Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Классика социально-гуманитарного знания (науки о природе и науки о культере В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт).
Содержание книги
- Наука как целостная развивающаяся система. Основные ее подсистемы и их краткая характеристика.
- Современная философия науки. Основная проблематика, сложившаяся в XX -начале XXI вв.
- Логико-эпистемический подход к исследованию науки. Позиция позитивистов.
- Наука в системе познания. Специфика научного знания (цели науки, ее принципы, формы, уровни и методы).
- Преднаука и научная классика. Основные сущностные характеристики.
- Валюнтативная метафизика как основание новоевропейской науки (оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам, гроссет и др. ).
- Преднаука и научная классика математики.
- Преднаука и научная классика логики.
- Классика социально-гуманитарного знания (науки о природе и науки о культере В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт).
- Специфика социального познания. От философии жизни к биофилософии.
- Специфика социального познания. От понимающей социологии М. Вебера к философии коммуникативного действия Ю. Хабермаса.
- Неклассическая наука и ее основные характеристики.
- Неклассический облик логики.
- Неклассический облик математики.
- Методы, применяемые на обоих уровнях научного познания. Общенаучное знание и его методы.
- Научная картина мира как одно из оснований науки. Основные космологические гипотезы современной научной картины мира.
- Соотношение философской и научной рациональности как основание логики и методологии научного познания.
- Полемика по основаниям научной неклассики как философия науки и методология научного поиска.
- Логика построения научных теорий в период преднауки и научной классики.
- Особенности построения развитых математизированных теорий в неклассической науке.
- Проблемные ситуации в науке. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.
- Глобальные научные революции как изменение типа рациональности.
- Методологические основания общенаучного знания как важнейший компонент философии и методологии неклассической и постнеклассической науки.
- Синергетика как феномен постнеклассической науки.
- Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. (Глобальный эволюционизм Э.Янча концепция «голографической Вселенной» Д.Бома, «голографического мозга» К.Прибрама и др.).
- Философия русского космизма и учение В.И.Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере (Проблема ноосферной цивилизации).
- Этика науки как социальной деятельности (Мертон) и этические проблемы постнеклассических научных исследований.
- Выход постнеклассической науки на философский уровень исследований этики. От этических проблем науки к социобиологическим основаниям этики.
- Сближение идеалов и норм естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в современной науке.
- Роль постнеклассической науки в осмыслении путей преодоления глобальных кризисов.
- Постнеклассика математики как одного из оснований постнеклассической науки.
- Наука как деятельность специально подготовленных людей. Этика и социология науки.
- Компьютеризация современного научного знания и ее методологические (философские) аспекты.
- Основания «необъяснимой» гибкости математики в научном исследовании. Классика, неклассика и постнеклассика математики.
- Позиция «интуиционистов» (Л. Э. Брауэр и др. ) в полемике по основаниям математики. Современные следствия результатов их исследований.
- Три основания логики и их соотношение в период античности, средневековья и Возрождения.
- Борьба против психологизма и ее результаты в развитии классического (фреге) и неклассического периода логики (многозначные, вероятностные логики и др. ).
- Логико-философские рукописи витгенштейна и их значение для развития высокоформализованного облика по всем трем основаниям логики.
- Неформальная логика Г.Тарда.
- Четыре концепции времени в философии и физике. (По материалам одноименной работы Ю.Б.Молчанова.)
- Специальная и общая теория относительности (СТО и ОТО) А.Эйнштейна и их связь с концепцией физического вакуума (И.Пригожин), глобального эволюционизма Э.Янча.
- Философский анализ соотношения понятий «необходимость», «случайность», «вероятность» на материалах новой и новейшей физики.
- Концепция детерминизма и «индетерминизма» в классике, неклассике и постнеклассике физики и философии.
- Дискуссия по проблемам скрытых параметров и полноты квантовой механики.
- Связь микро и мегамира в неклассической и постнеклассической физике. Квантовые корреляции и проблема информации.
- Два основных направления в современной философии техники. П. К. Энгельмайер как представитель инженерной философии техники.
- Взгляды М.Бунге и Ф.Дессауэра на проблемы философии техники.
- Гуманитарная философия техники. Взгляды Л.Мемфорда и Х.Ортега-и-Гассета.
- Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.
- Классическая, неклассическая и постнеклассическая логика.
Похожие статьи вашей тематики
Уже с первой половины 19 в. начинается активный процесс формирования социально-гуманитарных наук. Их целью провозглашается не только познание общества, но и участие в его регуляции и преобразовании. Методологические проблемы, социального познания стали активно разрабатываться в рамках самой системы «наук о культуре» с опорой на те или иные философско-методологические представления.
