Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Долг христиан перед новой никарагуа

Поиск

Заявление Епископской конференции

Священникам, монахам и монахиням, базовым общинам, распростра­няющим Слово, и всем людям доброй воли — мир и благословение в Господе.

Введение

Мы обращаемся к народу Никарагуа, часть которого мы составляем, к народу, ищущему дорогу к истине и осуществлению справедливости в рам­ках того революционного процесса, который сейчас переживает наша родина и к которому сегодня обращены взоры многих людей. Мы хотим со всей ясностью поговорить о том, чего требует от нас Евангелие (Мф V, 37) и чего требует от нас также весь никарагуанский народ, которому мы обязаны всем. Мы делаем это как пастыри, зная, что многие христиане активно участвовали в восстании и в настоящее время работают ради того, чтобы упрочить его успех. Мы полагаем, что наши слова могут послужить народу Божьему, под­держав его в тот момент, когда он исполняет свой долг, помогая ему рас­познать в революционном процессе дело Св. духа. Мы как церковь убеж­дены в том, что еще много надо сделать и что но отношению к нуждам своего народа мы не всегда были на высоте.

В одиночестве мы не сможем осуществить включение в революционный процесс Св. духа. Вспомним мудрые слова папы Павла VI, к которым мы при­соединяемся: „Христианским общинам надлежит с помощью Св. духа и вме­сте с соответствующими епископами, в диалоге с другими братьями-христиа­нами и со всеми людьми доброй воли определить выбор и обязательства, которые будут способствовать социальным, политическим и экономическим преобразованиям и могут оказаться необходимыми во многих случаях” („Октогезима адвениенс”, 4). По этой причине наше пастырское письмо представляет собой призыв к продолжению диалога с христианскими об­щинами и требование того, чтобы эти общины, непосредственно включенные в нашу реальность, сумели найти истинный дух, чтобы можно было „выразить в Христе эффективный поворот истории наших народов в сторону Царства” (Пуэбла, 274). Мы знаем также, что наша роль не в том, чтобы выдать „зо­лото и серебро” или предложить политические или экономические реше­ния, но в том, чтобы провозгласить Благую весть.

Мы хотим говорить смиренно и просто, потому что мы — пастыри и члены церкви, „одновременно и святой, и призванной очиститься” („Лумен ген- циум”, 8).

Мы хотим кратко отметить моменты, которые намереваемся развить в этом письме: 1. Долг христианина перед новой Никарагуа; 2. Евангельские мотивировки; 3. Ответственность и вызов настоящего времени.

Часть первая

ХРИСТИАНИНА ПЕРЕД НОВОЙ НИКАРАГУА

А. Осуществление

Сначала мы хотим отметить успехи революционного процесса, благода­ря которому мы можем:

а) Признать, что наш народ в течение многолетних страданий и социаль­ной маргинальности накопил опыт, необходимый для того, чтобы все пре­образовать в широкие освободительные действия.

Наш народ героически боролся, защищая свое право жить достойно, в мире и справедливости. Таково было глубокое значение действий, направ­ленных против режима, насиловавшего и подавлявшего личные и обществен­ные права человека. Так же как и в прошлом, мы осудили эту ситуацию как противоречащую евангельским требованиям. Сейчас мы хотим вновь под­твердить, что оправдываем глубокие обоснования этой борьбы за справед­ливость и за жизнь.

б) Признать, что в ходе этого процесса кровь тех, кто отдал свою жизк в этой долгой битве, преданность молодежи, которая хочет основать справед­ливое общество, преобладающая роль женщины, веками остававшейся в стороне, означает включение свежих сил в построение новой Никарагуа. Все это подчеркивает оригинальность исторического опыта, который мы сей­час переживаем. Кроме того, борьба нашего народа за то, чтобы самому делать свою историю, глубоко отражена в мыслях и делах Аугусто Сандано. И это подчеркивает оригинальность революции в Никарагуа, придавая ей соб­ственный стиль, хорошо определенный идеал социальной справедливо­сти, утверждение национальных ценностей и интернациональной солидар­ности.

