Логика построения научных теорий в период преднауки и научной классики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логика построения научных теорий в период преднауки и научной классики.



Теория — наиболее сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных свя­зей определенной области действительности. Теория как форма научного знания направлена на обнару­жение закономерностей того или иного фрагмента действительности. В процессе построения научной теории задействованы сеть базовых понятий, совокупность методов, методологические нормы и принци­пы, данные экспериментов, обобщения фактов и заключения теорети­ков и экспертов. Построение научной теории – это процесс, коорди­нируемый научными целями и задачами.

В преднаучный период наука не выходила за нормы, ценности и основания классич. науки. Более того, основания науки не были четко сформулир. Наука пользовалась преднаучной логикой и преднаучной математикой. Логика была предметной или объектной. Матем. не была представлена как единая теория (начала алгебры, арифметика). Пифагорейцы явились создателями теории простых чисел, принципов делимости, рассчитали «золотое сечение» и др.

Во второй период преднауки (15-16вв, Оккам, Гроссетест) математика стала носить характер валюнтативной метафизики, особенно в проективной геометрии (вращение фигур). Основание такого развития математики показало волю человека к познанию. Леонардо да Винчи (зеркальная комната).

Для классической стадии развития науки характерен идеал де­дуктивно построенных теории. Классический вариант формирования развитой теории предполагает теорию, отражающую системы закры­того типа. Идеал такой теории — ньютонианская физика. Описатель­ные теории ориентированы на упорядочивание и систематизацию эмпирического материала. Математические теории, использующие ма­тематический формализм, при развертывании своего содержания пред­полагают формальные операции со знаками математизированного язы­ка, выражающего параметры объекта. «Закрытые» теории имеют оп­ределенный и ограниченный набор исходных утверждений, все ос­тальные утверждения должны быть получены из исходных непроти­воречивым путем посредством применения правил вывода.

ЛОГИКА ПОСТРОЕНИЯ В науке классического периода развитые теории создавались путем последовательного обобщения и синтеза частных теоретических схем и законов. Таким путем были построены фундаментальные теории классической физики - ньютоновская механика, термодинамика, электродинамика.

Исходную программу теоретического синтеза задавали принятые исследователем идеалы познания и картина мира, которая определяла постановку задач и выбор средств их решения. Вместе с постановкой основной задачи она очерчивала круг теоретических средств, обеспечивающих решение задачи. Применение аналогий служит универсальной операцией построения новой теории как при формировании частных теоретических схем, так и при их обобщении в развитую теорию. Научные теории не являются изолированными друг от друга, они развиваются как система, где одни теории поставляют для других строительный материал.

Движение от картины мира к аналоговой модели и от нее к гипотетической схеме исследуемой области взаимодействий составляет своеобразную рациональную канву процесса выдвижения гипотезы. Часто этот процесс описывается в терминах психологии открытия и творческой интуиции. Однако такое описание, если оно претендует на содержательность, непременно должно быть сопряжено с выяснением "механизмов" интуиции.

Результатом работы творческого воображения и мышления является гипотеза, позволяющая решить поставленную задачу.

Процесс выдвижения научных гипотез можно описывать и в терминах логико-методологического анализа. Тогда выявляются его новые важные аспекты. Во-первых, сам поиск гипотезы не может быть сведен только к методу проб и ошибок; в формировании гипотезы существенную роль играют принятые исследователем основания (идеалы познания и картина мира), которые целенаправляют творческий поиск, генерируя исследоват. задачи и очерчивая область средств их решения. Во-вторых, операции формирования гипотезы не могут быть перемещены целиком в сферу индивидуального творчества ученого. Эти операции становятся достоянием индивида постольку, поскольку его мышление и воображение формируется в контексте культуры, в которой транслируются образцы научных знаний и образцы деятельности по их производству. В-третьих, в основе этого процесса лежит соединение абстрактных объектов, почерпнутых из одной области знания, со структурой ("сеткой отношений"), заимствованной в другой области знания. В новой системе отношений абстрактные объекты наделяются новыми признаками, и это приводит к появлению в гипотетической модели нового содержания, которое может соответствовать еще не исследованным связям и отношениям предметной области, для описания и объяснения которой предназначается выдвигаемая гипотеза.

Содержательные операции построения теоретических схем, выступающие как необходимый аспект обоснования теории, теперь приобретают новую функцию - они становятся образцами операций, ориентируясь на которые исследователь может решать новые теоретические задачи. Таким образом, образцы решения задач автоматически включаются в теорию в процессе ее генезиса.

Неклассический вариант формирования теории ориентируется на открытые системы и такие разновидности сложных объектов, как ста­тистические, кибернетические, саморазвивающиеся системы. Теория как открытая система содержит в себе механизмы своего развития, запускаемые как посредством знаково-символических операций, так и благодаря введению различных гипотетических допущений. Суще­ствует путь мысленного эксперимента с идеализированными объек­тами, который в значительной мере обеспечивает приращение содержания теории.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.004 с.)