Наука в системе познания. Специфика научного знания (цели науки, ее принципы, формы, уровни и методы). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука в системе познания. Специфика научного знания (цели науки, ее принципы, формы, уровни и методы).



Сознание человека всегда есть осознанное бытие, выражение его отношения к своему бытию. Знание - объективная реальность, дан­ная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, иде­ально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира, иначе говоря, всякое сознание существует в форме знания, которое есть творческое, динамичное измерение сознания. Познание - обусловленный прежде всего общественно-истори­ческой практикой процесс приобретения и развития знания, его посто­янное углубление, расширение, совершенствование и воспроизводство. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Познание как форма духовной деятельности существует в обще­стве с момента его возникновения, проходя вместе с ним определен­ные этапы развития. На каждом из них процесс познания осуществля­ется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных фор­мах, выработанных в ходе истории человечества.

Выделяют основные особенности научного познания:

1. Основная задача научного познания - обнаружение объектив­ных законов действительности - природных, социальных, законов самого познания, мышления и др. Это основной при­знак науки, главная ее особенность.

2. На основе знания законов функционирования и развития иссле­дуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.

3. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, а также при участии живого созер­цания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научно­го познания — объективность.

4. Существенным признаком познания является его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании опре­деленных теоретических принципов, которые и объединяют отдель­ные знания в целостную органическую систему.

5. Для науки характерна постоянная методологическая рефлек­сия, т.е. в ней изучение объектов, выявление их специ­фики, свойств и связей всегда сопровождается осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты.

6. Научному познанию присуща строгая доказательность, обосно­ванность полученных результатов, достоверность выводов. Знание для науки есть доказательное знание.

7. Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, образующих целостную и развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и дру­гих идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или (что более характерно) искусственном: математическая символика, хими­ческие формулы.

8. Знание, претендующее на статус научного, должно допускать принципиальную возможность эмпирической проверки. Процесс уста­новления истинности научных утверждений путем наблюдений и эк­спериментов называется верификаций, а процесс установления их лож­ности — фальсификацией. Утверждения и концепции, которые в прин­ципе не могут быть подвергнуты этим процедурам, как правило, не считаются научными.

9. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование».

10. Специфическими характеристиками обладает субъект научной деятельности-отдельный исследователь, научное сообщество, «кол­лективный субъект».

Таковы осн. критерии науки, кот. позволяют в опред. мере осуществить демаркацию (провести границы) между наукой и ненаукой. В совр. фил-и науки называют и другие критерии на­учности. Это, в частности, критерий логичес­кой непротиворечивости, принципы простоты, красоты, эвристичности, когерентности и нек. др. Вместе с тем отмечается, что фил-я науки отвергает наличие окончательных критериев науч­ности.

Цели науки: 1. Открытие законов;2. вооружить человека техникой и технологиями.

У науки как у системы знаний есть след. осн. компоненты: принципы, уровни, формы, методы.

Принципы науки формируются всей историей философии и науки. В качестве таких принципов науки выступают принципы диалектики, поэтому наиболее общей методологией науки является теория диалектики:

1. принцип всеобщей универсальной связи и самодвижения материи: имеет естественно-науч. доказательства (открытие клетки - единство всего живого; учение Дарвина и Менделя - механизм самодвижения живого; закон сохранения энергии - т.к. связаны все виды энергии, то связаны все виды взаимодействия).

2. принцип системности. Согласно теории систем, каждый объект, процесс, явление системно организованы. У каждой системы есть след. характеристики: 1) узлы целостности. 2) параметры целостности 3) законы структуры, функции, развитие, саморегуляция, самоорганизация

3. принцип отражения. Отражение - важнейшая характеристика взаимодействия. На принципе отражения построена вся совр. теория информации.

4. принцип саморегуляции: любая система имеет механизм саморегуляции. Этот механизм построен на узлах и параметрах целостности системы, а также на принципе обратной связи, основанной на принципе отражения.

5. принцип самоорганизации.

Система приведенных выше принципов науки представляет также программу любого научного исследования. Каждому принципу соответствует целая отрасль общенаучного знания (принцип системности - теория систем, принцип саморегуляции - кибернетика, принцип самоорганизации - синергетика, принцип противоречивости – теория вероятности и статистики).

Уровни научного познания: 1. эмпирическое познание (это связь между жизненным опытом и чувственным познанием). 2. теоретическое познание

Методы (формы) научного познания:

1. применяемые на эмпирич. уровне (наблюдение, эксперимент, сравнение)

2. применяемые только на теоретич. уровне (восхождение от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического)

3. методы, применяемые на обоих уровнях познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, математизация, формализация, идеализация, абстрагирование, моделирование, а также методы общенаучного знания (вероятностные и стат. методы, методы системных исследований, методы информационных технологий, кибернетические методы, синергетические методы))



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.11.160 (0.008 с.)