Христианский путь к будущему Чили 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Христианский путь к будущему Чили



Заявление пленарной ассамблеи чилийских епископов*

15 декабря 1983 г.

Год назад в документе „Возрождение Чили” мы предложили три условия христианского разрешения морального и социального кризиса своей стра­ны: уважение достоинства человека, признание ценности труда и восста­новление полной демократии. Сегодня мы хотим продолжить размышления по этому поводу.

1. Следуя христианской доктрине всех времен, мы напоминаемо ценности жизни и достоинства человека. Мы также напоминаем слова папы: „Цер­ковь заботится о судьбе людей, подвергающихся пыткам каких бы то ни было политических режимов, потому что в ее глазах ничто не может оправ­дать эту низость, которая, увы, часто сопровождается варварскими, оттал­кивающими пороками” (январь 1983 г.).

Следовательно, те, кто пытает, способствует пыткам или в каком-либо виде сотрудничает с палачами, серьезно оскорбляют Бога и человеческое достоинство.

Сохранение целостности жизни и защита прав всех людей — наш долг, и всякое отступление от этого основополагающего долга — тяжкий грех. Следовательно, мучители и их соучастники, как и все, кто не помешал пыт­кам, хотя и мог это сделать, не должны получать Св. причастие или морально участвовать в таинствах церкви, пока они искренне не покаются.

2. Абсолютно необходимо глубоко изменить органы безопасности, особенно Комитет внутренних дел, чтобы все они действовали в границах морали и справедливых законов, которыми должна управляться страна. И только так можно будет избежать пыток, запугиваний, доносов и унижа­ющего обращения.

3. Изгнанники имеют право на возвращение в страну или по крайней мере на рассмотрение их дел по закону, в трибунале, так, чтобы они знали, что им делать. Изгнание не должно существовать, потому что „продолжитель­ное изгнание равно гражданской смерти, чрезмерному наказанию, каково бы ни было правонарушение” (Иоанн Павел II).

4. Угрозы и насилие, терроризм и оскорбительные репрессии не являют­ся христианским отношением. Перед этим злом евангельскими являются только диалог и другие уважающие людей ненасильственные методы.

5. Экономический кризис и значительная бедность множества людей делают еще более настоятельной необходимостью честность в делах и стро­гость образа жизни. Экономическая политика и частные предприятия должны поставить общее благосостояние и права бедных выше своей чрезмерной жажды прибылей.

6. Народы имеют право на объективную информацию. Ложь, полуправ­да, дезинформация глубоко оскорбляют человеческое достоинство. Плю­рализм в информации, особенно на телевидении, необходим для истинной демократии. Более того, необходимо срочно распространить на все страны многие телевизионные каналы.

7. Трудящиеся и крестьяне, крторые, кроме своего единства и голоса своих руководителей, не обладают иной силой, имеют право как на уважение и учет своих законных стремлений, так и на применение касающихся их законов без бесполезных процедур.

8. Безработица - не только экономическая и политическая проблема. Это прежде всего социальная драма, которая серьезно ухудшает психологи­ческое равновесие, поражает семью и нормальное развитие детей. Необхо­димо срочно выделить новые источники производительного и достойного труда.

9. Молодежь ждет своего шанса на жизнь, мысль, самовыражение, раз­витие призвания или образование семьи. Общество, которое не открывает для нее надежных путей и лишает возможности активного участия в обще­ственной жизни, отдает молодежь порокам и насилию.

10. Мы хотим самых сердечных отношений с соседними странами. Мир в мире должен строиться средствами права и истинного диалога, а не порож­дающей недоверие и нищету гонкой вооружений.

Всех людей доброй воли и особенно католиков мы с любовью призываем поразмыслить и найти решения, благоприятные для мира в мире, чтобы


1984 год стал для нашей родины годом милости и искупления, плодом Св. года, в котором мы сейчас живем. Этот год призывает нас уверовать. Отбросим всю ненависть и все барьеры, с тем чтобы построить страну братьев.

Un chemin chretien pour Гаѵепіг du Chili: Declaration de l’Assamblee pleniere des eveques chiliens//La Documentation Catholique. - 1984. - 4 mars. - P. 278.

Пьер Жарре

КОГДА МАДАМ ПИНОЧЕТ КОММЕНТИРУЕТ ЭНЦИКЛИКУ...

(Супруга чилийского президента использует учение папы
против епископата) *

Жена главы чилийского государства мадам Лусия Пиночет во время пресс-конференции 4 июня 1986 г. взялась комментировать энциклику Иоанна Павла II „Доминум эт вивифакантем” - о Св. духе в жизни церк­ви и мира (от 18 мая 1986 г.).

Напомнив известное высказывание Пия XI о марксизме как „подрыв­ной философии”, она затем заявила: „То, что казалось преувеличением, когда президент Пиночет осуждал марксизм, ныне ратифицировано в доку­менте Св. отца”.

