Сближение идеалов и норм естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в современной науке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сближение идеалов и норм естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в современной науке.



Истоки раскола 2 культур лежат глубоко в недрах процесса формирования европ. науки Нового времени, а некоторые исследователи относят их даже к античности, к особенностям формирования первых научных и философских программ древних греков. Действительно масштабное выражение этого раскола и четкое его филос. осмысление произошло на исходе 19 и в самом начале 20 в. Можно сформировать обобщенную картину тех основных оппозиций, по которым собственно и произошел раскол этих 2 наук - естественнонаучной и социально-гуманитарной.

По предметному основанию:

– если природа выступает в естествознании всегда в виде объекта познания, независимо от познающего ее субъекта, то в гуманитарной области субъект сам становится предметом познания самого себя;

– если природа внеисторична, то культура- это и есть историч. процесс создания все более новых форм значимостей и смыслов;

– если природа есть царство необходимых законов, то культура – продукт деят-ти своб. человека;

– если в природе господствует причинность, то в культуре всегда есть продукт деят-ти человека, преследующего всегда опред. цели и руководствующегося при этом опред. нормами и ценностями;

– если природа это сфера бытия сущего, то культура – это прежде всего сфера должного, ценностно нагруженного;

По методологическому основанию:

– если целью познания в естественных науках является открытие и формулирование общих законов, то целью гуманитарных наук является познание индивидуальных, всякий раз уникальных в своей неповторимости явлений челов. культуры.

– если главной операцией, с помощью которой постигают конкр. явления природы в рамках естественных наук является их объяснение, то главной операцией в гуманитарных науках является понимание явлений.

Все эти позиции стали предметом пристального изучения и дискуссий на протяжении всего 20 в. Процесс развития наук в 20 в. приобрел значительно более сложный характер и сами естест. науки по мере вовлечения в орбиту своих научных интересов все более сложных системно организов. объектов стали допускать в свои теории такие понятия, которые являлись исключительно прерогативой социально-гуманитарных наук. А это значит, что развитие науки в 20 в. (и здесь особое место принадлежит биологии) дает считать, что раскол между естественнонаучными и социально-гуманитарными науками если не преодолен, то решительно и неумолимо начинает преодолеваться. Этот процесс идет на самых разных уровнях общности и в самых разных формах: и на уровне чистой логики, когда, опираясь на результаты в области модальной и деонтической логик, делают попытки док-ва ложности противопоставления, скажем, объяснения пониманию, и, соответственно, естествознания гуманитарному знанию; на более конкр. уровне построения теорет. моделей возникновения, функционирования и эволюции сложных систем любой природы в рамках кибернетики, теории информации, синергетики и др. подходов в науке 2 половины 20 в.; и, наконец, на уровне теорет. идей и построений в рамках более специальных областей физики, биологии, культурной антропологии, психологии и т.п., из которых выстраивается современная научная картина мира и человека, самым радикальным образом отличающаяся от той, из которой исходили участники дискуссии по проблеме соотношения идеалов и норм естественнонаучного и социально-гуманитарного наук.

Значимость кибернетики и теории информации для преодоления раскола естественнонаучного и социально-гуманитарного знания состоит в возможности повышения строгости и точности рассуждений в тех разделах гуманитарных наук, в которых можно пользоваться продуктивно этими методами, а использование понятий и методов кибернетики и теории систем в технической сфере и области естествознания означает наделение чисто человеческими чертами не только живые организмы, но и неживые автоматические системы.

 В мощном процессе взаимного сближения идеалов и норм естественнонаучного и социально-гуманитарного знания особое место принадлежит соврем. биологии, а точнее той обширной междисциплинарной сфере научного исследования мира чисто человеческих и гуманитарных ценностей, основу и центральное ядро которой составляет совр. биология и биофилософия. Сегодня известна такая характеристика биофилософии как «моста», соединяющего естественнонаучное и социально-гуманитарное знание.

Самим ходом своего развития, наука 20 в. подготовила решительный рывок к сближению идеалов и норм естественнонаучного и социально-гуманитарного знания и преодолению их раскола, которое обозначилось в последние десятилетия 20 в. На наших глазах рождается новый тип науки, или, во всяком случае, новый тип научной рациональности, удачно символизируемой метафорой «моста в будущее», который, однако, нуждается в своей точной логической и логико-методологической экспликации.

Оба эти вида знания пользуются математикой и логикой. Совр. постнекл. математика и логика – это первый уровень общенаучного знания. На их основе можно отразить специфику и гум, и ест-науч знания. В этом их сходство.

Второй уровень общенаучного знания в лице всех его элементов (от вер-стат методов до синергетики) также применяются и гум, и в ест-науч знании. На основе второго уровня общенауч знания происходят первые шаги объединения рациональности философии науки. Если иметь в виду, что философия – это изначально гуманитарное знание, то построение второго уровня – существенный компонент сближения гум и ест-науч знания.