в) Видеть в радости бедного народа, который впервые за долгие годы по­чувствовал себя хозяином своей страны, выражение революционного сози­дания, открывающего широкие и плодотворные возможности для участия всем тем, кто хочет бороться против несправедливостей, угнетательской систе­мы и создавать нового человека.

г) Считать позитивным желание юридически обосновать революционный процесс начиная с первого дня его триумфа.

Об том свидетельствует решение осуществить программы, провозглашен­ные до победы. Например, принятие устава о правах и гарантиях никарагуан­цев, практическое проведение в жизнь свобод информации, политической организации партий, религий, движений; национализация, которая должна вернуть стране ее богатства; первые шаги аграрной реформы и т. д.; а также способность с первых дней революции организовать национальный „кре­стовый поход” за обучение грамоте, чтобы придать нашему народу достоин­ство, сделать его хозяином своей собственной судьбы, ответственным и даль­новидным участником революционного процесса.

д) Признать наличие в стране конфликтов между противоположными интересами, вызванными аграрной реформой, экспроприацией крупных собственников и т. д., которые могут усугубиться с изменением экономи­ческих, социальных и политических структур.

е) Признать риск, опасности и ошибки революционного процесса, осоз­нав, что в истории не существует абсолютно чистого по отношению к чело­веческой жизни процесса. В этом смысле следует оценивать критическую свободу как незаменимое средство выявления и исправления ошибок, а так­же улучшения завоеваний революции.

Б. Задачи

Мы считаем, что современная революционная ситуация — подходящий повод для того, чтобы церковь сделала свой выбор в пользу бедных. Одна­ко мы должны напомнить, что ни одно историческое достижение не в состоя­нии исчерпать бесконечных возможностей и абсолютной солидарности Цар­ства Божьего. Кроме того, следует подчеркнуть, что наш долг по отношению к революции не может свидетельствовать ни о наивности, ни о слепом энту­зиазме, а еще меньше — о создании нового идола, перед которым следует ^клониться, не задавая вопросов. Освобождение, ответственность и христиан­ские свободы — это необходимые аспекты активного участия в революции.

Как и любой процесс, связанный с человеком, революция также сопровож­дается ошибками и возможными злоупотреблениями. Многие никарагуанцы починают испытывать определенные беспокойство и опасения. Наш долг, долг пастырей, - принять беспокойство народа, на службе которого мы находимся, и определить объективные причины, которые его вызывают: и являющиеся следствием злоупотреблений и небрежности (их следует осудать), и недостат­ки, связанные скорее с ограниченностью современных средств и условий (Следует стараться, чтобы их не использовали в демагогических целях).

Правительство создало органы, принимающие жалобы, которые могут по­явиться в ходе революционного процесса. И мы думаем, что эти органы все с большей силой будут проявлять свою эффективность. Исходя из того, что наше видение не такое, как у всех, необходимо начать хотя бы краткий диалог о вещах, вызывающих тревогу, доходящую до нас и представляющуюся нам важной.

а) Хотя политика власти и направлена на то, чтобы избежать репрессий или насилия против личности, хотя власть не призывает народ осуществлять справедливость самостоятельно, тем не менее злоупотребления имеют место. Мы считаем необходимым привести национальным властям доказательства тех злоупотреблений, о которых нам стало известно, для того чтобы они сумели их исправить, чтобы возможность национального контроля и интеграции стала более реальной.

б) Много разговоров о беспорядке, который царит в стране. Говорят даже об административном хаосе. Надо понять, что мы переживаем дни сози­дания и перехода, и вспомнить, что в реконструкции участвует весь народ, а не только отдельные слои.

