Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современная философия науки. Основная проблематика, сложившаяся в XX -начале XXI вв.
Философия науки (ФН) как раздел философского знания возникла в облике позитивизма в 30-е гг 19 в. Предметом ФН являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Как дисциплина ФН испытывает на себе троякое влияние со стороны: общего социокультурного фона эпохи; гносеологических, эпистемологических, методологических исследований; теоретических подходов, моделей и концепций, развитых в рамках ФН и как направления современной философии. ФН имеет статус исторического социокультурного знания, независимо от того, ориентирована она на изучение естествознания или социально-гуманитарной тематики. ФН интересуют модели развития науки, «алгоритм открытия», методы исследования. ФН, понятая как рефлексия над наукой, выявляет основные особенности и закономерности ее развития, расширяет границы рациональности. В определении основной проблемы ФН существуют некоторые разночтения. Вместе с тем круг основных проблем философии науки достаточно широк, к нему относятся вопросы о критериях научности и отличиях научного и ненаучного знания, детерминируются ли общие положения науки однозначно или один и тот же комплекс опытных данных может породить различные выводы, какова логика научного исследования и модели развития науки и пр. Все они вытекают из центральной проблемы ФН — проблемы роста научного знания. Тематика ФН развивается по трем основным направлениям. К первому относится круг вопросов, идущих от ФН и отталкивающихся от специфики философского знания. Поскольку Ф стремится к универсальному постижению мира и познанию его общих принципов, то это наследует и ФН, используя концептуальный аппарат Ф, опираясь на наличие определенной мировоззренческой позиции. Ко второму - группа проблем, возникающих внутри самой науки и нуждающихся в компетентном арбитре, в роли которого оказывается философия. Здесь тесно переплетены специфические проблемы познавательной деятельности, конкурирующие модели приращения научного знания, эвристические методы и собственно «философские подсказки» решения парадоксальных проблем.
К третьему направлению относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и возможных приложений. История науки убедительно свидетельствует, какую огромную роль играет Ф. в развитии науки. Особенно заметно это влияние Ф. в эпохи научных революций. Современные западные ученые предполагает различение той или иной ориентации ФН, к примеру, методологически ориентированной философии науки (критический рационализм К. Поппера) или онтологически ориентированной (А. Уайтхед). Приоритеты первой — в рассмотрении многообразных процедур научного исследования: обосновании, идеализации, фальсификации, а также анализ содержательных предпосылок знания. Второй — в построении единой картины мира, целостного образа универсума. Если выделить стержневую проблематику философии науки, то первая треть XX в. была занята: - построением целостной научной картины мира; - исследованием соотношения детерминизма и причинности; и – исследованием динамических и статистических закономерностей. Вторая треть XX в. фокусировалась на: анализе эмпирического обоснования науки, выяснении, достаточен ли для науки фундамент чисто эмпирического исследования; соотнесении онтологического и инструментального смысла проблемы теоретической нагруженности опыта; изучении процедур верификации, фальсификации, дедуктивно-номолотического объяснения; обосновании парадигмальной модели научного знания, научно-исследовательской программы, проблемы тематического анализа науки. В последней трети XX в. обсуждается расширенное понятие научной рациональности, обостряется конкуренция различных моделей роста науки, попыток реконструкции логики научного поиска. Новую актуальность приобретают критерии научности, методологические нормы и понятийный аппарат постнеклассической стадии развития науки. Возникает осознанное стремление к историзации науки, выдвигается требование соотношения ФН с ее историей, остро встает проблема универсальности методов и процедур, применяемых в рамках философии науки. Вновь обретает силу вопрос о социальной детерминации научного знания, актуальными становятся проблемы гуманизации науки. Современная ФН выступает от имени естественнонаучного и гуманитарного знания, пытается понять место науки в современной цивилизации в ее многообразных отношениях к этике, политике, религии. Тем самым ФН выполняет и общекультурную функцию, не позволяя ученым стать невеждами, абсолютизирующими узкопрофессиональный подход к явлениям и процессам. Она призывает обращать внимание на философский план любой проблемы, на отношение научной мысли к действительности во всей ее полноте и многоаспектности, предстает как развернутая диаграмма воззрений на проблему роста (развития) научного знания.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.004 с.) |