Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теология освобождения: вызов западной культуреСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(Выступление на конференции, организованной журналом Первые формальные размышления об освобождении, как известно, родились в Латинской Америке и стали выражением мнения двух других крупных составляющих „третьего мира” — Африки и Азии. Они не копировали и не воспроизводили наши речи. Сначала, да, там перевели наши книги, но вскоре они „пересмотрели” эти импульсы и эту открытость, ориентируя их на свою специфическую проблему. Например, в Африке была подчеркнута проблема культурного отчуждения, которое там назвали антропологической бедностью народа, открывшего свою культурную сущность. Негры потеряли способность быть неграми-африканцами и восприняли основные черты других народов. Отсюда восстановление африканизма, африканской, племенной, религиозной культуры или культуры жизни, культуры того целого, чем является жизнь на Земле, — процесс, проходящий над биологической жизнью, никогда не отрывающийся от основы, то есть не освобождающийся от материальной жизни, от средств к жизни, не отрывающийся от социально- экономических аспектов освобождения. Ясно, что освобождение имеет значительно больше вариантов, оттенков, оно значительно большего масштаба, чем простое освобождение от голода, от материальной бедности. В Азии, где христиане в меньшинстве (2%), подчеркивалось прежде всего возвращение потенциального освободителя крупных восточных религий, потому что эти крупные религии являются выражением надежд человечества, силы жизни этих народов. Они нашли смысл, надежду в своей религии, для них было важно восстановить исторический, культурный, религиозный, мистический капитал в освободительном ключе, чтобы эти религии не трактовались с целью усиления существующего положения идеологическим, мистификатор ским образом, как, мы знаем, нередко они используются. Очень важный вклад, сделанный африканцами, азиатами и нами, латино американцами, в теологию освобождения, состоит в расширении к лассо вой концепции в пользу народной. Народ — это гораздо более богатая кон цепция, чем концепция классов, потому что она более открыта, содержш классовый аспект, превышает его и включает социально-экономическое освобождение, которое подразумевает также освобождение политическое культурное и историко-религиозное. Теологи освобождения обогатили кон цепцию освобождения этих религий не только освобождением бедных, нс и освобождением негров.
Этот теологический опыт, как вы знаете, находит также свое отражение в экспериментах, которые мы имеем в Европе. Об этом говорит и Ратцингер в Инструкции. Кажется, Рим несколько озабочен,,общим отравлением” проблематикой освобождения теологов, семинаристов, христиан... в „первом мире”, и даже в США. После универсализации16, приданной Римской инструкцией, мы ожидаем, что Европа и Соединенные Штаты внесут серьезный теологический вклад, очевидно, еще раньше — церковный, потому что нельзя понять теологию освобождения в Европе без предшествующих движений, экспериментов и попыток освободительной веры, которые мне кажутся предваряющими, потому что в Европе имеется ярко выраженный церковный, религиозный фермент... Boff С. Intervento alia Tavola Rotonda. Teologia della liberazione: una sfida per la cultura occidentale//Testimonianze. - 1985. - N 1. - P. 103-104. Леонардо Бофф ЗАЯВЛЕНИЕ По поводу датированных 11 марта 1985 г. „Замечаний” Конгрегации доктрины веры относительно моей книги,Дерковь, харизматика17 и власть” я хочу сказать следующее. 1. Высшая церковная инстанция, ведающая учением, достаточно ясно высказалась в этом документе. Мой долг как христианина, монаха-францисканца и теолога — слушаться и уважать. Я снова повторяю то, что уже высказывал публично. Я предпочитаю двигаться вместе с церковью, а не идти одному со своей теологией. В этом смысле я и воспринимаю оговорки, сделанные Конгрегацией доктрины веры. Очевидно, что эти оговорки квалифицируют мои позиции не как еретические, раскольнические или нечестивые, но, по словам документа, как опасные для доктрины веры. И также важно подчеркнуть, что цитируемый документ ни в коей мере не критикует геологию освобождения и не касается ни марксизма, ни социализма, как)ыло в письме, направленном мне 15 мая 1984 г. 2. Я признаю, что попытки решения реальных проблем церкви, дискуссии между теологами могут приниматься или отвергаться церковными властями. Однако следует отметить, что такие проблемы требуют все новых эазмышлений теологов наряду с верой церковной общины и ее пастырей. Зо всяком случае, поиски истины — неустранимое требование человеческого іуха и в еще большей степени — теологических доказательств.