в) Относительно свободы организации политических партий: сознатель­ное и активное участие самого большого числа никарагуанцев в современном революционном процессе нам кажется наиболее необходимым. Оно должно осуществляться через прямую народную демократию, то есть через те органи­зации, которые создаются сейчас, через национальный диалог. Различные силы вносят щедрый вклад в исторический процесс, и никто не должен пре­пятствовать этому. Очевидно, что во главе этих сил стоит занимающий истори­ческое место Сандинистский фронт национального освобождения. Чтобы упрочить свои позиции, принципиально важно, по нашему мнению, чтобы этот фронт продолжал призывать весь народ делать свою собственную историю с помощью массированного и решительного участия в национальной жизни. Это требует от современных руководителей абсолютной верности бедному народу, который не отступает от принципов справедливости и во имя санданистов включается в ход борьбы за освобождение.

В. Социализм

Существуют опасения, иногда даже тревога по поводу того, что Никарагуа сегодня движется к социализму. Многих интересует мнение епископов на этот счет.

 

Как полагают некоторые, социализм деградировал до такой степени что отнимает у людей и народов возможность свободного участия в соб* ственной истории: он пытается привести народы к слепому подчинению мани­пуляциям и диктату тех, кто незаконно удерживает власть. Это искаженный или фальшивый социализм, неприемлемый для нас. Тем более мы не можем принять тот социализм, который пытается отнять у человека право придать собственной жизни религиозное направление или публично выразить свёи мнения и убеждения, какова бы ни была его религиозная вера. Также нель ія ственно своим убеждениям или с нарушением каких-либо других прав чело­века.

Если, напротив, социализм означает, как это и должно быть, преимуще­ства, предоставляемые большинству никарагуанцев, модель экономики, спла­нированной на национальном уровне, установление солидарного и прогрес­сивного участия, то против этого нам нечего возразить. Социальный проект, который гарантирует общее предназначение благ и ресурсов страны и позво­ляет постоянно улучшать качество человеческой жизни на основе, дающей удовлетворение основных нужд всех людей, кажется нам справедливым. Если социализм связан с постоянным сокращением традиционных несправед­ливостей и неравенства между городом и деревней, между оплатой умствен­ного и физического труда, если он означает участие трудящегося в потребле­нии продукта своего труда и преодоление экономического отчуждения, то в христианстве нет ничего, противоречащего этому процессу. Напротив, папа Иоанн Павел II, выступая в ООН, выразил свою озабоченность по поводу радикального разрыва между трудом и собственностью.

Если социализм предполагает власть, все в большей степени разделяе­мую организованным народом, так что страна идет к истинной передаче власти народным массам, то социализм может найти в вере опору и поддержку.

Если социализм ведет к культуре, которая будит достоинство наших масс и дает им смелость принять на себя ответственность и потребовать осуществ­ления своих прав, то речь идет о гуманизации, осуществляющейся в плане продвижения человеческого достоинства, провозглашенного нашей верой.

Что же касается борьбы общественных классов, то мы думаем, что суще­ствуют различия между динамичным фактом классовой борьбы, долженствую­щей вести к справедливому преобразованию структур, и классовой ненави­стью, направленной против личностей и радикально противоречащей обязан­ности христианина руководствоваться любовью.

Наша вера заверяет нас, что долг христианина неотделим от господства человека в мире, от преобразования земли и всех других средств производства таким образом, чтобы человек мог жить и сделать из этой никарагуанской земли землю справедливости, солидарности, мира и свободы, где христиан­ское послание о Царстве Божьем приобретет весь свой смысл.

Более того, мы верим в то, что революционный процесс осуществит нечто оригинальное, созидательное, глубоко национальное, без каких-либо подражаний. Действительно, как мы видим (вместе с большинством никара­гуанцев), происходит процесс, который ведет целиком и полностью к такому никарагуанскому обществу, которое не будет ни капиталистическим, ни за­висимым, ни тоталитарным.

