Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социокультурная среда и ее влияние на управлениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Управление – процесс воздействия на деятельность человека с целью согласования его труда с деятельностью других людей. Особенности восприятия и реакция человека на конкретные рычаги воздействия во многом зависят от его характера, физических и интеллектуальных способностей, мотивационной структуры, системы ценностей и верований и т. д. В свою очередь, личность человека формируется под влиянием окружающей его социокультурной среды, которая представляет собой конкретно‑исторический общественный организм, определяющийся сложившейся системой ценностей и характеризующийся определенным типом культуры. Социокультурная среда задает нормы и ограничения деятельности и поведения людей, отражает ценности и традиции, принятые в обществе, и требует от человека определенного соответствия им. Влияние конкретной социокультурной среды на формирование человека проявляется в том, что она либо предоставляет возможность для реализации его способностей, либо ограничивает эту возможность в соответствии с принятыми в обществе нормами деятельности и поведения. В то же время в работах отечественных психологов подчеркивается, что влияние социокультурной среды не является абсолютным и безграничным. Человек с определенного возраста способен проявлять избирательность к воздействию среды, сопротивляясь воздействиям, которые он понимает как нежелательные. Факторами конкретной социокультурной среды, оказывающими влияние на экономическую деятельность человека, а следовательно, и на управление этой деятельностью, являются: • нормативная культура общества; • экономическая культура общества; • система ценностей; • культурные традиции; • менталитет. Нормативная культура – это явные или неявные правила поведения, возникшие в ходе эволюции культуры и регулирующие поведение людей через законы, традиции, этические и конвенциальные нормы. Таким образом, нормативная культура общества задает общие нормы поведения человека. Экономическая культура – это совокупность законов, правил, норм и традиций, обусловленных ценностной системой хозяйственной деятельности, соответствующих им социальных институтов, способов деятельности и методов принятия хозяйственных решений. Следовательно, экономическая культура отражает законы и правила поведения человека в хозяйственной деятельности, которые, так же как и в нормативной культуре, могут быть явными или неявными. Явные правила определяются законами и нормативными актами, неявные – системой ценностей, традициями, верованиями, опытом и др. При этом можно утверждать, что неявные правила так же регулируют поведение людей, как и явные. Этим отчасти можно объяснить, почему иногда «не работают» официальные нормативные акты. Например, если они противоречат ценностям и традициям общества, то, скорее всего их реализация встретит скрытое сопротивление или просто неприятие, и для получения желаемого результата потребуется много времени и усилий, в то время как руководители могут считать, что достаточно просто довести информацию до людей – и нормативный акт заработает автоматически. Так, предприятия и организации часто нарушают положения Трудового кодекса РФ, и можно утверждать, что нарушения будут продолжаться даже при усилении контроля со стороны государства. Это объясняется тем, что узаконенные правила и положения вступают в противоречие со сложившейся к настоящему времени экономической культурой и традициями – в частности, с традицией пренебрегать тщательным выполнением законов и правами человека. Тем более что существует и другая традиция – не обращаться за защитой своих прав в судебные органы. Таким образом, в практике управления решения зачастую принимаются в соответствии не с законами, а со сложившейся экономической культурой. Экономическая культура имеет в своей основе систему ценностей и традиций, которые в целом формируют менталитет общества и в значительной степени определяют поведение человека в его хозяйственной деятельности, что необходимо учитывать. Только при этом условии управление может стать антикризисным. Система ценностей – это набор стандартов и критериев, которым следуют в своей жизни и деятельности человек, группа людей (коллектив), нация, класс или общество в целом. Ценности носят абстрактный, обобщающий характер, и проявляются в виде заповедей, утверждений, декларируемых или скрытых норм. Система ценностей человека и групп людей формируется под влиянием воспитания и образования, она не является жесткой и статичной. С течением времени система ценностей может развиваться и изменяться, что необходимо использовать в целях антикризисного управления. Иными словами, нужно сознательно формировать систему ценностей, отвечающую современным потребностям общества (коллектива). Например, в современных российских условиях важно изменить отношение к труду, пассивность экономического поведения, иждивенчество и некоторые другие поведенческие характеристики, которые тормозят развитие активной экономической деятельности людей. В табл. 24.1 приведена структура ценностей в западной, восточной и мусульманской культурах[44]. Представленная в таблице иерархия ценностей является обобщенной для определенных и очень укрупненных культур. В то же время внутри каждой культуры для определенных классов, групп и отдельных индивидуумов существует своя система ценностей, и именно на нее необходимо опираться при управлении людьми. Тем не менее обобщенная картина дает нам общее представление о системе ценностей в обществе и позволяет сравнить ценности в разных культурах. Так, в обобщенной системе ценностей, характерной для восточных культур, богатство (деньги) занимает лишь второе место в группе третьестепенных ценностей. Не попали в группу первостепенной важности такие принятые в западных культурах ценности, как человеческое достоинство, индивидуальность, эффективность, качество. Зато такие ценности, как мир, скромность, уважение к старшим, напротив, ценятся чрезвычайно высоко.
