Методологические основания общенаучного знания как важнейший компонент философии и методологии неклассической и постнеклассической науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические основания общенаучного знания как важнейший компонент философии и методологии неклассической и постнеклассической науки.



Сегодня неклассическая и постнеклассическая наука приобретают одну рацион-ть с помощью общенаучного знания. Исторически первыми компанентами общенаучного знания были математика и логика. Постнеклассич. наука становится единой ввиду того, что ее рац-ть становится единой. У каждого научного исслед-ния есть свои инструментарий познания. В основе становления единства рацион-ти научного знания является единство общенаучного знания. Такое название оно получило потому, что его рац-ть применяется во всех научных дисциплинах. Исторически первыми компанентами общенаучного знания были мат-ка и логика. Они и составили первый слой общенаучного знания. Но наука создает еще 1 уровень общенаучного знания (1-5)ю Этот уровень включает в себя: 1-вероятностные и статистические методы, 2- теорию систем, 3- теорию информации, 4-кибернетику, 5- синергетику.

С возникновения неклассич. науки стало формироваться общенаучное знание. Основные его методы на схеме.

1) Вер. и стат. методы – это первое звено общенаучного знания, инструментарий, придуманный наукой для исследов-ния движения неизолир. систем. Впервые применение их в науке было сделано при построении стат. термодинамики. Их методологич. осмысление в то время оказалось очень сложным и для исслед-лей новой и новейш. физики. Они увидели, что эти методы – прекрасный инструмент исследования неизолир. систем.

С развитием науки появляются другие компаненты общенаучного знания:

2)Теория систем (Людвиг фон Берталанфи) - австр. биолог-теоретик, один из основоположников общей теории систем. Создал теорию открытых биологических систем, обладающих способностью достигать конечного состояния независимо от нарушений в определенных пределах начальных условий системы). Б. успешно применил принципы теории открытых систем для анализа ряда биологических проблем (исследование тканевого дыхания, соотношение метаболизма и роста у животных, описание эмбрионального развития, генетических процессов, саморегуляции и т.д.). Он выдвинул программу построения общей теории систем, основными задачами которой являются: формулирование общих принципов и законов поведения систем независимо от их специального вида, природы составляющих их элементов и отношений между ними; установление точных и строгих законов в нефизических областях знания; создание основы для синтеза научного знания в результате выявления изоморфизма законов, относящихся к различным сферам реальности. С точки зрения теории систем все реальные системы неизолированные. У каждой системы есть законы, структуры (построения), функции развития, саморегуляция, самоорганизация. Системщики стали исследовать системность во взаимодействии. Взаимодействие – это причинность. Системщики добавили к этому связь состояний, корреляцию, подчинение, субординацию и т.д.

3)Теория информации – Норберт Винер, Моль, Глушков, Эшби, Бриллюэн и др. теория информации возникла в период развития неклассической науки. Информацию стали отображать методами неклассической науки – вероятностными и статистическими методами.

4)Кибернетика- наука о саморегуляции (Норберт Винер). Кибернетика – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество. Она включает изучение обратной связи, чёрных ящиков и производных концептов, таких как управление и коммуникация в живых организмах, машинах и организациях, включая самоорганизации. Она фокусирует внимание на том, как что-либо (цифровое, механическое или биологическое) обрабатывает информацию, реагирует на неё и изменяется или может быть изменено, для того чтобы лучше выполнять первые две задачи.

5)Синергетика (Герман Хакен) - междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в начале 70-х годов и ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы: физических, химических, биологических, технических, экономических, социальных. Под самоорганизацией в С. понимаются процессы возникновения упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в далеких от равновесия состояниях, вблизи особых критических точек (точек бифуркации), в окрестности которых поведение системы становится неустойчивым. Она включает в себя многообразие подходов, формулировок. Наиболее известны из них теория Пригожина и концепция нем. физика Г. Хакена, от которой идет само название «С». В формулировке Пригожина становление С. рассматривается в общем контексте начавшегося во второй половине XX в. процесса фундаментального пересмотра взглядов на науку и научную рациональность. Суть этого процесса состоит в «возрождении времени» в современном естествознании и начале «нового диалога человека с природой».

С созданием синергетики между компонентами 2-го слоя общенаучного знания стали возникать горизонтальные связи. Слой общенаучного знания объединил рациональность философии и науки. С создания синергетики наука получила возможность исследовать не только процессы, но и события. Она вышла на исследование многих граней фил. проблем. Даже рац-ть совр. философии на ¾ прямо связана с научной рациональностью. Поэтому современная философия в состоянии исследовать научные проблемы, а наука – философские проблемы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.005 с.)