Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Слова пастырского обращения к народным силамСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(Из проповеди 24 февраля 1980 г.) Моя проповедь, обращенная к различным слоям населения Сальвадора, была бы неполной и неубедительной, если бы я не сказал ласкового пастырского слова народным силам. Сегодня очень быстрыми темпами идет процесс создания народных организаций, которые призваны выполнить свою миссию интерпретаторов воли народа. Высокое чувство достоинства нашего народа заслуживает того, чтобы его боль и страдания не извращались, а, напротив, указывалась бы истинная духовность нищеты и бедности. Вспомним прошлое воскресенье. Бедность — это не только отказ от всякого рода несправедливостей, творящихся в стране, но и такая духовность в руках бедных, которая есть не что иное, как инструмент для того, чтобы проникнуться святостью, стать святыми и воздать благодарение Господу. Она также означает по меньшей мере компромисс или нечто вроде компромисса самого Иисуса Христа, который, будучи богатым, полностью посвящает свою жизнь служению бедным для их спасения при помощи их бедности. И здесь я воздаю должное усилиям всех тех христиан, которые живут этим компромиссом, принеся себя в жертву бедности. В качестве обращения к бедным и их организациям я хочу привести мудрые слова одного любимого всеми сальвадорского писателя: <<Если мы, будучи столь бедными, не имеем никаких экономических интересов, которые нужно защищать, и не причинили никому никакого вреда, то мы чувствуем необходимость поставить наконец в разумные рамки и решить проблемы, препятствующие делу мира и подрывающие национальную экономику. Ведь сколь же яростными могут стать гнев и ответная вспышка насилия тех, кто видит, как уничтожают их имущество, как наносят несомненный ущерб бедной семье! К олигархии применимы слова из Книги мудрости (Евангелия. — Прим, пер.): „Страшный и неожиданный гнев Божий обрушится на вас. Богатые подвергнутся страшным мучениям”>... Однако должно и можно ли путем пролетарского террора бороться против репрессивного насилия над миллионами? Некоторые католики, считающиеся прогрессивными, полагают, что у нашего народа уже не осталось никакой другой альтернативы, кроме насилия. Но можно ли с помощью бомб, поджогов, арестов, захватов и убийств установить в конечном счете Царство Божье и справедливость? Полагаете ли вы, что Св. дух, а не злой демон инспирирует все эти акты вандализма, все более разрушающие христианскую мораль, чтобы дать жизнь и богатства олигархии? Защита или даже поддержка ответного разрушительного насилия вместо энергичного его осуждения, по моему разумению, вызывает еще большую волну репрессий, а мы ведь везде и всюду видим, как вопиют кровоточащие тела жертв, как протестуют они против действий групп, придерживающихся тактики разрушения и ответного насилия. Мне кажется, что здорового и разумного равновесия мы должны достигнуть в этот Великий Пост молитвами. Я повторяю, что церковь защищала и продолжает защищать права организаций и их справедливые требования. Церковь также полагает, что народные организации могут выполнить роль политической силы. Однако по этой же самой причине призыв к тому, чтобы эти организации созревали и становились истинными, является одновременно и выражением того, что народ по самой своей природе не склонен к насилию, а, наоборот, любит мир и хочет разумных решений. Romero О. Palabras de pastor de las fuerzas populares//Centro de Rutilio Grande. - N 5. - ^Por que asesinaron a monsenor Romero? El Testimonio de sus tres ultimos meses de vida - s. 1, s. d. - P. 11. 35* Оскар Арнульфо Ромеро ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ США КАРТЕРУ* Господин Президент! В последние дни в нашей прессе появилось глубоко встревожившее меня сообщение о том, что Ваше правительство изучает возможности оказания экономической и военной помощи правящей хунте Сальвадора. Помня, что Вы христианин и что Вы высказали намерение защищать права человека, я решаюсь изложить Вам свою пастырскую точку зрения на это сообщение и обратиться к Вам с конкретным прошением. Меня очень беспокоит то обстоятельство, что правительство Соединенных Штатов изучает способы милитаризации Сальвадора, посылая военное снаряжение и консультантов, для того чтобы „поставить на должный уровень организацию, связь и руководство в трех сальвадорских батальонах”. Если это сообщение печати соответствует истине, то