Санация инвестиционного потенциала предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Санация инвестиционного потенциала предприятия



 

Инвестиционный потенциал предприятия – это все потенциальные возможности финансирования антикризисной программы. Приступая к проведению санации, менеджер должен проанализировать явные и неявные источники ее финансирования, включая самые невероятные и труднодоступные, составить их структуру, проранжировав по стоимости финансовых ресурсов, условиям предоставления, возможным последствиям, приоритетности использования. Перечень источников следует сделать максимально альтернативным, чтобы избежать риска устранения одного основного инвестора.

Источники инвестиций для предприятия условно можно разделить на внутренние и внешние (рис. 16.2).

 

Рис. 16.2. Основные инвестиционные источники для кризисного предприятия

 

К внутренним источникам обычно относятся накопленная прибыль, амортизационные отчисления, средства резервных и иных фондов, которые на убыточном предприятии крайне незначительны, или отсутствуют вовсе. Поэтому на рис. 16.2 они не указаны, а представлены те источники, которые оперативно могут быть задействованы на предприятии за счет мобилизации собственных производственных, организационных и интеллектуальных возможностей.

Поиск внутренних источников финансирования тесно связан с программными санационными мероприятиями, т. е. с выявлением скрытых, неиспользуемых резервов предприятия. Поэтому менеджер в первую очередь должен проанализировать следующие возможности получения денежных средств:

1) реализация или сдача в аренду неиспользуемых помещений, оборудования и других материальных активов. Для этого необходимо собрать информацию о производственных потребностях соседних предприятий, местных предпринимателей, поместить объявления в печати, в региональных информационных структурах, в сети Интернет, местах собраний деловой общественности региона;

2) совершенствование работы с дебиторской задолженностью, в том числе использование такой эффективной финансовой операции, как факторинг – переуступки прав банку (кредитному учреждению, хозяйствующему субъекту) на взыскание долгов. Факторинг, как финансовый инструмент значительно снижает контрактные риски. Стоимость факторингового обслуживания зависит от вида услуг, финансового положения клиента и т. п. При определении платы за факторинг банк исходит из принятого сторонами процента за кредит и среднего срока пребывания средств в расчетах с покупателем. Размер комиссионных в российских банках доходит до 30 %. Особенно охотно банки соглашаются на факторинговые операции, если оба клиента находятся в банке на расчетно‑кассовом обслуживании;

3) организация вексельных программ. Некоторые банки оказывают услуги по организации финансирования путем выпуска векселей компании‑клиента, авалированных банком, и установления их вторичного рынка. Выпуск векселей позволяет предприятию привлечь рублевые ресурсы разной срочности, стоимость которых может быть существенно ниже ставок денежного кредитования, предлагаемых банками. Если клиентами одного банка являются несколько предприятий, входящих в технологическую цепочку производственного процесса, банк может содействовать организации взаимозачетных платежей, в которых сроки векселей ориентированы на сроки производственного цикла;

4) реализация интеллектуальной собственности и нематериальных активов с помощью франчайзинга – соглашения с другим предприятием о продаже ему торговой марки (товарный франчайзинг), технологии (производственный франчайзинг), лицензии на право открытия магазинов, киосков и т. п. (деловой франчайзинг). Через франчайзинг фирма‑франчайзер получает возможность быстрого роста своего бизнеса без использования кредитов. Франчайзинг позволяет предприятию больше контролировать условия реализации своей продукции;

5) оптимизация налогообложения – процесс нахождения наилучшего варианта уплаты налогов из всех возможных по критерию максимального снижения налогового бремени на предприятие. Например, снижению налогооблагаемой базы способствует переоценка основных фондов. При этом антикризисный менеджер должен позаботиться об альтернативном выборе независимого, квалифицированного, имеющего хороший имидж;

6) реализация непрофильных услуг: обучение, юридические услуги, консалтинг, изготовление технологической оснастки, ремонт бытовой техники и т. д. Для выявления непрофильных услуг товарного вида управляющему следует переговорить с менеджерами всех уровней управления, а, возможно, и на общем собрании со всем персоналом, поручить маркетинговому отделу исследовать местный рынок сферы услуг.

