Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная философия науки. Основная проблематика, сложившаяся в XX -начале XXI вв.

Поиск

Философия науки (ФН) как раздел философского знания возникла в облике позитивизма в 30-е гг 19 в. Предметом ФН являются общие законо­мерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном кон­тексте.

Как дисциплина ФН испытывает на себе троякое вли­яние со стороны: общего социокультурного фона эпохи; гносеологических, эпистемологических, методологических исследований; теоретических подходов, моделей и концепций, развитых в рам­ках ФН и как направления современной философии.

ФН имеет статус исторического социокультурного знания, независимо от того, ориентирована она на изучение естество­знания или социально-гуманитарной тематики. ФН интересуют модели развития науки, «алгоритм открытия», методы исследования. ФН, понятая как рефлексия над наукой, выявляет основные особенности и закономерности ее разви­тия, расширяет границы рациональности.

В определении основной проблемы ФН существуют некоторые разночтения. Вместе с тем круг основных проблем философии науки достаточно широк, к нему относятся вопросы о критериях научности и отличиях научного и ненауч­ного знания, детерминируются ли общие положения науки однознач­но или один и тот же комплекс опытных данных может породить различные выводы, какова логика научного исследования и модели развития науки и пр. Все они вытекают из центральной проблемы ФН — проблемы роста научного знания.

Тематика ФН развивается по трем основным на­правлениям.

К первому относится круг вопросов, идущих от ФН и отталкивающихся от специфики философского знания. Поскольку Ф стремится к универсальному постиже­нию мира и познанию его общих принципов, то это наследует и ФН, используя концептуальный аппарат Ф, опираясь на наличие определенной мировоззренчес­кой позиции.

Ко второму - группа проблем, возникающих внутри самой науки и нуждающихся в компетентном арбитре, в роли кото­рого оказывается философия. Здесь тесно переплетены специ­фические проблемы познавательной деятельности, конкури­рующие модели приращения научного знания, эвристические методы и собственно «философские подсказки» решения пара­доксальных проблем.

К третьему направлению относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и возможных приложений. История науки убедительно свидетельствует, какую огромную роль играет Ф. в разви­тии науки. Особенно заметно это влияние Ф. в эпохи научных революций.

Современные западные ученые предполагает различение той или иной ориентации ФН, к примеру, методологически ори­ентированной философии науки (критический рационализм К. Поппера) или онтологически ориентированной (А. Уайтхед). Приоритеты первой — в рассмотрении многообразных процедур научного исследования: обосновании, идеализации, фальсификации, а также анализ содержательных предпосылок знания. Второй — в построении единой картины мира, целостного образа универсума.

Если выделить стержневую проблематику философии науки, то первая треть XX в. была занята: - построением целостной научной картины мира; - исследованием соотношения детерминизма и причинности; и – исследованием динамических и статистических закономерностей.

Вторая треть XX в. фокусировалась на: анализе эмпирического обоснования науки, выяснении, доста­точен ли для науки фундамент чисто эмпирического исследо­вания; соотнесении онтологического и инструментального смысла проблемы теоретической нагруженности опыта; изучении процедур верификации, фальсификации, дедуктивно-номолотического объяснения; обосновании парадигмальной модели научного знания, научно-исследовательской программы, проблемы тематического анализа науки.

В последней трети XX в. обсуждается расширенное понятие науч­ной рациональности, обостряется конкуренция различных моделей ро­ста науки, попыток реконструкции логики научного поиска. Новую актуальность приобретают критерии научности, методологические нор­мы и понятийный аппарат постнеклассической стадии развития на­уки. Возникает осознанное стремление к историзации науки, выдви­гается требование соотношения ФН с ее историей, ост­ро встает проблема универсальности методов и процедур, применяе­мых в рамках философии науки. Вновь обретает силу вопрос о соци­альной детерминации научного знания, актуальными становятся проблемы гуманизации науки. Современная ФН выступает от имени естественно­научного и гуманитарного знания, пытается понять место науки в со­временной цивилизации в ее многообразных отношениях к этике, по­литике, религии. Тем самым ФН выполняет и общекультурную функцию, не позволяя ученым стать невеждами, абсолю­тизирующими узкопрофессиональный подход к явлениям и процес­сам. Она призывает обращать внимание на философский план любой проблемы, на отношение научной мысли к действительности во всей ее полноте и многоаспектности, предстает как развернутая диаграмма воззрений на проблему роста (развития) научного знания.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.7.253 (0.006 с.)