Ваше правительство, вместо того чтобы способствовать упрочению справедливости и мира, в Сальвадоре, безусловно усугубит несправедливость и придаст новый импульс силам подавления народа, уже много раз поднимавшегося на борьбу за важнейшие из своих человеческих прав. Нынешняя правящая хунта, а особенно вооруженные силы и корпус безопасности, уже доказали — увы! — свою полную неспособность решать серьезные национальные проблемы политическим путем: они только и делали, что прибегали к насилию и репрессиям, количество жертв которых, включая убитых и раненых, многократно превышает жертвы прежних воен- ных режимов, изобличенных в систематическом нарушении прав человека Межамериканской комиссией по правам человека. Жестокость, с которой силы безопасности недавно убивали и изгоняли людей, занявших штаб-квартиру христианских демократов, свидетельствует о том, что правящая хунта вместе с Христианско-демократической партией не способны управлять страной и что политическая власть находится в руках бессовестных военных, умеющих только подавлять народ и охранять интересы сальвадорской олигархии. Если справедливо сообщение о том, что в ноябре прошлого года „группа из шести американцев доставила в Сальвадор на 200 тыс. долларов противогазов и защитных жилетов с инструкциями об использовании их при подавлении демонстраций”, то Вы сами должны понять, что с тех пор отряды корпуса безопасности, оснащенные средствами личной защиты и мощным вооружением, с еще большей яростью и жестокостью терроризировали народ, применяя смертоносное снаряжение. Поэтому я как сальвадорец и архиепископ, возглавляющий все епархии Сальвадора, самим саном своим обязанный стремиться к воцарению мира и справедливости в своей стране, прошу Вас, если Вы воистину желаете защищать права человека: — запретите оказание военной помощи сальвадорскому правительству; — гарантируйте невмешательство — прямое и косвенное, военное, экономическое, дипломатическое и всякое иное - в дела Сальвадора. В настоящее время мы переживаем тяжелейший экономический и политический кризис, но не подлежит сомнению, что сознательность и организованность нашего народа растут, что в нем крепнут силы, способные созидать будущее Сальвадора и отвечать за это будущее, ибо преодолеть нынешний кризис может только сам народ, и никто более... Неправедно и прискорбно вмешательство чужеземной силы, препятствующей народу Сальвадора принять самостоятельное решение о путях экономического и политического развития собственной страны. Это было бы нарушением открыто провозглашенного всеми епископами латиноамериканских стран в Пуэбле „законного права наших народов на самоопределение, права организовываться в соответствии с собственным духом и с ходрм своей истории и сотрудничать в рамках нового международного экономического порядка”. Я надеюсь, что религиозные чувства и понимание необходимости защиты прав человека побудят Вас откликнуться на мою мольбу и тем самым помешают еще большему кровопролитию в нашей многострадальной стране... С уважением Оскар А. Ромеро (архиепископ) Romero О. Carta a Carter//Centro de Rutilio Grande. - N 5. - P. 36-37. Ill БОГ ХОЧЕТ БЫТЬ ВМЕСТЕ СО СВОИМ НАРОДОМ* ...Поэтому Бог и говорит народу: „Я Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова”. Пусть не складывается у вас абстрактное представление о том, что Бог находится там, на небесах, а землю оставил людям. Это не точно. Бог неба - это и Бог земли, это Бог, строящий нашу историю, идущий вместе с нашими патриархами, с отцами семейств; Бог моих дедов, Бог всех деяний моей родины. Это Откровение, дорогие братья мои, весьма актуально сегодня, когда мы говорим о религии. Многие критикуют ее за то, что она якобы отошла от своей духовности. Приходится слышать столько всякого вздора, а в газетах пишется столько лжи и пошлостей, как, например: „Уже никто не ходит в церковь, ибо никто не исповедует религию, и все заняты только политикой”. И еще начинают доказывать, что храм никогда не был заполнен полностью... Хотя я говорил одной убитой горем матери, которая находится сейчас здесь среди нас, донье Розе, о том, что дух, атмосфера храма, вероятно, не подходят, не соответствуют взглядам ее умерших близких, она все же настояла на том, чтобы их тела принесли в храм. И лежат эти двое умерших, а народ аплодирует... Донья Роза — это олицетворение таких умных, истинно набожных и сострадательных душ, которые понимают, что священник обязан говорить о политике потому, что