­сы катехизиса. Родители, желающие крестить своих детей, должны были пройти религиозно-воспитательную программу. Но катехизис в Карабайо — больше чем механическое повторение религиозной доктрины. Он также предусматривает особые формы исследования социальных и политических условий, в которых члены общин борются за выживание. Одна из таких форм — группы катехизиса, отмечал Тавара, сделала вывод, что „Бог не несправедлив. Бедность - не решение Бога”.

В этом контексте сделать шаг от религиозного убеждения к политичес­кой деятельность естественно, но, утверждает Тавара, не обязательно при этом руководствоваться марксистской идеологией, как считают некоторые его критики. „Нам надо пользоваться самыми подходящими методами понимания окружающей нас действительности, - говорит он. — Но наш вдохновитель — не марксизм, а Бог”. По иронии судьбы, до сих пор в Ка­рабайо' нет церковного здания. Массы собираются там, где находится для этого место, или в центре по воспитанию взрослых. „Разве правильно вкла­дывать в бетон 50 тыс. долл., если народ голодает?” — спрашивает священ­ник Ульет. Прихожане и духовенство планируют начать строительство храма в этом году. Краеугольный камень, во всяком случае, уже несколько лет назад заложен в сердцах прихожан.

Achiron М., Smith М. The Incarnation of a Theology//Newsweek. - N. Y., 1984. - 22 October. - P. 38.

Лоди Ив

К ЧЕРНОМУ РАСКОЛУ В США

Католическая месса? Да, но в нее включены фрагменты черной теоло­гии, пение евангельских текстов. Служба идет в ритме барабанов и там­буринов, с африканскими танцами и напевностью проповедей. „Дух Гос­пода со мной, потому что он призвал меня провозгласить освобождение угнетенных!” — восклицает священник Стеллингс, радостно подпрыгивая за своей кафедрой. „Да, говорите об этом!” — с энтузиазмом поддержива­ют его две тысячи черных верующих, воздевая руки, раскачиваясь и затем падая в объятия друг друга... Аллилуйя!

Под освобождением священник Джордж Огастес Стеллингс-младший понимает создание для угнетенных, то есть для негров-католиков, новой конгрегации чернокожих „храм Имани” (слово,,имани” на суахили озна­чает „вера”). „Негры страдают от расизма внутри церкви, которая делает упор на европейские традиции и игнорирует социально-культурные и духов­ные нужды чернокожих”, - говорит Стеллингс. Этот священник хочет, что­бы было больше священников-негров и религиозных служб, которые сое­диняют католические обряды с чтением Евангелия, легализируют спонтан­ную реакцию верующих, подобную характерной для протестантских храмов.

Черный священник из Вашингтона бросает таким образом вызов католи­ческой церкви, которая запретила ето обособленную конгрегацию, распус­тив ее через несколько дней после первой мессы Стеллингса. Священник Стеллингс направил кардиналу Хайки „план примирения”.

Позднее этот кардинал написал в газету „Вашингтон пост”, что речь идет о недоразумении: „Это диспут не между противниками и сторонниками расизма, а между теми, кто остается внутри церкви, чтобы улучшить ее, и теми, кто покидает церковь ради личного крестового похода”.

Относительный расизм

„Я не Лютер”, — говорит священник Стеллингс. И, очевидно, немного черных католиков, готовых следовать за ним. Но они приветствуют его вызов: „Кто-то должен подняться против расизма”. Прихожане рассказыва­ют, что в смешанных церквах они порой получают святое причастие только после белых; их заставляют сидеть на балконе; священник не заходит в их дома, потому что они живут в „плохих кварталах”. Сегодня обстоя­тельства изменились, и сотня епархий открыла службы, подобные службе отца Стеллингса, чтобы привлечь негров, составляющих 12 % населения. В 1985 году негров-католиков было всего 900 тыс., а сейчас их 2 млн. из 52 млн. католиков США. Больше всего негров привлекают католические школы. Но весной 1989 года кардинал Хайки закрыл в Вашингтоне три из них. Из 300 епископов лишь 13 чернокожих. Но, вероятно, католиче­ская церковь все-таки расистская: у протестантов обычно церкви белых и черных существуют параллельно.