Это сближение осущ-ся на двух уровнях:

1. постнекл философия с ее 4 типами рациональности (они связ. как с ест-науч, так и с гум знанием):

- ест-науч: научно-философская рациональность, биофилософия

- гум: философия коммуникативного действия, постмодерн.

2. постнеклассика математики и логики и все 5 компонентов общенаучного знания.

На различия впервые в чёткой форме указали неокантианты. С их т.з. естественные науки открывают законы и пытаются построить картину мира. А гуманитарное знание преследует другие цели: понять человека. Но известно, что разные люди в одних и тех условиях ведут себя по-разному. Получается, что гуманитарные знания индивидуализирующие.

Кажется. Что в гуманитарной среде никаких законов нет. Но это не так.


46. Роль современной постнеклассической науки в осмыслении перспектив цивилизационного развития. (На примере западных и восточных цивилизаций).

Термин "устойчивое развитие" был введен в широкое употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию в 1987 году. Идеи и принципы, концепция и стратегия устойчивого развития изложены в решениях конференции ООН по охране окружающей среды и развитию.

Концепция устойчивого развития представляет собой современный этап развития теории взаимодействия природы и общества, центральное место в которой занимает вопрос о соотношении антропоцентрического и экоцентрического подходов. Важными приближениями к концепции устойчивого развития были обсуждаемые в работах Римского клуба концепция динамического роста, концепция органического роста, концепция динамического равновесия. Общее для всех этих подходов - сопоставление глобальной экономической системы с живым организмом, особенно ярко проявившееся в концепции органического роста.

Обществом, достигшим состояния динамического или устойчивого равновесия, является такое общество, которое в ответ на изменение внутренних и внешних условий способно устанавливать новое, соответствующее этим изменениям равновесие как внутри себя, так и в пределах среды своего обитания.

Устойчивое развитие - это союз человека с природой и с самим собой. Под устойчивым понимается такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Под устойчивым развитием общества следует понимать такое развитие, при котором устанавливается научно обоснованный предел численности населения (людей), обеспечиваемый всем необходимым для жизнедеятельности и удовлетворения духовных потребностей в условиях естественного воспроизводства среды обитания. Устойчивое развитие представляет собой социоприродную форму развития, учитывающую экологические и другие глобальные императивы и представляющую, в отличие от экономически детерминированного неустойчивого развития, систему коэволюции общества и природы. Под устойчивым развитием понимается управляемое развитие общества не разрушающего своей природной основы и обеспечивающее выживание и непрерывное развитие цивилизации.

В теориях устойчивого развития популярным является синергетический подход, предполагающий самоорганизацию общества в его взаимодействии с природой. Критерий по которому действует самоорганизация относится к коренным ценностям живого - к вопросам выживания. Общество в интересах своего выживания, т.е. сохранения самых важных условия существования, вырабатывает особые механизмы сдерживания экономического развития и численности людей.

Западная модель устойчивого развития общества.

Исследование узлов и параметров целостности экономики как системы фактически началось с классич. полит экономики, но в 20 в. это было предметом изучения след ученых: Джон Кеннет Гилбрейт, Кейнс, Людвиг Эрхарт («Благосостояние для всего народа»), Тоффлер («3-ья волна»), Дэниель Белл.

Они исследовали параметры экономики как системы и рез-ты этих исследований были применены в ходе посткапит. преобразований 1965-1675 гг.. Например, в Зап. Германии они выглядели след. образом (Людвиг Эрхарт):

1 этап - полное перевооружение труда и переобучение людей

 налоговое перераспределение средств (по аналогии с политикой Рузвельта)

Перераспределение собственности в сторону ее обобществления

Частная – это сфера торговли и обслуживания.

Народная – это самые лучшие отлаженные предприятия, проданные народу. Они дают около 30 % ВВП Германии.

Корпоративная – ведущие предприятия пром-ти и с/х произв-ва, где контр. пакеты акций принадлежат профсоюзам.

Из сказанного видно, что перераспределение собственности идет в сторону ее огосударствления.

Закон о профсоюзах: профсоюзам разрешено скупать контр. пакеты акций ведущих предприятий отрасли; они определяют социальную политику и ежегодно устанавливают минимальную зарплату, определяя черту бедности и умножают ее на 3; имеют право объявлять законные забастовки по поводу зарплаты; запрещен локаут – массовое увольнение бастующих.

 Доступное народу право импичмента – в этих странах достаточно снижение жизненного уровня на 2-5 %, чтобы правительство ушло в отставку.

Данные преобразования происходили в Германии при канцлере Вили Бранте, а экон. стороной занимался Л. Эрхарт и социальной стороной – новые левые, второе поколение франкфуртской школы (Юрген Хабермас, Шмидт и др.).

Азиатский вариант устойчивого развития общества.

На примере Китая (попросили своих соотечественников, живущих за рубежом, помочь).

Латиноамериканский вариант устойчивого развития общества.

Развитие Кубы (решили, что есть нефть и на деньги ЮАР канадцы построили заводы, а теперь на побережьях много отелей).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.011 с.)