с позиции Божьего динамизма политика также находится во власти Божьей... Бог учит нас: Откровение его заключается в том, что Он — Бог, который хочет быть вместе с людьми; Бог, который чувствует боль тех, кто был подвергнут пыткам и умер от них; Бог, который осуждает церковь, защищающую пытки, репрессии и вообще все жестокости и преступления. Почитаемый нами Бог — не мертвый, а живой, чувствующий, действующий, трудящийся, направляющий историю. На Бога мы надеемся; ему мы доверяемся. Бог идет с нами, как шел когда-то с народом Израиля... Поэтому, братья мои, присутствие среди нас этих умерших свидетельствует о нашей истинной и безграничной вере в Бога. Без сомнения, меня услышат многие политики, многие из тех, кто, не веря в Бога, пытается построить новую, более справедливую родину. Но я им скажу: „Мои дорогие братья-атеисты, мои дорогие братья, не верящие ни в Христа, ни в церковь, благородна Ваша борьба, но она не полная. Доверьтесь в своих планах Богу, а в своих проектах — подлинному освобождению. Соедините Ваше горячее стремление к справедливости с проектами, которые не кончаются на Земле. Ибо духовную силу, подлинный динамизм и истинную надежду придает этим земным проектам трансценденция”. Romero О. Dios quiere ser con su Pueblo//Centro de Rutilio Grande. - N 5. - P. 22. ИНТЕРВЬЮ С МЕКСИКАНСКИМ ЖУРНАЛИСТОМ' — Какова, по Вашему мнению, причина насилия в Сальвадоре? — Причина всех наших бедствий - олигархия, небольшая группа семей, которую не волнуют голод и нищета народа. Напротив, эта нищета им необходима, чтобы эксплуатировать дешевую и обильную рабочую силу, чтобы собирать и экспортировать урожай... В основе конкурентных игр как национальных, так и международных промышленных предприятий на международном рынке лежит экономия на заработной плате голодающего народа, и это объясняет скрытую оппозицию к любым реформам, созданию профсоюзных организаций, ищущих пути улучшения условий жизни народных масс... Эта олигархия препятствует объединению рабочих и крестьян в профсоюзы только потому, что считает это опасным для своих экономических интересов. И репрессии против народа становятся для этой небольшой группы семей своего рода необходимостью, обеспечением сохранения и увеличения уровня доходов, пусть даже и ценой растущей нищеты трудящихся классов... Однако абсолютизация богатства и собственности несет с собой абсолютизацию политической, экономической и социальной власти, без чего невозможно сохранить и поддерживать привилегии даже ценой личного человеческого достоинства. В нашей стране именно в этом кроются корни структурного репрессивного насилия. И это, наконец, является доминирующей причиной нашей экономической, политической и социальной слаборазвитости... Вооруженные силы стоят на страже интересов олигархии, охраняя существующие экономические и политические структуры под предлогом защиты национальных интересов и национальной безопасности. Все, кто не согласен с государством, объявляются врагами нации. Нуждами национальной безопасности оправдываются наиболее мерзкие, отвратительные акты... Все поставлено на службу олигархии. Олигархия всемогуща. Она с абсолютным пренебрежением относится к народу и его правам... В то же время оберегаются и абсолютизируются интересы и выгоды меньшинства, отдельных людей. Эта абсолютизация подается так, будто бы режим национальной безопасности, который прибегает к субъективному истолкованию христианской веры в своекорыстных целях, является единственным и наилучшим защитником христианской цивилизации и демократических идеалов Запада. Изменяется важнейшая функция вооруженных сил. Вместо того чтобы служить подлинно национальным интересам, армия превращается в прислужницу олигархии, в стража ее интересов, способствуя тем самым своей собственной экономической и идеологической коррупции. То же самое происходит и с силами безопасности. Вместо того чтобы поддерживать общественный порядок, они превращаются в репрессивно-карательные органы, действующие против тех, кто противостоит олигархии. ИЗ — Каково Ваше мнение, монсеньор, о Революционном народном блоке, о народных лигах „28 февраля”, о Национально-демократическом союзе и остальных массовых организациях, которые очень уважительно отзываются о Вас и высоко оценивают Ваши заслуги перед церковью? —...