Философия русского космизма и учение В.И.Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере (Проблема ноосферной цивилизации). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия русского космизма и учение В.И.Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере (Проблема ноосферной цивилизации).



Одним из направлений, которое активно развивалось русскими философами, является исследование проблемы единства человека и космоса. Космизм оформл. со 2й пол. 19 в. Русский космизм появился в период начала освоения космоса, течение охватило довольно широкое направление культуры начала 20 века. Главный вопрос - дальнейшие перспективы развития человечества. Русский космизм – стал обосновывать идею объединения людей не столько из политических и идеологических причин, сколько из экологических и нравственных. В русск. космизме - 3 теч.: ест.-научное (Верн., Циолк.), религ.-фил. (Федоров, Соловьев, Бердяев), поэт.-худож. (Одоевский, Сухово-Коб.). Осн. проблемы космизма: связь чел. сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество разумных миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и пробл. понимания и др.

В русской философии сложилось несколько направле­ний. Одно из них, привлекшее наибольшее внимание ми­ровой философской мысли, — религиозно-философское. Основателем считается Ник. Фед. Федоров. Главная тема в его философии – по­беда над смертью, воскрешение мертвых. Высшей ценностью для Федорова является жизнь, а высшей нравственностью – деятель­ность или дело во имя жизни. Главной задачей человечества является борьба за бессмертие, причем бессмертие не личное, не для избран­ных, а для всего человеческого рода, включая давно умерших предков. Нравственный долг потомков заключается в том, что бы вернуть к жизни прошлое поколение, воскресить их в буквальном смысле слова и для осуществле­ния этой глобальной задачи, человечеству не­обходимо решить ряд проблем, изменить от­ношение между людьми.

Предельно высшим единством сущего, по Соловьеву, является Бог. Вся глубина и полнота сущего предполагает принцип абсолютной личности, энергично-волевой, всеблагой, любящей, милостивой, но наказующей за грехи. Именно Бог олицетворяет положительное всеединство сущего. Все неисчислимое многообразие сущего скреплено божественным единством. Все материальное одухотворено божественным началом, выступая в качестве мировой души

Флоренский развивал идеи «философии всеединства» Соловьева; стремился обосновать её только религиозно-философскими положениями, но и научными утверждениями, взятыми из области физики, математики, философии, искусствоведения. Отсюда его стремление выработать интеграл. систему взглядов с возможными сочетаниями науки и религии, культуры и техники и т. д.

Циолковский - отец русской космонавтики; он создал собственную космическую философию, которую назвал манизмом. По своим взглядам он был близок к материализму и не раз подчеркивал это, счи­тал, что в мире не существует ничего кроме материи. Он считал, что вся материя обладает свойством чувствительности и одушевленно­сти. Наделенные чувствительностью атомы, свободно и вечно перемещаются в необозри­мом пространстве вселенной. Космос запол­нен разными формами жизни. Начиная от са­мых примитивных и кончая бессмертными, лучезарными веществами, способными непо­средственно ассимилировать солнечную энер­гию – этим наполнен космос.

В.И. Вер­нанский - основой теоретических естественнонаучных представлений является созданное учение о биосфере - области распространения живого и биокосного вещества на планете Земля. Лик Земли не является результатом «случайных явлений», а отвечает определённой резко ограниченной земной геологической оболочке – биосфере – одной из многих других, имеющих определённую структуру, характерную для земных планет. Биосфера тесно связана с понятием живого вещества, которое более или менее непрерывно распространено на земной поверхности, оно образует на ней тонкий, но сплошной покров, в котором сконцентрирована свободная химическая энергия, выработанная из энергии Солнца. Каждый организм–сгусток, в котором концентрируется вещество, энергия и информация. Живое вещество, как биосфера, обладает своей особой организованностью и может быть рассмотрено как закономерно выражаемая функция биосферы; человек, как и всё живое, может мыслить и действовать в планетном аспекте только в области жизни – в биосфере, с которой он неразрывно, закономерно связан, и уйти из которой он не может. Его существование есть её функция. Он несёт её с собой всюду. И он её неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет.

Занимаясь эволюцией биосферы, он об­ратил внимание на все усиливающееся вмеша­тельство человека на протекающие в биосфере процессы. Деятельность человека благодаря бурному развитию науки и техники приобрела даже космические масштабы. В 20е года 20го века он сформулировал положение о том, что человечество превращается в основную геоло­гическую силу, поэтому должно взять на себя ответственность за дальнейшую эволюцию биосферы. Стихийное же развитие, сделает био­сферу непригодной для существования лю­дей. Человечество должно научится соизме­рять свои потребности с возможностями био­сферы. Человек должен научится мыслить в обще планетарном масштабе. Оно должно ре­шить задачи перехода биосферы в ноосферу.

Термин ноосферы впервые употребили французские философы. Э. Леруа, Тейяр, Де Шаден в 20-х гг, 20века. Они обозначали этим термином новую оболочку, возникшую над биосферой и состоящей из духовной, мысли­тельной энергии принадлежащей человече­ству. В начале 30х гг., Вернадский создал учение о переходе биосферы в ноосферу – следующем периоде развития планеты Земля и околопланетного пространства. «Ноосфера - новое геологическое явление на нашей планете – в ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой». Он считал, что ноосфера - новое качественное состояние биосферы, высшая стадия ее развития, сфера взаимодействия человека и природы, в рамках которой разумная, целенаправленная деятель­ность человека. Становится главным факто­ром развития. К основным социально-природным предпосылкам перехода биосферы в ноосферу Вернадский относит: Охват мировой историей всего земного шара и превращение человечества в единое целое; Преобразование средств связи и обмена. Открытие новых источников энергии. Подъём благосостояния.

Таким образом, согласно Вернадскому, эволюционный процесс получает особое геологическое значение благодаря тому, что он создал новую геологическую силу – научную мысль социального человека.

Структура ноосферы включает следую­щие элементы: - человечество; - общественные системы; - совокупность научных знаний; - сумму техники и технологии в един­стве с биосферой.

Только гармоническая взаимосвязь всех этих элементов может привести к устой­чивому существованию и развитию ноосферы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.006 с.)