Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Соотношение философской и научной рациональности как основание логики и методологии научного познания.
Содержание книги
- Наука как целостная развивающаяся система. Основные ее подсистемы и их краткая характеристика.
- Современная философия науки. Основная проблематика, сложившаяся в XX -начале XXI вв.
- Логико-эпистемический подход к исследованию науки. Позиция позитивистов.
- Наука в системе познания. Специфика научного знания (цели науки, ее принципы, формы, уровни и методы).
- Преднаука и научная классика. Основные сущностные характеристики.
- Валюнтативная метафизика как основание новоевропейской науки (оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам, гроссет и др. ).
- Преднаука и научная классика математики.
- Преднаука и научная классика логики.
- Классика социально-гуманитарного знания (науки о природе и науки о культере В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт).
- Специфика социального познания. От философии жизни к биофилософии.
- Специфика социального познания. От понимающей социологии М. Вебера к философии коммуникативного действия Ю. Хабермаса.
- Неклассическая наука и ее основные характеристики.
- Неклассический облик логики.
- Неклассический облик математики.
- Методы, применяемые на обоих уровнях научного познания. Общенаучное знание и его методы.
- Научная картина мира как одно из оснований науки. Основные космологические гипотезы современной научной картины мира.
- Соотношение философской и научной рациональности как основание логики и методологии научного познания.
- Полемика по основаниям научной неклассики как философия науки и методология научного поиска.
- Логика построения научных теорий в период преднауки и научной классики.
- Особенности построения развитых математизированных теорий в неклассической науке.
- Проблемные ситуации в науке. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.
- Глобальные научные революции как изменение типа рациональности.
- Методологические основания общенаучного знания как важнейший компонент философии и методологии неклассической и постнеклассической науки.
- Синергетика как феномен постнеклассической науки.
- Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. (Глобальный эволюционизм Э.Янча концепция «голографической Вселенной» Д.Бома, «голографического мозга» К.Прибрама и др.).
- Философия русского космизма и учение В.И.Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере (Проблема ноосферной цивилизации).
- Этика науки как социальной деятельности (Мертон) и этические проблемы постнеклассических научных исследований.
- Выход постнеклассической науки на философский уровень исследований этики. От этических проблем науки к социобиологическим основаниям этики.
- Сближение идеалов и норм естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в современной науке.
- Роль постнеклассической науки в осмыслении путей преодоления глобальных кризисов.
- Постнеклассика математики как одного из оснований постнеклассической науки.
- Наука как деятельность специально подготовленных людей. Этика и социология науки.
- Компьютеризация современного научного знания и ее методологические (философские) аспекты.
- Основания «необъяснимой» гибкости математики в научном исследовании. Классика, неклассика и постнеклассика математики.
- Позиция «интуиционистов» (Л. Э. Брауэр и др. ) в полемике по основаниям математики. Современные следствия результатов их исследований.
- Три основания логики и их соотношение в период античности, средневековья и Возрождения.
- Борьба против психологизма и ее результаты в развитии классического (фреге) и неклассического периода логики (многозначные, вероятностные логики и др. ).
- Логико-философские рукописи витгенштейна и их значение для развития высокоформализованного облика по всем трем основаниям логики.
- Неформальная логика Г.Тарда.
- Четыре концепции времени в философии и физике. (По материалам одноименной работы Ю.Б.Молчанова.)
- Специальная и общая теория относительности (СТО и ОТО) А.Эйнштейна и их связь с концепцией физического вакуума (И.Пригожин), глобального эволюционизма Э.Янча.
- Философский анализ соотношения понятий «необходимость», «случайность», «вероятность» на материалах новой и новейшей физики.
- Концепция детерминизма и «индетерминизма» в классике, неклассике и постнеклассике физики и философии.
- Дискуссия по проблемам скрытых параметров и полноты квантовой механики.
- Связь микро и мегамира в неклассической и постнеклассической физике. Квантовые корреляции и проблема информации.
