Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Антикризисные аспекты государственного управления в странах с развитой рыночной экономикойСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Проблематика. В чем суть антикризисных методов государственного регулирования и управления в современных условиях?
Антикризисные аспекты государственного управления экономикой в разных странах выражаются в разных формах. В США, например, это проявляется в совершенствовании законодательства в области занятости, увеличение рабочих мест, особенно для молодежи, разработке региональных структурных программ и др. Так, в Своде законов США указывается, что эффективные мероприятия правительства должны включать специально разработанные программы по снижению высокого уровня безработицы, по уменьшению структурной безработицы в отдельных регионах и среди отдельных групп работников; уделять должное внимание увеличению роли экспорта и улучшению международной конкурентоспособности сельского хозяйства, промышленности и автомобилестроения. В США законодательно закреплена антициклическая политика по вопросам занятости. В рамках ее проведения предусматривается ускоренное финансирование государством строительных работ, увеличение занятости в госсекторе, увеличение размеров и продолжительности страховых выплат по безработице, профессиональное обучение в частном и государственном секторах как мера общего оздоровления экономики и как дополнение к страхованию по безработице. Эта политика включает также реализацию программ обеспечения молодежи рабочими местами и программ развития, нацеленных на создание рабочих мест в отраслях, имеющих большое значение для штатов, населенных пунктов (включая сельские районы) и для страны в целом. По мнению конгресса, число безработных особенно велико среди молодежи, и это в значительной степени способствует росту преступности, алкоголизма, наркомании и т. п. При выработке мероприятий и программ по обеспечению работой молодежи американские законодатели предлагают правительству предусмотреть решение таких задач, как разработка практических методов сочетания работы с профессиональным обучением, стимулирование частного предпринимательства, практики получения профессионального образования без отрыва от производства. Вторым важным направлением совершенствования антикризисного государственного управления в США является всесторонняя научно обоснованная координация усилий различных государственных ведомств по разработке и проведению экономической политики. В этих целях в 1984 г. создан Президентский совет по совершенствованию управления. Его важнейшей задачей является выработка решений проблем, возникающих перед госаппаратом. В его деятельности выделяются следующие приоритетные направления: • совершенствование управления финансовыми ресурсами; • рационализация управленческих инструментов и процедур; • координация деятельности генеральных инспекторов; • усилия различных ведомств по сокращению числа преступлений и др. Антикризисное государственное управление значительно усиливается в периоды экстремального развития – от усиления государственного контроля над отраслями и предприятиями в период кризиса до централизованного администрирования в сферах производства и распределения продукции. Например, в Японии в послевоенные годы экономический механизм характеризовался прямым государственным управлением подавляющего большинства отраслей и предприятий, системой фондового распределения, жесткого регулирования процессов обращения, ценообразования, политики доходов. Усилия государственной экономической политики Японии того периода были направлены, прежде всего, на создание условий для рыночной конкуренции. В 1947 г. были приняты законы о ликвидации избыточной концентрации экономической мощи, о реорганизации фирм, о частных предпринимательских организациях. В последующие годы (1949–1950 гг.) продолжилась активная демонополизация экономики, и лишь после достижения некоторых устойчивых позитивных изменений в этом направлении поэтапно отменяется государственное регулирование цен. В ряде стран государственные органы разрабатывают программы приватизации и их осуществление рассматривается как превентивные антикризисные меры, направленные на предотвращение или выход из кризиса отдельных предприятий и даже целых отраслей экономики. Цель такой приватизации – поиск новых, более совершенных структур предприятий, повышение их конкурентоспособности и эффективности. Приватизация в каждой стране имеет свои особенности. Так, характерной чертой приватизации в Великобритании является постепенность, в Германии – осторожность, в Италии – ярко выраженный прагматизм. В Чешской Республике приватизация имела главную цель – уменьшить долю государства во владении собственностью и довести удельный вес государственной собственности до 10–15 %. В целом развитые страны Запада рассматривают приватизацию как средство создания смешанной экономики. По мнению западных экономистов, смешанные предприятия в настоящее время признаны наиболее конкурентоспособными, наиболее гибкими, в то же время для большинства государственных предприятий во всех странах характерна низкая эффективность в результате издержек на единицу продукции. Обычно государственные предприятия рассматриваются как инструмент экономической и социальной политики, а не коммерческие предприятия. Основным побудительным стимулом приватизации является оздоровление экономики предприятий за счет частных инвестиций, в том числе иностранного капитала. В странах с развитой рыночной экономикой приватизация принимает следующие формы: • продажа государственных предприятий частным инвесторам – физическим и юридическим лицам; • создание совместных предприятий с долевым участием частного капитала; • продажа части акций предприятий, являющихся государственной собственностью. Приватизация в этих странах, как правило, осуществляется поэтапно: сначала предприятие подвергается санации (оздоровлению), затем оценивается экспертом‑оценщиком и только потом продается частному капиталу. Такая последовательность позволяет максимизировать выручку от приватизации предприятия. В Чешской Республике приватизация проходила в двух формах – малой и большой. Малая приватизация затрагивала предприятия сферы розничной торговли, бытового обслуживания, предприятия общественного питания и других подобных предприятий. Экономический и социальный эффект – стабилизация положения на крупных предприятиях, рассасывание безработицы, сохранение и даже увеличение рабочих мест. Большая приватизация государственных