Я рад, что все эти. организации, искренне ищущие пути изменения общества и установления справедливого порядка, с чистым сердцем признают мое служение, все то, что я стараюсь делать в архиепархии... Ведь именно тогда, когда репрессии были наиболее жестокими, я выступал да и продолжаю выступать в защиту этих организаций. В моем третьем пастырском послании я говорил также и о защите прав последних от имени Евангелия. Я взял на себя обязательство поддерживать все справедливое, содержащееся в их требованиях, а также разоблачать любые попытки роспуска этих организаций. Сейчас, с учетом сложившихся в стране условий, я более чем когда-либо уверовал в силу массовых движений, в подлинную необходимость организации сальвадорского народа, потому что я твердо знаю, что именно массовые организации являются той общественной силой, которая будет вести борьбу и добьется создания общества подлинной социальной справедливости и свободы... Организация необходима для эффективной борьбы... Но я также искренен с массовыми организациями, поскольку долгом и служением церкви является говорить и указывать на возможные ошибки и несправедливости. Я повторяю, что это все необходимо для процесса освобождения, и массовые организации не должны забывать о том, что они обязаны быть социальной силой для блага'народа... Следует избегать фанатизма, сектантства, которые мешают наладить диалог и заключать союзы... В политике моя роль - это роль пастыря: ориентировать, указывать более эффективные цели... Поэтому я уважаю массовые организации и испытываю глубокое удовлетворение духом единства, уже претворяющимся в практические дела... Общее благо мы должны спасти все вместе. — Монсеньор, Сальвадор является страной, где подавляющее большинство населения исповедует католическую религию. Однако именно здесь похищают, пытают и убивают священников, способствующих полному освобождению человека. Среди прочих вспоминаются случаи со священниками Рутил ио Гранде, Баррерой Мото, Наварро Овьедо, Октавио Ортисом. Каково Ваше мнение по этому поводу? - Да, это парадокс. Я много думал об этом и пришел к следующему выводу. Столь тяжелая картина социальной несправедливости дошла до своей кульминационной точки, поскольку уже сама вера извращена, превращена в злодеяние ради защиты экономических, материальных интересов... Однако дело дошло до растления, до такой степени, что начинают пытать и убивать священников, как Вы сами подчеркнули, убивали и убивают именно тех, кто посвящает себя делу освобождения сальвадорского народа. Таким образом, объяснение представляется весьма простым: эти священнослужители требовали неотложных изменений, вдохновляли и организовывали рабочих и крестьян. Но олигархия противится любым изменениям, созданию каких бы то ни было организаций. Она не хочет и слышать об аграрной реформе и вообще о малейших изменениях существующего ныне порядка. Ее богатства, собственность, идеи — вот что определяет страну и представляет ее. Поэтому все, что связано с безопасностью Сальвадора, что создает опасность для него, должно быть устранено, уничтожено... Священники, которых Вы здесь упомянули, посягнули на общественные структуры и тем самым превратились для олигархии в бунтовщиков, в коммунистов, и за это их преследовали и убивали... Эти священники, являющиеся примером, достойным уважения и восхищения, стали жертвами тщательно оберегаемого несправедливого общественного порядка. Ибо Б. Мото, Р. Гранде, Н. Овьедо, О. Ортис и многие менее известные священники, с предельной ясностью проанализировав действительность, точно определили, что общим врагом нашего народа является олигархия. И потому олигархия и стражи ее богатств ненавидели и преследовали этих священников до самой смерти. — Какой, на Ваш взгляд, должна быть роль церкви в процессе освобождения сальвадорского народа? — Прежде всего церковь — это идентичность и самоидентичность. Она должна противостоять и противостоит атмосфере лжи и отсутствию искренности, когда сама истина порабощена интересами богатства и власти. Необходимо назвать несправедливость ее собственным именем и начать служить истине... Следует разоблачать эксплуатацию человека человеком, дискриминацию, насилие, чинимое человеком против своего народа, против его духа, сознания, убеждений... Способствовать делу интегрального освобождения человека... Требовать структурных изменений, сопровождать народ, борющийся за свое освобождение... Долг истинной церкви - в ее включенности в дело бедных: быть среди бедных, находиться среди тех, с кем она должна солидаризироваться во всем, включая их трудности. Она должна разделить судьбу преследуемых; быть готовой дать