![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ответственность и вызов настоящего моментаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Глаза всей Латинской Америки и латиноамериканской церкви обращены к Никарагуа. Наша революция осуществилась в тот момент, когда католическая церковь через опыт II Ватиканского собора, Медельина и Пуэблы в состоянии все больше и больше осознавать тот факт, что дело бедняков — ее соб-| ственное дело. Многочисленны представители церкви, недавно ясно давшие свидетель/ ство такой солидарности на нашем континенте. Осознавая, что революционный процесс требует щедрости и жертв, мы заклинаем вас всех, братья, найти в вере мотивировку и силу, чтобы стать первыми, согласившимися на самоотречение. Давайте все посвятим себя труду, которого требует от нас строительство новой Никарагуа. ( В первую очередь революция требует от нас глубокого обращения к вероучению, исходящего от самого сердца. Революция, кроме того, требует строгой жизни. Война и прежде всего предшествующий общественный порядок оставили нам в качестве социального наследства экономическую разруху, несмотря на богатства нашей страны. Неизбежная в начале таких радикальных изменений дезорганизация, бегство людей, компетентных в административном плане, усугубляют проблему. Следует подготовиться к перенесению трудностей и ограничений. Необходимо помешать тому, чтобы последствия нужды испытало большинство, не имеющее достаточных средств. Как христиане, осознающие призыв Господа к бедности, мы должны первыми с радостью и щедростью принять те ограничения, которые будут иметь место. Мы также узнаем из уроков жизни, что не изобилие и еще меньше жажда приобретения удовлетворяют и делают человека человеком (как об этом часто говорит Иоанн Павел II). Напротив, человек находит свою целостность как личность в солидарности, позволяющей удовлетворить основные материальные нужды и создавать все более высокую культуру, все более гуманизированный и производительный труд, мир, все более открытый духовному прогрессу человека. В то же время мы призываем к тому, чтобы прекратился отток капиталов, чтобы они вернулись и были реинвестированы, чтобы более справедливыми были правила международной торговли и условия новых переговоров о внешнем долге Никарагуа. Мы уверены, что это внесёт вклад в облегчение нужд и поможет избежать множества человеческих страданий.
а) Щедрость молодых. Надежда нашей революции прежде всего — молодые никарагуанцы. Они дали доказательства необычайных щедрости и смелости, восхитивших мир. Они будут теперь первыми создателями этой новой цивилизации любви, которую мы хотим построить (Пуэбла, 188). Они должны успешно включить в революционный процесс истинные евангельские ценности. И это именно к ним с особой заботой должны быть обращены евангелиза- торские усилия всей церкви. б) Свобода в апостольском труде. Для церкви епископы Никарагуа не требуют никакой привилегии, кроме возможности осуществлять свою смиренную, но ценную для народа службу, свою евангелизаторскую миссию. С этой целью Церковь хочет только „широкого, свободного пространства, которое позволит ей осуществить свою апостольскую деятельность без помех: свободу культа, воспитания в вере и осуществления самой разной деятельности, позволяющей народу включить в частную, семейную и общественную жизнь моральные требования, вытекающие из этой веры” (Пуэбла, 144). Народ Божий должен повышать свою жизнеспособность через базовые христианские общины, становящиеся все более братскими. Церковь должна Научиться и научить всех смотреть на все в перспективе бедных, дело которых - Христово. Считая своим собственным дело всех никарагуанцев, церковь полагает, что может внести значительный вклад в современную эволюцию Никарагуа. Пусть Дева Магнификат2, которая воспевает крах могущественных И поднимает смиренных (Лк II, 52), сопровождает нас и нам помогает по-христиански занять свое место в тяжелом и увлекательном деле по ведению к б|лагу построения новой Никарагуа, где выбор в пользу бедняков позволит „открыть новые горизонты надежды” (Пуэбла, 165). Манагуа, 17 ноября 1979 г. Монсеньор Мигель Обандо-и-Браво, архиепископ Манагуа, президент Епископской комиссии; монсеньор Пабло А. Вега, епископ-прелат Ху- гальпы; монсеньор Рубен Лопес Ардон, епископ Эстели; монсеньор Мануэль Саласар Эспиноса, епископ Леона; монсеньор Леовихильдо Лопес Фи- тория, епископ Гранады; монсеньор Хулиан Барни, епископ Матагальпы; монсеньор Сальвадор Шлефер, епископ викариата Блюфильда
