Наука как деятельность специально подготовленных людей. Этика и социология науки. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука как деятельность специально подготовленных людей. Этика и социология науки.



В науке XVII столетия главной формой закрепления и трансляции знаний была книга, в которой должны были излагаться основополагающие принципы. Одновременно книга выступала и главным средством фиксации новых результатов исследования природы. Однако по мере развития науки и расширения поля исследовательской деятельности в XVII в. возникает особая форма закрепления и передачи знаний — переписка между учеными. Письма не только содержали сведения бытового характера, но и включали в себя результаты исследования и описание того пути, которым они были получены. Тем самым письма превращались в научное сообщение, излагающее результаты отдельных исследований, их обсуждение, аргументацию и контраргументацию. Переписка между учеными не только выступала как форма трансляции знания, но и служила еще основанием выработки новых средств исследования.

Способы общения между исследователями и формы трансляции знания, возникшие в 17 в., обеспечивали успешное развитие наук этой исторической эпохи, но по мере накопления объема научной информации потребовалось их изменение. Уже во второй половине 18 в. постепенно началось углубление специализации научной деятельности. В различных странах образуются сообщества исследователей-специалистов, часто поддерживаемые общественным мнением и государством. Ученые уже не ограничивались только перепиской между собой и публикацией книг как основного продукта их научной деятельности. Переписка постепенно утрачивает свой прежний статус и заменяется множеством национальных дисциплинарно ориентированных сообществ.

К середине 19 в. многие ранее возникшие академические учреждения дополняются новыми объединениями. Такие сообщества были формально организованы, в них обязательно были предусмотрены еженедельные заседания, наличие уставов, определяющих жизнедеятельность данных учреждений, и т.д. В конце 18 – первой половине 19 в. в связи с увеличением объема научной информации наряду с существующими академическими учреждениями начинают складываться новые ассоциации ученых. Исследователи, работавшие в различных областях знания, начинают объединяться в научные общества, порождающие новые формы научных коммуникаций.

В связи с ростом объема научной информации возникала необходимость в специальной подготовке ученых, в связи с чем широкое распространение приобретает целенаправленная подготовка научных кадров, когда повсеместно создаются и развиваются новые научные и учебные учреждения, в т. ч. и университеты. Дальнейший рост объема научной информации привел к изменению всей системы обучения. Возникают специализации по отдельным областям научного знания, и образование начинает строиться как преподавание групп отдельных научных дисциплин. Специальная подготовка научных кадров оформляла особую профессию научного работника. Наука постепенно утверждалась как прочно установленная профессия, требующая специфического образования, имеющая структуру и организацию.

В XX веке резко возрастает число занятых в науке профессиональных исследователей, усиливается специализация науч. деятельности, возникают крупные иссл. коллективы (НИИ, национальные лаборатории, исследовательские центры), которые сосредоточиваются только на решении исследовательских задач в соответствующей области знания.


Социология науки как спец-ть соц-и возникла в связи с усилением роли науки как соц. силы. Первыми исследовали ее в этом качестве Маркс и Энгельс. Первым крупным западным соц-гом, который с 30-х годов постоянно уделял вним-е иссл-нию науки, оказался Р. Мертон.

Он впервые сопоставил теор. и прикладное знание с социологически понимаемыми ценностями и нормативными принципами. Его вклад в становление соц-и науки состоит не в изобретении системы норм науки или утверждении принципа, согласно кот. нормы – основа всякого соц. института, а в прим-и этих представлений в качестве основы теор. модели науки при рассм-нии ее как соц. института.

Мертон дал целостную теор. схему рассм-я науки как соц. феномена, на основе кот. можно было формулировать поддающиеся иссл-ю вопросы и  устан-ть критерии оценки получ. ответов. Он сформулировал научный этос – совок-ть норм, действ. в науч. сообществе, – кот. представил осн. механизмом функц-ния науки – соц. института по произв-ву достоверного знания. Сила, обеспеч. движ-е этого механизма, – стремление каждого ученого к проф. признанию. Мертон внес большой вклад в разработку центр. вопросов этой новой обл-ти знания.