самые высокие свидетельства любви к бедным; защищать и способствовать развитию тех, кому отдавал предпочтение Христос... — Вы неоднократно отмечали в своих выступлениях деятельность христианских низовых общин Сальвадора. Однако руководители этих общин, как, например, Аполинарио Серрано и Фелипе де Хесус Чакон — отец нынешнего генерального секретаря Революционного народного блока, — были зверски убиты: им изуродовали лица, выкололи глаза, отрезали языки. То же самое случилось с некоторыми катехизистами и слушателями христианских курсов. Все это были миролюбивые люди, и действовали они в соответствии с указаниями церкви. Поэтому я хочу спросить, какой же путь остается народу, если убивают тех, кто в поисках социальной справедливости использует мирные средства? — Я очень благодарен Вам за то, что Вы назвали эти имена, потому что для меня особенно дороги Фелипе де Хесус Чакон и Полин, как мы называли Аполинарио Серрано. Я искренне оплакивал их, как и многих других — катехизистов, членов христианских низовых общин. Все они были настоящими христианами. Кстати, одного из них, убитого в Агиларесе, называли „Человеком Евангелия”. То есть глубоко понятая религия ведет к политическим компромиссам и в такой стране как наша, где царит социальная несправедливость, должна вызывать конфликты. Что и случилось со священниками, о которых мы говорили... Речь идет о людях воистину добрых, очень любимых народом. Это люди, вскрывшие язву социальной несправедливости и защищавшие попранное олигархией человеческое достоинство, достоинство крестьян, рабочих... Это — люди, которые организовывали народ, помогали ему, ибо организация жизненно необходима для эффективной борьбы... В этом их неоценимая заслуга. Однако именно поэтому олигархия, опирающаяся на солдат, полицию, национальную гвардию, полувоенные бандитские формирования, убила их... Эти преступления ярко обозначили степень растления, в котором погрязли поклонники ненасытного Молоха7. Однако, и это также подчеркивалось в энциклике,Допулорум прогрессио”, христиане не боятся вступать в бой, они умеют сражаться, но предпочитают говорить языком мира. Тем не менее, когда диктатура попирает права человека, когда невозможно добиться блага для нации другим путем, когда закрываются каналы диалога, взаимопонимания и разума, церковь говорит о законном праве на повстанческую борьбу. Определять момент восстания, указывая его, когда уже закрыты все каналы диалога, — не дело церкви... К олигархии обращены сегодня крики: раскройте ладони, разожмите руки, ведь наступит такой момент, когда вам их просто отрубят!.. - Накануне Рождества и Нового года в Сальвадоре произошло трагическое событие: были убиты сотни людей. Они стали жертвами бесчинств репрессивных отрядов. Казалось, будто какой-то садистски извращенный разум избрал именно эти даты, чтобы омрачить сердца сальвадорцев. Радио и газеты, за некоторым исключением, лгали о происшедших событиях, искажали действительность. Средства информации вскрыли также такую степень коррупции, которую трудно преодолеть. Монсеньор Ромеро, какова, по Вашему мнению, должна быть роль печати? — Да, Вы правы. Коррупция в средствах печати — составная часть нашей грустной действительности. Становится очевидной связь печати с олигархией. А ведь печать должна быть каналом, источником правдивой информации; ее миссия состоит в передаче истины... Очень жаль, но у нас, как Вы верно заметили, происходит обратное: новостями манипулируют, замалчивая факты, так или иначе затрагивающие интересы олигархий,* компрометирующие ее; искажаются новости, связанные с репрессиями, а жертвы объявляются виновниками; фальсифицируются фотографии — их монтируют так, чтобы обмануть читателя... Можно сказать больше: правда глубоко запрятана, о ней в Сальвадоре не говорится... Я много раз подчеркивал, что печать должна служить народу, стать орудием изменения общества... Какая великая сила теряется, служа угнетению и репрессиям! — В последние дни лиценциат Сальвадор Самойя — бывший министр образования в первом правительственном кабинете новой хунты - изложил истинные причины своей отставки, отметив, что в Сальвадоре ни одна проблема не может быть решена мирным путем. Он подтвердил свое вступление в ряды борцов Фронта народного освобождения имени Фарабундо Марти. Что Вы думаете, монсеньор Ромеро, об этом решении лиценциата Самойи? - В таких случаях прежде всего я уважаю выбор, сделанный человеком в особых условиях. Говорю, в частности, о