промышленных предприятий осуществляется в два этапа. Первый этап проводится Министерством управления народным имуществом и приватизации и включает разработку, обсуждение и утверждение проектов приватизации. Второй этап связан с реализацией принятых проектов приватизации. Его проводит Фонд народного имущества. До конца 1993 г. Фондом было принято для реализации 7533 предприятия с разными формами приватизации: 23,6 % – преобразование в акционерные общества; 30,8 % – бесплатная передача населенным пунктам; 8,0 % – общественные аукционы; 22,3 % – прямые продажи; 6,7 % – торги; 9,8 % – реституции. В Чехии в процессе приватизации активное участие принимали иностранные фирмы – Германии (31,2 % инвестиций), США (27,8 %), Франции (12,7 %), Бельгии (7,2 %), Австрии (6,2 %). Предприятия Чехии привлекают иностранных инвесторов относительно невысоким страновым риском, сравнительно высоким уровнем квалификации рабочей силы, более низкими затратами на заработную плату и материалы. На рубеже XX–XXI вв. экономика ведущих развитых стран росла довольно высокими темпами. Например, экономика США в течение 10 лет – с 1991 г. до марта 2001 г. – ежеквартально увеличивалась в среднем на 1 %, а инвестиции в оборудование и программное обеспечение – на 3 %. При этом таких обычных признаков приближающейся рецессии, как ускорение инфляции или стремительное накопление запасов, не наблюдалось. Адепты новой экономики даже выдвинули концепцию, в которой утверждалось, что внедрение компьютеров, лазеров и Интернета ведет к прорыву в уровне производительности труда, якобы позволяющему одновременно сокращать безработицу, увеличивать зарплату и наращивать прибыль. Но радужные прогнозы не оправдались. Во второй половине 2000 г. – начале 2001 г. после некоторого замедления темпов роста экономики произошло сокращение производства и экономика вступила в фазу открытой рецессии. Национальное бюро экономических исследований США объявило, что последний пик был достигнут экономикой в марте 2001 г. В третьем квартале 2001 г. на 1,3 % в годовом исчислении снизился ВВП[74]. Основной причиной этого стало замедление роста потребительских расходов с привычных 3–4 % до 1 % в годовом исчислении вследствие шока, вызванного терактом 11 сентября. Федеральные органы власти США, руководство ведущих американских компаний разработало и осуществляет комплекс антикризисных мер. В течение всего 2001 г. Федеральная резервная система (ФРС) оперативно реагировала на ухудшение экономической конъюнктуры снижением уровня процентных ставок. За год ключевая ставка по федеральным фондам уменьшилась с 6,5 % годовых до 1,75 % – самого низкого уровня за последние сорок лет. По инициативе президента Дж. Буша после 11 сентября принят пакет чрезвычайных мер (40 млрд долл.) для удовлетворения «первоочередных потребностей» авиапромышленности и военного сектора. Более объемный пакет (100 млрд долл.), предложенный Бушем, прошел палату представителей, но был заблокирован демократической оппозицией в Сенате. Как обычно, в условиях спада американские корпорации решительно сокращают персонал (с марта по декабрь 2001 г. были уволены 1 млн 367 тыс. работников). Эксперты считают, что в нынешних условиях эффективнее было бы не увольнять работников, а пойти на уменьшение их заработной платы. Скидки и льготы, предоставляемые потребителям, ложатся бременем на прибыль компаний – «бесплатных завтраков не бывает», что может вынудить их пойти на новое сокращение работающих, а за этим может последовать уменьшение потребительского спроса и т. д. Что дальше? По мнению экспертов, в еврозоне ситуация окажется лучше, а в Японии – несколько хуже, чем в США, однако эксперты не учитывают влияния на экономику США и других развитых стран возможных военных действий в Ираке и вокруг него. В странах с развитой рыночной экономикой уделяется надлежащее внимание совершенствованию института банкротства. Во Франции, например, законодательство о несостоятельности выполняет макроэкономическую роль, направленную на сохранение в первую очередь действующих предприятий. Основной закон в этой сфере так и называется – «О финансовом оздоровлении предприятий». Поставив цель максимального сохранения предприятий, французская система была вынуждена ущемить права кредиторов, в том числе и обеспеченных. С 1994 г. права кредиторов по разработке и принятию плана восстановления платежеспособности предприятий существенно урезаны. В то же время значительно расширены полномочия Торгового Суда (аналог Российского арбитражного суда). Представители суда стремятся инициировать переговоры предприятия‑должника с кредиторами при первых признаках надвигающейся неплатежеспособности. Президент Торгового суда в определенных случаях может пригласить руководителя предприятия в суд и предложить ему начать переговоры с кредиторами. Переговоры могут длиться максимум три месяца. Если по истечении этого срока согласие не будет достигнуто, начинаются судебные процедуры о несостоятельности. Если предприятие имеет возможность продолжить работу, суд может открыть процедуру реструктуризации. Это означает, что в сравнительно короткие сроки прежнее или новое руководство должника обязано предложить план деятельности предприятия, предусматривающий удовлетворение требований кредиторов в срок, не превышающий 10 лет, либо будет предложена продажа предприятия третьим лицам на условиях продолжения деятельности предприятия. Законом «О финансовом оздоровлении предприятий» определена юридическая ответственность руководителя, доведшего предприятие до банкротства, в результате которого было уволено большое количество сотрудников, ему может грозить до 20 лет тюремного заключения. Таким образом, в странах с развитой рыночной экономикой накоплен богатый опыт как предотвращения, так и преодоления кризисных ситуаций на макро– и микроуровнях. Конечно, исторические и социально‑экономические условия возникновения, развития различных типов кризисов в России и других странах по многим позициям не совпадают. Но данное обстоятельство не умаляет необходимости тщательного изучения этого опыта и вдумчивого, творческого подхода к его применению в процессе управления хозяйственными организациями разного уровня.
Вопросы
1. Каковы основные направления совершенствования антикризисного государственного управления в США на современном этапе? 2. Каковы особенности проведения приватизации в странах Западной Европы? 3. В чем состоят особенности проведения процедур банкротства предприятий во Франции?
Глава 31
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.201 (0.011 с.) |