Таблица 24.1 Структура ценностей в разных культурах
Различия в иерархии ценностей следует учитывать при отборе способов управления, при расстановке акцентов в деятельности менеджера по антикризисному управлению. Например, при формировании организационной культуры руководитель не должен прямолинейно декларировать ценности, не свойственные российской культуре – скорее всего, не найдут отклика у исполнителей прямые призывы к повышению эффективности и качества работы, к пунктуальности, активности. Признавая в целом положительный характер этих качеств, работники с трудом воспринимают их как ценность, поскольку данные качества не вполне соответствуют социокультурной среде нашего общества. В этом случае менеджер по антикризисному управлению должен знать, что укоренение желаемых ценностей потребует много времени и активной идеологической деятельности. Важным составляющим элементом социокультурной среды являются культурные традиции. Они складываются в течение десятков и сотен лет, вследствие чего являются устойчивыми и плохо поддаются корректировке, что обусловливает сложность их изменения. Истоками традиций являются религия и история государства. К традиционным представлениям, которые оказывают влияние на управление хозяйственной деятельностью в России, относятся, например: • приоритет духовных ценностей перед материальными; • ценность человека не самого по себе, а как части общества; • труд ради общества, а не для личного обогащения; • благотворительность и уравнительность в распределении материальных благ; • сочувственное отношение к безработным, нищим, бедным; • отсутствие уважения к частной собственности; • противопоставление в сознании людей «народа», «работодателя» – и «государства» (власти); • неуважение к законам и другим формальным правилам как проявлению воли государства и др. В результате многих десятилетий и даже столетий влияния традиций на экономическое поведение людей в России сложился коллективно‑уравнительный менталитет: стремление к равенству (скорее, даже «одинаковости») как в труде, так и в его оплате, неприязнь к стоимостным измерителям результатов деятельности, пренебрежение материальной стороной жизни и идеализации ее духовной стороны[45]. Под влиянием традиций сложилось определенное отношение к труду и его результатам (табл. 24.2).
Таблица 24.2 Отношение к труду в западной и российской культуре
На первый взгляд, отношение жителей России к труду как к необходимости выглядит странно, так как русские обычно придают категории труда огромное значение. Однако их отношение к работе западные партнеры по бизнесу ценят очень низко: 78 % из них отмечают бесхозяйственность, 38 – лень, 60 – расточительность, 41 – невоспитанность, 31 – профессиональную некомпетентность работников[46]. В то же время данные исследований о мотивах трудовой деятельности россиян показывают, что в последнее десятилетие постоянно увеличивается число людей, работающих только по причине того, что работа является источником их существования. Увеличивается также число людей, для которых работа является неприятной необходимостью. В настоящее время преобладают мотивация выбора и сохранения места работы, а не мотивация высокой активности и отдачи труда при достаточной заработной плате. Согласно табл. 24.2 отношение к труду в России – это тоже своего рода традиция. Однако, в отличие от многих других культурных традиций, эту традицию необходимо изменить – в противном случае она будет препятствовать развитию и экономики, и общества в целом. Для изменения нежелательных традиций необходимы время и целенаправленные усилия руководителей. Например, нужно научиться оценивать профессиональные качества и сделать их основным критерием при отборе и оценке работников. В настоящее же время профессионализм лишь декларируется, в большинстве случаев, работодатели предпочитают брать на работу «своего» человека, не особенно строго оценивая его профессиональную пригодность. При этом предполагается, что он будет лоялен по отношению к работодателю и, таким образом, будут обеспечены доверительные отношения в организации. Согласно исследованиям С. Г. Климовой и Л. В. Дунаевского, отечественные предприниматели только на словах привержены западному стилю, а на деле демонстрируют следование патриархальным национальным традициям («поступай так, потому что так делают другие или так делали до тебя»)[47]. Сложившееся к настоящему времени в России отношение к труду является результатом не только системы ценностей, традиций и национального характера, но и недостаточного внимания руководителей к решению проблем организации работы и укреплению трудовой дисциплины. Менеджеры по антикризисному управлению организациями должны использовать этот резерв повышения эффективности и результативности труда. Менталитет является глобальным, обобщающим фактором социокультурной среды. Он формируется под влиянием культурных и экономических норм, традиций, ценностей и представляет собой совокупность исторически сложившихся психологических особенностей поведения нации. Ментальность – это проявление преимущественного способа деятельности, поведения и решения проблем в определенной культуре. Ментальность проявляется на всех уровнях жизни общества, затрагивая поведение как отдельного индивидуума, так и огромных масс людей. Оно может проявляться как в простых действиях – способ держать молоток и забивать гвозди – так и в решении сложных политических проблем на государственном уровне[48]. Таким образом, социокультурная среда оказывает значительное влияние на управление. Она в определенной степени регулирует трудовое поведение работников через совокупность правил, норм, традиций, систему ценностей. Антикризисное управление должно строиться с учетом этих факторов. Методы, формы, модели управления должны учитывать специфические особенности национального и регионального менталитета работников, в противном случае управление окажется неэффективным.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.205 (0.007 с.) |