таком умном и интеллигентном человеке, как лиценциат Самойя, который, я уверен, подчинился голосу своей совести. С другой стороны, любая совесть уважаема, и Бог будет судить нас по совести, вместе с нашей совестью... Однако, как пастырь церкви, я никому не могу посоветовать выбрать путь насилия... Тем не менее урок, который нам преподал лиценциат Самойя, заключается в разоблачении истинных виновников насилия, несущих ответственность за злодеяния в нашей стране. Это — семьи, входящие в олигархию. Они закрывают мирные пути решения проблем, ибо являются идолопоклонниками богатства... Решение лиценциата Самойи - важный факт, обвинение сегодняшней действительности. Это решение должно призвать народ к размышлению... — Монсеньор Ромеро, имеете ли Вы возможность как архиепископ Сан-Сальвадора вести диалог, беседовать с высшим военным командованием? — Да, конечно. И мой язык всегда одинаков: я говорю правду и даю указания в соответствии со своей пастырской функцией... Этим я также служу народу. И если утверждается, что существует конфликт между правительством и моей архиепархией, то это утверждение ошибочное, неверное, поскольку на деле имеется конфликт между правительством и народом, а церковь всегда на стороне своего народа... Олигархия и военная верхушка не желают диалога да и не готовы к нему... — Каковы, на Ваш взгляд, перспективы нынешнего правительства военных и христианских демократов? — Прежде чем составить мнение, я хотел бы подождать конкретных действий, чтобы можно было говорить языком фактов... Изменения крайне необходимы, поскольку народ уже не ждет и не надеется; он сталкивается с обманом и не желает верить обещаниям и уповать на что-то... Следовательно, я сказал бы, что изменения должны быть зримыми... — Во время пребывания в Вашей стране, поездок по ней у меня сложилось впечатление, что в Сальвадоре идет настоящая гражданская война, о которой с каждым разом поступает все меньше и меньше информации. Эта война во все большей степени принимает неформальный характер, идет с переменным успехом и становится с каждым разом все беспощаднее. Каково Ваше мнение по этому поводу? - Положение, сложившееся в стране, вызывает у меня тревогу. Однако борьба олигархии, защищающей несостоятельное, бесперспективна, особенно если брать в расчет боевой дух нашего народа. Силы олигархии, возможно, даже одержат кратковременную победу, однако наш народ заявит о себе и рано или поздно победит. Новое общество грядет, и его время скоро наступит... Кладбищенский мир наступает лишь тогда, когда в могилах останутся только мертвые. Но этого мира олигархии никогда не добиться от такого народа, как сальвадорский. — В этой войне, монсеньор Ромеро, Вы как пастырь последуете вместе с народом, бок о бок с ним? — Да. Таково мое намерение, и я прошу Господа помочь мне обрести достаточно сил, ибо я боюсь телесной слабости и немощи своей... В трудные моменты все мы боимся. Инстинкт самосохранения очень силен, и поэтому я прошу помощи... помощи не только для меня, но для всех тех, кто развивает пастырскую работу. Да укрепимся мы в своем служении, ибо мы должны еще много сделать-, по крайней мере даже только собирая трупы и отпуская грехи мертвым... В сердце сальвадорского народа всегда должно гореть пламя социальной справедливости... Romero О. Interview con monsenor Romero//Granma (La Habana). - 1980. - 27 de febrero. Теология жизни ИНТЕРВЬЮ С Г. ГУТЬЕРРЕСОМ* — Вы присутствовали на некоторых этапах поездки Иоанна Павла II в Перу. Каковы Ваши впечатления? — С начала посещения Иоанна Павла II Перу, с его визита в собор Лимы и на Плас-де-Армас, я был там, среди своего народа, и принимал папу. Вершиной стало посещение папой виллы „Эль Сальвадор” в Пуэбло-Ховене. Это была самая насыщенная встреча. Я не мог держаться в стороне от события, которое входит в жизнь моей церкви и моего народа. — Что Вы думаете о послании, содержащемся во всех речах Иоанна Павла II? — Это послание, все целиком, представляется мне очень хорошим, и я не могу классифицировать его выступления. В каждой речи папы были свои подходы, своя оригинальность. Речь перед крестьянами в Куско, например, весьма богата содержанием для значительного числа людей, живущих в нашей стране так же, как крестьяне. — А речь о насилии, произнесенная в Айякучо, вотчине „Светлого пути”? - По этому поводу я сделал три замечания. Прежде всего, папа призвал нас посмотреть в корень насилия. Этот корень определяется как несправедливая социальная