Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы проявления и изменения корпоративной культурыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для того чтобы оценить корпоративную культуру, надо исследовать ее проявление и изменения, происходящие в ней. Корпоративная культура очень динамична во всех своих проявлениях. Она имеет свойства быстро разрушаться (что влечет за собой, как правило, весьма отрицательные последствия), трудно восстанавливаться и быстро укрепляться. В этом большую роль играет внешняя и внутренняя среда. Вот почему корпоративной культурой надо управлять и это требует как научного подхода, так и соответствующего ему искусства управления. Для управления корпоративной культурой необходимо знание факторов, влияющих на ее формирование и изменение. Во‑первых, это общие факторы, которые лишь косвенно, т. е. через другие факторы, влияют на корпоративную культуру, но в отдельных случаях и ситуациях могут воздействовать весьма активно. К этим факторам относятся экономическая, социальная, политическая и технологическая среда организации, а также среда конкуренции и среда глобализации. Каждую из них можно рассмотреть подробнее и разделить на совокупность факторов. Влияние на корпоративную культуру этих видов общей среды очевидно и понятно (рис. 21.1). Во‑вторых, это внешние факторы: поставщики, потребители и рынок труда. Эти факторы ограничивают возможности формирования и изменения корпоративной культуры, привносят в нее свои интересы и ценности, свое отношение к организации. Конечно, существует и обратное влияние, но оно чаще всего проявляется в неформальном виде, или в рекламе, выборе вариантов деловых отношений. В‑третьих, это внутренние факторы, оказывающие наиболее сильное воздействие на формирование и их изменение корпоративной культуры: менеджмент, персонал, организация. Качество этих факторов является основным в определении типа корпоративной культуры и тенденций ее развития.
Рис. 21.1. Основные факторы общей, внешней и внутренней среды, влияющие на формирование корпоративной культуры
Разнообразие типов корпоративной культуры отражает возможности управления ею и с помощью ее, а также тенденции развития в соответствующих условиях функционирования организации (рис. 21.2). Корпоративная культура может быть адаптивной и неадаптивной по отношению к внешней и внутренней среде. При наличии адаптивной корпоративной культуры явное предпочтение отдается инициативности персонала, инновациям, интересам потребителя, неформальному лидерству. При наличии неадаптивной корпоративной культуры предпочтения иные: устойчивое и последовательное развитие, стабильность персонала, дисциплина, предельная четкость организации деятельности, жесткий контроль и ответственность. Дж. Соненфельд выделил четыре типа корпоративных культур: «бейсбольная команда», «клуб», «академия» и «крепость».
Рис. 21.2. Признаки корпоративной культуры
«Бейсбольная команда» формируется в условиях значительных изменений внешней среды, требующих хорошей обратной связи, оперативного принятия решений, внутренних организационных изменений, способности работать в условиях высокого риска. Здесь особо ценятся талант и новаторство, решительность и прагматичность. Наиболее типичные компании с такой корпоративной культурой – рекламные агентства, киностудии и др. Этот тип корпоративной культуры связан с опасностью кризиса и с возможностями быстрого его преодоления. «Клуб» характеризуется ценностью взаимоотношений, интеграцией в группе, верностью традициям, наличием стажа и опыта, ростом карьеры. Это может быть культура гибкой внутренней организации, использующей ротацию персонала, постепенного прогресса. Однако во внешнем своем проявлении она может выглядеть консервативной даже в случае успешного развития. Корпоративная культура типа «академия» продолжает некоторые характеристики «клуба». Она построена на стабильности и уверенности, в ней ослаблены процессы горизонтальной ротации персонала, поощряются специализация (опыт и квалификация) до уровня экспертной работы, значительный приоритет отдается профессионализму и трудолюбию. Корпоративная культура «крепость» обычно формируется в кризисной для организации ситуации. Главными приоритетами в ней становятся возможность выживания и способность приспособления к внешней среде. Ради этого организация идет на сокращение персонала или объема его деятельности в соответствии с условиями реорганизации. Другие ценности уходят в тень. Это культура рациональной жертвенности, когда балластом могут оказаться даже очень нужные вещи. Она может представлять опасность для некоторых работников, однако в экстремальной ситуации при наличии этой культуры отдельные сотрудники могут проявить неожиданные, ранее скрытые способности – например, развитие карьеры у упоминавшегося уже Ли Якокки. В процессах антикризисного управления, реорганизаций, слияний и поглощений часто возникает так называемый культурный разрыв – столкновение культур различного типа. Практика показывает, что 50 % приобретенных компаний продается в течение последующих пяти лет, а по некоторым данным, 90 % объединений не достигают планируемых показателей. Интеграция финансовых систем и производственных технологий меньше всего вызывает трудностей; чаще всего проблемы возникают при взаимодействии разных типов корпоративных культур. Особенно остро эта проблема проявляется в открытой экономике при возникновении транснациональных компаний. Изменение корпоративной культуры при слиянии компаний или изменение обстоятельств кризиса является сложной проблемой менеджмента, для разрешения которой часто используется прием лидерства символов: введение девизов, принципов, кодексов, способствующих возникновению новых корпоративных ценностей. Конечно, эти символы необходимо подкреплять действиями, личным примером, соответствующими организационными формами и процедурами – тогда они будут приниматься. Но это прием временного действия – далее необходимо постепенно переходить от лидерства символов к реальным ценностям, что невозможно без большой аналитической работы. Корпоративная культура чаще всего исследуется с помощью тестирования, целенаправленного наблюдения, социометрического анализа, классификации факторов, нормативного экспериментирования (рис. 21.3).
Рис. 21.3. Факторы формирования корпоративной культуры в процессах управления
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.90.244 (0.006 с.) |