Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль профсоюзов в антикризисном управлении

Поиск

 

Проблематика. Каким образом профсоюзы участвуют в управлении? Каковы возможности и цели профсоюзов в антикризисном управлении? Как профсоюз может организовать трудящихся и защищать их интересы в условиях кризиса?

 

Цели и принципы профсоюзов

 

В России история профсоюзного движения начинается с 1905 г. Профсоюзы пережили эпоху мировых войн и мощных социальных потрясений, периоды гонений и времена, когда они были частью государственной машины. За долгие годы своего существования они выработали свод целей и принципов, имеющих универсальную ценность. Ныне в своей деятельности они исходят из убеждения, что:

• система наемного труда порождает неизбежные противоречия между работниками и работодателями, собственниками средств производства. Эти противоречия касаются в первую очередь вопросов организации, условий оплаты и охраны труда, предоставления социальных гарантий трудящимся и членам их семей;

• удовлетворение социально‑экономических требований трудящихся, защита и обеспечение их прав и интересов могут быть достигнуты более эффективно в результате совместных действий;

• для осуществления своих законных прав и интересов необходимо, чтобы трудящиеся были объединены в профсоюзные организации, которые защищают экономическую свободу и независимость каждого работника и обеспечивают преодоление изначального неравенства сил между наемным работником и работодателем;

• решение социально‑экономических задач невозможно без взаимодействия с государством. Это особенно важно в условиях кризиса.

Политика государства по отношению к профсоюзам отражена в Конституции Российской Федерации, законах «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О коллективных договорах и соглашениях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», «О занятости населения в Российской Федерации», а также в Трудовом кодексе (ТК РФ), Основах законодательства Российской Федерации об охране труда.

Профсоюзы являются одним из гарантов социального мира. Они последовательно добиваются осуществления экономического роста на основе твердой приверженности идеалам социальной справедливости. Этот принцип заложен в документах Организации Объединенных Наций, Международной Организации Труда, а также Всемирной встречи на высшем уровне в 1995 г. в Копенгагене, на которой главы правительственных делегаций более 180 стран, включая Россию, взяли на себя обязательства:

• регламентировать продолжительность рабочего времени;

• осуществлять политику полной занятости и улучшения условий труда;

• гарантировать минимальную заработную плату, обеспечивающую удовлетворительные условия жизни;

• распространить социальное страхование на всех, кто в нем нуждается;

• обеспечить охрану жизни и здоровья всех трудящихся;

• признать и реализовать принцип «равная оплата за равный труд»;

• обеспечить реализацию профсоюзных свобод и прав на коллективные переговоры;

• обеспечить необходимые службы и меры для защиты благополучия детей и охраны материнства;

• защитить интересы трудящихся‑мигрантов;

• организовать профессиональную и техническую подготовку в равных для всех условиях;

• охранять природу и ресурсы.

В советской системе концепция трудовых отношений была не совместима с господствующей идеологией, соответствующая терминология отсутствовала. Поэтому не случайно интерпретация терминов значительно отличалась от принятых в развитых странах Запада, США и Японии. Главная причина видится в том, что трудовые отношения подразумевают конфликтность, переговоры и сотрудничество между работниками, работодателями и государственными органами, а также такие акции, как забастовки. Согласно существовавшей в то время концепции трудовых отношений государство (КПСС и правительство), хозяйственные руководители предприятий и профсоюзные организации функционируют в полной гармонии.

Трудовые отношения на рабочем месте регулировались не профсоюзами, а органами управления. Теоретически заработная плата и условия труда определялись централизованно, на практике значительным влиянием в этой области пользовались непосредственные руководители. Неформальные переговоры велись, однако не на коллективной основе, а скорее, на персональном уровне. Таким образом, считалось, что коллективные трудовые споры и конфликты интересов отсутствуют, а забастовки как акции рабочих, противоречащие их собственным интересам, незаконны. Кодексом законов о труде определялись процедуры рассмотрения трудовых споров между работником и администрацией в плане применения законодательных норм.

