Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль государства в рыночной экономикеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Анализ итогов реформ в современной России показывает, что их идеологи, руководствуясь лозунгом «Реальный социализм побежден капитализмом», предприняли попытку перенести в страну принципы развития экономики, распространенные в совершенно иных географических и исторических границах, проигнорировав тем самым уроки практики: режимы функционирования экономики различаются во времени и пространстве. Наглядным подтверждением этого являются различные варианты капиталистического развития в Германии, США, Швеции, Франции, Японии. Рыночная экономика – это не самоцель, а средство. Поэтому усилия государства должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно‑технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ. В соответствии с этим должны разрабатываться конкретные методы проведения активной промышленной и социальной политики; особое внимание следует уделять формированию многообразия институтов, без которых рыночная экономика нормально функционировать не может. Последнее очень важно для России. Ведь если даже предположить, что рынок – это саморегулируемая система, что может быть верным только при очень жестких условиях, он, тем не менее, никогда не может быть самообразующейся системой. В нашей стране сейчас имеется не рынок, на котором господствует чистая и совершенная конкуренция, а иллюзия рынка с процветанием различных мафиозных образований. В этих непростых условиях совсем не риторическим является вопрос, почему те же самые факторы, которые позволили институализировать режим массового производства и потребления после Второй мировой войны, ныне усугубляют структурный кризис, характерный для многих европейский стран. Строго говоря, разгадка феномена механизма развития, разложения и упадка является одной из самых актуальных задач. Ей посвящены труды многих видных ученых мира. Для россиян осмысление этого феномена, как и всей современной теории регулирования, имеет непреходящее значение. Центральная проблема развития – это взаимодействие между правительством и рынком. Это вопрос не о том, должно ли государство вмешиваться в экономику. Мировой опыт подтверждает, что рынок конкурирующих продавцов является пока лучшим способом эффективной организации производства и распределения товаров и услуг. Однако рынок не может развиваться в вакууме, он нуждается в правовой и регулирующей основе. И государство формирует такую основу, защищая и охраняя права собственности, создавая правовые и другие регулирующие системы, содействуя эффективной предпринимательской деятельности граждан и сохранению окружающей среды. Вмешательство государства необязательно должно выражаться в организации какой‑либо деятельности – это могут быть регулирование частной активности, финансовая поддержка или трансферт благ и услуг и т. д. На рис. 22.3 показаны отношения между государством и рынком в четырех взаимосвязанных аспектах: развитие человека, внутренняя экономика, международная экономика и макроэкономическая политика. Внутренняя экономика без чрезмерных «перекосов» вознаграждает тех, кто формирует свой человеческий капитал более бережно, чем это делает «перекошенная» экономика. В то же время образование способствует тому, что внутренняя экономика становится более производительной в силу ускоренного освоения новых технологий. Стабильная макроэкономика помогает внутренней системе цен, поскольку препятствует инфляции. Но эффективная микроэкономика также облегчает возможность поддерживать инфляцию на низком уровне: чем ниже жизнеспособность предприятий, тем меньше потребность в субсидиях, усиливающих дефицит государственного сектора.
Рис. 22.3. Взаимодействие элементов стратегии развития, благожелательной к рынку
Все четыре направления деятельности по праву заслуживают того, чтобы ими заниматься, и результаты, по‑видимому, будут несоизмеримо более надежными, если все эти направления будут осуществляться одновременно. Реформы предполагают коренные изменения в обязанностях государства, предприятия и гражданина. В условиях рынка предприятия сами обеспечивают эффективность и прибыльность производства, люди сами несут ответственность за поиск для себя работы и реализацию своих возможностей, государство призвано отслеживать взаимосвязи между масштабами и скоростью преобразований и возникновением опасных тенденций, угрожающих социальной стабильности и безопасности страны. Динамика выхода из кризиса, а затем и экономического роста определяется не силой и полновластием государства, а его способностью поощрять развитие институциональных форм, адекватных времени. За кризисом, представляющим собой разрушение всего устаревшего и ведущего к пересмотру прежних представлений, важно разглядеть ростки нового, вокруг которых и должна совершенствоваться перестройка всего экономического и социального пространства. Эта функция государства обеспечивается наличием демократической власти, заинтересованной в социально ориентированном характере проводимых реформ, способной осуществлять политику в интересах общества в целом, а не каких‑либо групп, кланов и элит. Следовательно, речь идет о превращении власти в нормально действующий структурный механизм общества, обеспечивающий спокойную смену администраций в соответствии с волей избирателей, защищающий общество от монополизации власти. Решить эту задачу можно лишь при наличии государственного и общественного контроля за действиями власти. Для приведения в действие социальных факторов, получения от них максимальной отдачи, необходимо обеспечить ряд условий. Прежде всего, это развитие законодательной базы и эффективных механизмов исполнения законов. В обществе, где не создана государственно‑правовая система, гарантирующая силой закона предупреждение разрушительных конфликтов, растет теневая экономика. Занятые в ней люди, как известно, не сообщают органам статистики о своем хозяйственном обороте, поэтому прямая, статистически полная и достоверная оценка масштабов теневой экономики невозможна. Однако эта задача не является неразрешимой. «Теневиков» различают по характеру связи с производством. Часть из них участвует в производстве товаров и услуг, а другая осуществляет перераспределение созданного продукта. Разнятся и субъекты теневой экономики, а также их интересы. Соответствующие типажи, определяемые особенностями сфер функционирования, используемых методов и форм теневой деятельности, образуют своего рода пирамиду. На ее вершине – сугубо криминальные элементы, торговцы наркотиками и оружием, наемные убийцы, рэкетиры, а также коррумпированные представители органов власти и управления, берущие крупные взятки, торгующие государственными должностями и интересами. Эти