Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Четыре концепции времени в философии и физике. (По материалам одноименной работы Ю.Б.Молчанова.)
Содержание книги
- Наука как целостная развивающаяся система. Основные ее подсистемы и их краткая характеристика.
- Современная философия науки. Основная проблематика, сложившаяся в XX -начале XXI вв.
- Логико-эпистемический подход к исследованию науки. Позиция позитивистов.
- Наука в системе познания. Специфика научного знания (цели науки, ее принципы, формы, уровни и методы).
- Преднаука и научная классика. Основные сущностные характеристики.
- Валюнтативная метафизика как основание новоевропейской науки (оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам, гроссет и др. ).
- Преднаука и научная классика математики.
- Преднаука и научная классика логики.
- Классика социально-гуманитарного знания (науки о природе и науки о культере В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт).
- Специфика социального познания. От философии жизни к биофилософии.
- Специфика социального познания. От понимающей социологии М. Вебера к философии коммуникативного действия Ю. Хабермаса.
- Неклассическая наука и ее основные характеристики.
- Неклассический облик логики.
- Неклассический облик математики.
- Методы, применяемые на обоих уровнях научного познания. Общенаучное знание и его методы.
- Научная картина мира как одно из оснований науки. Основные космологические гипотезы современной научной картины мира.
- Соотношение философской и научной рациональности как основание логики и методологии научного познания.
- Полемика по основаниям научной неклассики как философия науки и методология научного поиска.
- Логика построения научных теорий в период преднауки и научной классики.
- Особенности построения развитых математизированных теорий в неклассической науке.
- Проблемные ситуации в науке. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.
- Глобальные научные революции как изменение типа рациональности.
- Методологические основания общенаучного знания как важнейший компонент философии и методологии неклассической и постнеклассической науки.
- Синергетика как феномен постнеклассической науки.
- Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. (Глобальный эволюционизм Э.Янча концепция «голографической Вселенной» Д.Бома, «голографического мозга» К.Прибрама и др.).
- Философия русского космизма и учение В.И.Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере (Проблема ноосферной цивилизации).
- Этика науки как социальной деятельности (Мертон) и этические проблемы постнеклассических научных исследований.
- Выход постнеклассической науки на философский уровень исследований этики. От этических проблем науки к социобиологическим основаниям этики.
- Сближение идеалов и норм естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в современной науке.
- Роль постнеклассической науки в осмыслении путей преодоления глобальных кризисов.
- Постнеклассика математики как одного из оснований постнеклассической науки.
- Наука как деятельность специально подготовленных людей. Этика и социология науки.
- Компьютеризация современного научного знания и ее методологические (философские) аспекты.
- Основания «необъяснимой» гибкости математики в научном исследовании. Классика, неклассика и постнеклассика математики.
- Позиция «интуиционистов» (Л. Э. Брауэр и др. ) в полемике по основаниям математики. Современные следствия результатов их исследований.
- Три основания логики и их соотношение в период античности, средневековья и Возрождения.
- Борьба против психологизма и ее результаты в развитии классического (фреге) и неклассического периода логики (многозначные, вероятностные логики и др. ).
- Логико-философские рукописи витгенштейна и их значение для развития высокоформализованного облика по всем трем основаниям логики.
- Неформальная логика Г.Тарда.
- Четыре концепции времени в философии и физике. (По материалам одноименной работы Ю.Б.Молчанова.)
- Специальная и общая теория относительности (СТО и ОТО) А.Эйнштейна и их связь с концепцией физического вакуума (И.Пригожин), глобального эволюционизма Э.Янча.
- Философский анализ соотношения понятий «необходимость», «случайность», «вероятность» на материалах новой и новейшей физики.
- Концепция детерминизма и «индетерминизма» в классике, неклассике и постнеклассике физики и философии.
- Дискуссия по проблемам скрытых параметров и полноты квантовой механики.
- Связь микро и мегамира в неклассической и постнеклассической физике. Квантовые корреляции и проблема информации.
- Два основных направления в современной философии техники. П. К. Энгельмайер как представитель инженерной философии техники.
- Взгляды М.Бунге и Ф.Дессауэра на проблемы философии техники.
- Гуманитарная философия техники. Взгляды Л.Мемфорда и Х.Ортега-и-Гассета.
- Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.
- Классическая, неклассическая и постнеклассическая логика.
Похожие статьи вашей тематики
Каких только концепций времени нет. У Хайдегера есть концепция времени. У греков: в мире есть собственное время. Парадокс времени Августина: прошлое – то, чего нет, будущее о, чего нет, настоящее – посередине. У Аристотеля есть концепция времени.
Проблема времени обсуждалась со времен античности. С т зр др греков есть время мира (Хронос), и время любого объекта ионос. Очень похоже в диосизме – дао мира и дао к-либо объекта. С т зр Августина, прошлое – это воспоминание, будущее – ожидание, настоящее – промежуток. С появлением астрономии стали выделять точное звездное время, точное местное время, поясное время.