Engagement chrdtien pour un nouveau Nicaragua: Ddclaration de la Conference ёріясо- pal//La Documentation Catholique. - 1980. - 3 fdvrier. - P. 136-140. 9. „ЛИБЕРТАТИС НУНЦИУС” Инструкция no некоторым аспектам теологии освобождения* Евангелие Иисуса Христа — послание свободы и сила освобождения. Эта основополагающая истина стала в последние годы объектом размышлений теологов, вызвала повышенное внимание, которое само по себе представляется многообещающим. Конгрегация доктрины веры не собирается рассматривать здесь саму по себе обширную тему христианской свободы и освобождения. Она намерена сделать это в последующем документе, который позитивным образом выявит все богатства как доктрины, так и практики. Данная Инструкция ставит более точную и более ограниченную задачу: она рассчитана на привлечение внимания пастырей, теологов и всех верующих к разрушающим веру и христианскую жизнь отклонениями риску отклонений, связанных с отдельными формами теологии освобождения, которые недостаточно критично прибегают к концепциям, заимствованным из различных течений марксистской мысли. Это предостережение ни в коем случае не следует рассматривать как неодобрение всех тех, кто хочет щедро, в чисто евангельском духе ответить на „предпочтительный выбор в пользу бедных”. Но данная Инструкция никак не может служить поддержкой тем, кто] практикует индифферентность в отношении трагических, требующих настоя] тельнейшего разрешения проблем нищеты и несправедливости. Инструкция^ напротив, продиктована уверенностью в том, что серьезные идеологические отступления, о которых она сигнализирует, неизбежно ведут к предательству дела бедных. Более чем когда-либо раньше, сейчас необходимо, чтобы многочисленные христиане, освященные верой и решившие жить целостной христианской жизнью, из любви к своим обездоленным, угнетенным или преследуемым братьям обязались участвовать в борьбе за справедливость, свободу и человеческое достоинство. Более чем когда-либо церковь намерейа осуждать злоупотребления, несправедливости и нападки на свободу, кем бы и где бы они ни делались, а также бороться свойственными ей средствами в защиту и за расширение прав человека, особенно бедного. Взятое само по себе, стремление к освобождению не может не найти широкого и братского отклика в сердцах и умах христиан. Именно в соответствии с этим стремлением сначала в странах Латинской Америки, отмеченных религиозным и культурным наследием христианства, а затем и в других районах „третьего мира” родилось теологическое и пастырское движение, известное под названием „теология освобождения”. Позднее оно получило развитие и в определенных кругах промышленно развитых стран. Понятие „теология освобождения” определяет прежде всего предпочтительный выбор в пользу справедливости, в защиту бедных и жертв угнетения. Исходя из этого, можно различать отдельные, зачастую несовместимые способы понимания христианского значения бедности и виды участия в достижении справедливости, в котором бедность нуждается. Как все идеологические движения, теологии освобождения включают различные теологические положения; границы их учений трудно определить. Стремление к освобождению, как следует из самого термина, восходит к основополагающей теме Ветхого и Нового заветов. Оттуда же взято само выражение „теология освобождения”, которое определяет теологическое размышление, сконцентрированное на библейской теме освобождения и свободы, а также на срочности его практических последствий. Таким образом, тяготение к свободе теологов освобождения представляется естественным. Значение такого объединения может быть правильно понято только в свете специфического послания Откровения, правильно интерпретированного церковным учением.