Мертоновская социология науки – нормативная соц-я: для норм. функц-я каждого соц. института необходимо, чтобы выполнялся опред. набор норм. Мертон попытался идентифицировать нормы науки и сформул-ть свой научный этос. В 60-е годы императивы науч. этоса становятся у Мертона "правилами" науч. деят-ти, а процесс познания начинает рассм-я как деят-ть по правилам.

Правила, регул. поведение в науке, не имеют статуса юр. законов. Их действенность связана с ориентацией членов науч. сообщества на определ. комплекс ценностей и норм. Нормы выражаются в форме позволений, запрещений, предписаний, предпочтений и т.п. Эти императивы, передаваемые наставлением и примером и подкрепленные санкциями, составляют исторически сложившийся этос науки – основу проф. поведения, проф. этики.

Императив универсализма порождается внеличностным характером научного знания. Под универ-ом поним. независимость рез-тов науч. деят-ти от личн. хар-к ученого.  Универ-зм проявляет себя в провозглашении равных прав на занятия наукой для людей любой нац-ти и любого общ. положения. Императив коллективизма предписывает ученому незамедлительно передавать плоды своих трудов в общее пользование. Императив бескорыстности утверждает, что для ученого недопустимо приспосабливать свою проф. деят-ть к целям личной выгоды. Императив скептицизма предписывает ученому подвергать сомнению как свои, так и чужие открытия и выступать с публ. критикой любой работы, если он обнаружил ее ошибочность.

Р. Мертон первым подверг системат. иссл-ю проф. поведение ученых. Он первым сместил предмет социологич. анализа из обл-ти продуктов науч. Деят-ти в область ее процессов, из обл-ти знания – в обл-ть познания, рассм. при этом процесс познания как деят-ть по правилам. Исполнение императивов гарантирует достоверность добываемого знания. Связав удовлетворение личных потребностей ученого с проф. признанием, Мертон пришел к науч. этике, основанной на рац-ти: в науке делают то, что полезно для ее развития.

Осн. недостатком концепции научного этоса явл. оторванность нормат. и ценностных компонентов обществ. сознания от реальной матер. жизни общества.


53. Наука как система организаций и учреждений, как информационная система.

В науке XVII столетия главной формой закрепления и трансляции знаний была книга, в которой должны были излагаться основополагающие принципы. Одновременно книга выступала и главным средством фиксации новых результатов исследования природы. Однако по мере развития науки и расширения поля исследовательской деятельности в XVII в. возникает особая форма закрепления и передачи знаний — переписка между учеными. Письма не только содержали сведения бытового характера, но и включали в себя результаты исследования и описание того пути, которым они были получены. Тем самым письма превращались в научное сообщение, излагающее результаты отдельных исследований, их обсуждение, аргументацию и контраргументацию. Переписка между учеными не только выступала как форма трансляции знания, но и служила еще основанием выработки новых средств исследования.

Способы общения между исследователями и формы трансляции знания, возникшие в 17 в., обеспечивали успешное развитие наук этой исторической эпохи, но по мере накопления объема научной информации потребовалось их изменение. Уже во второй половине 18 в. постепенно началось углубление специализации научной деятельности. В различных странах образуются сообщества исследователей-специалистов, часто поддерживаемые общественным мнением и государством. Ученые уже не ограничивались только перепиской между собой и публикацией книг как основного продукта их научной деятельности. Переписка постепенно утрачивает свой прежний статус и заменяется множеством национальных дисциплинарно ориентированных сообществ.

К середине 19 в. многие ранее возникшие академические учреждения дополняются новыми объединениями. Такие сообщества были формально организованы, в них обязательно были предусмотрены еженедельные заседания, наличие уставов, определяющих жизнедеятельность данных учреждений, и т.д. В конце 18 – первой половине 19 в. в связи с увеличением объема научной информации наряду с существующими академическими учреждениями начинают складываться новые ассоциации ученых. Исследователи, работавшие в различных областях знания, начинают объединяться в научные общества, порождающие новые формы научных коммуникаций.

