Марксизм и средства социального анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Марксизм и средства социального анализа



а) Различные значения марксизма

Прежде всего следует уточнить, что при рассмотрении средств социаль­ного анализа теологии освобождения неизбежно встает вопрос о мар­ксизме...

Сразу следует отделить марксистскую мысль от марксизма. Первая разработана исходя из текстов Маркса, по классическим правилам герме­невтики К. Маркса как автора, философа и экономиста. В этом случае Маркс 10 - 624    297


является классиком современной мысли: его труды все время изучают, его мысли анализируют и обсуждают. Марксизм, в свою очередь, — это комплекс теоретических и практических идей многих философов и историков-практи­ков, испытавших влияние К. Маркса.

Это различие представляется особенно важным, потому что многие марк- сологи критикуют марксизм за упрощение, сокращение и обеднение мысли К. Маркса в жесткой системе, отвергающей критику...

...Я предпочитаю различать четыре значения понятия „марксизм”: гло­бальную систему, философию, теорию развития общества (марксистский анализ) и идеологию...

б) Марксистский анализ

Идеологическая критика религии в марксизме базируется на философии, политике и экономике. Однако особенно характерны для марксистского ана­лиза свойственные религии реальные материальные условия отчуждающего и охранительного характера (тема, уже весьма разработанная до К. Маркса, осо­бенно Л. Фейербахом). Религия включается в теоретическую схему „товарного фетишизма” капиталистического общества. Потому этот фетишизм преодоле­вается не путем „осознания”, но путем изменения порождающих его реальных капиталистических отношений... Отсюда - с религией не дискутируют: необхо­димо заняться корнями искаженного мира, если есть намерение преобразовать его, чтобы одновременно исчезло и „несчастное отчужденное сознание” (рели­гия).

Таков „марксистский анализ” религии, превращающий ее в продукт со­циальных противоречий, социальной практики общества, в котором искаже­ны истинные отношения. Его преодоление осуществится не на идеологиче­ском и религиозном* а на материальном, экономико-политическом уровне, путем преобразования порождающих религию реальных, противоречивых, отчужденных и отчуждающих условий.

Религия возникает из нищеты и живет в нищете народа. Как только эта нищета будет преодолена, религия исчезнет. А эта нищета зависит от матери­альных условий, созданных капиталистической или другими предшествовав­шими ей системами. С устранением систем, вызывающих эту нищету, исчез­нет и религия, живущая в ней и рождающаяся из нее.

В противовес философии и идеологии марксистский анализ претендует на научность в смысле объективности и правдоподобия. И хотя здесь не место для критики марксистского анализа, несомненно, бросается в глаза, как сложно объединить две логики — аналитическую и этическую — в рам­ках общей претензии на научность, и прежде всего у Маркса, который не разрабатывал никакой „этической теории”, а просто импульсивно подда­вался „этическим побуждениям”. Современная теория познания всерьез оспаривает научность орудия, выводящего свои основы из сочетания двух таких различных эпистемиологических аспектов — социально-аналитическо­го и этического. Несомненно, сочетание этих двух аспектов - дело непро­стое, истинный „крест” интерпретаторов Маркса.

в) Встреча с различными сторонами марксизма

Теологию освобождения, отражающую научное видение истории, челове­ка, Земли, природы, которое исходит из Откровения трансцендентного Бога, шокирует марксизм, представленный в глобальной системе, развивающейся в атеистическом, материалистическом, имманентном, гуманистическом, вне- историческом плане...

Теология освобождения встречается также с марксистской идеологией как с революционным знаменем радикального преобразования капита­листического общества, связанного с новым (социалистическим) об­ществом.

Прежде всего следует различать „дело освобождения” и „теологию осво­бождения”. Дело теологии освобождения значительно уже освобождения и является его составной частью. Поэтому возможно, что в течение некоторого времени теология освобождения и марксистская идеология будут „полити­чески” сосуществовать внутри общего дела без каких-либо теоретических связей. Они могут сотрудничать. Вот почему дело освобождения может быть поддержано тактическим (стратегическим) альянсом - марксистами, исхо­дящими из своей идеологии, и христианами, основывающимися на теологии освобождения. Это пастырско-политическая проблема...



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.005 с.)