Таким образом, правильно понятая теология освобождения предлагает теологам углубить некоторые основополагающие библейские темы, связанные с серьезными и неотложными проблемами, которые ставят перед церковью современное стремление к освобождению, а также освободительные движения, более или менее верно отражающие это стремление. Нельзя ни на минуту забывать драматические бедствия, вызвавшие обращение к теологам... Теологи освобождения, широко обращаются к Исходу3. Он действительно представляет собой основополагающее событие в формировании избранного народа. Это было освобождение от иностранного господства и от рабства. Специфическое значение этого события связано с его конечной целью, потому что это освобождение обусловилось основанием народа Божьего и культом союза, заключенного на горе Синай. Вот почему освобождение в Исходе не может быть сведено к освобождению в основном и по преимуществу политическому. Кроме того, весьма знаменательно, что иногда в Писании термин „Освобождение” заменяется более близким — „Искупление”. Основополагающий эпизод Исхода никогда не сотрется в памяти народа Израиля. И именно о нем вспоминают, когда после разрушения Иерусалима и изгнания в Вавилон миряне живут в надежде на новое освобождение и в ожидании окончательного, загробного освобождения. Тут Бог признается освободителем. Он заключает со своим народом новый союз, отмеченный даром его духа и обращением сердец... [Затем Инструкция подчеркивает, что, по Библии, первое освобождение относится к греху, находящемуся в сердце человека; отсюда зло не может быть локализовано исключительно в плохих экономических, социальных или политических „структурах”. Инструкция также напоминает о выступлениях церкви за справедливость начиная с понтификата Иоанна XXIII.] Никогда не забудется громадный бескорыстный труд христиан, пастырей, священников, монахов и мирян, которые, побуждаемые любовью к своим братьям, живущим в бесчеловечных условиях, пытаются принести облегчение бесчисленным отчаявшимся. Среди них некоторые пытаются найти эффективные средства, способные позволить как можно скорее положить конец нетерпимой ситуации.
Усердие и сострадание должны жить в сердцах всех пастырей, однако, если не проявить достаточного внимания к некоторым искушениям, усердие и сострадание рискуют быть повернуты и направлены к более разрушительным для человека и его достоинства факторам, чем нищета, с которой они борются. Именно на предпочтительном выборе в пользу бедных... с одной стороны, и на попытке свести Евангелие спасения к земному Евангелию, с другой стороны, основываются различные теологии освобождения. Мы говорили выше, что существует подлинная теология освобождения - та, которая берет начало в Слове Божьем, интерпретированном надлежащим образом. Но с описательной точки зрения следует говорить о теологиях освобождения, потому что это понятие включает теологические, а порой даже идеологические позиции, не только отличающиеся друг от друга, но зачастую и несовместимые. В данном документе речь пойдет только о том течении мысли, которое под именем теологии освобождения предлагает новаторскую интерпретацию содержания веры и христианского существования, серьезно расходящуюся с верой церкви и, более того, представляющую собой ее практическое отрицание. Некритические заимствования из марксистской идеологии и обращение к отмеченным рационализмом тезисам библейской герменевтики являются корнем новой интерпретации, искажающей все подлинное из первоначального обязательства в пользу бедных... Их рассуждения таковы. Нетерпимая и взрывоопасная ситуация требует эффективных действий, которые не могут ждать. Успешная деятельность предполагает научный анализ структурных причин нищеты. Марксизм предоставляет орудия такого анализа. Таким образом, достаточно применить их к положению „третьего мира”, особенно Латинской Америки... [Далее Инструкция представляет марксизм, критикует его анализ, который считает „претендующим на научность”, его учение о классовой борьбе и атеизм, который он проповедует.] Но термин „научный”, вызывающий почти мистическое очарование, и все то, что носит этикетку научного, не является научным только из-за названия. Вот почему заимствование метода подхода к действительности должно предваряться критическим исследованием эпистемиологического характера. Этого предварительного критического экзамена не хватает многим теологам освобождения. Критическое исследование методов анализа, заимствованных из других дисциплин, особенно нужно теологам. Именно свет веры сообщает теологии ее принципы. Вот почему использование теологом философских положений, имеющих значение „инструмента”, должно стать объектом