Часть вторая

ЕВАНГЕЛЬСКАЯ МОТИВИРОВКА

В прошлом мы по разным поводам пытались осветить, исходя из Еван­гелия, ситуацию на нашей родине (см. наши послания от 8 января 1977 г. и 8 января 1978 г.). Позднее (2 июня 1979 г.) мы подчеркивали право ни­карагуанского народа на национальное революционное восстание. И во всем этом мы опирались на верность Евангелию, и традиционной доктрине цер­кви.

Сегодня в новой ситуации мы снова произносим слова веры и надежды относительно современного революционного процесса и возможности осу­ществить в нем евангельские требования.

Делая это, мы хотим напомнить, чтб является основной истиной нашей христианской веры. Мы в состоянии снова открыть ее и снова подчеркнуть ее значение для современного положения нашей родины и для направления из­менений революционного процесса.

а) Возвещение Царства Божьего. Сердцевина послания Иисуса — это возвещение Царства Божьего. Царства, основанного на любви От­ца ко всем человеческим существам, в котором бедные занимают при­вилегированное место. Это Царство — глобальная реальность, от него ничто не укроется. Провозглашать Царство Божье означает возвещать Бога Царст­ва и его Отцовскую любовь, основу братства меж всеми людьми.

Иисус уточняет, что Царство означает освобождение и справедливость (Лк IV, 16—20), потому что это Царство жизни: необходимость строить — это исходный момент восприятия современного процесса, сотрудничества с ним, потому что он дает истинную жизнь всем никарагуанцам. Вера в этого Бога побуждает нас подчеркивать то, что мы всегда возвещали, но что сегод­ня приобретает чрезвычайные конкретизацию и срочность. Верить в этого Бога — значит давать жизнь другим, любить истину, поступать по справедли­вости.

Конкретная жизнь, которую Бог хочет для никарагуанцев, может осуще­ствиться только при радикальном преодолении частного эгоизма и обнажении частных интересов, которые в течение многих лет чувствовали себя на нашей родине свободно. Следует помнить о том, что эти интересы вели наших братьев на смерть. По этой причине мы должны требовать, чтобы все руководствова­лись любовью и справедливостью, чтобы каждый забывал о себе самом и Думал о том, чтб он может дать ближнему.

б) Евангельский долг. Возвещение Царства Божьего означает включение этого Царства в историю, с тем чтобы оно дошло до нас. И именно в этом уси­лии определяется аутентичность нашей веры в Бога, освобождающего путем установления того, что Священное писание называет „справедливостью и правом” в пользу бедного. Этот долг связан с нашей верой в Христа, отдав^ шего свою жизнь ради провозглашения Царства Божьего. У веры нет жизни без свидетельства, а оно дается делами. И только исходя их этого можно понять и принять ценность послания, провозглашенного на словах. В долгё перед бедными и в борьбе против социальной несправедливости наша вера становится плодотворной истиной не только для других, но и для нас самих. Только действуя как христиане, мы становимся христианами. Без этой со­лидарности наше возвещение Благой вести останется просто словами. Ос­вободительная евангелизация связана с обязательством по освобождени е нашего народа. Как говорили епископы в Пуэбле: „Евангелие должно научить нас, что перед лицом той действительности, в которой живет сегодня Латинска|я Америка, нельзя по-настоящему любить своего брата, а значит, и Бога, не беря на себя обязательств в личном плане и во многих случаях даже на уровне структур” (Пуэбла, 327). Это причина, по которой после долгого и терпеливого ожидания наш народ решился на борьбу за полное освобождение.

в) Освобождение в Иисусе Христе. Это подразумевает различные аспекты человеческой жизни, потому что Бог хочет, чтобы человек жил, и жил полно­ценно. По этой причине Бог создал человека в соответствии с представления­ми, которые тесно связали человека с владением землей, с общественными отношениями и с отношениями с Богом.

Прежде всего это отношения с природой, при которых человеческое су­щество удовлетворяет свои самые элементарные нужды: господствовать с помощью рациональной экономии и ставить природу на службу человеку — такова основа справедливого общества.