Между тем это вовсе не означает, что трудовые отношения были гладкие. Конфликты были имманентны системе, но в основном носили скрытый характер. Они иногда приводили к краткосрочным остановкам работы, обычно со стороны небольшого количества работников, и гасились непосредственными руководителями. Очень редко предприятие в целом прекращало работу. Когда такое случалось, в разрешение конфликта немедленно включались высшие руководители и партийное руководство; как правило, против активистов принимались санкции.

Заключались на предприятиях и коллективные договоры. Содержание договоров было оговорено трудовым законодательством и их нельзя считать результатом переговорного процесса между двумя независимыми и автономными партнерами, представляющими различные интересы.

Как в советский период, так и сейчас управление – это деятельность не только одного администратора или менеджера, а различных специалистов. Они собирают нужную информацию, обрабатывают ее, проводят анализ, разрабатывают варианты управленческих решений. Совокупность этих специалистов образует персонал управления, который несет ответственность за повышение эффективности производства и управления предприятиями, решение организационно‑технических проблем и преодоление имеющихся трудностей.

Положение менеджеров усугубляется тем, что они работают с людьми при отсутствии в стране системы, гарантирующей силой закона предупреждение разрушительных конфликтов, удерживающей конфликты в пределах, не подрывающих социальную стабильность. Речь идет о предельном напряжении реформ, за границами которого возникает угроза социальной дестабилизации.

Создавшаяся социально‑экономическая ситуация требует нового подхода к управлению процессами в этой сфере, при котором принимаются во внимание неопределенность результатов хозяйственных решений, неизбежные факторы риска. Поэтому все более актуальной становится проблема защиты не только социально уязвимых слоев населения, но и тех, кто трудится на предприятиях. В современных условиях регулирование трудовых отношений и социальная защита трудящихся стали центром экономической политики и управления на всех уровнях. И здесь особая роль принадлежит профессиональным союзам.

Российское законодательство выделяет ряд прав человека, которые в большей мере могут быть реализованы через профсоюзы. Во‑первых, это право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; во‑вторых, право на содействие занятости и защиту от безработицы; в‑третьих, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (МРОТ); в‑четвертых, право на охрану труда и безопасность на производстве, благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с работой; в‑пятых, право на обучение и повышение квалификации, получение информации, отдых. Таким образом, от позиции профсоюзных организаций во многом зависит понимание персоналом целей и политики руководства, использование мастерства и опыта работников, степень их удовлетворенности качеством трудовой жизни и условиями труда, а также результативность работы предприятий, их выживаемость и конкурентоспособность.

Профсоюзные организации располагают различными средствами для реализации экономических и социальных интересов работников и их защиты: собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования как акции выражения коллективного протеста; заявления, обращения, петиции, направленные на выражение недовольства профсоюзов по конкретным проблемам; забастовки как действенное средство мощного давления на работодателей. Среди этих и других средств защиты интересов работников особое место занимают коллективные переговоры и коллективные трудовые споры с использованием механизмов, характерных для этих процедур.

Какое бы средство профсоюзы ни использовали, они придерживаются при этом следующих принципов:

• продуманность позиции (начиная коллективные действия, профсоюзы имеют конкретную и понятную для всех участников цель, четкий план и сохраняют готовность вернуться за стол переговоров и пойти на разумный и обоснованный компромисс при условии удовлетворения основных требований участников коллективных действий);

• солидарность (только единство большинства трудящихся, их сознательная дисциплина, помощь других отрядов профсоюзного движения дают реальный шанс победить в противоборстве с работодателями);

• законность (приступая к коллективным действиям, профсоюзы стремятся не допустить дискредитации профсоюзного движения и, как правило, не поддерживают незаконные забастовки и стихийные акции, которые в конечном итоге вредят главным целям);

• гласность (профсоюзы стремятся обеспечить общественную поддержку участников коллективных действий, широко распространяя информацию о причинах конфликта и требованиях трудящихся).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.216 (0.008 с.)