Наука как целостная развивающаяся система. Основные ее подсистемы и их краткая характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука как целостная развивающаяся система. Основные ее подсистемы и их краткая характеристика.



Постпозитивистские подходы в философии науки. Концепция К. Поппера.

Карл Поппер (1902—1994) начиная с 30-х гг. 20 в. был в оппозиции к неопозитивизму. Он четко формулировал свои разногласия с основными идеями неопозитивизма – редукционистской трактовкой теоретического знания, принципом верификации, негативным отношением к роли философских идей в развитии науки. К. Поппер был одним из последовательных критиков индуктивизма как метода построения научных теорий. Он справедливо отмечал, что простое индуктивное обобщение опыта не приводит к теориям, а теории не являются только описанием и систематизацией эмпирических данных.

Принцип верификации обеспечивал различение науч. и вненауч. высказываний, проводил границу м/у наукой и метафизикой. Поппер проблему демаркации науки (Проблема демаркации – проблема поиска критерия, по которому можно было бы отделить теории, являющиеся научными с точки зрения эмпирической науки, от ненаучных предположений и утверждений, метафизики, и формальных наук (логики, математики). Проблема демаркации – это также проблема определения границ науки, отделяющих её от других способов, которыми человек может излагать свои мысли, чувства и убеждения (искусство, литература и религия)) и вненауч. высказываний также считал важной. Но отвергал ее решение на основе принципа верификации. Он отмечал, что можно найти подтверждения наблюдениями и фантастическим гипотезам, кот. впоследствии оказываются ложными. Поппер в качестве основы для решения проблемы демаркации выдвинул принцип фальсификации (опровержения).

Согласно принципу фальсификации, к научным теориям относятся только такие системы знаний, для которых можно найти «потенциальные фальсификаторы», т.е. противоречащие теориям положения, истинность которых устанавливается путем экспериментальных процедур. Идеи фальсификационизма Поппер связывал с представлениями о росте научного знания. Он отстаивал точку зрения, что наука изучает реальный мир и стремится получить истинное описание мира. Но сразу и окончательно такое знание получить невозможно, путь к нему лежит через выдвижение гипотез, построение теорий, нахождение их опровержений, движения к новым теориям. Прогресс науки состоит в последовательности сменяющих друг друга теорий путем их опровержения и выдвижения новых проблем

В процессе выдвижения гипотез участвуют не только собственно науч. представления, но и филос. идеи; на этот процесс могут оказывать влияние образы техники, искусства, обыденный язык, подсознательные идеи. Рез-т этого процесса почти неизбежно содержит ошибки, поэтому требует жесткой критики, поиска фальсификаторов, которые могут привести к опровержению первонач. гипотез, постановке новых проблем, выдвижению новых пробных теорий и новой критике. Процесс разв-я научных знаний Поппер рассм-л как одно из проявлений истор. эволюции. Он проводил параллель между биологич. эволюцией и ростом науч. знания. Процесс роста знания Поппер включает более широкий контекст взаимод-я челов. сознания и мира. Он рассматривает три слоя реальности (три мира), взаимод-е кот. определяет развитие науки. 1ый мир это мир физических сущностей; 2ой мир – духовные состояния человека, включающие его сознательное и бессознательное; 3ий мир – это мир «продуктов человеческого духа», который включает в себя средства познания, научные теории, научные проблемы и т.п. Порождение новых идей, гипотез и теорий является результатом взаимодействия всех трех миров.


Наука как целостная развивающаяся система. Основные ее подсистемы и их краткая характеристика.

Наука есть не только целостная, но и разви­вающаяся система: таковыми явл. и конкр. Науч. дисциплины, и др. эл-ты структуры науки - пробле­мы, гипотезы, теории, науч. парадигмы и т.д. Сегодня все сильнее утверждается мысль о том, что наука – это не только органическая развив. сис-ма, но и сис-ма откры­тая, самоорганизующаяся. Совр. (постнеклассическая) наука все более активно усваивает идеи и методы синергетики, кот. стано­вится коренным основанием науки XXI в. Наука явл. важнейшим органическим эл-том общечеловеческой культуры. Как и др. формы познания, наука есть социокультурная деят-ть, а не только «чистое знание».

Т. о., осн. стороны бытия науки - это, во-первых, сложный, противоречивый процесс получения нового специфич. знания; во-вторых – рез-т этого процесса, т.е. объединение получ. знаний в целостную, развивающуюся органическую сис­тему; в-третьих – соц. инсти­тут со всей своей инфраструктурой: орган-я науки, науч. уч­реждения и т.п.; этос науки, проф. объе­динения ученых, ресурсы, финансы, науч. Обор-е, сис-ма науч. Инф-и, разл. рода коммуникации ученых и т.п.; в-четвертых - особая область челов. Дух. Деят-ти и важнейший элем-т культуры.

Наука - это исторически сложившаяся форма челов. Деят-ти, направ. на познание и преобразование объективной действ-ти. Наука - это одновременно и сис-ма знаний, и их дух. Произв-во, и практ. Деят-ть на их основе.

Философия

Вероят. и статист. методы Теория систем Теория информации Кибернетика Синергетика

Логика/Математика

Частные науки

Наука как система: I. Наука как деятельность спец. подготовленных людей и отношения между ними: Ученые - это спец. Подгот. люди в данной сфере деят-ти. Этика науки имеет 3 основания (нормативная, мотивационная и ролевая этики). Нормы поведения ученых: честность, взаимопомощь. эмоц. нейтральность, универсализм и т.д. (Мертон). У ученых есть несколько ролей: исследователь, педагог, организатор науки. II. Наука как система организаций и учреждений: включает академические ВУЗы, НИИ. III. Наука как информационная система: Сюда входят системы библиотек академич. и исслед. ВУЗов, система академич. изданий (журналы и сборники), системы эл. связи типа Internet. IV. Наука как форма общественного сознания: В четкой форме проблему общ. сознания впервые поставил Гегель. Есть 2 способа сущ-я общ. сознания. Наука как форма общ. сознания также имеет 2 способа и 3 уровня сущ-я: 1. наука как вид дух. Произв-ва: 1) обыденный уровень дух. Произв-ва: этим дух. Произв-вом занимаются все (школы, ВУЗы и т.д.). Обыденный уровень дух. Произв-ва в науке, как правило, не доступен неподготовленному человеку. 2) проф. уровень: этим в науке занимаются ученые-профессионалы. 3) конформистский уровень: формирует школы в науке. На этом уровне строится подбор кадров в ВУЗы. На нем же подбираются люди в состав студентов ВУЗа. 2. наука как опредмеченные идеи. Все уровни дух. Произв-ва в науке опредмечены в матер. культуре, дух. культуре и системе отношений между людьми. V. Наука как система знаний: Как система знаний наука прошла целый ряд этапов: 1. подготовительный период (преднаука): в первую очередь, математика и логика. 2. подготовительный период (Средневековье): математика, логика, биология 3. первая классическая наука (17 - сер. 19 вв.) 4. неклассическая наука (сер. 19 - 70е гг. 20 вв.) 5. постнеклассицизм в науке (с сер.70х гг. 20 вв.)

Наука подразделяется: 1. частные науки 2. общенаучное знание 3. научная философия

Основными особенностями научного познания являются:

 1. Основная задача научного знания - обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др.

2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания.

3. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.21.176.63 (0.028 с.)