- Два основных направления в современной философии техники. П. К. Энгельмайер как представитель инженерной философии техники.
- Взгляды М.Бунге и Ф.Дессауэра на проблемы философии техники.
- Гуманитарная философия техники. Взгляды Л.Мемфорда и Х.Ортега-и-Гассета.
- Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.
- Классическая, неклассическая и постнеклассическая логика.
С возникновением в XVII веке классической науки появились новые возможности именно в «процессуальном» отражении всеобщей детерминации и движения. Но классическая наука, как известно, рассматривала движение изолированных объектов, не имея возможности видеть «событийность». И это тут же проявилось. Запал полемики со средневековыми философами дал о себе знать. При этом философствующие ученые подвергают достаточно жесткой критике имеющийся в философии понятийный аппарат «событийного» видения движения в облике идей Аристотеля о форме, смене форм, четырех видах причинности и др. Кстати, сделано это было на волне критики устаревших к тому времени многих научных взглядов Аристотеля. Активное участие в развитии механистического «процессуального» видения движения в науке и в своеобразном переносе его в философию приняли Р.Декарт, Б.Спиноза, И.Ньютон, Р.И.Бошкович, Г.Лейбниц, П.С.Лаплас.
Становление неклассической философии (середина XIX века) привело к новым позитивным изменениям в философском видении всеобщей детерминации. Суть этой философии состоит в том, что она обратилась к исследованию духовного мира человека, его деятельности, к развитию социальных систем и подсистем. Данная сфера потребовала, во-первых, новых шагов в совершенствовании «со-бытийного» подхода. В то же время очевидной стала и явная ограниченность механистического видения процессов, как основания движения в отмеченной только что социальной среде. Другими словами, в теоретической рациональности неклассической философии был сделан шаг в направлении более глубокого отражения не только «со-бытийного», но и «процессуального» аспектов той части всеобщей детерминации, которая характеризует жизнь общества, человека, его духовного мира и др. Правда, для философов этот результат был давно ожидаемым как цель, к которой они стремились вот уже более двух тысяч лет.
На новой ступени развития теоретическая научная рациональность приобретает уровень, дающий возможность исследовать совместное движение многих неизолированных объектов. Но это, с одной стороны, означает отход от механической упрощенности понимания «процессуального» аспекта всеобщей детерминации. С другой же стороны, наука тем самым подошла к исследованию «событийной» грани детерминации. Таким образом, на ступени своего неклассицизма философия и наука сделали встречные шаги в развитии теоретической рациональности. Для философии это был шаг от «событийного» понимания всеобщей детерминации к «процессуальному», а для науки - от «процессуального» к «со-бытийному».
Но если процессы становления неклассического облика философии и науки были относительно самостоятельными, то последующее развитие этих двух видов познания уже в новом качестве прошло в очень тесной связи и взаимосогласованности. Научные неклассические исследования нашли отражение в философском знании. А развитие философии оказало прямое влияние на научные разработки. Хотя это всего лишь одна из граней совместного развития философии и науки в период их неклассицизма. Наибольшее значение здесь принадлежит становлению общенаучного знания в облике единства вероятностных и статистических методов, теории систем, теории информации, кибернетики и, наконец, синергетики. Это знание сформировалось в науке специально для исследования неизолированных открытых систем. Другими словами, рациональность общенаучного знания с самого начала преследовала цель совершенствования «процессуального» понимания детерминации и продвижения в направлении более глубокого ее «событийного» видения.
Иными словами, на современном уровне развития философии и науки действительно происходит становление единства теоретической грани философской и научной рациональности. Следствием этого процесса явилось, в частности, создание упомянутой уже концепции глобального эволюционизма в его синергетической интерпретации.
Становление в настоящий момент единства философской и научной рациональности говорит о том, что философия вместе с наукой вступила в новый этап своего развития. Название для данного этапа в науке сложилось. Это «постнеклассическая наука».
|