Далее она сказала буквально следующее: „На этот раз никто не сможет манипулировать идеями папы. Папа очень часто говорил о марксизме, но никогда так ясно и точно. Я думаю, что религиозная иерархия Чили не смо­жет больше оставаться глухой к сказанному папой, особенно теперь, когда он готовится посетить нашу страну. Поистине ему было бы очень горько видеть такие беспорядки на нашем континенте, как, например, священника, строившего баррикады на улицах Сантьяго и разбрасывающего листовки. Священник, поступающий таким образом, не сможет спрятаться за своим саном, особенно когда он на улице без сутаны, без особого знака, без какой- либо идентификации его как священника.

Папа говорит в своей энциклике очень ясно: „Идеологии пытаются устранить религию, потому что она, как уверяют они, — причина радикаль­ного отчуждения человека”. Мы живем в весьма особый, весьма интересный момент, и я верю Богу, я думаю, что чилийский епископат примет во вни­мание ту основополагающую мысль папы, о которой я только что упомина­ла. Потому что, если мы не станем слушать Св. отца, являющегося главой католической церкви, если и епископы тоже не будут его слушать, то и мы не станем слушать то, что епископы говорят здесь, в Чили...”

Мадам Пиночет никогда по-настоящему не слушала епископов своей страны: накануне ее заявления кардинал Фресно объяснил, что история о священнике—распространителе листовок и строителе баррикад целиком и полностью представляет собой измышление режима генерала Пиночета.

7 - 624


Напротив, есть священник, которого арестовали и мучили до трех часов утра с понедельника на вторник, - отец Жюль Страже, бельгиец, викарий восточной зоны Сантьяго.

Jarret Р. Quand Mme Pinochet commente l*en су clique... L’epouse du president chilien utilise l’enseignement du pape contre l*episcopat//La Croix. - 1986. — 10 juin.

Тибор Сули к

ЕСЛИ МИРЯНЕ ВЗРОСЛЕЮТ ♦

Интервью

— Тибор, прежде всего, что такое Рабочий апостолат? Как он появился? Какова его роль?

- Чтобы понять место и роль Рабочего апостолата в бразильской церкви, нужно вернуться на несколько лет назад. В 1964 году в Бразилии военные взяли власть. Иерархия, следует признать, не противилась военно­му перевороту. Напротив, она увидела в нем противовес риску революции марксистского типа. Я был тогда генеральным секретарем Католического рабочего действия (АКО) 4, которое выступило против переворота. И АКО по инициативе епископов практически перестало существовать. Его объ­явили — по моему мнению, напрасно — слишком склонным к марксистской идеологии.

— Вы сказали, что епископы поддержали переворот 1964 года. Но ведь были представители иерархии (я думаю о монсеньоре Камаре), которые выступили против военных?

- Дон Эльдер, как большинство епископов, не противился переворо­ту. Однако потом, несколько лет спустя, когда усилились репрессивные аспекты военного режима, церковь начала отстраняться от него. В 1968 году состоялась конференция в Медельине и был сделан выбор в пользу бедных. Пастыри бразильской церкви услышали крик угнетенного народа и стали более ревностными защитниками его прав. В Медельине многие епископы открыли, что нищета и угнетение бедных не могут оставлять церковь глу­хой и нейтральной. Но решение, принятое в Медельине, было направлено на образование элиты, на помощь народу в осознании своих прав. Это до некоторой степени просветительское решение.

— Вернемся к Рабочему апостолату.

- Конечно. Рабочий апостолат возник в 1973 году. Он занял место АКО и поставил своей задачей продвижение прав трудящихся. Пастырский апостолат имеет важную роль - он вводит евангельский дух в движение трудящихся.

— Тем не менее этот выбор стал объектом критики...

— В некоторых секторах Рабочего апостолата, несомненно, происходит усиленная политизация. Симптоматичен случай с документом против Лати­ноамериканской федерации трудящихся (КЛАТ). Некоторые руково­дители Рабочего апостолата Сан-Паулу, ни с кем не консультируясь, опубли­ковали документ, который в агрессивных тонах осуждал попытки КЛАТ ввести в бразильский профсоюзный мир профцентр трудящихся христи­анско-демократического направления. Обвинение само по себе необосно­ванное. Действительно, три наиболее влиятельных бразильских руководителя КЛАТ симпатизируют соответственно Демократической партии трудящихся (социал-демократического направления), Партии трудящихся Лулы и Пар­тии Бразильское демократическое движение (центристского направления). Это представляется мне явным проявлением плюрализма. Но документ против КЛАТ выявляет и другой факт - глубокое проникновение пар­тийных конфликтов в некоторые слои бразильской церкви. Не следует за­бывать, что в Бразилии церковь была вынуждена „занимать” граж­данское общество у военных и различных групп марксисткого направле­ния.