структура. Неплохо повторить этот тезис в нашей стране, потому что многие отказываются считать социальную несправедливость причиной насилия в Айякучо. Второй момент в большей степени теологический. Папа напоминает, что в конечном счете корень зла — в грехе. И, как пастырь, он подчеркивает, что грех — это отказ любить. Таким образом, не все зависит о'т социальной структуры. Корень всякой социальной несправедливости — в грехе, в отказе от любви. Наконец, я был очень удивлен, когда папа обратился непосредственно к террористам, сказав им: „Если хотите социальной справедливости, смените средства!” Вы не представляете, насколько эта фраза важна: ведь официально заранее считается, что такие люди не могут стремиться к социальной справедливости. Таким образом, это обращение противоречит всем официальным заявлениям, до сих пор делавшимся в нашей стране. Правительство рассматривает этих террористов как обычных преступников. — В своей речи в Пиуре Иоанн Павел II говорит о „фальшивых пророках, о тех, что пролезают в овчарню как воры или разбойники”. Некоторые, естественно, отнесли это к теологам освобождения. Каково Ваше мнение? — Я в праве сказать, что такая интерпретация ошибочна, потому что, если бы папа захотел осудить этих теологов, он бы сделал это недвусмысленно. Но во время всей своей поездки он в этом отношении только опирался на документ епископов Перу, относящийся к теологии освобождения, а этот документ не осуждает ни меня, ни мои работы. Во время визита папа пять раз цитировал перуанский документ. Я об этом говорю не в качестве вызова, но я и не хочу играть роль виновного. Слова папы — это комментарий к библейскому тексту, и там пастырь отмечает всегда существующий риск преувеличения и фальсификации Евангелия. — Значит, Вы не считаете, что папа пытается изолировать Вас? — Я не хочу ставить себя на место папы и пытаться проникнуть в его намерения. У меня не сложилось впечатления, что он пытается изолировать меня. Скорее, он хочет быть выше полемики вокруг теологии освобождения. — В своих выступлениях папа часто возвращается к социальной доктрине церквйѵ Не для того ли, чтобы противопоставить ее теологии освобождения? — Папе не нужно принимать какую-то определенную теологию. Теологию освобождения не следует принимать безоговорочно. До 40 лет я старался жить по-христиански без теологии освобождения, и я надеюсь быть христианином после нее. Она не нужна для того, чтобы быть христианином. Любая теология, в том числе и теология освобождения, - только средство. Что касается меня, то она помогает мне анализировать веру своего народа - и ничего больше. Никакая теология не требует единогласия. Если папа говорит не о теологии освобождения, а о социальной доктрине, то это означает, что он выступает с позиций учения, а не как теолог. Нельзя сравнивать доктрину и теологию. Отношение теологии к доктрине — другое дело. Я заметил, что социальная доктрина церкви в интерпретации Иоанна Павла II использовала нечто новое из его энциклики „Лаборем экзерценс”. И некоторым консервативным кругам это очень не понравилось, особенно в Латинской Америке. — В теологии освобождения много говорится о социальной справедливости. Не забывают ли при этом вертикальный, духовный аспект? — В моей книге о теологии освобождения десять страниц посвящены духовности освобождения. Таким образом, с самого начала эта теология включает духовную перспективу. В связи с нападками, объектом которых стали мои книги, мне пришлось несколько раз перечитать их. Я их знаю почти наизусть, и это очень скучно. В моей книге, например, чаще всего употребляются слова „безвозмездность”, „милость”, „милостивый дар”. Если уж эти выражения не „вертикальны”, то тогда что же надо называть „вертикальным”? Реакция на теологию освобождения фактически чисто психологическая. Люди не привыкли считать бедность и социальную несправедливость исходным фактом, особенно в западном мире. Начинают говорить, что это слишком социологично, как про св. Фому говорили, что он слишком философичен. - А действительно, каковы границы использования общественных наук в теологии? — Если с христианской точки зрения положение бедняка имеет значение, то его надо знать. Для этого мы употребляем те средства, которыми нас снабжает современная мысль и которые называются общественными науками. Они еще в зародыше и не являются точными науками. Я использую их в контексте теологии освобождения, чтобы узнать о социальном положении бедняка в Латинской