Теология, повернутая к марксизму 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теология, повернутая к марксизму



...Хотя проблема марксистского анализа при изучении теологии осво­бождения представляет особый интерес, несомненно, что последнюю нель­зя определять исходя из наличия в ней марксизма. Мнение о теологии осво­бождения как одной из форм проникновения марксизма в церковь — харак­терное преувеличение текущей идеологической борьбы, связанное с опреде­ленной исторической концепцией...

На деле такой путь (идентификация марксизма с теологией освобожде­ния. — Прим, пер.), за исключением марксистской терминологии в теоло­гии освобождения, представляется некорректным, потому что при этом смешиваются двигательная сила, направление и определяющие аспекты теологии освобождения, то есть христианская вера с второстепенным, част­ным вопросом использования определенного инструмента.

При этом забывают, что проблема классовой борьбы, являющаяся основой этого вопроса, для теологии освобождения второстепенна. Перво­степенны воля к освобождению и любовь к справедливости. Наконец, забы­вают, что встреча этой теологии с марксизмом осуществляется не в теоре­тических столкновениях, как бывало в прошлые десятилетия во время дискуссий между христианами и марксистами в Европе, а в повседневной пастырской практике, когда христиане сталкиваются с людьми, которые встали на тот же путь освобождения, но опираются на теории иного проис­хождения, вдохновляются другими побудительными причинами и, быть может, не такими целями.

Наивно было бы полагать, что чисто идеологическое отождествление теологии освобождения и марксизма не имеет никаких оснований. Но что же дает почву для такого сближения? Что именно имеется в марксизме, но не в теологии освобождения и что способствует подобным сравнениям?

К. Бофф подчеркивает отдельные аспекты марксизма, несомненно, особенно сильно привлекающие теологов освобождения. Прежде всего, марксизм представляет собой теорию и практику истории самых угнетенных людей. На Земле не так много учений, берущих за основу эксплуатируемого и маргинала. Во-вторых, марксизм пытается понятъ общество как единое целое и не делит его на различные части, превращая каждую в объект особой науки. Это понимание целостности общества исходит снизу - от экономики, а также от стремления осознать на этой основе, как построено, действует и развивается это общество. В-третьих, марксизм действует внутри общества. Это теория, стремящаяся к самой тесной связи с практикой. И одновремен­но это - революционная теория, что весьма привлекает живущих в обстанов­ке столь многих несправедливостей и противоречий.

В-четвертых, это утопический в лучшем смысле этого слова характер мар­ксизма. На деле это течение (теологии освобождения. — Прим, пер.) помеща­ет в историческую перспективу образ примирившегося общества, мир брать­ев... Марксизм говорит об исторической жизнеспособности такого будущего и путях его достижения. Все вышесказанное дается по концепции К. Боффа.

В-пятых, теология освобождения сближается с марксизмом в области конфликтности, охватывающей обоих, особенно в рамках обличений дейст­вительности, с ними растут напряженность и конфликты, всегда отождест­вляемые с „классовой борьбой” — квинтэссенцией марксизма. Очень часто сторонники теологии освобождения и марксисты встречаются в идентичных ситуациях и местах — среди бедных, в столкновениях из-за земли, в массо­вых организациях и т. д., а потом из физического присутствия выводят сбли­жение идеологии и родство теорий. Может быть, реальная причина сближения теологии освобождения с марксизмом состоит в незнании правил элементар­ной логики, которая запрещает непременный вывод материального тождест­ва из тождества формального.

Поэтому для понимания и определения теологии освобождения исполь­зование похожих аспектов не является правильным с точки зрения теории. Потому что настоящая форма теологии освобождения весьма отличается от марксизма и радикальным образом противоречит ему в основополага­ющих аспектах...

X. СОЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:
ПРОБЛЕМА МАРКСИСТСКОГО АНАЛИЗА

Постановка проблемы

...Историческая причина постановки основополагающей для теологии освобождения проблемы — это необходимость видеть ситуацию, исходить и из действия, и из теории. Действие - это нападение на бедняка. Или, если хотите, точнее— опыт бедняка и коллективной бедности нашего континента, активного субъекта в обществе и церкви. Общинный, церковный, а не инди­видуальный опыт...

Теория восходит к Марксу. До него уже И. Кант делал некоторые теоре­тические замечания о буржуазном обществе и его внутренних тенденциях с целью формирования критического сознания, направленного на реальное пре­образование общества. Но именно К. Маркс сильнее всего стимулировал кри-


тическое отношение к буржуазному обществу и выбору альтернативной системы, потому что до него борьба против социальной несправедливо­сти ставила задачей не изменение системы, а „обращение сердец” и улуч­шение существующей действительности. С помощью научного анализа Маркс попытался показать, что несправедливость и иррациональность капитали­стической системы зависят не от злоц воли богатых, а от самой структуры системы и что преодолеть эти диспропорции можно путем создания другой, более человечной социально-экономической системы, нового общества, ор­ганизованного научным образом. Другими словами, Маркс разработал та­кое орудие анализа, которое позволяет, опираясь на науку, рассмотреть противоречия, несправедливости капиталистической системы и создать аль­тернативную ей систему.

А теперь оставим в стороне проблему об истинной научности этого ору­дия (о чем заявлял Маркс). Итак, теология, исходящая из опыта бедняков (в культурном плане, где можно рассматривать существование этих бедня­ков как продукт действующей системы, а их освобождение — как ее пре­образование), неизбежно ставит вопрос об использовании орудий анализа действительности при разработке собственных теорий. Факт наличия бедня­ков в реальной жизни (дающий марксизму научную возможность познать и преодолеть систему, которая плодит бедняков) создает исторические усло­вия для социально-аналитических построений внутри теологии...

1. Средства социального анализа
в структуре теологии освобождения

В историческом контексте, сложившемся после Маркса, теология (если она претендует на сочетание научной теории с народной освободительной практикой) должна непосредственно столкнуться с проблемой использо­вания средств социального анализа...

Освобождение бедняков - это прежде всего историческая задача, и как таковая она подпадает под анализ исторических и общественных наук. Но в то же время это — дело, имеющее основополагающее значение для челове­ка, а следовательно, оно поддается анализу этики и философии. Различие между этими двумя аспектами не онтологическое, а эпистемиологическое29. Речь идет о „той же реальности”, но рассматриваемой с различных углов зрения...



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.006 с.)