Изучив все внутренние резервы финансирования и по возможности реструктурировав их, антикризисный управляющий может обратиться к внешним инвестиционным источникам, к которым относятся:

1) прямое кредитование партнером по бизнесу. Распространенным случаем является финансирование предприятием‑кредитором, находящимся с должником в кооперированных производственных связях и нуждающемся в получении от него специализированной продукции. В этом случае необходимо выработать наиболее щадящие для должника условия заключения соглашения (возврата кредита, вида и размера залога, реструктуризации долгов, будущих поставок продукции и т. п.), тщательно проанализировать возможность недружественного поглощения;

2) банковский кредит – наиболее распространенный способ привлечения компанией дополнительного капитала. В российской экономике сложилась неблагоприятная для производственного кредитования ситуация, когда процентные ставки по кредитам (20–25 %) значительно превышают рентабельность промышленных предприятий (7–17 %). Банк может потребовать залог. При этом обеспечением могут служить все поступающие на расчетный счет предприятия средства (при продолжающейся успешной реализации продукции), или акции компании‑клиента (обычно не менее 25 % + 1 акция). Многие банки предоставляют клиентам финансирование под обеспечение ценными бумагами в виде операций репо. Операция репо – это сделка по продаже ценных бумаг с обязательством обратного выкупа, по сути, она эквивалентна кредитованию под залог ценных бумаг. Базовым активом для сделок репо могут служить облигации внешнего займа Российской Федерации (еврооблигации), облигации внутреннего государственного валютного займа Министерства Финансов РФ («вэбовки»), акции российских предприятий («голубые фишки»). Срок сделки составляет от нескольких недель до нескольких месяцев.

При проектном финансировании банк может стать партнером при условии, что представители банка принимают участие в управлении предприятием. Проектное финансирование предусматривает инвестиции банка в отдельный проект, реализуемый клиентом в рамках своего бизнеса. В этом случае специалисты банка оказывают клиенту услуги по подготовке бизнес‑плана, проверке финансового состояния участников проекта, минимизации рисков и т. п.

При выборе банка необходимо ориентироваться на возможность непосредственного выхода и установления тесных контактов с высшим руководством банка. Прежде всего необходимо обратиться в банк, в котором предприятие находится на расчетно‑кассовом обслуживании. При этом антикризисный управляющий должен быть готов ответить на ряд нелицеприятных вопросов: почему снижаются основные показатели деятельности предприятия, растут издержки, велика текучесть кадров? Обращаясь в банк с просьбой о кредите, следует представить бизнес‑план предприятия, аудиторское заключение о его финансовом состоянии, информацию о перспективах развития отрасли. Большинство банков предпочитает, чтобы участие средств самого клиента составляло не менее 25 % от суммы необходимого финансирования. Банк должен убедиться, что клиент будет иметь достаточные источники погашения задолженности (от поступления доходов или продажи активов). В свою очередь, антикризисному менеджеру необходимо поинтересоваться финансовой устойчивостью самого банка и проверить:

• конкурентоспособность банка с точки зрения тарифов, процентных ставок, условий кредитования;

• наличие разветвленной региональной сети;

• надежность банка – его размер, капитализацию, сколько лет работает на рынке банковских услуг, есть ли доля государственного участия в банке;

3) бюджетное кредитование, т. е. субсидирование предприятий за счет средств государственного или регионального бюджета. Этот вид кредитования зависит от статуса предприятия, его роли в экономике страны и региона. Наиболее вероятна бюджетная поддержка градообразующих предприятий, а также предприятий, способствующих развитию инфраструктуры региона, выпускающих медицинское оборудование, сельскохозяйственную продукцию, замещающую ввозимую в регион продукцию. Государственная поддержка может оказываться предприятиям, обеспечивающим обороноспособность и безопасность страны, выпускающим конкурентоспособную научно‑техническую продукцию и энергосберегающую технику, конверсионным предприятиям. Прямое бюджетное кредитование осуществляется крайне редко, а поддержка в основном оказывается путем предоставления государственных гарантий. Гарантия – это обязательство выплатить получателю гарантии компенсацию в размере указанной суммы в случае невыполнения компанией каких‑либо договорных обязательств. Гарантия может предоставляться и банком. Плата за гарантию обычно устанавливается в процентах от суммы гарантии. При этом гарантодатель может потребовать обеспечение в виде залога имущества компании или ее акций. В Бюджете развития РФ предусмотрена статья на предоставление государственных гарантий по кредитам российских банков на инвестиционное проектирование, однако сведения о реальном использовании выделенных средств не публикуются. Распределение бюджетных средств характеризуется множеством административных нарушений, непрозрачностью расходования бюджетных статей, нормативно‑правовой неотрегулированностью бюджетных потоков. Большое значение для получения поддержки органов власти имеет степень участия государства или субъекта Российской Федерации в уставном капитале предприятия, неформальные связи между администрацией предприятия и государственными чиновниками преимущественно регионального уровня, степень зависимости инфраструктуры региона от предприятия и другие аспекты, которые антикризисному управляющему необходимо определить. Несмотря на известную не заинтересованность государства в управлении своей собственностью, менеджер должен привлечь как можно больше госструктур к решению судьбы своего предприятия, наладить контакты с региональными и ведомственными чиновниками, разослать письменные обращения с предложением дать свое мнение по конкретному предприятию, активно привлекать к решению проблем территориальный орган ФСФО, посещать собрания, совещания и публичные мероприятия в местной администрации, практиковать кулуарные беседы и неформальные встречи с влиятельными людьми;