Америке. В общественных науках есть понятия, пришедшие из марксизма. Не теология освобождения включала их в эти науки, и она не использует марксистский анализ... Gutierrez G. Les concequences du voyage du Pape: Une interview du Gutierrez „Une th6ologie de la vie”//La Croix. - 1985. - 12 fevrier. Густаво Гутьеррес БЕЗ II ВАТИКАНСКОГО СОБОРА НЕ БЫЛО БЫ (Интервью итальянскому журналу „30 джорни ”) Перуанец Густаво Гутьеррес, которого считают отцом теологии освобождения, в интервью итальянскому журналу „30 джорни” заявил, что „очевидно, без II Ватиканского собора у нас не было бы теологии освобождения”. Он подчеркнул значение энциклики „Популорум прогрессио” в становлении этой теологии. <21-й пункт этой энциклики, в котором говорится о „целостном развитии”, был для меня исходным моментом разговора о „полном освобождении” (это точное выражение, использованное мной)>. Незадолго до публикации второго ватиканского документа о теологии освобождения Густаво Гутьеррес признал, что многое в теологии освобождения до сих пор „не углублено и недостаточно разработано”, в частности антропологическая структура человека и серьезная, согласованная критика реального социализма и коммунистических режимов. „Этот последний факт связан с тем, что вначале в теологии освобождения не был отражен современный поворот реального социализма”. О своих отношениях с Римом он заметил, что у него дружеские связи с очень многими. Однако иногда, продолжал Гутьеррес, отвечая журналисту, ваши вопросы намекают на другого человека (кардинала Ратцингера). „Я должен сказать, что никогда не получал никаких писем ни от какого ватиканского учреждения и не знаком с документами, на которых есть пометки Конгрегации доктрины веры. Я не говорю, что такого не может случиться, но до сих пор было так, как я вам говорю. Я должен уточнить, что формально я не получал никакой повестки. Если это произойдет в будущем, я, конечно, не обижусь. Я думаю, что следует бдительно следить за доктриной. Если это случится, мне, естественно, будет неприятно, потому что это будет означать, что я думал и писал неясно или двусмысленно”. Густаво Гутьеррес отрицает, что народная церковь Никарагуа является хорошим примером теологии освобождения. „Не столько потому, что мы говорим о Никарагуа, - заявил он, - сколько потому, что никакая историческая реализация не может считаться механическим перенесением размышления”. Gutitirez G. Sin el Concilio Vaticano II no habrfa teologia de la liberation//Ya (Madrid). - 1986. - 13 de febrero. Джозеф Коломбо РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ИСМАЭЛЯ ГАРСИИ „СПРАВЕДЛИВОСТЬ В этой работе, пересматривая свою докторскую диссертацию 1982 года, Исмаэль Гарсия ставит задачи: „1) пояснить, что означает „справедливость” для четырех ведущих теологов освобождения (Уго Ассмана, Хосе Микеса Бонино, Густаво Гутьерреса и Хосе Порфирио Миранды), и 2) показать связь их понимания справедливости с экономической и политической жизнью”. Центральная его идея заключается в следующем: политическое право на свободу и социально-экономическое право на благосостояние — различные, но неразделимые права. Говоря о современном историческом положении большинства латиноамериканских стран как о системе зависимости, удерживающей их в состоянии слаборазвитости, следует отметить, что второе вышеуказанное право имеет приоритет над первым. В отношении „демократического” социализма, как это характерно для теологии освобождения, задача государства, составленного из различных освободительных движений, — применить и защитить оба права, предоставляя немедленный приоритет праву на благосостояние. Конечный материальный критерий „справедливости”, реализуемой государством, — это конкретная жизнь бедняка. Во вводной главе отмечены контекст и методология теологии освобождения, подчеркивается роль, которую „социальный анализ” играет в этих трудах. Затем Гарсия раскрывает их платформу через экспозицию: 1) развитие теории (особенно теории зависимости); 2) контрастное понимание этими теологами справедливости, вытекающей из структуры естественного закона, позитивного закона и естественного права, и 3) описание трех уров-. ней, на которых эти четыре теолога используют термин „справедливость”: социально-экономический, историко-утопический и уровень веры. Две последующие главы продолжают объяснять эту концепцию справедливости в отношениях к специфическим <
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.219 (0.015 с.) |