критической проверки теологического характера. Иначе говоря, крайний и решающий критерий истины в конечном счете может быть только теологическим критерием... Приспособление к современной экономической, социальной и политической действительности интерпретационных схем, заимствованных у марксистской мысли, на первый взгляд может показаться довольно правдоподобным в той мере, в какой ситуация в отдельных странах дает некоторые анологии с обстановкой, описанной и проанализированной Марксом в середине прошлого века. На основе этих аналогий делаются упрощения, которые, абстрагируясь от основополагающих специфических факторов, препятствуют осуществлению действительного, точного анализа причин нищеты и ведут к путанице.
В некоторых районах Латинской Америки скопление значительного большинства богатств в руках олигархии, недостаточное соблюдение норм правового государства, игнорирование военными диктатурами элементарных прав человека, коррупция некоторых правящих деятелей... составляют множество факторов, питающих яростное возмущение людей, которые считают себя беспомощными жертвами неоколониализма, теологического, финансового, денежного или экономического порядка. Осознание несправедливостей сопровождается ложным пафосом речей, зачастую заимствованных у марксизма и представленных как „научные”. С марксизмом связан не факт социальной стратификации с ее неравенством и несправедливостью, а теория классовой борьбы как основополагающий структурный закон истории, который принимается этими теологами освобождения за принципиальный. Они делают вывод, что понимаемая таким образом борьба классов разделила саму церковь и что судить о церковных реалиях следует исходя из этого факта. Они также уверяют, что утверждать любовь, которая в своем универсализме может победить являющийся первичным структурный закон капиталистического общества, означает плохие намерения, поддержку лживой иллюзии. В этой концепции борьба классов является двигателем истории. Таким образом, история становится центральным понятием. Утверждают, что Бог создает историю. Добавляют, что есть только одна история, в которой не следует делать различия между историей спасения и мирской историей. Сохранять различие, по их мнению, означает впадать в „дуализм”4. Подобные утверждения отражают историческую имманентную5 философию. Ее пытаются идентифицировать с Царством Божьим и с его становлением в движении за освобождение человека и сделать саму историю субъектом своего собственного развития как процесса. Эта идентификация противоречит той вере церкви, о которой напомнил II Ватиканский собор... Вследствие этого включение в борьбу классов представляется как требование милосердия. Отныне осуждается желание любить всякого человека, какова бы ни была его классовая принадлежность, и идти ему навстречу ненасильственными путями диалога и убеждения. Если утверждается, что человек не должен быть объектом ненависти, то также уверяют, что, объективно появившись в мире богатых, человек становится прежде всего классовым врагом, с которым надо бороться. Оттого универсальность любви к ближнему и братство становятся эсхатологическим принципом, относящимся только к „новому человеку”, который выйдет из победоносной революции... Теологи освобождения, заслуга которых в том, что они показали значение великих пророческих текстов и Евангелия для защиты бедных, увлекаются разрушительным смешением бедных из Писания с пролетариатом у Маркса. Поэтому христианский смысл бедности извращается, а борьба за права бедных преобразуется в борьбу классов в идеологической перспективе классовой борьбы. Тогда церковь бедняков получает значение классовой церкви, которая осознает необходимость революционной борьбы как этапа освобождения и которая отмечает это освобождение в своей литургии. Аналогичное замечание следует сделать и относительно выражения „народная церковь”. С пастырской точки зрения под этим можно понимать приоритетное направление на евангелизацию тех, кто в силу условий прежде всего является носителем пастырской любви церкви. Можно также говорить о церкви как о „народе Божьем”, то есть о народе, заключившем новый союз во Христе. Но теологи освобождения, о которых мы говорим, понимают под народной церковью классовую церковь, церковь угнетенного народа, которой следует „осознать” организованную освободительную борьбу. Понимаемый таким образом народ также становится для некоторых объектом веры. Основываясь на подобной концепции народной церкви, они критикуют сами церковные структуры. Речь идет не только о замечаниях братского характера в адрес тех церковных пастырей, чье поведение не отражает евангельский дух службы и связано с возмущающей бедных анахронической авторитарностью. Речь идет о сомнениях относительно сакральной и иерархической6 структуры той церкви, которую хотел сам Господь. Церковную иерархию и доктрину осуждают как объективных представителей господств ую- щего класса, с которыми необходимо бороться. Теологически эта позиция исходит из того, что якобы сам народ является источником служения и что он может сам, по своему выбору избирать себе служителей в зависимости от нужд своей революционной исторической миссии. Предвзятая концепция истины, которая проявляется в революционной классовой практике, подтверждает эту позицию. Теологи, не разделяющие тезисов теологии освобождения, иерархия и прежде всего римская доктрина таким способом заранее дискредитируются как относящиеся к классу угнетателей. Их теология — классовая теология. Аргументы и учения рассматриваются не сами по себе, а потому, что они отражают только классовые интересы. Поэтому их заявления объявляются в принципе ошибочными... Новая герменевтика, записанная в теологиях освобождения, приводит в основном к политическому чтению Писания. Основополагающее значение отводится также Исходу как освобождению от политического рабства. Равным образом предлагают политическое чтение „Славься”. Тут ошибка не во внимании к политическим масштабам библейских рассказов, а в том, что эти масштабы представляются основными и исключительными, приводящими к сокращенному чтению Писания. Равным образом они видят себя в перспективе мирского мессианства7 которое является одним из наиболее радикальных выражений секуляризации8 Царства Божьего и ₽го поглощения имманентностью человеческой истории. Таким образом, акцентируя внимание на политических масштабах, они приходят к отрицанию радикального новаторства Нового завета и прежде всего игнорированию самой личности нашего Господа Иисуса Христа, истинного Бога и истинного Человека, как и специфического характера принесенного им нам освобождения. Это прежде всего освобождение от греха, являющегося источником всех зол... Тот же герменевтический критерий применяется к церковной жизни и к иерархической конституции церкви. Отношения между иерархией и „низами” станут отношениями господства, подчиненного закону классовой борьбы. Сакраментальность, являющаяся корнем церковного служения, делающая церковь неодолимой духовной реальностью, подвергается чисто социологическому анализу и попросту игнорируется. Ниспровержение символов констатируется и в области таинств. Причастие больше не рассматривается как сакральное наличие примиряющей жертвы и как дар Христовых тела и крови. Причастие становится праздником борющегося народа. Следовательно, единство церкви радикальным образом отрицается. Единство, примирение, общность в любви уже не рассматриваются как дар, который мы получили от Христа. Исторический класс бедных должен достичь единства через борьбу. Борьба классов — дорога к этому единству. Так причастие становится классовым причастием. Равным образом отрицается данная нам триумфальная сила любви Божьей. Предостережение от серьезных отклонений, носителями которых являются некоторые теологи освобождения, вовсе не должно интерпретироваться как одобрение, даже косвенное, тех, кто способствует сохранению нищеты народов, имеет от этой нищеты прибыль.., а также тех, кого нищета оставляет равнодушными. Церковь, руководимая евангельским милосердием и любовью к человеку, слышит, как он взывает к справедливости, и всеми своими силами хочет ответить на них... Только исходя из евангелизаторской задачи во всем ее объеме понимаются требования истинного продвижения и освобождения человека. Это освобождение неизбежно опирается на истину об Иисусе Христе-Спасителе, на истину о церкви, о человеке и его достоинстве (речь Иоанна Павла II в Пуэбле). Церковь обращается к каждому человеку, а значит - ко всем людям. Она „универсальная церковь... Это не церковь одного класса или одной касты. И она говорит от