Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наука как деятельность специально подготовленных людей. Этика и социология науки.В науке XVII столетия главной формой закрепления и трансляции знаний была книга, в которой должны были излагаться основополагающие принципы. Одновременно книга выступала и главным средством фиксации новых результатов исследования природы. Однако по мере развития науки и расширения поля исследовательской деятельности в XVII в. возникает особая форма закрепления и передачи знаний — переписка между учеными. Письма не только содержали сведения бытового характера, но и включали в себя результаты исследования и описание того пути, которым они были получены. Тем самым письма превращались в научное сообщение, излагающее результаты отдельных исследований, их обсуждение, аргументацию и контраргументацию. Переписка между учеными не только выступала как форма трансляции знания, но и служила еще основанием выработки новых средств исследования. Способы общения между исследователями и формы трансляции знания, возникшие в 17 в., обеспечивали успешное развитие наук этой исторической эпохи, но по мере накопления объема научной информации потребовалось их изменение. Уже во второй половине 18 в. постепенно началось углубление специализации научной деятельности. В различных странах образуются сообщества исследователей-специалистов, часто поддерживаемые общественным мнением и государством. Ученые уже не ограничивались только перепиской между собой и публикацией книг как основного продукта их научной деятельности. Переписка постепенно утрачивает свой прежний статус и заменяется множеством национальных дисциплинарно ориентированных сообществ. К середине 19 в. многие ранее возникшие академические учреждения дополняются новыми объединениями. Такие сообщества были формально организованы, в них обязательно были предусмотрены еженедельные заседания, наличие уставов, определяющих жизнедеятельность данных учреждений, и т.д. В конце 18 – первой половине 19 в. в связи с увеличением объема научной информации наряду с существующими академическими учреждениями начинают складываться новые ассоциации ученых. Исследователи, работавшие в различных областях знания, начинают объединяться в научные общества, порождающие новые формы научных коммуникаций. В связи с ростом объема научной информации возникала необходимость в специальной подготовке ученых, в связи с чем широкое распространение приобретает целенаправленная подготовка научных кадров, когда повсеместно создаются и развиваются новые научные и учебные учреждения, в т. ч. и университеты. Дальнейший рост объема научной информации привел к изменению всей системы обучения. Возникают специализации по отдельным областям научного знания, и образование начинает строиться как преподавание групп отдельных научных дисциплин. Специальная подготовка научных кадров оформляла особую профессию научного работника. Наука постепенно утверждалась как прочно установленная профессия, требующая специфического образования, имеющая структуру и организацию. В XX веке резко возрастает число занятых в науке профессиональных исследователей, усиливается специализация науч. деятельности, возникают крупные иссл. коллективы (НИИ, национальные лаборатории, исследовательские центры), которые сосредоточиваются только на решении исследовательских задач в соответствующей области знания. Социология науки как спец-ть соц-и возникла в связи с усилением роли науки как соц. силы. Первыми исследовали ее в этом качестве Маркс и Энгельс. Первым крупным западным соц-гом, который с 30-х годов постоянно уделял вним-е иссл-нию науки, оказался Р. Мертон. Он впервые сопоставил теор. и прикладное знание с социологически понимаемыми ценностями и нормативными принципами. Его вклад в становление соц-и науки состоит не в изобретении системы норм науки или утверждении принципа, согласно кот. нормы – основа всякого соц. института, а в прим-и этих представлений в качестве основы теор. модели науки при рассм-нии ее как соц. института. Мертон дал целостную теор. схему рассм-я науки как соц. феномена, на основе кот. можно было формулировать поддающиеся иссл-ю вопросы и устан-ть критерии оценки получ. ответов. Он сформулировал научный этос – совок-ть норм, действ. в науч. сообществе, – кот. представил осн. механизмом функц-ния науки – соц. института по произв-ву достоверного знания. Сила, обеспеч. движ-е этого механизма, – стремление каждого ученого к проф. признанию. Мертон