Соотношение философской и научной рациональности как основание логики и методологии научного познания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение философской и научной рациональности как основание логики и методологии научного познания.



С возникновением в XVII веке классической науки появились новые возможности именно в «процессуальном» отражении всеобщей детерминации и движения. Но классическая наука, как известно, рассматривала движение изолированных объектов, не имея возможности видеть «событийность». И это тут же проявилось. Запал полемики со средневековыми философами дал о себе знать. При этом философствующие ученые подвергают достаточно жесткой критике имеющийся в философии понятийный аппарат «событийного» видения движения в облике идей Аристотеля о форме, смене форм, четырех видах причинности и др. Кстати, сделано это было на волне критики устаревших к тому времени многих научных взглядов Аристотеля. Активное участие в развитии механистического «процессуального» видения движения в науке и в своеобразном переносе его в философию приняли Р.Декарт, Б.Спиноза, И.Ньютон, Р.И.Бошкович, Г.Лейбниц, П.С.Лаплас.

Становление неклассической философии (середина XIX века) привело к новым позитивным изменениям в философском видении всеобщей детерминации. Суть этой философии состоит в том, что она обратилась к исследованию духовного мира человека, его деятельности, к развитию социальных систем и подсистем. Данная сфера потребовала, во-первых, новых шагов в совершенствовании «со-бытийного» подхода. В то же время очевидной стала и явная ограниченность механистического видения процессов, как основания движения в отмеченной только что социальной среде. Другими словами, в теоретической рациональности неклассической философии был сделан шаг в направлении более глубокого отражения не только «со-бытийного», но и «процессуального» аспектов той части всеобщей детерминации, которая характеризует жизнь общества, человека, его духовного мира и др. Правда, для философов этот результат был давно ожидаемым как цель, к которой они стремились вот уже более двух тысяч лет.

На новой ступени развития теоретическая научная рациональность приобретает уровень, дающий возможность исследовать совместное движение многих неизолированных объектов. Но это, с одной стороны, означает отход от механической упрощенности понимания «процессуального» аспекта всеобщей детерминации. С другой же стороны, наука тем самым подошла к исследованию «событийной» грани детерминации. Таким образом, на ступени своего неклассицизма философия и наука сделали встречные шаги в развитии теоретической рациональности. Для философии это был шаг от «событийного» понимания всеобщей детерминации к «процессуальному», а для науки - от «процессуального» к «со-бытийному».

Но если процессы становления неклассического облика философии и науки были относительно самостоятельными, то последующее развитие этих двух видов познания уже в новом качестве прошло в очень тесной связи и взаимосогласованности. Научные неклассические исследования нашли отражение в философском знании. А развитие философии оказало прямое влияние на научные разработки. Хотя это всего лишь одна из граней совместного развития философии и науки в период их неклассицизма. Наибольшее значение здесь принадлежит становлению общенаучного знания в облике единства вероятностных и статистических методов, теории систем, теории информации, кибернетики и, наконец, синергетики. Это знание сформировалось в науке специально для исследования неизолированных открытых систем. Другими словами, рациональность общенаучного знания с самого начала преследовала цель совершенствования «процессуального» понимания детерминации и продвижения в направлении более глубокого ее «событийного» видения.

Иными словами, на современном уровне развития философии и науки действительно происходит становление единства теоретической грани философской и научной рациональности. Следствием этого процесса явилось, в частности, создание упомянутой уже концепции глобального эволюционизма в его синергетической интерпретации.

Становление в настоящий момент единства философской и научной рациональности говорит о том, что философия вместе с наукой вступила в новый этап своего развития. Название для данного этапа в науке сложилось. Это «постнеклассическая наука».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.004 с.)