3. С дисциплинарной точки зрения документ Ватикана не предусматривает никаких санкций против меня. Следовательно, не будет прервана моя геологическая работа, которую я намерен продолжать спокойно и настойчиво и, очевидно, с удвоенным вниманием к вопросам, отмеченным самыми высокими церковными властями. Петрополис, 20.IIL1985. Boff L. Dichiarazione//!! Regno. - 1985. - 1 maggio. - P. 278. Леонардо Бофф И ЦЕРКОВЬ СТАНОВИТСЯ НАРОДОМ* Глава III. Что теологически означают „народ Божий” При рассмотрении феномена „народной церкви” нам необходимо выяснить два предварительных вопроса: что означает „народная церковь” в социологическом аспекте и что понимать под категорией „народ”... Когда мы говорим о народной церкви, то этим мы обозначаем следующее: „народ” здесь понимается не как безликий прихожанин, получающий причастие или усваивающий урок катехизиса, а скорее - как активный член, участвующий во всех делах наравне и вместе со священником, епископом, а временами и с самим кардиналом, вступившими на этот церковный путь. Такой социологический факт вызывает, в свою очередь, теологический вопрос: какое эклезиологическое18 значение имеет этот особый способ быть церковью? Это слово — „народ” — представляется двусмысленным и служит для распространения тоталитарных идеологий (якобинство, нацизм, фашизм, латиноамериканский популизм19). Говоря откровенно, в общественных науках до настоящего времени не был дан достаточно объективный анализ этой категории. Общественные науки концентрировали свое внимание преимущественно на анализе общества и социальных классов. Поэтому мы должны прежде всего выяснить зависимость этого понятия, этой категории от ее использования. Само слово „народ” широко употребляется в его точном смысле теми, кто интересуется судьбой зависимых классов, судьбой народа... Когда речь идет о народной церкви, то, во-первых, необходимо руководствоваться юридическим принципом, а не акцентировать внимание только на социологическом факте, иными словами, не только на том, что сознательные и активные группы людей участвуют в деятельности общин, где раньше были просто пассивные прихожане. Во-вторых, слово „народ” получает свое особое значение в сфере культурной антропологии20 Здесь народ соответствует „нации” или „населе-1 нию”, принадлежащему к одной и той же культуре. Этот смысл категории! „народ” очень трудно применить к католической церкви, ибо она не опре-| деляется западной культурой, внутри которой она исторически возникла и оформилась. Католицизм подразумевает, что церковь может воплотить в себе различные культуры и в них придать форму самой христианской вере. Действительно, христианство в наши дни пронизывает различные культуры (африканскую, азиатскую, латиноамериканскую, индейскую, латинскую, западноевропейскую, германскую). В-третьих, необходимо заметить, что нигде не употребляется понятие „народ” столь двусмысленно, как в политике, где оно является ключевым понятием. В политических речах, особенно профессионалов-политиков, понятие „народ” употребляется весьма неоднозначно прежде всего с той целью, чтобы трансформировать или, наоборот, сохранить государственную администрацию посредством применения государственной власти...
Наконец... „народ” не существует как социально-историческая данность. Он возникает из взаимодействия между общинами и группами людей.., способных воспитывать сознание, организованность, создавать определенный проект и развивать социальную практику, соответствующую этому проекту. Здесь народные организации не зависят от элиты: они наслаждаются автономией и свободно вступают в связи и союзы с остальными группами („массой” и „элитой”). Они самоопределяются, создают свой исторический проект, свои формы организации, свою культуру, способную выразить их борьбу, их ценности, их надежды. Здесь категория „народ” выступает как действительно социологическая категория. Эта категория включает в себя следующие элементы: — наличие комплекса взаимодействующих между собой ассоциаций; — осознание своего положения между „массой” и „элитой”, предполагающего борьбу и сопротивление; — выработка эгалитарного проекта и равного участия для всех в общественных