Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Примирение или освобождение.↑ Стр 1 из 37Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
„Ныне и, конечно, надолго освобожденные от своей политической деятельности аргентинские епископы могут целиком посвятить себя своим пастырским и литургическим задачам...” „Ныне” было десять лет назад. Цитата взята из датированного 19 мая 1976 г. женевского еженедельника, который с очевидным удовлетворением приветствовал освобождение аргентинского епископата от обязательств с приходом к власти 24 марта 1976 г. диктатуры. Журналист пытался уверить читателей, что,дерковь приспосабливается ко всем режимам”. Он ошибался по существу, но совсем не ошибался в своем прогнозе относительно поведения аргентинской церковной иерархии. Три года спустя в Пуэбле робость этой иерархии привела к ее дискредитации, которая сохранилась и до сих пор. Что касается генерала Виделы, то в 1978 году он без колебаний отправился в Рим на похороны Павла VI. Церковь и диктатура в Буэнос-Айресе образовывали почти гармоничную пару в течение очень долгих лет. Зловещий список исчезнувших в конце концов разбудал епископат. Было уже поздно. Такого рода молчание взмахом пера не перечеркнешь. Селена Таппер, координатор программ Конференции церквей Карибского бассейна, попала прямо в точку, когда в апреле 1984 года заявила: „Теология освобождения смогла родиться только из конфронтации, когда церковь прижали к стенке”. Таким образом, все как будто сводится к тому, что церковь осмеливается включиться в сопротивление только после того, как исчерпает все компромиссные попытки, когда это не является обращением к отталкивающим средствам. События на Гаити и Филиппинах показали способность католиков, от низовых общин до иерархии, принимать определенную форму, а затем организовывать оппозицию. Но это движение медленное, хаотичное и чаще всего конфликтное. Фердинанд Маркос по традиции имел духовные уединения с иезуитом. Филиппинский епископат не одобрил чрезвычайного закона 1972 года, но долгое время еще искал способ „критического сотрудничества” с диктатором. Эволюция Гаити была почти идентичной. Публично призывая к изменениям, Иоанн Павел II во время своего посещения Гаити в 1983 году пришел к неожиданной развязке, почти к государственному перевороту. Его заявления освободили от колебаний епископов, которые, конечно, хотели изменений, но не путем активного сопротивления. Возьмем еще более типичный случай — Сальвадор. Монсеньора Ромеро, убитого 24 марта 1980 г., сейчас же стали рассматривать как мученика, носителя справедливости. Не заявлял ли он месяцем ранее: „Никто больше не сможет убивать голос справедливости”? Но Оскар Ромеро был, по его собственному признанию, „обращенным”. До насильственной смерти в 1977 году одного из его священников, отца Рутилио Гранде, он, скорее, применял принципы, вдолбленные его церковным образованием: принимать страдания, любой ценной искать мира и гармонии. И однажды под влиянием убийственной логики несправедливости он осознал основной порок диктатур. До него в идентичной обстановке дон Эльдер Камара без колебаний говорил об „обращении епископа”, намекая на собственную эволюцию. Отойдем на несколько лет назад. 22 апреля 1971 г. чилийские епископы обратились к своим священникам с особенно строгим письмом, настаивая, чтобы „они воздерживались от публичных политически предвзятых выступлений”. Епископат заявил, что такие позиции представляют собой „возвращение к преодоленному клерикализму”, который угрожает поколебать единство христианского народа вокруг своих пастырей. На следующий год первая встреча „Христиан за социализм” еще больше подчеркнула разногласия между кардиналом Сантьяго и левым крылом чилийского католицизма, тогда как социальная и политическая ситуация в стране эволюционировала в сторону государственного переворота. Христианская демократия была не последней, мечтавшей о „великом хирурге”, который выправит страну. 11 сентября 1973 г. жребий был брошен. Альенде свергнут. Пиночет насильственным образом захватил командные посты, Чили стала диктатурой. Как реагировали кардинал Сильва Энрикес и чилийский епископат? Их первые заявления особенно показательны в отношении церкви и диктатуры. Уже 13 сентября Постоянный комитет епископата опубликовал заявление, в котором епископы, с одной стороны, выражали „свою веру в то, что завоевания, достигнутые рабочим и крестьянским классами, не будут игнорированы”. С другой стороны, они хвалили „демократическую и гуманистическую традицию вооруженных сил”. И добавили весьма двусмысленное заявление:,Доверяя патриотизму и бескорыстию, выражаемыми теми, кто взял на себя тяжелое дело восстановления так серьезно ухудшившихся государственного порядка и экономической жизни