Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика состояния инвестиционного процесса как база для принятия инвестиционных решений в антикризисном управлении

Поиск

 

Объем инвестиций – важнейший критерий устойчивого развития национальной экономики. Между тем в 90‑е гг. XX в. в России наблюдался неуклонный спад инвестиционной активности, опережающий даже спад производства (рис. 15.1).

Так, в 1995 г. валовой внутренний продукт (ВВП) снизился по сравнению с 1990 г. на 38 %, а объем инвестиций в основной капитал – на 69 %, в 2001 г. при снижении ВВП на 31 % по сравнению с 1990 г. объем инвестиций в основной капитал сократился уже на 72 % по сравнению с тем же периодом. Отрицательная динамика инвестиций начала преодолеваться после кризиса 1998 г., однако итоговый прирост инвестиций в основной капитал более чем скромен: в 2002 г. было осуществлено инвестиций в объеме 29 % от уровня 1990 г. В этой связи не случайно положение в сфере инвестиций характеризуется как кризисное.

Инвестиционный кризис в России вызван целым рядом объективных и субъективных причин и проявляется в быстром сокращении абсолютных объемов накоплений, существенном падении их доли в ВВП, снижении бюджетного финансирования инвестиций в основной капитал, уменьшении доли прибыли предприятий, направляемой на совершенствование и расширение производства и т. д.

 

Рис. 15.1. Динамика ВВП и индексы физического объема инвестиций в основной капитал, % к 1990 г.

 

Негативное влияние на инвестиционную активность оказал также опережающий рост цен на инвестиционные товары по сравнению с потребительскими. Так, за 10 лет (с 1991 по 2001 г.) индекс‑дефлятор по валовому накоплению основного капитала в 2 раза превысил индекс‑дефлятор по ВВП в целом.

Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что в 1990‑е гг. в России большая часть накоплений коммерческих структур, банков, населения вкладывалась в торгово‑посредническую, финансовую деятельность, покупку иностранной валюты, а не в развитие реального сектора экономики. Поэтому сегодня одной из главных задач является установление приоритета реального сектора экономики над финансово‑спекулятивным, т. е. создание более выгодных условий для инвестиций в реальное производство по сравнению с денежными вложениями в финансово‑спекулятивные операции.

Можно констатировать, что разграничение функций управления финансами различных уровней государственной власти, повышение самостоятельности регионов в области финансовой политики, усиление роли и значения децентрализованных фондов финансовых ресурсов не привели к усилению роли финансового влияния на экономическую ситуацию в стране.

При анализе инвестиционной деятельности необходимо разграничивать инвестиции, направленные на создание реального капитала (капиталообразующие инвестиции), и финансовые инвестиции. В составе капиталообразующих инвестиций наибольший удельный вес составляют капитальные вложения (инвестиции в основные средства). Кроме них следует выделить инвестиции в нематериальные активы (патенты, лицензии, программные продукты, НИОКР и др.), инвестиции в оборотные средства, на приобретение земельных участков и объектов природопользования, затраты на капитальный ремонт.

Причины, обусловливающие необходимость инвестиций, могут быть различными, но их можно сгруппировать следующим образом: новое строительство, связанное, как правило, с освоением новых видов деятельности; реконструкция, техническое перевооружение или расширение действующих предприятий.

Для обеспечения успеха антикризисной инвестиционной политики важно обеспечить связь между стратегическими и тактическими решениями в области инвестиций. Основная цель антикризисной инвестиционной стратегии государства – структурная перестройка экономики. Тактические инвестиционные решения нацелены на поддержание эффективной деятельности предприятий, осуществление государственной финансовой поддержки неплатежеспособных предприятий для восстановления их платежеспособности или финансирования реорганизационных мероприятий.

Тактические и стратегические инвестиционные решения различаются масштабами финансовых вложений и степенью неопределенности результатов принимаемых решений, что обусловливает различную степень финансовых рисков.

Реализация государственной антикризисной стратегии должна опираться на ряд предпосылок:

• политическая и социально‑экономическая стабильность в обществе;

• наличие законодательной базы для развития инвестиционного процесса, и в том числе совершенствование налогового законодательства;

• рост реальных налоговых поступлений в бюджет; •устойчивость национальной валюты;

• снижение темпов инфляции;

• прекращение утечки капитала из страны. Антикризисная инвестиционная стратегия должна быть направлена на преодоление негативных явлений в экономике России.

В управлении инвестиционным процессом необходимо:

• четко определить цели инвестирования (создание новых предприятий; техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий, модернизация оборудования и т. д.);

• выбрать объекты инвестирования в соответствии с обозначенными приоритетами. Так, в современных условиях преимущественным направлением использования бюджетных средств является создание относительно небольших проектов с высокой скоростью оборота капитала и быстрой отдачей. В условиях кризиса в инвестиционной сфере особую значимость приобретает такой принцип финансирования, как получение максимального эффекта при минимуме затрат;

• выявить реальные источники инвестиций и с учетом определенных возможностей создать законодательную базу для осуществления и развития инвестиций, в том числе иностранных.

Эти базовые условия должны обеспечить решение основной задачи антикризисной инвестиционной стратегии на уровне государства – создание накоплений для обновления основного капитала, для долгосрочного инвестирования в реальный сектор экономики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.160.64 (0.008 с.)