Молчанов рассматривал 2 пары подходов времени, кот прим и в физ и в фил
Субстанциальное и реляционное время.
Субстанц.- как самостоятельная субстанция, никак не зависящая от остальных субстанций. Похоже на позицию Ньютона. Получила отклики в работах.Имеет аналоги в след моделях:
- концепция пустой Вселенной де Сильтера,
- концепция эмердженной эволюции Александера и Мора (эмердженность). Материя может самопроизвольно возникать из пространства и времени. 4-х мерный пространственно-временной континум Меньковского подтверждает субстанционную концепцию времени. Даже космологическая модель Пригожина тоже имеет созвучие с субстанционной концепцией времени, в том, что вещественная Вселенная возникает из физического вакуума, кот можно рассматривать как самостоятельную временную субстанцию. Субстанционная концепция времени может быть по-разному истолкована: 1) время уже есть в облике пр,наст и будущего, а мы движемся по времени->;2)становление стрелы времени.
Реляционная концепция времени хар т относительности. Время связано с движением и с относительностью движения. Пространственно-временные отношения широко применяются при исследовании общества и жизни человека: ХРОНОТОП. Хронос-соц вр, топ- соц пространство (можно понимать отношения между людьми. Скольк мерное?).Хронотоп указывает на пространство и время зависят от видов движения. Сколько видов движения, столько и пространственно-временных отношений.
Атемпоральность - в большой социальной системе разные подсистемы могут находится на разных временных уровнях развития. Приведенные выше аналоги говорят о том, что еще рано отказываться от субстанциальной концепции времени.
Статическая концепция времени: прошлое, настоящее и будущее уже есть, а история так устроена, что люди движутся вдоль того, что уже есть. В динамической концепции время понимается как длительность, а пространство как протяженность. У времени есть свойство – быть одно после другого, а у пространства – быть одно возле другого.
13. Концепция форм времени. Ее связь с идеей атемпоральности в сложных развивающихся системах (С.П.Курдюмов, Е.Н.Князева).
Во всеобщем универсальном взаимодействии есть разные типы связей или типов взаимодействий. В свою очередь известно, что взаимодействие – основа движения. Получается, что сколько видов взаимодействия, столько и видов движения: механическое, физическое, биологическое и социальные – основы соответствующих форм движения. Но известно, что пространство и время – характеристики движения. Получается, что каждому виду движения соответствует свой пространственно временные характеристики: есть биологические, химические, социальные, механические, временные характеристики.
Каких только концепций времени нет. У Хайдегера есть концепция времени. У греков: в мире есть собственное время. Парадокс времени Августина: прошлое – то, чего нет, будущее о, чего нет, настоящее – посередине. У Аристотеля есть концепция времени.
Проблема времени обсуждалась со времен античности. С т зр др греков есть время мира (Хронос), и время любого объекта ионос. Очень похоже в диосизме – дао мира и дао к-либо объекта. С т зр Августина, прошлое – это воспоминание, будущее – ожидание, настоящее – промежуток. С появлением астрономии стали выделять точное звездное время, точное местное время, поясное время.
Молчанов рассматривал 2 пары подходов времени, кот прим и в физ и в фил
Субстанциальное и реляционное время.
Субстанц.- как самостоятельная субстанция, никак не зависящая от остальных субстанций. Похоже на позицию Ньютона. Получила отклики в работах.Имеет аналоги в след моделях:
- концепция пустой Вселенной де Сильтера,
- концепция эмердженной эволюции Александера и Мора (эмердженность). Материя может самопроизвольно возникать из пространства и времени. 4-х мерный пространственно-временной континум Меньковского подтверждает субстанционную концепцию времени. Даже космологическая модель Пригожина тоже имеет созвучие с субстанционной концепцией времени, в том, что вещественная Вселенная возникает из физического вакуума, кот можно рассматривать как самостоятельную временную субстанцию. Субстанционная концепция времени может быть по-разному истолкована: 1) время уже есть в облике пр,наст и будущего, а мы движемся по времени->;2)становление стрелы времени.
Реляционная концепция времени хар т относительности. Время связано с движением и с относительностью движения. Пространственно-временные отношения широко применяются при исследовании общества и жизни человека: ХРОНОТОП. Хронос-соц вр, топ- соц пространство (можно понимать отношения между людьми. Скольк мерное?).Хронотоп указывает на пространство и время зависят от видов движения. Сколько видов движения, столько и пространственно-временных отношений.
Атемпоральность - в большой социальной системе разные подсистемы могут находится на разных временных уровнях развития. Приведенные выше аналоги говорят о том, что еще рано отказываться от субстанциальной концепции времени.
|