страны, мы призываем чилийцев, чтобы в связи со сложившимися обстоятельствами они трудились во имя осуществления этого дела”. Другими словами, ни прямого осуждения хунты, ни безусловной поддержки ее. 16 сентября 1973 г. кардинал предложил хунте „свою самую решительную поддержку” и обещал побежденным „облегчить их страдания”. В то время позиция кардинала разочаровала многих. Она полностью совпадала с политическим поведением церкви по отношению к диктатурам: перед лицом робких попыток сопротивления стремление к примерению приобретает приоритетное значение. И только годы спустя, после многочисленных обманов со стороны власти, церковь через Викариат солидарности вместе с растущей оппозицией заняла более четкие позиции по отношению к режиму, никогда, однако, не приходя к единогласию. Ее разногласия, не говоря уж о современном разделении, оказали определенное влияние на долговременность диктатуры Пиночета. На другой стороне Анд церковь Бразилии с 1964 года в течение 20 лет держала испытания огнем. Священник Неотти отмечал, что перед лицом диктатуры она приобрела зрелость, объединилась и прежде всего развила критическое сознание: „Под давлением диктатуры епископы постепенно поняли, что правда не всегда на стороне самых сильных и что покорность несправедливости не может решить проблему. Они были вынуждены взвешивать реальные факты на весах Евангелия, а не оппортунизма”. „Оппортунизм”5 — слово жесткое. Оно означает поддержку церковью „законного” (даже диктаторского) режима, если нет риска его свержения, и сползания к оппозиции, когда власть истощается. Истина находится на полпути. Испытание „критического сотрудничества”6 или теологии освобождения (восхваляемое современным руководством Латиноамериканского епископского комитета — СЕЛАМ) напоминает, что церковь с помощью своих структур пытается спасти свою свободу, бережно относясь к имеющимся системам, и что она скорее готова узаконить власть, чем оспаривать ее эксцессы. Исключение делается для марксистских режимов, но церковь всегда оказывается в оппозиции во имя своей свободы. Сопротивление или подчинение? Выбор требует смелости, которая зачастую скорее тонет в мягком компромиссе, чем рискует на дорогостоящие поиски справедливости. Эта напряженность не исчезает с падением диктаторов. Чего требовали низовые общины епархии Гонева, в которых началось повстанческое движение, долженствующее положить конец режиму Дювалье на Гаити? В послании от 27 февраля 1986 г. они не скрывают своего беспокойства: „Мы требуем, чтобы церковь не торопилась проповедовать поспешное примирение без возмещения справедливости”. В условиях диктатуры следует поставить вопрос: сопротивление или подчинение? А при восстановлении демократии проблема ставится в более теологических терминах: примирение или освобождение? Последний документ Конгрегации доктрины веры о христианской свободе и освобождении отчасти отвечает на этот вопрос: „Дело спасения представляется неразрывно связанным с улучшением и подъемом условий жизни человека в этом мире”. Эта задача включает „борьбу против несправедливости”, и эта доктрина, в свою очередь,,должна способствовать реформам, пока еще не слишком поздно”. В документе видно нетерпение, нечто вроде вернувшегося страха. И это так мало свойственно римским документам, что заслуживает быть отмеченным. Этого нетерпения церквам будет не хватать, когда они после достижения политического освобождения вернутся к пастырскому управлению и сотрудничеству с властью. Так, церковь Бразилии стала союзником правительства Сарнея. Это хорошо само по себе, особенно для проведения срочной аграрной реформы. Но остается в силе предупреждение Пеги: „Человек, желающий сохранить верность справедливости, должен быть постоянно неверен неистощимым побеждающим несправедливостям”. Longchamp A. Des Eglises contre les dictatures: Reconciliation ou libdration?//T6moig- nage Chrdtien. - P., 1986. - 5-11 mai. -P. 14-15. II ПОЗИЦИЯ КАТОЛИЧЕСКОЙ Иоанн Павел II ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПЕРЕД 150 ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИМИ ЕПИСКОПАМИ 2 июля 1980 г. [...] 