Взволнованный голос

Диспут со священником Стеллингсом принял такой размах, что на­циональная иерархия США, которая редко включается в местные конфлик­ты, почувствовала себя обязанной выступить с заявлениями, чтобы успоко­ить чернокожих прихожан. Черные епископы признают, что „грех расиз­ма затрудняет гармоничный диалог с нашей церковью”, и они со всей твер­достью высказываются „за приведение литургии в соответствие с духовны­ми африканскими традициями”. Но „лучшее сближение - это обогащение нашим присутствием; расизм — слишком серьезный вопрос для маски­ровки эгоистических стремлений или личного комплекса неполноценно­сти”, — говорят они, осуждая таким образом священника Стеллингса...

Laudy Y. Vers un schisme noir aux Etats-Unis//La Libre Belgique - Bruxelles, 1989. - 25 juillet.

98. ОТ ТЕОЛОГИИ РЫБАКОВ К ТЕОЛОГИИ ОСВОБОЖДЕНИЯ *

В 1984 году о себе заставили говорить рыбаки Кералы. На юге этого индийского штата 100 % населения - христиане, в центре - индуисты, а на севере — мусульмане. Они объединились в единый профсоюз, преодолевший религиозные барьеры и привлекший активные симпатии многочисленных священников и монахов, желающих помочь им выйти из изоляции и решить свои проблемы. Местным епископам их настроения показались слишком левыми. Епископы сначала попытались создать соперничающий «латинский католический” профсоюз, а затем - удалить священников и монахинь, ре­шивших участвовать в голодных забастовках вместе с рыбаками. Так как некоторые из них (в частности, монахиня Мэри Филомен) хотели поститься вплоть до голодной смерти, если это будет необходимо, епископат осудил всякое участие в борьбе рыбаков и пытался представить это как попытку самоубийства.

Группа теологов под руководством ветерана-иезуита Самуэля Райяна побывала в Керале и посетила рыбаков и забастовщиков, чего не сделали епископы...

Епископат практически сохранял молчание и на следующий год, когда рыбаки снова призвали священников и монахинь принять участие в их борь­бе за полный контроль над ресурсами Галилеянина, которым угрожает грех связи с промышленностью.

Молнии епископов, направленные на теологов-рыбаков, вызвали совер­шенно непредвиденные последствия: правая пресса развязала против них широкую кампанию, объявив их теологами освобождения. В широкой публике никто или почти никто о теологии освобождения и не слыхивал. И вдруг о ней заговорили все: христиане, марксисты, даже воинствующие индуисты. Одни — для того, чтобы что-то позаимствовать из этой теологии, другие - чтобы ее дискредитировать. Издания Гутьерреса и Леонардо Боффа теперь появились на малайями, и, несмотря на отличия социально-политиче­ской обстановки в Керале от латиноамериканской действительности, выяви­лись явные симпатии. Чем они станут — бесплодным ли зерном или новым источником вдохновения?

На крайнем юге католическое мирянство, кажется, потихоньку пробуж­дается. Сегодня не вызывает удивления, что Христианская рабочая моло­дежь (ЖОК) потеряла связи с церковной иерархией. Национальная ЖОК, которую епископат счел слишком „открытой” и недостаточно „христиан­ской”, была дезавуирована и лишена церковного советника... Епископская конференция поддержала соперничающую с ЖОК организацию, снабдив ее церковным советником. Университетская молодежь, связанная с иезу­итами, также ведет борьбу.

