Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зарубежный опыт антикризисного управленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Глава 27 «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта – программа вывода американской экономики из кризиса
Проблематика. Существует ли за рубежом опыт антикризисного управления? Каковы причины глубокого кризиса экономики США в конце 20‑х – начале 30‑х гг. ХХ в.? Какова политика Ф.Д. Рузвельта «Новый курс»?
История социально‑экономического развития многих стран мира свидетельствует о том, что им приходилось переживать глубокие спады производства, финансовые потрясения, массовую безработицу, острые социальные и политические конфликты. Одни страны с большим трудом и значительными издержками преодолевали трудности, вызванные, прежде всего, кризисом экономики, другие довольно успешно справлялись с экономическими и социальными потрясениями и в достаточно короткие сроки выводили свои экономические и социальные системы из острых кризисных состояний. Экономику России в конце ХХ – начале XXI в. нередко сравнивают с экономикой США 1930‑х гг. (Великая депрессия) и экономикой Германии и Японии послевоенных 40‑х гг. ХХ в. Положение действительно сходное. Следовательно, опыт, пути, методы и формы выхода из чрезвычайной, кризисной ситуации, найденные руководящими кругами этих стран, могут быть весьма полезны для российской экономики. В конце 20‑х – начале 30‑х гг. ХХ в. американская экономика находилась в глубочайшем кризисе. Низшая точка спада экономического развития зарегистрирована в 1933 г., когда ВНП уменьшился по сравнению с 1929 г. почти вдвое и составил 54 % от докризисного уровня. В стране насчитывалось 17 млн безработных, закрылось свыше 3000 банков. Финансовый кризис поверг в панику финансово‑промышленных магнатов США. У. Липпман писал: «В минувшие пять лет промышленные и финансовые лидеры Америки были низвергнуты с высочайших позиций влияния и власти в глубокую пропасть»[62]. Ни один из представителей монополистического капитала не мог предложить никаких мер выхода из кризиса. На президентских выборах 1932 г. победу одержала демократическая партия во главе с Ф.Д. Рузвельтом (1882–1945), предложившим стране серию реформ, известных как «новый курс». Теоретическую основу «нового курса» составили воззрения английского экономиста Дж. М. Кейнса о необходимости государственного регулирования капиталистической экономики в сочетании с развитием рыночных отношений. Экономическая ситуация в стране диктовала необходимость начать реформы с решения кредитно‑финансовых проблем. По инициативе Ф. Рузвельта Конгрессу был предложен «чрезвычайный закон о банках». Федеральная резервная система предоставляла займы банкам, министр финансов получал право предотвращать массовое изъятие вкладов. Законом предписывалось открывать банки только в том случае, когда их состояние будет признано «здоровым». Экспорт золота запрещался. Специальный указ предписывал гражданам США обязательную сдачу золотых запасов на сумму свыше 100 дол. Одновременно разрешался выпуск новых банкнот, не обеспеченных золотом. Вслед за этим правительство Ф. Рузвельта наложило эмбарго на золото, циркулирующее между США и заграницей. Вторым важнейшим банковским законом стал закон о банковской деятельности, принятый 16 июня 1933 г., в соответствии с которым разделялись депозитные и инвестиционные функции банков, была создана Федеральная корпорация страхования депозитов. К началу 1934 г. около 80 % всех банков США застраховали свои депозиты, учитывая желание большинства вкладчиков иметь подобную защиту. Закон установил, что депозиты размером до 10 тыс. долл. подлежат страховке на 100 %, от 10 до 50 тыс. – на 75 %, а свыше 50 тыс. долл. – на 50 %. Общественное доверие к банковской системе стало быстро восстанавливаться. В январе 1934 г. была проведена девальвация доллара, которая снизила его золотое содержание на 41 %. Была начата чеканка серебряной монеты, т. е. в стране вводился биметаллизм. Девальвация доллара, изъятие монетного золота из частных рук, облегчение доступа к кредиту способствовали повышению цен и создали механизм инфляционного развития американской экономики, одновременно давая тем самым в руки государства средства для проведения реформ в других отраслях. Положительно повлияла на стабилизацию финансово‑кредитной системы США отмена «сухого закона». С отменой запрета спиртных напитков вводился налог на их продажу. Особое место в системе реформ «нового курса» занимало учреждение Гражданского корпуса сохранения ресурсов. По предложению Ф. Рузвельта Конгресс принял закон о направлении безработных юношей на работу в лесные районы. По мнению президента, это давало возможность улучшить естественные ресурсы страны, укрепить здоровье молодежи. Уже в начале лета 1933 г. были созданы лагеря на 250 тыс. молодых людей в возрасте 18–25 лет из семей, получающих помощь, а также безработных ветеранов. В лагере они имели бесплатное питание, кров, форму и 1 долл. в день. Работы проводились под наблюдением инженерно‑технического персонала и офицеров. В лагерях вводилась почти воинская дисциплина. Эффект от создания лагерей превзошел ожидания Рузвельта. К 1935 г. количество участников лагерей было увеличено вдвое – до 500 тыс. человек. Всего в них побывало около 3 млн человек. Ими были высажено 200 млн деревьев, построено значительное число мелиоративных сооружений, мостов, проложены тысячи километров дорог[63]. Важным законом, способствующим выходу из экономического кризиса, стал Закон о восстановлении промышленности. В соответствии с ним предпринимателям в каждой отрасли промышленности предлагалось добровольно объединиться и выработать «кодексы честной конкуренции», которые, во‑первых, устанавливали бы размер производства; во‑вторых, определяли бы уровень заработной платы и продолжительность рабочего дня; в‑третьих, распределяли бы рынки сбыта между отдельными конкурентами. На время действия Закона, ограниченное двумя годами, приостанавливалось применение положений антитрестовского законодательства. Для