Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наука в системе познания. Специфика научного знания (цели науки, ее принципы, формы, уровни и методы).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сознание человека всегда есть осознанное бытие, выражение его отношения к своему бытию. Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира, иначе говоря, всякое сознание существует в форме знания, которое есть творческое, динамичное измерение сознания. Познание - обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, совершенствование и воспроизводство. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы развития. На каждом из них процесс познания осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человечества. Выделяют основные особенности научного познания: 1. Основная задача научного познания - обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных, законов самого познания, мышления и др. Это основной признак науки, главная ее особенность. 2. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. 3. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, а также при участии живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познания — объективность. 4. Существенным признаком познания является его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. 5. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия, т.е. в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты. 6. Научному познанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Знание для науки есть доказательное знание.
7. Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, образующих целостную и развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или (что более характерно) искусственном: математическая символика, химические формулы. 8. Знание, претендующее на статус научного, должно допускать принципиальную возможность эмпирической проверки. Процесс установления истинности научных утверждений путем наблюдений и экспериментов называется верификаций, а процесс установления их ложности — фальсификацией. Утверждения и концепции, которые в принципе не могут быть подвергнуты этим процедурам, как правило, не считаются научными. 9. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование». 10. Специфическими характеристиками обладает субъект научной деятельности-отдельный исследователь, научное сообщество, «коллективный субъект». Таковы осн. критерии науки, кот. позволяют в опред. мере осуществить демаркацию (провести границы) между наукой и ненаукой. В совр. фил-и науки называют и другие критерии научности. Это, в частности, критерий логической непротиворечивости, принципы простоты, красоты, эвристичности, когерентности и нек. др. Вместе с тем отмечается, что фил-я науки отвергает наличие окончательных критериев научности. Цели науки: 1. Открытие законов;2. вооружить человека техникой и технологиями. У науки как у системы знаний есть след. осн. компоненты: принципы, уровни, формы, методы. Принципы науки формируются всей историей философии и науки. В качестве таких принципов науки выступают принципы диалектики, поэтому наиболее общей методологией науки является теория диалектики: 1. принцип всеобщей универсальной связи и самодвижения материи: имеет естественно-науч. доказательства (открытие клетки - единство всего живого; учение Дарвина и Менделя - механизм самодвижения живого; закон сохранения энергии - т.к. связаны все виды энергии, то связаны все виды взаимодействия).
2. принцип системности. Согласно теории систем, каждый объект, процесс, явление системно организованы. У каждой системы есть след. характеристики: 1) узлы целостности. 2) параметры целостности 3) законы структуры, функции, развитие, саморегуляция, самоорганизация 3. принцип отражения. Отражение - важнейшая характеристика взаимодействия. На принципе отражения построена вся совр. теория информации. 4. принцип саморегуляции: любая система имеет механизм саморегуляции. Этот механизм построен на узлах и параметрах целостности системы, а также на принципе обратной связи, основанной на принципе отражения. 5. принцип самоорганизации. Система приведенных выше принципов науки представляет также программу любого научного исследования. Каждому принципу соответствует целая отрасль общенаучного знания (принцип системности - теория систем, принцип саморегуляции - кибернетика, принцип самоорганизации - синергетика, принцип противоречивости – теория вероятности и статистики). Уровни научного познания: 1. эмпирическое познание (это связь между жизненным опытом и чувственным познанием). 2. теоретическое познание Методы (формы) научного познания: 1. применяемые на эмпирич. уровне (наблюдение, эксперимент, сравнение) 2. применяемые только на теоретич. уровне (восхождение от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического) 3. методы, применяемые на обоих уровнях познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, математизация, формализация, идеализация, абстрагирование, моделирование, а также методы общенаучного знания (вероятностные и стат. методы, методы системных исследований, методы информационных технологий, кибернетические методы, синергетические методы))
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.147.19 (0.011 с.) |