процессах; — социально-историческая практика, преобразующая общественные отношения с целью создания нового, более эгалитарного общества, допускающего широкое участие людей в общественных делах; — аксиологическое измерение, присутствующее во всех народных битвах: все именуются „народом” - и управляющие, и управляемые, „массы” и „элита”, все становятся участниками построения общества, базирующегося на сотрудничестве, а не на конкуренции, а потому более демократического и социально уравновешенного. Такое понимание категории „народ” может быть использовано при выяснении социологического аспекта народной церкви, истоки которой находятся в разветвленной сети христианских низовых общин и тысяч групп людей, придерживающихся библейских размышлений и действий... Вместо церкви-общества, владеющей централизованной иерархической властью, имеющей анонимные функции и отношения, возникает цепочка церковь - общество — община, более справедливо распределяется священная власть, и отношения становятся шире и органичнее. ...Необходимо выделить некоторые черты народной церкви, являющейся исторической конкретизацией народа Божьего: а) Социологически церковь должна быть народной. ^Народная церковь не состоит исключительно из одних бедняков или маргиналов, которые в социальном плане организуются в народное движение, а в религиозном — образуют широкую сеть общин и групп определенных взглядов и действий. В эту совокупность, именуемую народной церковью, могут входить также епископы, священники, монахи, религиозные деятели. Социологически они также составляют народ и выступают в защиту бедных.
б) Народная церковь есть церковь бедных. Большую часть народной церкви составляют именно бедные. Сегодня они участвуют в общественных процессах с помощью ими же разработанного способа. в) Народная церковь — церковь борьбы за освобождение. Народ и прежде всего беднота преодолевают как бедность, так и богатство, чтобы создать справедливые братские отношения... г) Народная церковь — это движение. Движение — ключевое понятие такого типа церкви. Оно означает главным образом следующее: идет процесс дислокации церкви из центра на периферию, благодаря чему клерикальная церковь постепенно превращается в народную. Это также означает, что народная церковь - движение не замкнутое, а, напротив, динамичное, всегда открытое тем, кто хотел бы жить верой в общине. д) Народная церковь — это церковь внутри базиса (основы) и исходящая из него. Среди многочисленных значений понятия „базис” выделим два. Во-первых, базис — организованный народ, в состав которого входят не только бедные христиане, но и различные церковные инстанции. Во-вторых, „базис” — это политико-эклезиологическое понятие. Оно включает в себя различие между человеческим источником власти (базис - организованный народ) и использованием власти (верхушка — министры, священники). Власть в народной церкви осуществляется в тесном взаимодействии с базисом. Из базиса родилась общность, препятствующая возникновению авторитарной власти. е) Народная церковь — это церковь политической святости. По своему характеру народная церковь находится в постоянной конфронтации по отношению к обществу, нищете, несправедливости и насилию, к проблемам по самой своей природе принципиально политическим. В поисках путей освобождения от социального неравенства христиане наряду со своими личными достоинствами должны усиленно развивать политическую святость: любовь вместо классовых конфликтов, солидарность с угнетенными, строгое подчинение общепринятым решениям и, наконец, готовность отдать свою собственную жизнь во имя преданности Евангелию и своим угнетенным братьям. ж) Народная церковь — это церковь, открытая для всех. Народная церковь уже в силу своего народного характера не может быть чем-то вроде гетто или какой-либо „параллельной” церковью. Все, кто решит жить по Евангелию и следовать заповедям Христа, а также все те, кто объединен тяжелой жизненной драмой, найдут в народной церкви радостный приют. Подобный тип церкви, открытой для всех, бросает вызов стилю, практикуемому папством... Глава IX. Политика в перспективе освобождения ...