Отношения между людьми связаны с социальным измерением. Оно долж­но быть отмечено общностью, предполагающей подлинное братство и реаль­ное участие всех в ориентации общества, к которому они принадлежат: для нас сегодня это должно претвориться в осуществление справедливости в поль­зу угнетенных, в усилиях по освобождению тех, кто в этом больше всего нуждается (Пуэбла, 327).

Но освобождение также означает - и это основное - обращение к Богу. Для сынов, которые принимают бескорыстную любовь Бога и живут в ней, эта связь — основа отношений человека с природой и со своей социальной средой. Этот братский отказ означает отказ от самого Бога (Мф XXV, 31 — 46). Целостная свобода включает все эти три взаимно связанных плана. За­быть один из них означает подорвать права и потенциальные возможности человеческой личности. Принять этот бескорыстный дар Отца означает вклю­читься в борьбу за справедливость и за создание братства. А братство, в свою очередь, полностью осуществляется в признании присутствия освободитель­ной любви Бога в лоне истории.

г) Общественный долг. Царство Божье, сердце послания Иисуса — это од­новременно и требование общественного долга, и неисключаемый критический аспект: суждение об истории и отказ абсолютизировать какое- либо из ее достижений. Напротив, Царство Божье открывает историю челове­ческому созиданию и вмешательству милости Господа.

Сегодня мы в своей стране переживаем исключительную возможность свидетельствовать о Царстве Божьем и о его возвещении. И было бы серьез­ной неверностью Евангелию, если из боязни или по подозрению мы допусти­ли бы необеспеченность, порождаемую некоторыми радикальными процес­сами социальных изменений, защиту мелких и крупных индивидуальных интересов, если отказались бы от современного требования конкретизирова­ния приоритета бедняков, характерного и для речей Иоанна Павла II, и для документов Епископской конференции в Пуэбле.

Этот выбор предполагает отказ от прежних методов мышления и дейст­вия, а также нашего собственного обращения как церкви. Действительно, в день, когда наша церковь уже не будет выглядеть в глазах мира как бед­ная и естественная союзница бедняков, она предаст своего Божественного соз­дателя и возвещение Царства Божьего. Никогда еще не было такой настоятель­ной необходимости со всей убежденностью возвестить приоритет бедняков, как сегодня в условиях Никарагуа.

Бедные, о которых говорил Иисус, которыми он себя окружал, — это реальные, настоящие бедняки, голодные, скорбящие, угнетенные, это все те, кто никогда не предусматривался в организации общества и кто был отверг­нут им. Именно исходя из этой солидарности с бедняками, Иисус и возвестил любовь Отца ко всем существам и вынес страдания, преследования и смерть.

д) Приоритет бедняков. Вот, братья-никарагуанцы, как наша вера в Иису­са и в Бога жизни, включенная сегодня в разумный поиск, должна освещать долг христиан в современном революционном процессе. Первый вклад церк­ви в народ Никарагуа — это ее выбор в пользу бедных. И значит, они должны поддерживать те средства и законы, которые освободят бедняков от всякой несправедливости, восстановят их права и усилят те органы, которые обеспе­чивают их свободы. Мы не можем и не должны закрывать глаза на риск и оче­видные ошибки, свойственные всяким историческим построениям. Напротив, мы считаем, что следует ясно и смело сигнализировать о них, исходя из Еван­гелия, возвещение которого - наш долг и наша ответственность. Но мы также убеждены, что все это не будет настоящим, если мы не станем смиренно прислушиваться к призыву, с которым обратился к нам Господь через зна­мения времени.

Мы хотим поддержать это обязательство вместе со всей церковной общи­ной Никарагуа. В этой общине мы стремимся найти смелость объединиться с бедным народом, которому мы открыли „евангельскую силу и который при­зывает всю нашу церковь к обращению” (Пуэбла, 147).

Часть третья



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.105.110 (0.015 с.)