8. Важной темой конференции в Пуэбле было освобождение. Я вас призываю рассматривать специфику и оригинальность присутствия церкви в освободительном движении... Я отмечал, что церкви „не нужно обращаться к системам или идеологиям для того, чтобы любить, защищать и сотрудничать в деле освобождения человека”. В многообразии представленных течений освобождения необходимо различать связанные со „справедливой христианской концепцией освобождения” „в ее целостном, глубоком значении, как это возвестил Иисус”, лояльно применяя при этом предлагаемые церковью критерии и противопоставляя им другие формы освобождения, удаляющие от христианских обязательств и в конце концов отрицающие их. Вы посвятили соответствующие размышления признакам, которые позволяют определить истинное христианское освобождение со всеми его ценностями, его срочность и богатство, отделить все это от заимствованного из идеологических средств. „Содержание и отношение, использованные средства помогают сделать такое разграничение. Христианское освобождение использует евангельские средства с их особой эффективностью и не прибегает ни к какому виду насилия или к диалектике классовой борьбы... Последствия такого типа освобождения — полная политизация христианского существования, растворение языка веры в общественных науках и устранение трансцендентного аспекта христианского спасения” (Пуэбла, 489,486, 545). Jean-Paul II Medellin et Puebla. Une partie du discours tenu par Jean-Paul II le 2 juillet 1980 devant 150 eveques latino-americains a Rio de Janeiro//Theologie de la liberation: Docu- mentes et Debats. - P., 1985. - P. 93-94. Иоанн Павел II СВЯЩЕННИКИ НЕ ДОЛЖНЫ МЕНЯТЬ ЛИТУРГИЮ1 Иоанн Павел II напомнил, что „регулирование литургии является исключительной компетенцией церковных властей. Следовательно, никто больше (даже священник) не может по своей инициативе добавлять, опускать или что-то менять в литургии”. Выступая перед членами руководства Центра литургического действия Италии, папа также сказал, что литургия — ото служение, вверенное осуществляющему его служителю, который оттого не может считаться ее „владельцем”: он заранее располагает литургическим текстом и священным „обрядом”>. Иоанн Павел II настаивал на том, что литургия всегда должна быть устной, „иначе она потеряется в чисто внешних формах, различными путями, неизбежно рассчитанными на псевдолитургический персонализм или на формальный психологизм, который имеет мало общего с подлинной литургией”. Los sacerdotes no pueden modificar la liturgia a su gusto//Ya (Madrid). - 1984. - 5 de diciembre. Иоанн Павел II ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ОТКРЫТИИ ВСТРЕЧИ 13 марта 1986 г. [...] 6. Нельзя не понять, что в напряженных обсуждениях этих дней так или иначе возникает жгучая проблема теологии освобождения. Это не было темой нашей встречи, но нереалистично под этим предлогом пытаться избежать разговора об этом. Немногим больше года прошло с опубликования одобренной мной Инструкции Конгрегации доктрины веры „Либертатис нунциус”, которая подтвердила, что может и должно существовать теологическое размышление об освобождении, основанное на солидных элементах учения, принадлежащее к самому подлинному учению церкви, так же как и к сокровищу слова Божьего. Церковь считает своим долгом следовать, осуществлять, все больше углублять это размышление, благодаря которому она пытается дать ответ на серьезные проблемы, связанные с социальной справедливостью, с равенством в личных, национальных и международных отношениях, с миром и разоружением, свободой, основными правами человеческой личности и т. д. Та же Конгрегация доктрины веры подготовила к публикации новый документ, акцентирующий внимание на основных аспектах теологии освобождения, понятой в тех границах, о которых я сейчас напомню. Очищенная от элементов, способных извратить ее, оказывая серьезное отрицательное влияние Ца веру, эта теология освобождения не только ортодоксальна, но и необходима. Мои пожелания - и я уверен, что это и пожелания всех нас, — чтобы размышления этих дней, бесстрастные и братские, способствовали более ясному осознанию позитивных элементов законной теологии освобождения, которые исходят из Евангелия, хорошо разработаны церковным учением, постоянно предлагаются социальной доктриной, а с ним — и определению ее евангельского и церковного облика. Пусть еще сильнее крепнет решение трудиться всем вместе, решительно и постоянно, чтобы продвигать, распространять, охранять и защищать этот совершенный облик. Если этот аспект лишен двусмысленности и отклонений, мы должны сохранять надежду, которую я лично много раз провозглашал, в том числе во время своего посещения Бразилии: надежду для этой страны и для всей Латинской Америки на то, что благодаря евангельским принципам и учению церкви обширные, глубокие и необходимые социальные реформы будут осуществлены в духе справедливости и милосердия, с желаемой эффективностью и без насилия, которое сверх того, что оно антиевангельское, почти всегда приводит к несправедливостям, равным тем, с которыми оно боролось, если не еще худшим и более жестоким... Jean-Paul II Actes. Une rencontre de freres: Discours d’ouverture de la rencontre avec l’episcopat bresilien: La theologie de la liberation//La Documentation Catholique. - P., 1986. - 20 avril. - P. 385.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.238.221 (0.013 с.) |