Доклад латиноамериканских теологов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доклад латиноамериканских теологов



НА II ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕЕ
ЭКУМЕНИЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ ТЕОЛОГОВ
,'Третьего мира”

(декабрь 1986 г.) *

...Теология освобождения критикует капитализм в его империалисти­ческом качестве через теорию зависимости, связанную с отверженностью и страданиями широких масс, через выбор для бедняков, все более сближаю­щий теологов с местным населением, через пастырские организации или борьбу за землю, через теологию Земли. Теология освобождения близка к рабочему классу недостаточно для того, чтобы суметь ответить на его запросы в общественной, политической и религиозной областях. Она не дала должного ответа даже на вопрос о практическом применении в стра­нах „третьего мира” технологии и науки, а это применение ставит различ­ные этические и теологические проблемы, рассматриваемые в „первом мире”.

Современное требование к теологии освобождения — обеспечить ответ на вопросы, которые ставят специфические региональные культуры, и на вопросы, свойственные местному населению, афроамериканцам, миру тех­ники и науки, рабочему миру, миру бедных, феминистскому движению...

Методология, используемая в теологической практике
Латиноамериканского континента

Существует множество теологий в качестве организованной практики церквей. По-прежнему имеется практика церквей, продолжающих колони­альную и неоколониальную политику, потому что они связаны с господст­вующими классами общества. Теология, сопровождающая пастырскую жизнь церкви такого типа, обычно консервативна. Ее направление неосхо­ластическое. Имеется практика современных церквей, общественная база которых состоит из прогрессивных секторов, открытых проекту социаль­ной реформы. В этом случае теология также современна, подобно центрам христианской мысли, критическому и академическому стилю метрополий. Однако есть также церкви, которые в условиях нищеты значительного большинства всерьез сделали выбор в пользу бедняков. Они опираются на народную практику, рассматривают угнетенных как основной субъект освобождения и основывают на них свою пастырскую практику — это и есть теология освобождения.

В Латинской Америке существуют (не без трений) различные теологи­ческие течения. В связи с тем, что наш континент зависит и связан с капи­тализмом, теология, в нашем понимании, также участвует в этой зависи­мости. Однако при этом из-за освободительного движения, исходящего от самих угнетенных, имеется также и теология, отвечающая этому движению и называемая теологией освобождения. Мы придерживаемся этого теологи­ческого течения, потому что считаем его в Латинской Америке наиболее представительным. Оно свидетельствует прежде всего о том, что в „третьем мире” есть теологи, которые думают о вере народа, стремясь к его целост­ному освобождению...

Общие элементы и различия

Общие элементы

...Теологии „третьего мира” - это периферийные теологии (по отноше­нию к традиционным центрам власти, знания и монополии на культуру Евангелия Иисуса Христа).

1. С исторической и социальной точек зрения они родились и продолжа­ли развиваться в течение веков на широких географических и человеческих пространствах колонизируемых и эксплуатируемых народов. После дости­жения политической независимости и начала автономного процесса разви­тия христиане этих регионов добились права думать о своей вере, учитывая собственные культурные и региональные традиции.

Эти теологии родились в контексте разрыва с историческими и культур­ными моделями специфического опыта западной цивилизации. И хотя оче­видно, что буржуазия и господствующие социальные и церковные секторы стран „третьего мира” участвовали в глобальном проекте центральных стран, значительное большинство угнетенных народов выражает свой религиоз­ный опыт, опираясь на иные источники вдохновения и мудрости.

Если произошел разрыв между этими теологиями и классической мо­делью центральных церквей — католической и протестантской, то это пото­му, что последние считали и считают поныне, что имеется единственная теология, потому что „есть только один Господь и единственное крещение”.

В „третьем мире” принято рассматривать этот подход как способ навязы­вания миссионерского и теологического господства. Различные контексты и культурные и религиозные области не являются „ничейной землей”. Дух Божий активно распределял свои дары мудрости и жизни значительно рань­ше появления западных меньшинств...

2. Взаимное признание выявило общие элементы методологии этих теологий. На них повлиял горестный и уничижающий опыт „проклятых земель”. Они отражают и формулируют крик протеста и восстания против господства белой расы и ее моделей развития. Это многообещающий плод молодых церквей „третьего мира”.

По той же причине эти теологии не ограничиваются повторением прош­лого или копированием того, что ранее говорилось другими людьми. Не отказываясь от богатств традиции, передающей оригинальное и подлинное выражение Иисуса из Назарета, они претендуют на новое прочтение данного факта в свете своих собственных религиозных таинств и опыта.

Субъект, действующее лицо в исходный момент - это бедный народ. Народ, который ищет свою историческую сущность и борется против всех форм эксплуатации и господства культурного, религиозного, политического, экономического, социального.

Это практические и пастырские теологии, связанные с жизнью и смертью людей. Это не академическая теология, разработанная в замкнутых кругах церковных учреждений. Это в первую очередь дело христианских общин, вдохновляемых историческим и культурным опытом и противостоящих силам угнетения и идолам смерти, которые претендуют на замену жи­вого Бога.

Опыт разрыва с пресловутой единственной моделью центральной тео­логии позволяет развить другой смысл универсальности. Современный мир сделался иным, богатым и плюралистичным, благодаря сближению, кото­рое облегчили средства массовой информации. Сегодня в мире наблюдает­ся максимальное единство и в то же время в большей степени признаются индивидуальные богатства и различия...

В соответствии с направлением и содержанием общие элементы этих теологий связаны со схожестью их отправных положений и методологий. Но то же самое определяет и их различия. Именно потому, что речь идет о теологиях, связанных между собой, исходящих из религиозного и пастыр­ского опыта христиан в диалоге с нехристианами, в прошлые годы возник путь, который позволяет определить их общие характеристики...

Теологи Латинской Америки восхищаются богатством устных тради­ций Африки, песнопением негритянских верующих в Соединенных Шта­тах и значением священных книг в религиях Азии.

Один из аспектов, привлекающих внимание, — иной акцент на исполь­зовании посредничества при теологическом размышлении. В Латинской Америке на первом этапе приоритет отдавался социально-аналитическому посредничеству. Оно помогало открыть причины, препятствующие конкрет­ной реализации любви к ближнему в соответствии с примером доброго Самаритянина.


Латиноамериканцам надо было почувствовать, что они обогатились с помощью других континентов, чтобы включить в свой анализ теоретиче­ские концепции расы, культуры, дискриминации по полу, облегчившие по­нимание угнетенной личности.

Теологи Латинской Америки очень ценят теологию Кореи и Шри-Ланки. Они ценят усилия африканской теологии и с интересом следят издали за бо­гатством и мудростью великих религий Азии и Африки.

С помощью такого сходства утверждается общее призвание христиан и теологов „третьего мира” к внесению собственного вклада в разработку теологий, отвечающих требованиям народов. Общие элементы могут при­вести к формулировке собственного выражения, которое, сохраняя преем­ственность лучших традиций, открывает двери „третьего мира”...

Informe latinoamericano para la segunda asamblea general de la asociaci6n ecumenica de teologos del Tercer Mundo (Oaxtepec, 7—14 de diciembre de 1986)//Reflexiones teolo- gicas en el Tercer Mundo. - Medellin, 1987. - P. 22, 24-25, 38-41,43-44.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.005 с.)