Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наука как целостная развивающаяся система. Основные ее подсистемы и их краткая характеристика.Стр 1 из 50Следующая ⇒
Постпозитивистские подходы в философии науки. Концепция К. Поппера. Карл Поппер (1902—1994) начиная с 30-х гг. 20 в. был в оппозиции к неопозитивизму. Он четко формулировал свои разногласия с основными идеями неопозитивизма – редукционистской трактовкой теоретического знания, принципом верификации, негативным отношением к роли философских идей в развитии науки. К. Поппер был одним из последовательных критиков индуктивизма как метода построения научных теорий. Он справедливо отмечал, что простое индуктивное обобщение опыта не приводит к теориям, а теории не являются только описанием и систематизацией эмпирических данных. Принцип верификации обеспечивал различение науч. и вненауч. высказываний, проводил границу м/у наукой и метафизикой. Поппер проблему демаркации науки (Проблема демаркации – проблема поиска критерия, по которому можно было бы отделить теории, являющиеся научными с точки зрения эмпирической науки, от ненаучных предположений и утверждений, метафизики, и формальных наук (логики, математики). Проблема демаркации – это также проблема определения границ науки, отделяющих её от других способов, которыми человек может излагать свои мысли, чувства и убеждения (искусство, литература и религия)) и вненауч. высказываний также считал важной. Но отвергал ее решение на основе принципа верификации. Он отмечал, что можно найти подтверждения наблюдениями и фантастическим гипотезам, кот. впоследствии оказываются ложными. Поппер в качестве основы для решения проблемы демаркации выдвинул принцип фальсификации (опровержения). Согласно принципу фальсификации, к научным теориям относятся только такие системы знаний, для которых можно найти «потенциальные фальсификаторы», т.е. противоречащие теориям положения, истинность которых устанавливается путем экспериментальных процедур. Идеи фальсификационизма Поппер связывал с представлениями о росте научного знания. Он отстаивал точку зрения, что наука изучает реальный мир и стремится получить истинное описание мира. Но сразу и окончательно такое знание получить невозможно, путь к нему лежит через выдвижение гипотез, построение теорий, нахождение их опровержений, движения к новым теориям. Прогресс науки состоит в последовательности сменяющих друг друга теорий путем их опровержения и выдвижения новых проблем
В процессе выдвижения гипотез участвуют не только собственно науч. представления, но и филос. идеи; на этот процесс могут оказывать влияние образы техники, искусства, обыденный язык, подсознательные идеи. Рез-т этого процесса почти неизбежно содержит ошибки, поэтому требует жесткой критики, поиска фальсификаторов, которые могут привести к опровержению первонач. гипотез, постановке новых проблем, выдвижению новых пробных теорий и новой критике. Процесс разв-я научных знаний Поппер рассм-л как одно из проявлений истор. эволюции. Он проводил параллель между биологич. эволюцией и ростом науч. знания. Процесс роста знания Поппер включает более широкий контекст взаимод-я челов. сознания и мира. Он рассматривает три слоя реальности (три мира), взаимод-е кот. определяет развитие науки. 1ый мир это мир физических сущностей; 2ой мир – духовные состояния человека, включающие его сознательное и бессознательное; 3ий мир – это мир «продуктов человеческого духа», который включает в себя средства познания, научные теории, научные проблемы и т.п. Порождение новых идей, гипотез и теорий является результатом взаимодействия всех трех миров. Наука как целостная развивающаяся система. Основные ее подсистемы и их краткая характеристика. Наука есть не только целостная, но и развивающаяся система: таковыми явл. и конкр. Науч. дисциплины, и др. эл-ты структуры науки - проблемы, гипотезы, теории, науч. парадигмы и т.д. Сегодня все сильнее утверждается мысль о том, что наука – это не только органическая развив. сис-ма, но и сис-ма открытая, самоорганизующаяся. Совр. (постнеклассическая) наука все более активно усваивает идеи и методы синергетики, кот. становится коренным основанием науки XXI в. Наука явл. важнейшим органическим эл-том общечеловеческой культуры. Как и др. формы познания, наука есть социокультурная деят-ть, а не только «чистое знание». Т. о., осн. стороны бытия науки - это, во-первых, сложный, противоречивый процесс получения нового специфич. знания; во-вторых – рез-т этого процесса, т.е. объединение получ. знаний в целостную, развивающуюся органическую систему; в-третьих – соц. институт со всей своей инфраструктурой: орган-я науки, науч. учреждения и т.п.; этос науки, проф. объединения ученых, ресурсы, финансы, науч. Обор-е, сис-ма науч. Инф-и, разл. рода коммуникации ученых и т.п.; в-четвертых - особая область челов. Дух. Деят-ти и важнейший элем-т культуры.
Наука - это исторически сложившаяся форма челов. Деят-ти, направ. на познание и преобразование объективной действ-ти. Наука - это одновременно и сис-ма знаний, и их дух. Произв-во, и практ. Деят-ть на их основе.
Наука как система: I. Наука как деятельность спец. подготовленных людей и отношения между ними: Ученые - это спец. Подгот. люди в данной сфере деят-ти. Этика науки имеет 3 основания (нормативная, мотивационная и ролевая этики). Нормы поведения ученых: честность, взаимопомощь. эмоц. нейтральность, универсализм и т.д. (Мертон). У ученых есть несколько ролей: исследователь, педагог, организатор науки. II. Наука как система организаций и учреждений: включает академические ВУЗы, НИИ. III. Наука как информационная система: Сюда входят системы библиотек академич. и исслед. ВУЗов, система академич. изданий (журналы и сборники), системы эл. связи типа Internet. IV. Наука как форма общественного сознания: В четкой форме проблему общ. сознания впервые поставил Гегель. Есть 2 способа сущ-я общ. сознания. Наука как форма общ. сознания также имеет 2 способа и 3 уровня сущ-я: 1. наука как вид дух. Произв-ва: 1) обыденный уровень дух. Произв-ва: этим дух. Произв-вом занимаются все (школы, ВУЗы и т.д.). Обыденный уровень дух. Произв-ва в науке, как правило, не доступен неподготовленному человеку. 2) проф. уровень: этим в науке занимаются ученые-профессионалы. 3) конформистский уровень: формирует школы в науке. На этом уровне строится подбор кадров в ВУЗы. На нем же подбираются люди в состав студентов ВУЗа. 2. наука как опредмеченные идеи. Все уровни дух. Произв-ва в науке опредмечены в матер. культуре, дух. культуре и системе отношений между людьми. V. Наука как система знаний: Как система знаний наука прошла целый ряд этапов: 1. подготовительный период (преднаука): в первую очередь, математика и логика. 2. подготовительный период (Средневековье): математика, логика, биология 3. первая классическая наука (17 - сер. 19 вв.) 4. неклассическая наука (сер. 19 - 70е гг. 20 вв.) 5. постнеклассицизм в науке (с сер.70х гг. 20 вв.) Наука подразделяется: 1. частные науки 2. общенаучное знание 3. научная философия Основными особенностями научного познания являются: 1. Основная задача научного знания - обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. 2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. 3. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.21.176.63 (0.028 с.) |