Демократия — это более чем форма конкретного правления, это дух, который должен пронизывать все формы власти, ибо цель демократии — достижение равенства и участия всех или возможного большинства людей в общественной жизни. Демократия — это вызов, на который надо отвечать повседневно... Чем больше личных и объективных трудностей встречается на пути, тем больше нужно укреплять веру в демократию. В природе человека заложено стремление к сотрудничеству, а не к господству над другими. Формула демократического идеала проста: человек человеку - друг, а не волк. Ежеминутно необходимо обращаться к этой утопии. Она никогда полностью не воплотится в жизнь, но если не желать невозможного, никогда не достигнешь возможного. Дерево выдерживает силу урагана, если у него глубокие корни. Точно так же и мы выдержим реминесценции авторитарности и господства буржуазии, если демократический дух пустит в нас глубокие корни. Глубина этих корней измеряется любовью, доверием и уважением к народу. Все иные формы правления, которые не опираются на народ, презираются им. Это презрение препятствует гуманности и открывает двери реализации власти, давления и господства...
Глава XII. Значение учения Лютера для освобождения угнетенных Касаясь протестантизма в Латинской Америке, необходимо подчеркнуть, что на социальном уровне между протестантизмом и освобождением бедных имеется очень слабая связь. Но если эта связь существует, она должна быть обоснована внутри самой церкви, исходя из некоторых посылок Лютера и особенно его учения о свободолюбивом духе. Протестантский евангелизм как фактор освобождения угнетенных может рассматриваться в Латинской Америке лишь при серьезном учете глубоких изменений на континенте по сравнению с ситуацией времен Лютера. В то время церковь была главным орудием воспроизводства социальной системы, а потому изменения в религиозной области, вызванные Лютером, могли непосредственно отразиться на социальной стороне. Но сегодня религия играет вспомогательную роль. В латиноамериканских капиталистических обществах экономическая деятельность является центральным видом деятельности. Она отличается гегемонистским характером, организуя все остальные виды деятельности и порождая невероятное обнищание народа. А это означает, что возможное освобождение не связано с изменениями в религиозной и во всех остальных областях общественной жизни. Только исходя из социополитической области и находясь в постоянной связи с ней, религиозный фактор может проявить себя как освободительный. Boff L. Е a Igreja se fez povo. EclesiogSnese: A Igreja que nasce da fe do povo. - Sao Paulo, 1986. -P. 39-42,45-46,58,62-64, 80-81, 116, 130-131, 164, 173-177. Леонардо Бофф МОЯ РОЛЬ ХРИСТИАНИНА... — Почему такой теолог, как Вы, решил присоединиться к маршу безземельных крестьян? — Я принял участие в этом марше как монах и как представитель церкви, потому что речь идет о проявлении веры, справедливости. Угнетенный человек — это не человек. Земля — дар Божий, всеобщее благо. Она была создана не для прибыли одиночек. Поэтому моя роль как христианина — быть вместе с крестьянами, несущими свой крест в буквальном смысле этого слова. Бог вместе с ними, потому что освобождение в первую очередь относится к самым бедным. — Разделяет ли эту позицию вся церковь целиком? — Разумеется. Вся бразильская церковь, представленная Национальной конференцией епископов, разделяет эту точку зрения. Конференция бразильского епископата единодушно приняла документ по этому аспекту аграрной реформы. — А что об этом думает Ватикан? — В марте прошлого года бразильские епископы встретились с папой. На Иоанна Павла II произвел очень сильное впечатление тот факт, приводимый епископами, что насилие характерно для бразильской деревни. Здесь можно напомнить заявление папы:,Дерковь, руководимая епископами Бразилии, находится вместе с народом, особенно с бедными, с теми, у кого нет никакой опоры; она без колебаний поддерживает смелые реформы, направленные на лучшее распределение благ, включая землю”. — А если народ изберет насилие, что станете делать Вы? — Прежде всего следует отметить, что именно народ страдает от насилия. 