Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Два основных направления в современной философии техники. П. К. Энгельмайер как представитель инженерной философии техники.
Содержание книги
- Наука как целостная развивающаяся система. Основные ее подсистемы и их краткая характеристика.
- Современная философия науки. Основная проблематика, сложившаяся в XX -начале XXI вв.
- Логико-эпистемический подход к исследованию науки. Позиция позитивистов.
- Наука в системе познания. Специфика научного знания (цели науки, ее принципы, формы, уровни и методы).
- Преднаука и научная классика. Основные сущностные характеристики.
- Валюнтативная метафизика как основание новоевропейской науки (оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам, гроссет и др. ).
- Преднаука и научная классика математики.
- Преднаука и научная классика логики.
- Классика социально-гуманитарного знания (науки о природе и науки о культере В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт).
- Специфика социального познания. От философии жизни к биофилософии.
- Специфика социального познания. От понимающей социологии М. Вебера к философии коммуникативного действия Ю. Хабермаса.
- Неклассическая наука и ее основные характеристики.
- Неклассический облик логики.
- Неклассический облик математики.
- Методы, применяемые на обоих уровнях научного познания. Общенаучное знание и его методы.
- Научная картина мира как одно из оснований науки. Основные космологические гипотезы современной научной картины мира.
- Соотношение философской и научной рациональности как основание логики и методологии научного познания.
- Полемика по основаниям научной неклассики как философия науки и методология научного поиска.
- Логика построения научных теорий в период преднауки и научной классики.
- Особенности построения развитых математизированных теорий в неклассической науке.
- Проблемные ситуации в науке. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.
- Глобальные научные революции как изменение типа рациональности.
- Методологические основания общенаучного знания как важнейший компонент философии и методологии неклассической и постнеклассической науки.
- Синергетика как феномен постнеклассической науки.
- Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. (Глобальный эволюционизм Э.Янча концепция «голографической Вселенной» Д.Бома, «голографического мозга» К.Прибрама и др.).
- Философия русского космизма и учение В.И.Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере (Проблема ноосферной цивилизации).
- Этика науки как социальной деятельности (Мертон) и этические проблемы постнеклассических научных исследований.
- Выход постнеклассической науки на философский уровень исследований этики. От этических проблем науки к социобиологическим основаниям этики.
- Сближение идеалов и норм естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в современной науке.
- Роль постнеклассической науки в осмыслении путей преодоления глобальных кризисов.
- Постнеклассика математики как одного из оснований постнеклассической науки.
- Наука как деятельность специально подготовленных людей. Этика и социология науки.
- Компьютеризация современного научного знания и ее методологические (философские) аспекты.
- Основания «необъяснимой» гибкости математики в научном исследовании. Классика, неклассика и постнеклассика математики.
- Позиция «интуиционистов» (Л. Э. Брауэр и др. ) в полемике по основаниям математики. Современные следствия результатов их исследований.
- Три основания логики и их соотношение в период античности, средневековья и Возрождения.
- Борьба против психологизма и ее результаты в развитии классического (фреге) и неклассического периода логики (многозначные, вероятностные логики и др. ).
- Логико-философские рукописи витгенштейна и их значение для развития высокоформализованного облика по всем трем основаниям логики.
- Неформальная логика Г.Тарда.
- Четыре концепции времени в философии и физике. (По материалам одноименной работы Ю.Б.Молчанова.)
- Специальная и общая теория относительности (СТО и ОТО) А.Эйнштейна и их связь с концепцией физического вакуума (И.Пригожин), глобального эволюционизма Э.Янча.
- Философский анализ соотношения понятий «необходимость», «случайность», «вероятность» на материалах новой и новейшей физики.
- Концепция детерминизма и «индетерминизма» в классике, неклассике и постнеклассике физики и философии.
- Дискуссия по проблемам скрытых параметров и полноты квантовой механики.
- Связь микро и мегамира в неклассической и постнеклассической физике. Квантовые корреляции и проблема информации.
- Два основных направления в современной философии техники. П. К. Энгельмайер как представитель инженерной философии техники.
- Взгляды М.Бунге и Ф.Дессауэра на проблемы философии техники.
- Гуманитарная философия техники. Взгляды Л.Мемфорда и Х.Ортега-и-Гассета.
- Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.
- Классическая, неклассическая и постнеклассическая логика.
Философское осмысление техники как таковой началось с середины XIX века. Роль производственной техники рассматривалось К. Марксом. Цель — объяснить,- дз что смысл орудий труда, заключается вы том, что люди в них проектировали сами себя.
Постепенно в работах о технике определились два направления:
инженерная философия техники;
гуманитарная философия техники.
Первая рассматривает развитие техники изнутри — анализирует природу технического творчества, сущность техники, тенденции ее развития. Техника представляет как способ бытия человека в этом мире. Ф. Десауэр рассматривал техническое творчество как сопричастное божественному творению и продолжающее его. Вторая, анализирует положение техники в целом в жизни общества, влияние ее на состояние общества, человека, культуры. В рамках него техника подвергается критике. Утверждается что технически разум и его ориентации ограничены, так как они ориентированны на приспособление к нуждам и целям человека, техника часто изображается, как демоническая сила порабощающая человека и как средство способное и уничтожить человечество. Это противостояние имеет одни основы, поскольку роль техники, как и роль науки противоречива. Одной из важнейших проблем, которой занимается философия техники, является проблема и концепция человека, создающего и использующего технику. Особенность этой проблемы в настоящее время связана с выросшей до беспредельности технологической мощью, имеющейся в распоряжении человека. При этом число людей, которых затрагивают технические мероприятия или их побочные эффекты, увеличилось до громадной величины. Затронутые этими воздействиями люди уже более не находятся в непосредственной связи с теми, кто производит данные воздействия. Далее, природные системы сами становятся предметом человеческой деятельности. Человек своим вмешательством может их постоянно нарушать и даже разрушать. Несомненно, это абсолютно новая ситуация: никогда прежде человек не обладал такой мощью, чтобы быть в состоянии уничтожить жизнь в частичной экологической системе и даже в глобальном масштабе или решающим образом довести ее до вырождения.
Энгельмейер обрисовывает круг конкретных вопросов в рамках общего исследования техники, то представляет собой техника, какие цели она преследует прежде всего, какие она применяет методы, где следует искать границы ее компетентности, какие другие сферы человеческой деятельности соотнесены с ней наиболее тесно и близко, ее отношение к науке, этике, искусству и т.д.... Мы должны выработать определенную общую картину техники, в рамках которой мы анализируем возможно большее количество форм проявления технической деятельности.., ибо техника прослеживается уже на самой заре возникновения человеческого общества и его развития".В 1911 году, на IV Всемирном философском конгрессе, состоявшемся в Болонье (Италия), Энгельмейер выступает с докладом на тему "Философия техники", где он резюмирует и развивает положения упомянутой статьи. По его мнению, сфера техники в конечном счете восходит к человеческой воле и внутреннему стремлению человека к техническому творчеству. Одним из средств реализации идеи технической рациональности Энгельмейера был "Кружок по общим вопросам техники", организованный по его инициативе в 1927 году. На ближайшее будущее он ставит перед собой следующие задачи: создать программу философии техники, содержащей попытки определения понятия техники, выявления и описания принципов современной техники, техники как биологического феномена, техники как антропологического феномена, роли техники в истории культуры, техники и экономики, техники и искусства, техники и этики и других социальных факторов".
В трудах Энгельмейера инженерная деятельность предстает как органичная целостность приложения технических и естественно-научных знаний, экономических и социальных факторов, этических и эстетических аспектов, а также высоких духовных качеств инженера-творца, инженера-новатора. В трудах Энгельмейера освещаются реалистичные, трудные, но вполне преодолимые пути формирования инженера самого высокого класса, - инженера- производственника и предпринимателя, и своего рода ученого, экономиста и психолога, педантичного исполнителя и созидателя новой технической политики, механика или технолога и художника, представляющего ту область человеческой деятельности, которую по праву можно назвать инженерным искусством.
Таким образом, размышляя об инженерной деятельности как своего рода искусстве, Энгельмейер естественно приходит к выводу о том, что на долю инженера выпадает "деятельность творческая и направляющая, на долю техника - исполнение". Впервые вводится взаимосвязь технико-экономических показателей. "Техника - пишет Энгельмейер - относится к экономике как полезность к ценности.
|