Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теология, повернутая к марксизмуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
...Хотя проблема марксистского анализа при изучении теологии освобождения представляет особый интерес, несомненно, что последнюю нельзя определять исходя из наличия в ней марксизма. Мнение о теологии освобождения как одной из форм проникновения марксизма в церковь — характерное преувеличение текущей идеологической борьбы, связанное с определенной исторической концепцией... На деле такой путь (идентификация марксизма с теологией освобождения. — Прим, пер.), за исключением марксистской терминологии в теологии освобождения, представляется некорректным, потому что при этом смешиваются двигательная сила, направление и определяющие аспекты теологии освобождения, то есть христианская вера с второстепенным, частным вопросом использования определенного инструмента. При этом забывают, что проблема классовой борьбы, являющаяся основой этого вопроса, для теологии освобождения второстепенна. Первостепенны воля к освобождению и любовь к справедливости. Наконец, забывают, что встреча этой теологии с марксизмом осуществляется не в теоретических столкновениях, как бывало в прошлые десятилетия во время дискуссий между христианами и марксистами в Европе, а в повседневной пастырской практике, когда христиане сталкиваются с людьми, которые встали на тот же путь освобождения, но опираются на теории иного происхождения, вдохновляются другими побудительными причинами и, быть может, не такими целями. Наивно было бы полагать, что чисто идеологическое отождествление теологии освобождения и марксизма не имеет никаких оснований. Но что же дает почву для такого сближения? Что именно имеется в марксизме, но не в теологии освобождения и что способствует подобным сравнениям? К. Бофф подчеркивает отдельные аспекты марксизма, несомненно, особенно сильно привлекающие теологов освобождения. Прежде всего, марксизм представляет собой теорию и практику истории самых угнетенных людей. На Земле не так много учений, берущих за основу эксплуатируемого и маргинала. Во-вторых, марксизм пытается понятъ общество как единое целое и не делит его на различные части, превращая каждую в объект особой науки. Это понимание целостности общества исходит снизу - от экономики, а также от стремления осознать на этой основе, как построено, действует и развивается это общество. В-третьих, марксизм действует внутри общества. Это теория, стремящаяся к самой тесной связи с практикой. И одновременно это - революционная теория, что весьма привлекает живущих в обстановке столь многих несправедливостей и противоречий.
В-четвертых, это утопический в лучшем смысле этого слова характер марксизма. На деле это течение (теологии освобождения. — Прим, пер.) помещает в историческую перспективу образ примирившегося общества, мир братьев... Марксизм говорит об исторической жизнеспособности такого будущего и путях его достижения. Все вышесказанное дается по концепции К. Боффа. В-пятых, теология освобождения сближается с марксизмом в области конфликтности, охватывающей обоих, особенно в рамках обличений действительности, с ними растут напряженность и конфликты, всегда отождествляемые с „классовой борьбой” — квинтэссенцией марксизма. Очень часто сторонники теологии освобождения и марксисты встречаются в идентичных ситуациях и местах — среди бедных, в столкновениях из-за земли, в массовых организациях и т. д., а потом из физического присутствия выводят сближение идеологии и родство теорий. Может быть, реальная причина сближения теологии освобождения с марксизмом состоит в незнании правил элементарной логики, которая запрещает непременный вывод материального тождества из тождества формального. Поэтому для понимания и определения теологии освобождения использование похожих аспектов не является правильным с точки зрения теории. Потому что настоящая форма теологии освобождения весьма отличается от марксизма и радикальным образом противоречит ему в основополагающих аспектах... X. СОЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА: Постановка проблемы ...Историческая причина постановки основополагающей для теологии освобождения проблемы — это необходимость видеть ситуацию, исходить и из действия, и из теории. Действие - это нападение на бедняка. Или, если хотите, точнее— опыт бедняка и коллективной бедности нашего континента, активного субъекта в обществе и церкви. Общинный, церковный, а не индивидуальный опыт...
Теория восходит к Марксу. До него уже И. Кант делал некоторые теоретические замечания о буржуазном обществе и его внутренних тенденциях с целью формирования критического сознания, направленного на реальное преобразование общества. Но именно К. Маркс сильнее всего стимулировал кри- тическое отношение к буржуазному обществу и выбору альтернативной системы, потому что до него борьба против социальной несправедливости ставила задачей не изменение системы, а „обращение сердец” и улучшение существующей действительности. С помощью научного анализа Маркс попытался показать, что несправедливость и иррациональность капиталистической системы зависят не от злоц воли богатых, а от самой структуры системы и что преодолеть эти диспропорции можно путем создания другой, более человечной социально-экономической системы, нового общества, организованного научным образом. Другими словами, Маркс разработал такое орудие анализа, которое позволяет, опираясь на науку, рассмотреть противоречия, несправедливости капиталистической системы и создать альтернативную ей систему. А теперь оставим в стороне проблему об истинной научности этого орудия (о чем заявлял Маркс). Итак, теология, исходящая из опыта бедняков (в культурном плане, где можно рассматривать существование этих бедняков как продукт действующей системы, а их освобождение — как ее преобразование), неизбежно ставит вопрос об использовании орудий анализа действительности при разработке собственных теорий. Факт наличия бедняков в реальной жизни (дающий марксизму научную возможность познать и преодолеть систему, которая плодит бедняков) создает исторические условия для социально-аналитических построений внутри теологии... 1. Средства социального анализа В историческом контексте, сложившемся после Маркса, теология (если она претендует на сочетание научной теории с народной освободительной практикой) должна непосредственно столкнуться с проблемой использования средств социального анализа... Освобождение бедняков - это прежде всего историческая задача, и как таковая она подпадает под анализ исторических и общественных наук. Но в то же время это — дело, имеющее основополагающее значение для человека, а следовательно, оно поддается анализу этики и философии. Различие между этими двумя аспектами не онтологическое, а эпистемиологическое29. Речь идет о „той же реальности”, но рассматриваемой с различных углов зрения...
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.99.39 (0.011 с.) |