— А миряне?

- Это больное место. Бразильская церковь нуждается в мирянах, кото­рые автоматически взяли бы на себя ответственность и начали соединять требования Евангелия с политическими нуждами. К сожалению, теология освобождения — это не теология мирянства. В Латинской Америке только епископы считаются церковью. Если мирянин начнет говорить от имени церкви, его никто не станет слушать. Бразильская церковь состоит из епископов и активистов, которые в соответствии с указаниями епис­копов занимаются политикой. Недостает лидерства католических ми­рян.

- Правда ли, что бразильские епископы разделены и что (как гово­рят многие) Ватикан в последние годы делает епископами только „пра­вых”?

— Нет ни правых, ни левых епископов. Есть пастыри, провозглашаю­щие Евангелие Иисуса Христа. Однако правда, что столкновение требований евангельского милосердия со взрывчатой политической ситуацией создает и среди епископов разногласия, причем глубокие. Если позволено употреб­лять (но я не люблю этого делать) политические категории, я бы сказал, что иерархия, „правая” до и во время переворота 1964 года, стала явно „левой” после 1968 года, а сейчас ищет новые направления. Эти направления вызывают немалые страдания и роняют политический престиж церкви в Бра­зилии. Но в то же самое время церкви удается становиться все более верной предпочтительному выбору в пользу бедных в этом мире и возвещению спасения, которое не от мира сего. Однако я хотел бы подчеркнуть, что истинной проблемой остаются миряне. И они, а не епископы, несут ответст­венность за смелые решения, в том числе и политические, направленные на включение в историю учения Христа.

Sulik Т. Intervista: Se i laici crescano//Azioni So ciale. - Roma, 1986. - 6-13 febbra- io. - P. 12.

Педро Касальдалига

НАША ГОСПОЖА „ТРЕТЬЕГО МИРА”

Сестра - паломница за бедных перед Яхве, защитница освобожденных бедняков, мать „третьего мира”, мать всех людей нашего единственного мира, потому что ты мать Бога, ставшего Человеком.

Со всеми, кто верит в Христа,

и со всеми, кто каким-либо образом создает его Царство, мы призываем тебя, мать, чтобы ты говорила от имени нас всех.

Попроси у того, кто сделался бедным, чтобы сообщить богатства своей любви,

которые его церковь предпочитает

без оговорок всякому другому богатству.

Того, кто умер на кресте, чтобы спасти людей, попроси, чтобы мы, его ученики, научились жить и умирать за полное освобождение своих братьев.

Попроси его, чтобы нас терзали голод и жажда той справедливости, которая избирает искупление.

Того, кто разрушает разделяющие стены,

попроси, чтобы все, кто носит на себе печать его имени, на деле стремились, вопреки всему, что нас разделяет, к тому единству, которого он сам требовал в своем завещании и которое возможно лишь в свободе детей Божьих.

Проси того, кто живет, воскреснув, рядом с Оіцом, чтобы он передал нам радостную силу духа, с тем чтобы мы могли победить эгоизм, привычку и страх.

Женщина - крестьянка и рабочая,

родившаяся в колонии

и подвергнутая узаконенным мучению и лицемерию, научи нас икренне читать Евангелие Иисуса и проводить его в жизнь со всеми революционными последствиями, в радикальном духе блаженства и полном риске той любви, которая способна отдать жизнь за любимого.

За Иисуса Христа,

твоего сына,

Сына Божьего, нашего брата.

Casaldaliga Р. A Nostra Signora del Terzo Mondo//D’Avanzo В. Chiesa e liberazione in America Latina: Da un ethos del sistema ad un ethos di liberazione. - Bologna, 1988. - P. 206-208.

Леонардо Бофф

ОТЧЕ НАШ

Отче,

Ты прежде всего нам

Судья или Господь, но

наш Отец,

потому что слышишь крик

своих угнетенных детей, иже еси на небесех,

к которым направляется

наш взгляд на борьбу.

Да святится

Твоя освободительная деятельность, направленная против

тех, кого угнетают во имя Твое.

Дд приидет к нам

Твоя справедливость,

начиная с бедных.

Да свершится

Твое освобождение,

которое началось на Земле

и будет продолжено на небесах.

Хлеб наш насущный,

который мы производим совместно,

даждь нам и раздели меж нами.

Да простится нам

наш эгоизм в той мере, как

поборем эгоизм коллективный.

И не введи нас во искушение

эксплуатировать и накапливать,

Но освободи

от мести и ненависти против

зла, которое угнетает и концентрируется.

Boff L. Padre Nostro//D*Avanzo В. Chiesa е liberazione in America Latina. - P. 203- 204.

Мария освобождения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.041 с.)