Вплоть до конца 19 в. господствующей тенденцией в методологии гуманитарных наук был натурализм - универсализация принципов и методов естественных наук при решении проблем социального познания. К концу 19-началу 20 в. стало уже очевидным, что науки о культуре должны иметь свой собственный концептуально-методологический фундамент, отличный от фундамента естествознания. Этот тезис особенно активно отстаивали два философских направления - баденская школа неокантианства и философия жизни.
«Философия жизни» - направление, сложившееся в последней трети XIX в., ее представителями были -Дильтей, Ницше, Зиммель, Бергсон, Шпенглер и др. обратилась к жизни, как первичной реальности, целостному органическому процессу. Во всех трактовках жизнь представляет собой целостный процесс непрерывного творческого становления, развития, противостоящий механическим неорганическим образованиям.
Вильгельм Дильтей - представитель «философии жизни», основоположник понимающей психологии и школы «истории духа». Он выделял два аспекта понятия «жизнь». Взаимодействие живых существ - это применительно к природе; взаимодействие, существующее между личностями в определенных внешних условиях, постигаемое независимо от изменений места и времени, — это применительно к человеческому миру. Понимание жизни (в единстве 2 аспектов) лежит в основе деления наук на два основных класса. Одни из них изучают жизнь природы, другие («науки о духе») — жизнь людей. Дильтей доказывал самостоятельность предмета и метода гуманитарных наук по отношению к естественным.
Постижение жизни, исходя из нее самой, считал он, - основная цель философии и других «наук о духе», предметом исследования которых является социальная действительность во всей полноте своих форм и проявлений. Поэтому главная задача гуманитарного познания - постижение целостности и развития индивидуальных проявлений жизни, их ценностной обусловленности. При этом Дильтей подчеркивает: невозможно абстрагироваться от того, что человек — сознательное существо.
Один из способов постижения жизни — интуиция. Важными методами исторической науки Дильтей считает биографию и автобиографию. Дильтей подчеркивает важную роль идеи развития для постижения жизни, ее проявлений и исторических форм. Философ отмечает, что учение о развитии по необходимости связано с познанием относительности всякой исторической формы жизни. Перед взором, охватывающим весь земной шар и все прошедшее, исчезает абсолютное значение какой бы то ни было отдельной формы жизни.
Лидеры баденской школы неокантианства Вильгельм Виндельбанд и Генрих Риккерт выдвинули тезис о наличии двух классов наук: исторических («наук о культуре») и естественных. Первые являются идиографическими, т. е. описывающими индивидуальные, неповторимые события, ситуации и процессы. Вторые - номотетическими: они фиксируют общие, повторяющиеся, регулярные свойства изучаемых объектов, абстрагируясь от несущественных индивидуальных свойств. Поэтому номотетические науки — физика, биология и др. — в состоянии формулировать законы и соответствующие им общие понятия.
Анализируя специфику социально-гуманитарного знания, Риккерт указывал следующие его основные особенности: его предмет — культура (а не природа) — совокупность фактически общепризнанных ценностей в их содержании и систематической связи; непосредственные объекты его исследования — индивидуализированные явления культуры с их отнесением к ценностям; его конечный результат - не открытие законов, а описание индивидуального события на основе письменных источников, текстов, материальных остатков прошлого и др. Для наук о культуре характерен идиографический метод, сущность которого состоит в описании особенностей существенных исторических фактов, а не их генерализация (построение общих понятий), что присуще естествознанию — номотетический метод (это главное различие двух типов знания); объекты социального знания неповторимы, не поддаются воспроизведению, нередко уникальны; социально-гуманитарное знание целиком зависит от ценностей, наукой о которых и является философия; абстракции и общие понятия в гуманитарном познании не отвергаются, но они здесь — вспомогательные средства при описании индивидуальных явлений, а не самоцель, как в естествознании; в социальном познании должен быть постоянный учет всех субъективных моментов; если в естественных науках их единство обусловлено классической механикой, то в гуманитарном - понятием «культура».
Таким образом, и гуманитарные, и естественные науки применяют абстракции и общие понятия, но для первых — это лишь вспомогательные средства, ибо их назначение — дать конкретное, максимально полное описание исторического неповторимого феномена. Для вторых общие понятия в известном смысле — самоцель, результат обобщения и условие формулирования законов. Тем самым генерализирующий метод в науках о культуре не отменяется, а имеет подчиненное значение.
|