имени самой истины. Эта истина реалистична”. Она требует учитывать „каждую человеческую реальность, всякую несправедливость, всякую напряженность, всякую борьбу” (речь Иоанна Павла II в одном из беднейших районов Бразилии). Равным образом смертельно опасная иллюзия — считать, что новые структуры сами по себе приведут к рождению „нового человека” в смысле человеческой истины. Христианин не может не признать, что именно данный нам Св. дух является источником всякого истинного новаторства и что Бог — властелин истории... Классовая борьба как дорога к бесклассовому обществу — это миф, препятствующий реформам и усугубляющий нищету и несправедливости... Защитников „ортодоксальности” иногда упрекают в пассивности, снисходительности или соучастии в нетерпимых по своей несправедливости ситуациях и поддерживающих такие ситуации политических режимах. Духовное обращение9, интенсивность любви к Богу и к ближнему, стремление к справедливости и миру, евангельский смысл бедности — требования ко всем и особенно к пастырям и ответственным деятелям. Забота о чистоте веры связана с заботой о предоставлении ответа целостными теологическими путями с помощью эффективного свидетельства службы ближнему, в первую очередь бедному и угнетенному. Свидетельствуя о силе их любви, динамичной и конструктивной, христиане таким образом строят основу той „цивилизации любви”10, о которой говорилось (после Павла VI) на конференции в Пуэбле. Кроме того, многие священники, монахи и миряне поистине евангельским способом участвуют в построении справедливого общества... Иосиф, кардинал Ратцингер, префект; Альберто Бовоне, титулярный архиепископ Цезарии Нумидской, секретарь. Рим, 6 августа 1984 г. Libertatis nuncius//La Croix. - Р., 1984. - 4 septembre. Хуан Альфаро ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДИСКУССИЯ ИЛИ НАПАДКИ - Теология - это жизнь народов. Можно ли понять жизнь народа, исходя из исторического опыта библейского Израиля? „Третий мир” зачастую живет в ситуации, подобной сложившейся у народа Израиля, который хотел принести жертву своему Богу в пустыне и требовал сохранения своего облика. — Теология не только должна учитывать, что в ее функции входит осмысление существующей ситуации, но, следуя линии II Ватиканского собора, должна отвечать так называемым „знамениям времени”11. Историческое положение человечества сегодня имеет теологические аспекты, „теологическое место”. Сегодня теолог не может быть безразличным по отношению ко всему происходящему на Земле. Поэтому очень важно, чтобы он был теологом всем своим существом, чтобы он не был человеком, который думает и работает много, но в отрыве от мирских проблем. Если такого рода теолог и существует, то он не может быть настоящим теологом. Отсюда мы должны заниматься теологией, учитывая, с одной стороны, Искупление12, а с другой — положение в мире в настоящее время. Так, я считаю, складывается граница (ее можно назвать или не называть „теологическим местом”), которую нельзя игнорировать. — То, что Вы говорили о „третьем мире”, относится прежде всего к латиноамериканскому народу? — Латинская Америка — это район, где воистину свершается сопоставление (и вовсе не искусственного характера) между историей этих народов и историей Израиля, а также еще более важной историей Иисуса. Таким образом, сегодня в Латинской Америке, по моему мнению (а я там был неоднократно, и это мне очень помогло составить четкое мнение о ситуации), происходит нечто очень важное не только для латиноамериканской, но и для всей церкви, то есть на этом континенте был и остается до сих пор неразрешенным самый серьезный христианский конфликт разногласия с объявляющими себя христианами, а в действительности являющимися угнетателями. Самое большое противоречие — между верой как исповеданием и верой как жизнью... В Латинской Америке враг — верующий; угнетатель, диктатор объявляет себя христианином и католиком. Сегодня становится фактом, что в Латинской Америке появляется новое осознание истинного христианства, мира, братства и справедливости. Это, по моему мнению, важнейшее явление, которое перекинется — и уже перекидывается — в Европу, потому что если факты угнетения и несправедливости в Латинской Америке более очевидны, то они в той или иной мере встречаются повсеместно. В демократической