В Тамил-Наду группы „интегристов” еще не заставляют много говорить о себе. После индуистско-христианских столкновений в 1982 году кажется, что они избегают открытых нападок на тех епископов и священников, кото­рых считают слишком прогрессистскими. Напротив, значительное число университетских христиан, потрясенных своим открытием социальной действительности, эксплуатацией маленьких людей, создали собственные агентства развития вне контролируемых духовенством епархиальных обществ социального обслуживания. Многие попытались присоединиться к массам и отождествиться с их борьбой. Если их деятельность и можно подвергнуть критике, потому что они зачастую изолированы и находятся в стороне от великих политических течений рабочего класса, то ведь они действуют и в стороне от официальной церкви. И это одна из многочисленных проблем, стоящих перед Иоанном Павлом II.

Dossier: A la veille du voyage de Jean-PauL Presence des chr£tiens et sagesse de flnde. I - Le poids des coutumes,, Гёѵеіі du laicat... De la theologie des pecheurs... a la theologie de la liberation//L’actualite religieuse dans le monde. - 1986. - 15 janvier. - P. 21-23.

Жан-Марк Эла

, ЛАША ВЕРА - ОСВОБОДИТЕЛЬНИЦА”

Интервью *

—...Наша церковь слишком анахронична по отношению к великим ожиданиям и чаяниям общества. Существует разрыв между этой церковью, тем, что и как она делает, и обществом, полным изменений. И это приводит к определенной маргинализации христиан. Если вера хочет что-либо значить, ей следует изучить саму себя.

...Большое число наших церковных учреждений действуют благодаря внешней поддержке, находятся в руках людей, которые пришли извне... У многих священников нет времени на идеологические построения, отвеча­ющие требованиям эпохи. И это ставит перед нами вопрос, относящийся к положению церкви: можно ли одновременно переживать трудности и сделать выбор?

- Какой же выбор, например?

— Перейти от клерикальной церкви к народу Божьему, живущему на уровне групп и общин, в которых люди находят основу веры и евангель­ской практики. Наша церковь слишком похожа на станцию по обслуживанию религиозных нужд. Оставаясь внутри церкви, священники не способны сделать выбор, который не привел бы к клерикализму. Напротив, такой человек, как архиепископ Яунде Зоа, упрямо хочет получить место среди мирянства. Не все духовенство разделяет его точку зрения.

- И, однако, есть определенное число священников, которые сегодня пытаются сочетать христианскую веру с местными культурными корнями хотя бы путем создания африканской литургии...

— Африканская литургия — это не ответ на требования современности... Вопрос об инкультурации можно понять только в свете выбора, связанного с важнейшими проблемами современности...

Сегодня эти проблемы - несправедливость, неравенство, угнетение, включение людей в социальную систему, которая их маргинализирует. Поэтому надо знать, как церковь понимает евангелизацию.

Для меня основная миссия Иисуса из Назарета - это освобождение. И церковь должна решиться и выступить вместе с людьми, идущими к боль­шей свободе, к большему достоинству.

— А разве таких групп и общин, о которых Вы мечтаете, еще нет?

— Действующих групп нет. У нас все еще клерикальная структура... Церковь остается делом священников, и деятельность таких групп по-преж­нему блокируется структурой прихода. Приспособиться к этой структуре невозможно.

Нельзя избежать определенного отрыва от модели современной церкви. Можно перестать все время опираться только на приход, понимаемый как центр христианской жизни...

В городах, например, люди проходят, не видя нас. Если мы сделаем радикальный выбор, они, быть может, откроют нечто иное. Мы не можем хранить христианство в душе, потому что миссионерской территорией се­годня является город! И этот город ставит перед нашей верой серьезные проблемы...

...Основное — это создать маленькие оазисы в городе, которые смогут стать местами, где люди разделяют и исповедуют веру. Тогда перспективы изменятся.

Взять хотя бы молодежь на улице или учащуюся молодежь. Нам следу­ет выяснить, что их привлекает, о чем они мечтают, и сблизиться с ними на этой основе... Нам нужно задаться вопросом о том, как вести диалог с этими новыми течениями мысли. И это должно стать пастырской задачей...

