Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм антикризисного управления

Поиск

 

Глава 12

Организационные преобразования в антикризисном управлении

 

Проблематика. Какую роль играют организационные преобразования в антикризисном управлении? Какие преобразования можно считать антикризисными? В чем их особенность? Как разрабатываются антикризисные программы организационных преобразований? Каковы специфические механизмы антикризисных преобразований?

 

12.1. Понятие организационных преобразований в антикризисном управлении

 

Необходимым элементом антикризисного управления являются организационные преобразования – изменения в организации, способствующие новому, как правило, более эффективному, образу действий. Преобразования – не обязательно инновации, они могут не нести принципиального новшества, а в отдельных случаях могут даже быть изменениями вспять. Преобразования отличаются и от реструктуризации наличием более широкого спектра изменений.

Существует множество видов преобразований, присущих всякому управлению. Но для антикризисного управления наибольшее значение имеют преобразования продуктовые, определяющие материальный результат управления, процессные преобразования, изменяющие все процессы функционирования организации, и преобразования ресурсные, связанные с перераспределением ресурсов.

Особая роль этих видов преобразований определяется их влиянием на инвестиционную деятельность организации.

Процессные преобразования антикризисного управления включают следующие нововведения:

1) в процессах взаимодействия организации с внешней средой (организация сбытовой и закупочной деятельности, схемы сотрудничества, выбор партнеров и пр.);

2) в процессах управления движением материальных запасов и денежных средств (логистические преобразования);

3) в процессах информационно‑аналитического обеспечения управления (оперативность, достоверность, своевременность, аналитическая ценность и пр.);

4) технологические – в процессах производства продукта, услуги и др.;

5) организационные – в процессах взаимодействия функций, персонала, целевых групп и пр.;

Процессные преобразования ориентированы на экономию всех видов издержек, времени, повышение качества работы. В этом случае они могут быть непосредственным источником дополнительной прибыли. Особенность процессных преобразований – краткосрочность их окупаемости, доступность в проектировании и реализации.

Продуктовые преобразования – это выбор и освоение новых видов продуктов и услуг. Конечно, для этого необходимо разработать новые технологии или приобрести какие‑либо новые технические решения и права на их реализацию – путем покупки изобретения, или приглашения на работу новых работников, способных разработать новые технологии, или своими силами.

При разработке продуктовых преобразований в процессах антикризисного управления всегда возникает необходимость выбора таких преобразований, которые окажутся наиболее приемлемыми в конкретных условиях функционирования предприятия, его положения на рынке, конкурентоспособности и ресурсоемкости.

Диапазон выбора новых товаров и услуг определяется следующими видами продуктовых преобразований:

• товары и услуги не новые для предприятия, но новые для рынка, на котором работает предприятие;

• товары и услуги не новые для предприятия, но производимые для нового рынка, на котором будет работать предприятие;

• товары и услуги новые для предприятия, но не новые для рынка и поэтому требующие от предприятия освоения рынка;

• товары и услуги новые и для предприятия, и для рынка и требуют освоения не только производства, но и создания рынка.

Классификация продуктовых инноваций возможна как по критериям новизны для предприятия и рынка, так и по другим критериям.

По жизненному циклу продукта или услуги можно выделить следующие продуктовые преобразования: с длительным жизненным циклом; с коротким жизненным циклом;

• преобразования в продуктах и услугах, требующих значительного научно‑технического задела;

• капиталоемкие;

• некапиталоемкие;

•с коротким сроком окупаемости; •с длительным сроком окупаемости.

Данные виды преобразований, как правило, сочетаются, что играет важную роль в различных ситуациях антикризисного управления.

Продуктовые преобразования имеют решающее значение в реализации антикризисного управления.

Ресурсные преобразования – это реконструкции основных факторов функционирования предприятия:

• реорганизация предприятия в различных факторах его функционирования – управление, организация производства, работа с персоналом и др.;

• перераспределение или реструктуризация материальных и нематериальных ресурсов;

• перераспределение ответственности должностных лиц и полномочий менеджеров различного уровня, укрепление дисциплины, повышение организационной четкости работы всех звеньев управления.

Ресурсные преобразования непосредственно не приносят дополнительных прибылей, но являются необходимым условием реализации всех преобразовательных проектов продуктового типа, всех преобразований по увеличению продаж и снижению себестоимости.

В то же время ресурсные преобразования, как и все другие, требуют определенных затрат, проходят иногда весьма болезненно в социально‑психологическом отношении и медленно окупаются. Они характеризуют стратегический аспект антикризисного управления.

Различные виды преобразований в зависимости от их окупаемости и доступности относительно стартовых инвестиций можно ранжировать следующим образом: наиболее доступные и оперативные – процессные новшества; продуктовые преобразования являются среднесрочными и среднекапиталоемкими, а ресурсные – самыми долгосрочными и дорогостоящими. Это расположение преобразований остается таким же, если ранжировать их в зависимости от вероятности рисков.

Простая финансовая санация является лишь частью антикризисного управления и отличается от него тем, что последнее включает обычно целый комплекс разнообразных преобразований, систематизируемых в соответствии с проектом продуктовых преобразований. В совокупности преобразований всегда существуют ведущие и системообразующие. Ресурсные преобразования в антикризисном управлении играют различную роль в зависимости от состояния фирмы по отношению к возможному или реальному (наступившему) кризису.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.235.170 (0.008 с.)