12 млн. бразильских семей не имеют земли, в то время как некоторые весьма немногочисленные семьи захватывают ее и не используют производительно. Латифундисты заставляют крестьян умирать от голода. Не говоря уже об убийствах, жертвами которых стали в прошлом году 216 человек. Отсюда, когда люди занимают земли, они лишь осуществляют свое основное право и напоминают о всеобщем предназначении земли как блага. Если человек лишен возможности удовлетворять свои самые непосредственные потребности и буквально умирает с голоду, он имеет право занять землю, чтобы остаться в живых. В бразильской деревне насилие стало повседневностью. Долг церкви и христиан — осуждать структуры, способные его порождать. В соответствии с традиционной доктриной церкви законно защищаться от атакующего насилия. И я спрашиваю себя, не относится ли последняя Инструкция кардинала Ратцингера, включающая использование насилия как последнего средства борьбы, к положению бразильских крестьян. Я хотел бы подчеркнуть два момента: эти крестьяне, требующие справедливости, евангелизируют всю церковь; аграрная реформа интересует церковь, христиан, потому что она интересует народ. — Может ли разрабатываемая Вами теология освобождения применяться в такой стране, как Франция? — Политические и социально-экономические условия различны. Но что такое теология освобождения? Это критические размышления о практической деятельности христиан, организованных в низовых общинах. Именно эта практика первична; теология лишь вторична и может развиваться только внутри этих требований, этих народных движений. В Бразилии народ ищет справедливости, пищи, жилищ, земли, ищет всеобщих благ, в которых ему отказывают. В Европе, во Франции, условия другие. Но народные движения существуют: борьба против безработицы, за разоружение, за права женщин, в защиту природы, против ядерной опасности и т. д. Теология освобождения может развиваться здесь, исходя из этих корней. Но я снова повторяю, что теология освобождения всего лишь вторична по отношению к практике освобождения народа. Boff L. Mon rdle de chr£tien...//T6moignage Chretien. - 1986. - 7-13 juillet. - P. 7. 54. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ К дорогим братьям и сестрам, которые идут вместе с нами, обращаемся мы, более 100 теологов (мужчин и женщин), а также специалистов по религиозным наукам со всей Бразилии. Собравшись на ежегодную ассамблею нашей ассоциации (СОТЕР — Бразильское общество теологии и религиозных наук21), мы размышляли об отношениях между мистикой и политикой. Мы говорили о том, из-за чего народ страдает и с чем он сталкивается, и обменялись информацией относительно службы, которую мы должны предоставить народу Божьему, и об учении, которое разделяем со священниками и пастырскими деятелями. Мы пишем это письмо, чтобы поделиться с вами некоторыми своими заботами и надеждами. Мы начали собрание с повседневного чтения Евангелия, говорившего в тот день о буре на озере (Мф VIII, 23—27). Действительно, море волнуется. Ладья нашей церкви сотрясается. Высокие волны пугают нас и очень смущают народ. И об этом мы хотим говорить с вами. Мы пишем, чтобы помочь друг другу не потерять веру в скрытое присутствие Христа в ладье и чтобы встретить бурю с уверенностью в победе. Мы отметили, что во многих общинах иссякает энтузиазм, вызванный II Ватиканским собором, Медельином и Пуэблой. Народ почти обескуражен. Даже говорят, что церковь повернула вспять. Дело в том, что народ (и даже мы) не может понять некоторых выступлений против отдельных наших епископов, которые по большей части защищали и защищают бедных. Например, кажется, что церковь дезавуирует работу, осуществленную монсеньором Эльдером Камарой, братом бедных. Архиепархия Сан-Пауло разделена без учета мнения кардинала Пауло Эваристо Арнса, защитника прав человека, помогающего политзаключенным. И люди задают вопрос: „Почему монсеньор Педро Касальдалига не может поехать в Никарагуа, чтобы помочь оживлению веры народа этой страны, переживающего серьезные испытания?” Все это, по нашему мнению, не только ослабляет доверие народа к своим епископам, но и ставит под вопрос братские отношения епископов между собой и дискредитирует совместную пастырскую деятельность, рекомендованную II Ватиканским собором. Во многих отношениях народ дезориентируется (а мы вместе с ним), когда назначают нового епископа, не советуясь с другими епископами региона, и он начинает. принимать решения и диктовать нормы поведения, не учитывая направления своего предшественника и в противовес местным общинам. Люди также теряют уверенность в своей вере, когда епископы через телевидение, национальное радиовещание или широко распространяемые газеты, в значительной степени удаляясь от линии епископских конференций, учат иначе, чем епископы местных епархий. Народ смущен, а мы теряемся, когда некоторые епископы, не учитывая позиции Епископской комиссии по доктрине, через влиятельные газеты выдвигают подозрения и обвинения в адрес наших братьев и товарищей, таких как отец Леонардо Бофф и отец Карлос Местерс, хорошо