Евангелие указывает, что наш долг - выступить. Иисус Христос призы­вает нас занять позиции в пользу угнетенных. Наша церковь должна стать пророческой церковью, и нам следует действовать в этом смысле...

- Жан-Марк Эла не боится выступать ни в гражданских дискуссиях, ни в церкви. Ощущаете ли Вы от этого неудобство?

— Необходимо, чтобы я чуствовал себя свободным внутри церкви, по отношению ко всем и ко всякого рода проблемам. И эти проблемы я как теолог рассматриваю в свете веры. А наша вера - освободи­тельница.

Ela J.-M. L’Eglise du Cameroun face aux defis de la ville: Notre foi est Liberatrice. Un entreitien//Temoignage Chretien. - 1988. - 13-19juin. - P. 20.

Бернар Угё

МЕЛКИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ОБЩИНЫ.
МОГУТ ЛИ ОНИ ЗАМЕНИТЬ ПРИХОДЫ?

(Опыт Заира) *

Введение

В начале 70-х годов в Заире в рамках пастырского решения епископата 1961 года в большом количестве возникли мелкие христианские общины. Первыми в Африке епископы Заира решили создать такого рода общины в значительных масштабах. Такие общины образуют широкую сеть, особенно в последние 15 лет, когда они распространялись весьма интенсивно.

Новый способ жить в церкви

Существует многообразный опыт концепции и практического осущест­вления общинных служб. В Букаву, например, архиепископ предлагает не навязывать список из 11 возможных служителей, но давать важное уточне­ние: община „может назначать столько служителей, соответствующих ее нуждам, сколько имеет личной власти среди своих членов”. Действительно, существует много критериев для учреждения служителей: приходские нуж­ды, потребности местных общин в подборе лидеров из членов прихода...

В отдельных приходах службы зависят от комиссий. В шахтерском приходе Монгбвалу (епархия Буния) руководство находится в руках четы­рех комитетов: христианской жизни (все, связанное с повседневной жиз­нью общины), воспитание (христианское образование), литургия и финан­сы. Эти комитеты имеются на всех уровнях прихода — от деревенской общи­ны до приходского совета... В Киншасе в большинстве приходов между приходом и мелкими общинами нет промежуточного звена. Однако суще­ствует комплекс комиссий на профсоюзном уровне, который соответству­ет службам внутри мелких общин. Эти комиссии обеспечивают подбор и формирование руководителей. Напротив, в лесу Маньемы, в Мингане (епархия Касонго), службы организованы на уровне базовых общин, кото­рые сами образуют многочисленные мелкие общины.

Повсюду обычно имеется совет общины, который должен помогать главному руководству. Этот совет формируется из нескольких руководи­телей различных служб, среди которых почти всегда есть катехизист...

В епархии Гома различают служителей, занятых молитвой, ев ангел иза- цией и трудом. В 1981 году в приходе при храме официально признавали 2145 служителей 122 базовых общин. В Иомбе на 191 общину насчитывалось 3352 служителя. В Биранбизо, где цифры, как мне представляется, более реальные, было 597 служителей такого типа на 258 общин... В нынешнем году эта епархия насчитывала уже 9388 служителей на 1638 базовых общин, то есть в среднем около 7 служителей на общину. В руководстве этих служб мужчин было почти вдвое больше, чем женщин.

Можно представить себе, в чем заключаются эти службы, если обра­титься к деятельности мелких христианских общин. Кроме катехизиса мне представляются основополагающими для мелких христианских общин три службы: руководство общиной, примирение и работа с больными. Кро­ме того, в связи с тем, что сложно объединить молодых со взрослыми, роль молодежного руководителя или делегата важна для сохранения до­верительных отношений между поколениями. Наконец, с географической точки зрения в городской среде христианские службы более многочислен­ны и более разнообразны; они делают общий упор на молодежь и на семью. В сельской среде эти службы действуют более „бюрократически”, но там шире распространены службы, связанные со здравоохранением и развитием...



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.230 (0.009 с.)