Европе, которая допускает деятельность профсоюзов и хочет улучшить положение менее имущих классов, отмечаются случаи несправедливого отношения к эмигрантам, маргиналам и т. д. Таким образом, угнетение есть везде. И, значит, история Израиля — это модель: народ, ведомый Богом в историю. Моделью является и история Иисуса. Мы должны прежде всего спросить себя, почему Иисуса осудили на смерть. Его поначалу осудили по религиозным причинам, но не только по ним; его обвинили также в том, что он высказался за бедных. Иисус не был революционером, но он не был и нейтралом. Он сделал, если говорить языком конференции в Пуэбле, „предпочтительный выбор в пользу бедных”. Таким образом, сегодня теолог должен следовать этому пути. А этот путь ведет к рассмотрению всего человека, потому что... все люди вместе составляют симфонию определенной социально-экономической структуры, и мы можем оказаться, хотя и не намеренно, вместе с угнетателями, с властью, с богатством... Но, по счастью, случилось так, что после II Ватиканского собора два великих папы — Павел VI и Иоанн Павел II — евангелически провозгласили справедливость, братство, мир... Это, по моему мнению, великое новшество сегодняшней церкви, изменения в пути. Есть еще католики, скажем правду, настолько консервативные, что о них, вероятно, можно говорить как о некотором регрессе. Но то, что утвердил II Ватиканский собор и провозгласил Павел VI, неопровержимо. Церковь сделала шаг вперед, поставила перед собой конкретную задачу: это ее путь... — Теология и идеология. Идеология может стать вспомогательным орудием теологии, а также ее ограничителем. Существует ли критерий разграничения этих двух возможностей? До какого момента идеология (как марксизм или буржуазная мысль) является полезным инструментом и в какой степени она становится камнем преткновения на пути теолога? — Я бы сказал, что прежде всего следует определить' отношения между теологией и философией. Эти отношения долго изучались теологами, об этом много написано, и очевидно, что теология нуждается в философии. Не столько в философии в качестве содержания, сколько в философии в качестве „делания философии”. Упрощенно мы могли бы сказать: философия для теологии — вспомогательная наука, как математика для физики и т. д. Нельзя заниматься теологией без философии. Но в принципе теология не привязана ни к какой конкретной системе, ни к какой конкретной философии. Тем не менее теолог, принимающий ту или иную философскую систему, должен обосновать свой выбор научно (речь не идет о проблеме веры), потому что принятие какой попало системы нельзя считать серьезным выбором. Тот же критерий применим и к отношениям между верой и культурой: вера не связана ни с какой определенной культурой, хотя и не может существовать вне культуры. Этот критерий имеет значение и для отношений между идеологиями, потому что идеология с самого начала имеет философский характер: она хочет сказать последнее слово. ...Во времена Маркса у ученых и философов не было соответствующей осведомленности, четкого разграничения между наукой о природе и философией. Поэтому мысль Маркса сохраняет двойственный смысл: есть моменты, когда не известно, делается ли чисто научный и социологический анализ или речь идет о философии. В настоящее время с методологической точки зрения достигнут значительный прогресс, позволяющий нам различать, что относится к естественным наукам, а что - непосредственно к философии. Вот почему философ не может заимствовать у Маркса те элементы, которые противоречат христианской вере. Самый серьезный пункт, по моему мнению, — это христианская этика, то есть борьба за освобождение человека, которую справедливо провозгласил Маркс. Но борьба классов через христианскую этику не проясняется, не делается приемлемой. Христианин не может кого-либо ненавидеть, не может использовать насилие. Таким образом, его борьба отличается от указанной Марксом. — Поэтому нельзя заниматься теологией, не занимаясь также философией. Но теолог должен мотивировать свой философский выбор, и никакая философская система не может быть воспринята теологом целиком... — Именно это я и хотел показать. Может быть, не отдавая себе в этом отчета, этой модели следовал и св. Фома, используя философию Аристотеля. Он взял из нее многое. Тем не менее философия Аристотеля