Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Марксизм и средства социального анализа
а) Различные значения марксизма Прежде всего следует уточнить, что при рассмотрении средств социального анализа теологии освобождения неизбежно встает вопрос о марксизме... Сразу следует отделить марксистскую мысль от марксизма. Первая разработана исходя из текстов Маркса, по классическим правилам герменевтики К. Маркса как автора, философа и экономиста. В этом случае Маркс 10 - 624 297 является классиком современной мысли: его труды все время изучают, его мысли анализируют и обсуждают. Марксизм, в свою очередь, — это комплекс теоретических и практических идей многих философов и историков-практиков, испытавших влияние К. Маркса. Это различие представляется особенно важным, потому что многие марк- сологи критикуют марксизм за упрощение, сокращение и обеднение мысли К. Маркса в жесткой системе, отвергающей критику... ...Я предпочитаю различать четыре значения понятия „марксизм”: глобальную систему, философию, теорию развития общества (марксистский анализ) и идеологию... б) Марксистский анализ Идеологическая критика религии в марксизме базируется на философии, политике и экономике. Однако особенно характерны для марксистского анализа свойственные религии реальные материальные условия отчуждающего и охранительного характера (тема, уже весьма разработанная до К. Маркса, особенно Л. Фейербахом). Религия включается в теоретическую схему „товарного фетишизма” капиталистического общества. Потому этот фетишизм преодолевается не путем „осознания”, но путем изменения порождающих его реальных капиталистических отношений... Отсюда - с религией не дискутируют: необходимо заняться корнями искаженного мира, если есть намерение преобразовать его, чтобы одновременно исчезло и „несчастное отчужденное сознание” (религия). Таков „марксистский анализ” религии, превращающий ее в продукт социальных противоречий, социальной практики общества, в котором искажены истинные отношения. Его преодоление осуществится не на идеологическом и религиозном* а на материальном, экономико-политическом уровне, путем преобразования порождающих религию реальных, противоречивых, отчужденных и отчуждающих условий. Религия возникает из нищеты и живет в нищете народа. Как только эта нищета будет преодолена, религия исчезнет. А эта нищета зависит от материальных условий, созданных капиталистической или другими предшествовавшими ей системами. С устранением систем, вызывающих эту нищету, исчезнет и религия, живущая в ней и рождающаяся из нее.
В противовес философии и идеологии марксистский анализ претендует на научность в смысле объективности и правдоподобия. И хотя здесь не место для критики марксистского анализа, несомненно, бросается в глаза, как сложно объединить две логики — аналитическую и этическую — в рамках общей претензии на научность, и прежде всего у Маркса, который не разрабатывал никакой „этической теории”, а просто импульсивно поддавался „этическим побуждениям”. Современная теория познания всерьез оспаривает научность орудия, выводящего свои основы из сочетания двух таких различных эпистемиологических аспектов — социально-аналитического и этического. Несомненно, сочетание этих двух аспектов - дело непростое, истинный „крест” интерпретаторов Маркса. в) Встреча с различными сторонами марксизма Теологию освобождения, отражающую научное видение истории, человека, Земли, природы, которое исходит из Откровения трансцендентного Бога, шокирует марксизм, представленный в глобальной системе, развивающейся в атеистическом, материалистическом, имманентном, гуманистическом, вне- историческом плане... Теология освобождения встречается также с марксистской идеологией как с революционным знаменем радикального преобразования капиталистического общества, связанного с новым (социалистическим) обществом. Прежде всего следует различать „дело освобождения” и „теологию освобождения”. Дело теологии освобождения значительно уже освобождения и является его составной частью. Поэтому возможно, что в течение некоторого времени теология освобождения и марксистская идеология будут „политически” сосуществовать внутри общего дела без каких-либо теоретических связей. Они могут сотрудничать. Вот почему дело освобождения может быть поддержано тактическим (стратегическим) альянсом - марксистами, исходящими из своей идеологии, и христианами, основывающимися на теологии освобождения. Это пастырско-политическая проблема...
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.005 с.) |