Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Полемика по основаниям научной неклассики как философия науки и методология научного поиска.
Философия науч. познания стала очень актуальной в 20 в. и получила название эпистемология. Считается, что собственно фил-фия науки возникла в начале 20 в. и ее делят на 3 этапа: 1) ФН первой трети 20 в. 2) ФН второй трети 20 в. 3) ФН последней трети 20 в. Философия науки первой трети 20 в. – характериз-сь полемикой создателей неклассической науки. Лидерами этой полемики были Нильс Бор и А. Эйнштейн. Осн. проблемы – проблема детерминизма причинности и проблема основания вероятности. В более детализир. виде эта проблема предстала в виде названных в вопросе концепций и принципов. Известно, что изначально фил-фия ставит своей задачей целостное событийное видение мира, т.е у нее всегда была картина мира. У науки, обладающей только процессуальным видением вначале собственной научной картины мира не было. Чтобы быть точнее, у науки не было собственной научной картины всеобщей детерминации. 1-ым такую картину ВУС выдвинул Лаплас. Он одним из первых нарисовал картину всеобщей универсальности и она продержалась 1,5 века. Лаплас рассуждал, что каждому явлению и процессу есть свои причины, а у каждой причины есть своя причина. Все это можно выразить в виде континуума (целостности) бесконечного числа причинных линий, которые связаны друг с другом либо прямо (пересекаются), либо опосредованно (через др. пересечения). Получается, что в мире все связано со всем, как внутри причинных линий, так и между ними. Внутри причин. линий все необходимо, а при пересечении причин. линий возникает случайность. С т. зр. Лапласа человек не может знать весь континуум причинных линий, он изучает только его локализ. участок. Т.е его знания по поводу наст., прошлого и буд. приобретает вероятн. хар-р. Результат не очень больших возм-тей человека в познании – вероятность. Если бы был некий разум (Демиург), для него не было бы никаких секретов ни в прошлом, ни в наст., ни в буд. Очень часто детерминизм Лапласа называют однозначным детерминизмом Лапласа и здесь стали возникать проблемы. Новейшая физика принц-но вероятностна, а вер-ть плохо согласуется с однозначным детерминизмом Лапласа. Отсюда и возникла проблема индетерминизма, связанная с осмыслением основания вер-ти, что и доказ-ет проблематика науки, возникшая с неклассич. физикой. Здание совр. науки становилось еще более величественным, а его основания еще не были познаны. По мере этого строилось еще звенья: в 1949 г. складываются еще 3 звена: Теория систем (Людвиг фон Берталанфи), Теория информации – Норберт Винер, Моль, Глушков, Эшби, Бриллюэн и др., Кибернетика- наука о саморегуляции.
Даже создание этих 3 звеньев в общенаучном знании не прояснили до конца проблему основания вероятности в науке. Тем не менее их создание привело к осознанию роли общенаучного знания в изложении облика науки и философии. Облик ее поменялся только с создания 5 звена общенаучного знания. Именно создание синергетики позволяет сейчас в более четкой форме сказать, что является основание вер-ти. С т. зр. совр. науки ВУС системно-организована. Это следует, например, из концепции глобального эволюционизма Янча, голографич. Вселенной Дэвида Бома. Все компоненты ВУС также системно-организованы. Системная организация взаимодействия и является основанием вер-ти, при этом каждая система взаимодействия является открытой и на нее оказывают влияние все другие. Это совр. облик теории детерминации в отличии от концепции Лапласа. Но это совр. взгляд. Эйнштейн и Бор делали первые шаги в этом. И в каждом из названных выше принципов полемики между Бором и Эйнштейном видны эти шаги. Принцип соответствия говорит о том, что всякая новая теория не должна отбрасывать старую, а должна содержать ее в виде предельного случая. Это 1 из шагов философии науки первой трети 20 в. Концепция дополнительности – из анализа всех видов познания следует, что разные взгляды на 1 и тот же феномен дополняет друг друга, что проявляется и в научном познании. Концепция физической реальности Мир представляет из себя объективную реальность. Фил-я может воссоздать целостную картину мира, наука же все сразу изучать не может. Она изучает отдел. грани этой объективной реальности. Физика, химия, биология, мат-ка изучают свои грани этой объективной реальности. Физ. реальность - это та часть объект. реальности, которую в состоянии изучать физика. А другие науки изучают свои грани этой реальности. Физики факт-ки показали, что исслед-ние сложных систем д. вестись новым уровнем науки.
Принцип наблюдаемости Физика поставила вопрос: «Если мы наблюдаем косв. проявления частицы, то можем ли мы утверждать, что мы изучаем частицы?». Очень многое в жизни чел-ка построено на косвенном знании. Как и при изучении элем. части, при изучении дух. мира мы судим по поведению чел-ка. Мышление чел-ка носит опережающий характер. Соотв-но, высшая психика животных носит опереж. характер – они реагируют не на объекты, а на их функцион. проявления. Это им нужно, чтобы вовремя принять меры. Проблема полноты квантовой механики Бор считал, что квантовые процессы принципиально вероят-ы. Эйнштейн придерживался детерминизма Лапласа: «Бог в кости не играет». Он считал, что вероятн. хар-р обусловлен нашим незнанием, в дальнейшем наука сможет открыть детерминир. закон-сти и квант. мех-ка станет полной. Здесь видна позиция детерминизма Лапласа/Эйнштейна и позиция Бора и отсутствия знания об основаниях вер-ти. Концепция возмущающего взаимодействия Суть данной проблемы в следующем: с т.зр. предыдущих идеалов и норм, наука д. исслед-ть процессы так, какими они сущ-ют сами по себе. Это идеалы и нормы научности. Но если клаасич. науке такие идеалы подходили, то для новой ступени развития они не выполнялись. Человек не может видеть микрообъекты в том виде, в каком они сущ-ют сами по себе. Он вмешивается в их жизнь с помощью микроприборов, исследуют рез-ты собств. вмешательства в него, а не сам микромир. Этот парадокс неразрешим, если не менять идеалы и нормы науки. эти изменения хар-ют классич. и неклассич. нормы науки. Изменение идеалов и норм научных исследований приближает науку к исслед-нию реального мира, а не удаляет ее от него, как кажется на 1 взгляд. В основании совр. науки и фил-фии лежит принцип ВУС, пронизывающей весь мир. С т. зр. этого принципа строится все модели элем. частиц: все влияют на стр-ру каждой, а каждая влияет на стр-ру всех. Науке следует признать, что все объекты мира взаимодействуют друг с другом и возмущают друг друга. Практика человека является элементом вот такого взаимодействия всего со всем. Задача науки тем самым состоит не в том, чтобы не уходить от данного понимания собственных проблем, а в том, чтобы найти методы исслед-ния неизолир систем, которые взаимодействуют с практикой человека По сути дела вер. и стат. методы и есть 1 шаг к исследованию неизолир. систем. Правда, при этом науке пришлось признать, что она исследует неизолир. объекты и средства их исследования вместе с ними.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.146.114 (0.016 с.) |