В связи с ростом объема научной информации возникала необходимость в специальной подготовке ученых, в связи с чем широкое распространение приобретает целенаправленная подготовка научных кадров, когда повсеместно создаются и развиваются новые научные и учебные учреждения, в т. ч. и университеты. Дальнейший рост объема научной информации привел к изменению всей системы обучения. Возникают специализации по отдельным областям научного знания, и образование начинает строиться как преподавание групп отдельных научных дисциплин. Специальная подготовка научных кадров оформляла особую профессию научного работника. Наука постепенно утверждалась как прочно установленная профессия, требующая специфического образования, имеющая структуру и организацию.

В XX веке резко возрастает число занятых в науке профессиональных исследователей, усиливается специализация науч. деятельности, возникают крупные иссл. коллективы (НИИ, национальные лаборатории, исследовательские центры), которые сосредоточиваются только на решении исследовательских задач в соответствующей области знания.

  Наука как информационная система работы этой системы.

Развитие естественнонаучного, технического, социально-гуманитарного знания вызвало резкий рост научной информации. Наука конца 18 – первой половины 19 в. характеризовалась увеличением объема и разнообразия научных знаний, углубляющейся дифференциацией видов исследовательской деятельности и усложнением их взаимосвязей.

В науке XVII столетия главной формой закрепления и трансляции знаний была книга (манускрипт, фолиант), в которой должны были излагаться основополагающие принципы. Одновременно книга выступала и главным средством фиксации новых результатов исследования природы. Однако по мере развития науки и расширения поля исследовательской деятельности возникает особая форма закрепления и передачи знаний — переписка между учеными. Письма не только содержали сведения бытового характера, но и включали в себя результаты исследования и описание того пути, которым они были получены. Тем самым письма превращались в научное сообщение, излагающее результаты отдельных исследований, их обсуждение и аргументацию.

С началом углубления специализации научной деятельности во второй половине 18 в. ученые уже не ограничивались только перепиской между собой и публикацией книг как основного продукта их научной деятельности. Переписка постепенно утрачивает свой прежний статус и заменяется множеством национальных дисциплинарно ориентированных сообществ. Место частных писем занимает статья в научном журнале. Появление статьи как новой формы закрепления и трансляции знаний было неразрывно связано с организацией и выпуском периодических научных журналов. Первоначально они выполняли особую функцию объединения исследователей, но затем наряду с обзорами стали публиковать сведения о новом знании, и это постепенно стало их главной функцией.

В конце 18 – первой полов. 19 в. в связи с увеличением объема научной информации, наряду с существующими академическими учреждениями начинают складываться новые ассоциации ученых. Исследователи, работавшие в различных областях знания, начинают объединяться в научные общества, порождающие новые формы научных коммуникаций. В качестве главной формы трансляции знания выступают научные журналы, вокруг которых ученые объединялись по интересам. С ростом объема научной информации возникла необходимость в специальной подготовке ученых, в связи с чем широкое распространение приобретает целенаправленная подготовка научных кадров, когда повсеместно создаются и развиваются новые научные и учебные учреждения, в т. ч. и университеты.

Растущий объем научной информации привел к изменению всей системы обучения. Возникают специализации по отдельным областям научного знания, и образование начинает строиться как преподавание групп отдельных научных дисциплин. Специальная подготовка научных кадров оформляла особую профессию научного работника. Наука постепенно утверждалась как прочно установленная профессия, требующая специфического образования, имеющая структуру и организацию.

В XX веке резко возрастает число занятых в науке профессиональных исследователей, усиливается специализация научной деятельности, возникают крупные исследовательские коллективы (НИИ, национальные лаборатории, исследовательские центры), которые сосредоточиваются только на решении исследовательских задач в соответствующей области знания.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.005 с.)