известные в общинах. Священнику Леонардо Боффу по-прежнему угрожают, препятствуют его теологической деятельности даже после того, как сам папа заявил, что „теология освобождения не только уместна, но и полезна, и необходима” Священника Карлоса Местерса обвиняют в обучении народа ошибочному прочтению Библии. Однако многие, и среди них священники и епископы, говорили: „Если такой образ жизни в вере ошибочен, то это и ошибка многих из нас: общины, священников, епископов, всей епархии”. И мы задаем себе вопрос: „Какова же на деле истинная причина этих продолжающихся нападок?” От многих христиан, занимающихся политикой, мы слышим: „Мы сформировались внутри церкви. Она отвергла нас, и мы включились в политику. А сегодня, когда мы в партии или профсоюзе, кажется, что для нас нет места в церкви!” В связи с включением в политику некоторые христиане были вынуждены оставить общину. И народ волнуется:,Дерковь закрывается”. Другие говорят: „Кажется, что II Ватиканский собор, Медельин и Пуэбла уже ничего не стоят”. Все это вызывает смущение и озабоченность. Именно это волнует море и выплескивается в ладью. Но больше всего огорчает то, что бедные все чаще задают себе вопрос: „Есть ли еще в церкви место для нас?” Мы не можем допустить, чтобы церковь полностью отвернулась от них. Бог, в которого мы верим, — это Бог, слушающий жалобы бедных и обязующийся помочь им в их освобождении (Еф III, 7-10). Массовой печати случается перевернуть слова папы так, как будто он не является отцом бедных, в то время как сам папа при посещении Бразилии говорил: „Отче наш, народ страдает от голода!” А монсеньору Эльдеру Камаре он сказал: „Брат бедных, мой брат!” Волны, захлестывающие ладью, вызывают страх и желание воскликнуть вместе с апостолами: „Господи! Спаси нас, погибаем” (Мф ѴПІ, 25). Но Евангелие открывает нам глаза и помогает не потерять душу, сталкиваясь с этими негативными фактами. Евангелие позволяет нам увидеть, что в народе имеется много признаков присутствия Иисуса, скрытого в ладье: чтение народом Библии, исходя из своей действительности и веры; проект „Слово-жизнь” монахов Латинской Америки; усилия стольких христиан, старающихся остаться внутри церкви, несмотря на все противоречия; борьба многих людей за более справедливое общество; поиски новых путей в области мистики и политики; поддержка борьбы бедных братьями из других стран; заявления различных групп теологов европейских церквей; решительное желание наших общин сохранить связи со своими пастырями; поддержка многих епископов, оживляющих и направляющих нашу веру, истинных братьев, в которых мы узнаем нежность и доброту церкви-матери и Бога-отца. Исходя из вышесказанного, мы продолжаем идти по пути веры и поисков искреннего диалога со своими пастырями. Волны велики, проблемы серьезны, но они не могут поколебать нашего доверия: в прошлом христиане оказались способными преодолевать и более серьезные кризисы. Вместе с Марией, матерью Иисуса, мы взываем к свету и силе Св. духа, чтобы он нас направил и воодушевил и чтобы таким образом свершилась победа Св. духа. Il documento di Vitbria — la barca nella tempesta. L’Associazione dei theologi del Bra- sile (SOTER), V assemblea annuale//!! Regno. - 1989. - 15 luglio. - P. 400. Эрнесто Карденаль СВЯТОСТЬ РЕВОЛЮЦИИ* Вопрос: Не означает ли тот факт, что ты укрылся на этом острове, изменение только в твоей жизни, а не в жизни других людей, в жизни всего народа? Для революционера есть и другие альтернативы, например читать лекции в университете или здесь, в Никарагуа, присоединиться к сандинистскому движению, наконец, сделать что-то, что получило бы широкий отклик. Э. Карденаль: Я считаю, что у каждого своя миссия. Моя - поэта и пророка, а не политического лидера, а тем более — профессора. И я считаю, что каждый должен бороться за освобождение в рамках своего призвания. Я полагаю, что созерцатель, монах и даже отшельник в действительности революционеры. Они свидетельствуют о том, что кроме социальной и политической действительности есть трансцендентная, загробная реальность. Я думаю, что важно иметь людей, которые напоминали бы человечеству, что революция продолжается и после смерти, что человечеству предопределен брак с Богом после того, как оно действительно достигнет соответствующего возраста и сформируется. как единое целое. Сейчас человечество похоже на тринадцатилетнюю девочку, которая не чувствует необходимости брака и полагает, что может жить