внес большой вклад в разработку центр. вопросов этой новой обл-ти знания. Мертоновская социология науки – нормативная соц-я: для норм. функц-я каждого соц. института необходимо, чтобы выполнялся опред. набор норм. Мертон попытался идентифицировать нормы науки и сформул-ть свой научный этос. В 60-е годы императивы науч. этоса становятся у Мертона "правилами" науч. деят-ти, а процесс познания начинает рассм-я как деят-ть по правилам. Правила, регул. поведение в науке, не имеют статуса юр. законов. Их действенность связана с ориентацией членов науч. сообщества на определ. комплекс ценностей и норм. Нормы выражаются в форме позволений, запрещений, предписаний, предпочтений и т.п. Эти императивы, передаваемые наставлением и примером и подкрепленные санкциями, составляют исторически сложившийся этос науки – основу проф. поведения, проф. этики. Императив универсализма порождается внеличностным характером научного знания. Под универ-ом поним. независимость рез-тов науч. деят-ти от личн. хар-к ученого. Универ-зм проявляет себя в провозглашении равных прав на занятия наукой для людей любой нац-ти и любого общ. положения. Императив коллективизма предписывает ученому незамедлительно передавать плоды своих трудов в общее пользование. Императив бескорыстности утверждает, что для ученого недопустимо приспосабливать свою проф. деят-ть к целям личной выгоды. Императив скептицизма предписывает ученому подвергать сомнению как свои, так и чужие открытия и выступать с публ. критикой любой работы, если он обнаружил ее ошибочность. Р. Мертон первым подверг системат. иссл-ю проф. поведение ученых. Он первым сместил предмет социологич. анализа из обл-ти продуктов науч. Деят-ти в область ее процессов, из обл-ти знания – в обл-ть познания, рассм. при этом процесс познания как деят-ть по правилам. Исполнение императивов гарантирует достоверность добываемого знания. Связав удовлетворение личных потребностей ученого с проф. признанием, Мертон пришел к науч. этике, основанной на рац-ти: в науке делают то, что полезно для ее развития. Осн. недостатком концепции научного этоса явл. оторванность нормат. и ценностных компонентов обществ. сознания от реальной матер. жизни общества. 53. Наука как система организаций и учреждений, как информационная система. В науке XVII столетия главной формой закрепления и трансляции знаний была книга, в которой должны были излагаться основополагающие принципы. Одновременно книга выступала и главным средством фиксации новых результатов исследования природы. Однако по мере развития науки и расширения поля исследовательской деятельности в XVII в. возникает особая форма закрепления и передачи знаний — переписка между учеными. Письма не только содержали сведения бытового характера, но и включали в себя результаты исследования и описание того пути, которым они были получены. Тем самым письма превращались в научное сообщение, излагающее результаты отдельных исследований, их обсуждение, аргументацию и контраргументацию. Переписка между учеными не только выступала как форма трансляции знания, но и служила еще основанием выработки новых средств исследования. Способы общения между исследователями и формы трансляции знания, возникшие в 17 в., обеспечивали успешное развитие наук этой исторической эпохи, но по мере накопления объема научной информации потребовалось их изменение. Уже во второй половине 18 в. постепенно началось углубление специализации научной деятельности. В различных странах образуются сообщества исследователей-специалистов, часто поддерживаемые общественным мнением и государством. Ученые уже не ограничивались только перепиской между собой и публикацией книг как основного продукта их научной деятельности. Переписка постепенно утрачивает свой прежний статус и заменяется множеством национальных дисциплинарно ориентированных сообществ. К середине 19 в. многие ранее возникшие академические учреждения дополняются новыми объединениями. Такие сообщества были формально организованы, в них обязательно были предусмотрены еженедельные заседания, наличие уставов, определяющих жизнедеятельность данных учреждений, и т.