проведения Закона в жизнь создавалась Национальная администрация по оздоровлению промышленности во главе с генералом Х. Джонсоном. Закон о восстановлении промышленности затронул и трудовые отношения: предоставил рабочим право участия в коллективных договорах и профсоюзах, а также определил три основных условия труда: а) минимальная заработная плата в размере 12–15 долл. в неделю; б) максимальная продолжительность рабочего дня – 8 ч; в) запрещение детского труда. Закон действовал два года и был отменен Верховным Судом США под предлогом того, что противоречил Конституции США, так как вмешивался в права частных собственников. Однако за это время удалось ликвидировать полный хаос в промышленности и поднять индекс производства на 10 %. «Новый курс» охватил и сферу аграрных отношений. В целях восстановления покупательной способности фермеров и поддержания цен на сельскохозяйственные продукты правительство предложило фермерам сокращать посевные площади и поголовье скота, но при этом гарантировало выплату процентов с фермерской задолженности на сумму не свыше 2 млрд долл. В аграрной политике «новый курс» реализовывался также в законе 1938 г., который ввел концепцию «всегда нормальной житницы». Концепция предлагала поддерживать уровень цен путем не уничтожения, а сохранения излишков продукции, выплачивая фермерам аванс в счет еще не проданных сельхозпродуктов. Одновременно правительство проводило политику демпинга за границей при экспорте пшеницы, хлопка и др. товаров, поощряя фермеров выдачей ввозных премий. В результате применения мер, направленных на оздоровление аграрного сектора процесс разорения ферм затормозился, ипотечная задолженность уменьшилась, денежные доходы фермеров, включая государственные премиальные платежи, выросли почти вдвое. Президент Ф. Рузвельт особенно гордился тем, что ему удалось убедить конгресс США в необходимости создать специальное Управление долины р. Теннеси (TVA). Состояние дел в этом крупном регионе было плачевным. В 1920‑е гг. доход семьи не достигал и половины среднего дохода семьи по стране. По замыслу Рузвельта, TVA предстояло наладить производство электроэнергии (на базе строительства каскада гидростанций), воспрепятствовать эрозии почвы, провести массированные лесопосадки и помочь бедствующим фермерам. Деятельность TVA была весьма успешной. К пяти плотинам на р. Теннеси добавилось еще 20. Река стала судоходной. Было значительно улучшено земледелие, остановлена эрозия почвы, поднялись молодые леса. Доходы населения этого региона резко пошли вверх. Соревнование между TVA и частными компаниями окончилось поражением последних: «Без TVA, еще одного озарения ста дней, две атомные бомбы, завершившие вторую мировую войну, никогда не могли быть созданы». Рузвельту часто бросали обвинение в том, что TVA – это «социализм». Он отвечал: «Называйте TVA хоть рыбой, хоть мясом, но оно удивительно вкусно для жителей долины Теннеси»[64]. Оживление, начавшееся в американской экономике в 1933 г., сопровождаемое активной фискальной политикой администрации Рузвельта, способствовало резкому изменению структуры федеральных расходов: впервые за всю американскую историю в стране на уровне федерального правительства появился социальный бюджет. Федеральное правительство взяло на себя заботу о «непроизводительной» или малопроизводительной части рабочей силы – о престарелых, молодежи, инвалидах, деклассированных элементах, которые представляли собой угрозу прежде всего социальной стабильности США. Подоходные налоги остались примерно на том же уровне, а вот доля налогов на прибыль корпораций увеличилась в 1,5 раза, что, безусловно, отражало стремление администрации Рузвельта возложить большее налоговое бремя на крупный бизнес как истинного виновника «великой депрессии», а не на рядовых американских граждан. Осуществляя реформы «нового курса», администрация Рузвельта рассчитывала обновить экономику страны и избавить ее от подобных Великой депрессии потрясений и кризисов. Однако эти цели полностью достигнуты не были. Лишь в 1939 г. экономика США справилась с последствиями кризиса, но до второй мировой войны стране так и не удалось достичь докризисного уровня производства. Индекс промышленного производства в 1939 г. составил 90 % от уровня 1932 г. Уровень безработицы в 6 раз превысил уровень 1929 г., и составил 17 % рабочей силы. В то же время опыт реформирования экономики, финансов, социальной политики, осуществленного Ф. Рузвельтом и его командой, имеет не только национальное, но и большое международное значение. Особенно он ценен для российских менеджеров, экономистов и политиков. Безусловно, экономический, социальный и политический кризис, разразившийся в России в первой половине 90‑х гг. ХХ в., во многом отличается от американской Великой депрессии» (1929–1933 гг.), но имеют место и некоторые сходные сущностные характеристики, тенденции развития, политические и социальные устремления различных общественных групп, затрудняющих выбор путей, методов вывода экономики страны из затянувшегося в нашей стране глубочайшего кризиса. Методология, стратегия и тактика реформ в рамках «нового курса» продемонстрировали особую роль государственного регулирования в системе капиталистического хозяйства и показали, что гибкое и умеренное регулирование экономики, социальной и политической сфер, особенно в трудные периоды развития страны, является жизненно необходимым. Этот важный вывод нуждается в глубоком осмыслении, а главное – в практическом применении с учетом российских исторических и социально‑экономических реалий.
Вопросы
1. Каковы решения основных финансовых проблем, предложенные правительством Ф. Д. Рузвельта? 2. В чем состоит роль учреждения Гражданского корпуса сохранения ресурсов в преодолении кризиса? 3. В чем суть закона о восстановлении промышленности США? 4. Для чего была создана государственная компания по развитию долины р. Теннеси? 5. Какова суть мероприятий по регулированию аграрных отношений.
Глава 28
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.161 (0.01 с.) |