4) лизинг технологического оборудования длительного срока службы. Обычно лизинговыми операциями занимаются специализированные посреднические фирмы, в том числе созданные при крупных коммерческих банках. Такая фирма приобретает право собственности на оборудование и сдает его в аренду на соответствующих экономических условиях. По существу лизинговая фирма выступает инвестором и получает доход от реальных инвестиционных вложений в виде арендной платы. В развитой рыночной экономике до четверти всех производственных инвестиций осуществляется в форме лизинга. Лизингом могут заниматься также непосредственно предприятия‑изготовители оборудования, машин. С позиций бухгалтерского учета договор лизинга является незавершенной сделкой, а оборудование, машины, агрегаты не числятся на балансе их потребителя. Выделяют два вида лизинговых операций: оперативный лизинг, т. е. краткосрочная аренда от одного дня до одного года (рентинг) и от одного года до трех лет (хайринг); финансовый лизинг с полной окупаемостью оборудования. Отдельным видом является возвратный лизинг, когда компания осуществляет продажу имущества, а затем арендует его на определенный срок. Лизинг в России пока не получил широкого распространения из‑за противоречий в нормативной базе, нечеткого разъяснения порядка отражения в учете лизинговых договоров и методов расчета арендных платежей. Лизинговые сделки имеют индивидуальный характер и требуют тщательной контрактной проработки;

5) эмиссия ценных бумаг (выпуск акций, облигаций). В развитых странах эмиссия ценных бумаг позволяет предприятию аккумулировать более 50 % инвестиционных ресурсов. В России вероятность привлечения данного источника инвестиций крайне мала вследствие недостаточного развития фондового рынка, трудности размещения ценных бумаг, значительной недокапитализации эмитентов. Внесенные в 1999 г. Министерством финансов России изменения в Положение о составе затрат позволили относить выплаты по купонам облигаций на внереализационные расходы предприятия, что существенно активизировало эмиссию облигаций. Очевидные преимущества облигационного займа (отсутствие залога, сравнительно низкая стоимость обслуживания долга, широкая база потенциальных кредиторов) делают его популярным инструментом привлечения финансирования для развивающихся крупных предприятий с положительным кредитным имиджем. Некоторые российские банки оказывают полный комплекс услуг по выпуску, размещению и платежному обслуживанию облигационных займов. Эмиссия ценных бумаг, как источник привлечения инвестиций, целесообразна только при ранних признаках неблагополучия на крупном предприятии с известным положительным имиджем;

6) иностранные инвестиции. Для иностранного инвестора представляют интерес в основном добывающая и пищевая отрасли промышленности, а препятствием являются изменчивость нормативно‑правовой базы, низкая деловая культура, неэффективный менеджмент, непрозрачность финансов, низкое качество продукции. Иностранный инвестор обычно требует участия в капитале компании. Антикризисный управляющий в первую очередь должен проанализировать зарубежных партнеров предприятия, проверить их репутацию, время работы на отраслевом рынке, обратиться за дополнительной информацией в отраслевую ассоциацию или объединение.

Указанные источники финансирования не всегда могут быть использованы российскими предприятиями, особенно малыми и средними, так как предполагают достаточную рентабельность функционирования предприятия. Обычно кредитные заявки принимаются к рассмотрению при ожидаемой отдаче не менее 150–200 % на вложенный капитал в срок до 3–5 месяцев. Для эффективной реструктуризации инвестиционного потенциала и привлечения оптимального числа инвестиционных источников предприятие должно иметь в своем штате высококвалифицированного специалиста в области организации финансирования.

Проведя первичную санацию инвестиционного потенциала и определив круг предполагаемых к использованию источников финансирования оздоровительных мероприятий и общий размер инвестиций, антикризисный менеджер непосредственно приступает к планированию конкретных действий по повышению жизнестойкости своего предприятия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.014 с.)