д. В конце 18 – первой половине 19 в. в связи с увеличением объема научной информации наряду с существующими академическими учреждениями начинают складываться новые ассоциации ученых. Исследователи, работавшие в различных областях знания, начинают объединяться в научные общества, порождающие новые формы научных коммуникаций. В связи с ростом объема научной информации возникала необходимость в специальной подготовке ученых, в связи с чем широкое распространение приобретает целенаправленная подготовка научных кадров, когда повсеместно создаются и развиваются новые научные и учебные учреждения, в т. ч. и университеты. Дальнейший рост объема научной информации привел к изменению всей системы обучения. Возникают специализации по отдельным областям научного знания, и образование начинает строиться как преподавание групп отдельных научных дисциплин. Специальная подготовка научных кадров оформляла особую профессию научного работника. Наука постепенно утверждалась как прочно установленная профессия, требующая специфического образования, имеющая структуру и организацию. В XX веке резко возрастает число занятых в науке профессиональных исследователей, усиливается специализация науч. деятельности, возникают крупные иссл. коллективы (НИИ, национальные лаборатории, исследовательские центры), которые сосредоточиваются только на решении исследовательских задач в соответствующей области знания. Наука как информационная система работы этой системы. Развитие естественнонаучного, технического, социально-гуманитарного знания вызвало резкий рост научной информации. Наука конца 18 – первой половины 19 в. характеризовалась увеличением объема и разнообразия научных знаний, углубляющейся дифференциацией видов исследовательской деятельности и усложнением их взаимосвязей. В науке XVII столетия главной формой закрепления и трансляции знаний была книга (манускрипт, фолиант), в которой должны были излагаться основополагающие принципы. Одновременно книга выступала и главным средством фиксации новых результатов исследования природы. Однако по мере развития науки и расширения поля исследовательской деятельности возникает особая форма закрепления и передачи знаний — переписка между учеными. Письма не только содержали сведения бытового характера, но и включали в себя результаты исследования и описание того пути, которым они были получены. Тем самым письма превращались в научное сообщение, излагающее результаты отдельных исследований, их обсуждение и аргументацию. С началом углубления специализации научной деятельности во второй половине 18 в. ученые уже не ограничивались только перепиской между собой и публикацией книг как основного продукта их научной деятельности. Переписка постепенно утрачивает свой прежний статус и заменяется множеством национальных дисциплинарно ориентированных сообществ. Место частных писем занимает статья в научном журнале. Появление статьи как новой формы закрепления и трансляции знаний было неразрывно связано с организацией и выпуском периодических научных журналов. Первоначально они выполняли особую функцию объединения исследователей, но затем наряду с обзорами стали публиковать сведения о новом знании, и это постепенно стало их главной функцией. В конце 18 – первой полов. 19 в. в связи с увеличением объема научной информации, наряду с существующими академическими учреждениями начинают складываться новые ассоциации ученых. Исследователи, работавшие в различных областях знания, начинают объединяться в научные общества, порождающие новые формы научных коммуникаций. В качестве главной формы трансляции знания выступают научные журналы, вокруг которых ученые объединялись по интересам. С ростом объема научной информации возникла необходимость в специальной подготовке ученых, в связи с чем широкое распространение приобретает целенаправленная подготовка научных кадров, когда повсеместно создаются и развиваются новые научные и учебные учреждения, в т. ч. и университеты. Растущий объем научной информации привел к изменению всей системы обучения. Возникают специализации по отдельным областям научного знания, и образование начинает строиться как преподавание групп отдельных научных дисциплин. Специальная подготовка научных кадров оформляла особую профессию научного работника. Наука постепенно утверждалась как прочно установленная профессия, требующая специфического образования, имеющая структуру и организацию. В XX веке резко возрастает число занятых в науке профессиональных исследователей, усиливается специализация научной деятельности, возникают крупные исследовательские коллективы (НИИ, национальные лаборатории, исследовательские центры), которые сосредоточиваются только на решении исследовательских задач в соответствующей области знания.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.005 с.) |