одна, не нуждаясь в обществе... Мы создаем человечество, но революция на этом не остановится. Революция предназначена для того, чтобы человечество достигло зрелости самовыражения через брак с Богом. Вопрос: Как ты считаешь, что в сложившейся ситуации лучше и практичнее — революция через повышение народного сознания или насильственная революция? Э. Карденаль: Я думаю, что все революционеры Латинской Америки предпочли бы мирную революцию. Фидель Кастро говорил на Кубе, что насилие можно использовать только в чрезвычайном случае и как можно меньше и что мирная революция предпочтительнее... Истинный революционер — враг насилия, пацифист; он любит жизнь, а не смерть. Однако может случиться так, что революция будет вынуждена принять насильственные формы потому, что обладающие властью не отдают ее народу мирным путем. И это насилие совершенно оправдано, потому что это право на сопротивление, всегда признаваемое церковью за народами. Речь не идет о справедливой войне, потому что справедливой войны быть не может. Никакая война не является справедливой. Однако борьба за освобождение или защиту народа не может не быть справедливой. Вопрос: Но смог бы ты взять в руки ружье и стрелять в людей? Э. Карденаль: Может быть, я был бы обязан это сделать. Я никогда не стрелял, даже в птицу, но чтобы защитить невинного, я могу быть обязанным сделать это. Это против моих вкусов, моего характера, мне пришлось бы для этого сделать над собой насилие. Ганди говорил, что насилие предпочтительнее трусости или сотрудничества с врагом. Ненасилие предпочтительнее насилия, но последнее лучше трусости. Я был анархистом раньше и остаюсь им сейчас. Но я считаю, что анархизм, анархистское общество не смогут осуществиться до построения социализма, когда перестанет существовать государство. Однако я думаю, что сейчас нужно в первую очередь перейти к этапу социалистического государства. Я убедился в возможности построения социалистического государства только после своей поездки на Кубу. Куба сделала социализм практикой и тем самым показала, что это решение — решение для народа. Вопрос: В уже сложившейся структуре нашего капиталистического мира что конкретно может сделать личность? Весь мир не может в знак протеста укрыться на острове. Для нас, обычных людей с семьями, политическая борьба почти невозможна. Если мы хотим выжить, нам нужно приспособиться к структурам, даже если мы считаем их плохими и аморальными. Э. Карденаль: Я считаю, что сегодня можно многое сделать, находясь внутри структур, если каждый займется своим делом, издавая книги, преподавая, работая по любой специальности, в любом учреждении. Я думаю, что при любой специальности можно бороться за революцию, за изменения. И если это невозможно, остается семья, круг друзей. Можно радикализировать других людей, давая им книги или журналы. Очень важно также воспитание детей. Вопрос: Ты хочешь сказать, что каждый должен бороться, как может, не ожидая часа „икс”, великой революции? Э. Карденаль: Да, это и есть построение Царства Божьего, в этом могут сотрудничать все, даже если они занимают скромное место, ведь от этого они не перестают быть революционерами. Вопрос: Каковы основные черты нового человека, которого создают, по их словам, социалистические страны? Э. Карденаль: Новый человек - это человек, лишенный эгоизма, который живет, чтобы служить другим. Это человек социалистического общества, общества, в котором нет эксплуатации и человек ценится не за то, что отнял у других, а за то, что им дал. На Кубе воспитывают детей, обучая их жить для других, и мне кажется, что в среде кубинской молодежи уже в значительной степени проявляется этот тип „нового человека”, к которому они стремятся. Они говорят, что лучшим примером нового человека был Че Гевара, и представляют его в качестве образца кубинским детям. Действительно, Че Гевара был человеком, совершенно лишенным эгоизма. В своей книге о Кубе я рассказываю довольно анекдотов о Че и о его святости. „Новый человек” Кубы — это тот же новый христианский человек. Вопрос: Как может социализм создать нового человека, если христианство не сумело сделать этого за двадцать веков? В своей книге о Кубе ты говоришь, что аргумент об утопичности социализма можно использовать и против христианства. Однако навязывание человечеству христианства создает так же мало хороших христиан, как и социализм новых людей, если захочет создавать их насильно. Э. Карденаль: Я считаю, что совсем