сама по себе атеистична, не признает личности Бога или по крайней мере не признает ее явственно. История учит нас тому, чтб произошло: даже если система сама по себе не приемлет христианства, она может воспринять некоторые его элементы... - Каков наиболее значительный вклад теологии освобождения в последние годы? — Я считаю, что наибольший вклад теологии освобождения „в смешении”, то есть в придании христианской вере ответственности за христианские обязательства по достижению справедливости. Предпочтительный выбор в пользу бедных был самой большой заслугой этой теологии. Мы должны различать, как недавно отмечал префект Конгрегации доктрины веры, что есть абсолютно законная, даже необходимая теология освобождения, а есть другая, которую можно подвергнуть критике... Но когда католики (и даже епископы) нападают на некоторых теологов освобождения, меня больше беспокоят не нападки на теологию освобождения, а разрушение нового, рождающегося христианства. Это основополагающая истинная проблема... Больше, чем теология освобождения, чем любая наша теология, важен сам факт христианского поворота — возрождение. На нас лежит ответственность — не растоптать это всходящее христианское семя. Сегодня мы располагаем культурой, позволяющей глубоко проанализировать проблему угнетения как явление структурное, несправедливость на структурном уровне, структуру греха — эта терминология уже принята Иоанном Павлом П. Таким образом, речь идет не только о личном грехе несправедливости, но и о греховных структурах. Сейчас у нас есть новая перспектива, мы должны строить теологию в соответствии с ней. Это означает создание христианства для нового, современного периода. Alfaro J. Intervista sulla teologia della liberazione: Dibatito teologico о attaco alle comunita cristiane?//!! Regno. - Bologna, 1984. - P. 323-324. Каррасино А. ПОЛИТИЗАЦИЯ ЕВАНГЕЛИЯ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ ИДЕТ Монсеньор Антонио Каррасино, президент СЕЛАМ, в заявлении для испанского журнала „Палабра” отметил, что „Синод указал латиноамериканским народам три первоочередные задачи: настоятельную необходимость катехизиса13 в самом широком значении этого слова, упор на народную религиозность и осущестйление подъема мирян, с тем чтобы церковь присутствовала во всех областях человеческой деятельности. После Собора, - сказал он, — церковь в Латинской Америке получила до сих пор отсутствующую в рамках вселенской церкви уверенность в собственном вкладе в виде пастырской созидательности, церковной радости, определения бедности как евангельской ценности, переоценки народной религиозности и христианских ценностей истории”. Монсеньор Каррасино также показал, что „идеологические обоснования политизации евангельского послания в некоторых зонах Латинской Америки исходят из Европы, включая так называемую теологию освобождения, которая является должницей европейских идей и авторов”. Quarracino A. La politizacidn del Evangelio en ІЬегоатёгіса proviene de Europa//Ya (Madrid). - 1985. - 27 de diciembre. 12. ИНТЕРВЬЮ КАРДИНАЛА АМЕ ИТАЛЬЯНСКОМУ „Мне кажется, и я об этом говорю откровенно, что самым большим достижением марксизма за последние годы стало то, что многие христиане стали говорить о продвижении человека, никогда не упоминая при этом об Евангелии”, — заявил кардинал Жан Жером Аме, префект Конгрегации монашеских и светских учреждений итальянскому журналу „30 джорни”. „Первым теологом освобождения, — добавил он, — был св. Павел; существует теология освобождения, которая совершенно обоснованна, потому что Евангелие по своей природе является освободителем от греха...” „Конгрегация доктрины веры своей инструкцией „Некоторые аспекты теологии освобождения” хотела осудить неприемлемые представления об освобождении, попросту искажающие Евангелие, характеризующиеся некритическим восприятием элементов марксистской идеологии, а также обращением к зараженному рационализмом истолкованию Библии. Каждой теологии, для того чтобы руководить людьми своего времени, следует использовать философию, но это должна быть стбящая философия, а марксистская таковой не является...” Hamer J.-J. Interview a „30 Giomi”: El Evangelio es libertador por naturaleza//Ya (Madrid). - 1985. - 8 de noviembre.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.85.59 (0.018 с.) |