элементы формируют своеобразную надстройку теневой экономики, составляющую, по экспертным оценкам, от 5 до 25 % всей пирамиды и обладающую значительными ресурсами, силой и влиянием. Размеры российского теневого капитала по отношению к ВВП сопоставимы по доле «затенения» с экономикой отдельных стран Латинской Америки, в которых она достигает 60–65 %. Даже по официальным данным, как минимум, 25 % доходов населения относятся к доходам в скрытой форме. Учитывая уроки зарубежного опыта и анализируя отечественную практику, нельзя не увидеть, что определяющую роль в резком росте масштабов теневой экономики в России сыграли просчеты и ошибки в проведении экономических преобразований. Именно это привело к формированию дестимулирующего механизма легальной экономической деятельности и дестабилизации материального положения основной массы населения. Важным условием в этом процессе является формирование механизмов, обеспечивающих разрешение социальных противоречий, поддержание экономической безопасности, политическую стабильность и ориентацию на правовую защиту личности, социализацию хозяйственной деятельности. Предельная напряженность, связанная с реформированием различных сфер общественной жизни, например пенсионного обеспечения, монетизацией предоставляемых льгот инвалидам, пенсионерам и т. п., может стать угрозой социальной дестабилизации. Поэтому требуются постоянный государственный мониторинг и анализ возможных последствий принимаемых властями решений. Стратегия реформ должна предусматривать предварительную оценку социальных последствий этих решений, их корректировку и систему мер по смягчению и компенсации негативных последствий. Все это требует нового подхода к управлению социально‑экономическими процессами, в котором учитываются неопределенность результатов хозяйственных решений, а также факторы риска. Использование концепции риска предполагает предвидение возможных критических ситуаций, оценку вероятных потерь для населения с выявлением их качественного и количественного характера в зависимости от масштабов и реальности их возмещения. В разработке и реализации такой концепции заинтересовано само государство. В его распоряжении находятся огромные высоколиквидные материальные активы. Как собственник государство должно быть крайне заинтересованным в расширенном воспроизводстве принадлежащего ему промышленного и финансового капитала. Повышение доходности государственной собственности напрямую зависит от управления ею. Управленческие функции государство реализует в нескольких сферах. Во‑первых, это предприятия федерального подчинения. Организацию управления ими как имущественными комплексами осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом; оперативное руководство (управление) производством – обязанность отраслевых министерств и ведомств. Такое разделение функций повлекло за собой множество проблем, хотя предпринималось с целью более эффективного управления предприятиями. Согласно ГК РФ федеральная собственность передается предприятиям на праве хозяйственного ведения, учреждениям – на праве оперативного управления. По замыслу законодателей, это осуществляется прежде всего в целях контроля за использованием этой собственности. При умелой постановке дела появляется возможность мониторинга за финансовым состоянием и его перспективами на предприятии, путями реструктуризации производства, его диверсификации, осуществлением стратегического планирования. Во‑вторых, это предприятия с государственной долей участия в уставном капитале. На этих предприятиях государственная доля акций не подлежит продаже и они также являются объектами воздействия со стороны государства – путем включения в органы управления этих предприятий представителей государства. Однако, как показала практика, эти чиновники не отстаивают в них интересы государства, хотя получают заработную плату от государства, которая не зависит от результатов деятельности предприятия. Поэтому в условиях многократного разрыва между доходами государственных представителей и руководителей естественным является предположение о появлении материальной зависимости государственных служащих от последних и голосовании (на общем собрании акционеров и в совете директоров) в их интересах. В‑третьих, государство обладает недвижимым имуществом. Это золотой фонд государственной собственности, который всегда в цене и должен постоянно эффективно функционировать. К сожалению, до последнего времени приоритетным направлением в этой области является продажа недвижимости для наполнения государственного бюджета. Между тем более эффективным может быть способ, предлагаемый учеными Центрального экономико‑математического института Российской Академии наук (ЦЭМИ РАН), – использование национального имущества на условиях аренды, что препятствует превращению предприятий в чисто имущественные объекты с утратой ими производственных и хозяйственных функций и массовыми увольнениями их работников. В‑четвертых, с деятельностью государства тесно связаны земельные отношения. Вопрос о земле – это вопрос не только обеспечения устойчивого дохода государственного бюджета, но и сохранения России в качестве устойчивой самостоятельной геополитической единицы. Его решение в немалой мере будет зависеть от того, будут ли граждане страны осознавать свою сопричастность к единому общественному целому не только в государственно‑политическом аспекте, но, что еще важнее, относясь к нему как к единому территориальному, экономическому, культурно‑историческому и духовно‑ценностному пространству. Чтобы быть осязаемым в сфере экономической жизни, общество должно быть владельцем тех ресурсов, на которых основывается жизнедеятельность всех его членов – земельных, водных и прочих природных ресурсов, включая полезные ископаемые, воздушное пространство и ландшафтно‑рекреационные зоны. В‑пятых, государство регулирует отношения собственности в регионах. Формально перевести недвижимость из одной формы собственности в другую не является проблемой. Важно добиться, чтобы на этой базе оптимально реализовывались интересы работника, предприятия и государства. На практике же превалирует передача федеральных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации в счет погашения долга государства их бюджетам, что связано с пониманием предприятия как имущества, имеющего определенную стоимость. Упускается из виду, однако, главное: предприятие является основным структурообразующим элементом экономики. В нем для производства продукции соединяются трудовые, материальные и финансовые ресурсы, оно является источником удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах и местом приложения сил большинства трудоспособного населения страны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.253.199 (0.009 с.) |