наоборот: система эксплуатации насильственно делает нас плохими. Мы находимся внутри такой системы, где мы не можем быть хорошими. Нам приходится эксплуатировать, чтобы выжить. При капитализме человек — либо эксплуатируемый, либо эксплуататор, а другого не дано. Во многих случаях капиталист — хороший человек. Сам Маркс говорил, что капиталисты - не злые. Иногда случается, что капиталист сам по себе жесток и бесчеловечен, но чаще всего он хороший человек, отец семейства и никому не желает зла. Однако система вынуждает его эксплуатировать, забирать заработок своих рабочих. Только с отменой этой системы смогут осуществиться добрые человеческие инстинкты. Действительно, человек склонен к добру. Есть и склонность к злу, но основополагающая тенденция — добро. Последнее учит нас христианству; на всем этом - милость Христа. Христианству не удалось создать нового человека, потому что оно не меняло структур. Отчасти оно даже способствовало их укреплению, потому что было сообщником власть имущих. Официальная церковь, от Константина и до наших дней, заключала соглашения с государством. Но это всего лишь один этап в жизни церкви. В церкви были и первоначальные христиане, революционеры и мятежники. Однако сама церковь как учреждение была союзницей власти. Я, конечно, считаю, что христианство изменило человека, но оно изменило только личность, а сейчас нужно изменение структур. Необходимо изменение общества. Я думаю, что христианство проделало большую работу, изменяя личность. Марксизм — плод Евангелия. Без христианства марксизм был бы невозможен, и пророки Ветхого завета — предшественники Маркса. Мне кажется, что с изменением системы производства можно добиться жизни с Евангелием, можно создать нового человека на социальной лестнице, а не только в личном плане. Сейчас речь идет об изменении общества, о сборе первых плодов Евангелия. Вопрос: Строящие новое общество, очевидно, испытывают трудности с концепцией личной свободы в том смысле, как ее понимали до сих пор. Личность редко получает разрешение действовать самостоятельно. Считаешь ли ты нашу концепцию свободы ошибочной или полагаешь, что новому обществу временное, более или менее широкое ограничение нужно для самозащиты? Э. Карденаль: Да, с последним я согласен. Единственная несуществующая свобода - я говорю о Кубе... - это свобода эксплуатировать людей, буржуазная свобода, свобода капитализма, свобода денег. Там существует истинная личная свобода в том смысле, что никто не становится объектом экономической тирании... Никому не надо продавать свой труд или труд своих детей. Свободы печати, например, на Кубе нет. Но я считаю, что капиталистическая свобода печати — это не свобода, а манипуляции. В журналах, особенно специализирующихся в области политики, социологии и т. д., достаточно свободы критики. В этом смысле достаточно свободы мнений (все время в социалистическом ракурсе). Нет свободы бороться с системой, потому что они считают такую борьбу атакой на саму свободу, по крайней мере до тех пор, пока Куба окружена опасностями и врагами. Фидель полагает, что позже на Кубе будет издано все, включая романы контрреволюционеров, но сейчас они не могут позволить себе такую роскошь, потому что у них недостаточно бумаги. Им не хватает бумаги для издания революционных статей и книг. Там нет парламента и президентских выборов, но я не думаю, что это означает отсутствие свободы. Парламентская демократия есть во всех латиноамериканских странах, вплоть до режимов горилл, до диктатур. Парламентаризм — всего лишь формальная демократия. Если он не представлен народом, то это только комедия. В свое время буржуазная демократия была прогрессом по сравнению с монархией или феодализмом. Однако она не является истинно народным представительством. Она не может представлять народ, пока народ не будет освобожден от всякой экономической эксплуатации. В первую очередь потому, что в странах, где 60, 70 или 80% населения неграмотно, народ никак не может быть хозяином своей судьбы. После того как народ получил образование, стал хозяином средств производства и держит в своих руках экономику страны, он может участвовать и в политической жизни. На Кубе на фабриках все делается с помощью голосования и выборов. Партия, осуществляющая власть, выбирается на фабриках, в мастерских, в трудовых центрах. Ее избирает народ, даже те, кто не входит в п<
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.56.125 (0.022 с.) |