Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Методы, применяемые на обоих уровнях научного познания. Общенаучное знание и его методы.
Содержание книги
- Наука как целостная развивающаяся система. Основные ее подсистемы и их краткая характеристика.
- Современная философия науки. Основная проблематика, сложившаяся в XX -начале XXI вв.
- Логико-эпистемический подход к исследованию науки. Позиция позитивистов.
- Наука в системе познания. Специфика научного знания (цели науки, ее принципы, формы, уровни и методы).
- Преднаука и научная классика. Основные сущностные характеристики.
- Валюнтативная метафизика как основание новоевропейской науки (оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам, гроссет и др. ).
- Преднаука и научная классика математики.
- Преднаука и научная классика логики.
- Классика социально-гуманитарного знания (науки о природе и науки о культере В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт).
- Специфика социального познания. От философии жизни к биофилософии.
- Специфика социального познания. От понимающей социологии М. Вебера к философии коммуникативного действия Ю. Хабермаса.
- Неклассическая наука и ее основные характеристики.
- Неклассический облик логики.
- Неклассический облик математики.
- Методы, применяемые на обоих уровнях научного познания. Общенаучное знание и его методы.
- Научная картина мира как одно из оснований науки. Основные космологические гипотезы современной научной картины мира.
- Соотношение философской и научной рациональности как основание логики и методологии научного познания.
- Полемика по основаниям научной неклассики как философия науки и методология научного поиска.
- Логика построения научных теорий в период преднауки и научной классики.
- Особенности построения развитых математизированных теорий в неклассической науке.
- Проблемные ситуации в науке. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.
- Глобальные научные революции как изменение типа рациональности.
- Методологические основания общенаучного знания как важнейший компонент философии и методологии неклассической и постнеклассической науки.
- Синергетика как феномен постнеклассической науки.
- Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. (Глобальный эволюционизм Э.Янча концепция «голографической Вселенной» Д.Бома, «голографического мозга» К.Прибрама и др.).
- Философия русского космизма и учение В.И.Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере (Проблема ноосферной цивилизации).
- Этика науки как социальной деятельности (Мертон) и этические проблемы постнеклассических научных исследований.
- Выход постнеклассической науки на философский уровень исследований этики. От этических проблем науки к социобиологическим основаниям этики.
- Сближение идеалов и норм естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в современной науке.
- Роль постнеклассической науки в осмыслении путей преодоления глобальных кризисов.
- Постнеклассика математики как одного из оснований постнеклассической науки.
- Наука как деятельность специально подготовленных людей. Этика и социология науки.
- Компьютеризация современного научного знания и ее методологические (философские) аспекты.
- Основания «необъяснимой» гибкости математики в научном исследовании. Классика, неклассика и постнеклассика математики.
- Позиция «интуиционистов» (Л. Э. Брауэр и др. ) в полемике по основаниям математики. Современные следствия результатов их исследований.
- Три основания логики и их соотношение в период античности, средневековья и Возрождения.
- Борьба против психологизма и ее результаты в развитии классического (фреге) и неклассического периода логики (многозначные, вероятностные логики и др. ).
- Логико-философские рукописи витгенштейна и их значение для развития высокоформализованного облика по всем трем основаниям логики.
- Неформальная логика Г.Тарда.
- Четыре концепции времени в философии и физике. (По материалам одноименной работы Ю.Б.Молчанова.)
- Специальная и общая теория относительности (СТО и ОТО) А.Эйнштейна и их связь с концепцией физического вакуума (И.Пригожин), глобального эволюционизма Э.Янча.
- Философский анализ соотношения понятий «необходимость», «случайность», «вероятность» на материалах новой и новейшей физики.
- Концепция детерминизма и «индетерминизма» в классике, неклассике и постнеклассике физики и философии.
- Дискуссия по проблемам скрытых параметров и полноты квантовой механики.
- Связь микро и мегамира в неклассической и постнеклассической физике. Квантовые корреляции и проблема информации.
- Два основных направления в современной философии техники. П. К. Энгельмайер как представитель инженерной философии техники.
- Взгляды М.Бунге и Ф.Дессауэра на проблемы философии техники.
- Гуманитарная философия техники. Взгляды Л.Мемфорда и Х.Ортега-и-Гассета.
- Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.
- Классическая, неклассическая и постнеклассическая логика.
Исторически первыми компонентами общенаучного знания были математика и логика. Постнеклассич. наука становится единой ввиду того, что ее рац-ть становится единой. У каждого научного исслед-ния есть свои инструментарий познания. В основе становления единства рацион-ти научного знания является единство общенаучного знания. Такое название оно получило потому, что его рац-ть применяется во всех научных дисциплинах. Наука создает еще 1 уровень общенаучного знания, который включает в себя: вероятностные и статистические методы, теорию систем, теорию информации, кибернетику, синергетику.
С возникновения неклассич. науки стало формироваться общенаучное знание. Основные его методы на схеме.
1) Вер. и стат. методы – это первое звено общенаучного знания, инструментарий, придуманный наукой для исследов-ния движения неизолир. систем. Впервые применение их в науке было сделано при построении стат. термодинамики. Их методологич. осмысление в то время оказалось очень сложным и для исслед-лей новой и новейш. физики. Они увидели, что эти методы – прекрасный инструмент исследования неизолир. систем.
С развитием науки появляются другие компаненты общенаучного знания:
2)Теория систем (Людвиг фон Берталанфи) - австр. биолог-теоретик, один из основоположников общей теории систем. Создал теорию открытых биологических систем, обладающих способностью достигать конечного состояния независимо от нарушений в определенных пределах начальных условий системы). Б. успешно применил принципы теории открытых систем для анализа ряда биологических проблем (исследование тканевого дыхания, соотношение метаболизма и роста у животных, описание эмбрионального развития, генетических процессов, саморегуляции и т.д.). Он выдвинул программу построения общей теории систем, основными задачами которой являются: формулирование общих принципов и законов поведения систем независимо от их специального вида, природы составляющих их элементов и отношений между ними; установление точных и строгих законов в нефизических областях знания; создание основы для синтеза научного знания в результате выявления изоморфизма законов, относящихся к различным сферам реальности. С точки зрения теории систем все реальные системы неизолированные. У каждой системы есть законы, структуры (построения), функции развития, саморегуляция, самоорганизация. Системщики стали исследовать системность во взаимодействии. Взаимодействие – это причинность. Системщики добавили к этому связь состояний, корреляцию, подчинение, субординацию и т.д.
3)Теория информации – Норберт Винер, Моль, Глушков, Эшби, Бриллюэн и др. теория информации возникла в период развития неклассической науки. Информацию стали отображать методами неклассической науки – вероятностными и статистическими методами.
4)Кибернетика- наука о саморегуляции (Норберт Винер). Кибернетика – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество. Она включает изучение обратной связи, чёрных ящиков и производных концептов, таких как управление и коммуникация в живых организмах, машинах и организациях, включая самоорганизации. Она фокусирует внимание на том, как что-либо (цифровое, механическое или биологическое) обрабатывает информацию, реагирует на неё и изменяется или может быть изменено, для того чтобы лучше выполнять первые две задачи.
5)Синергетика (Герман Хакен) - междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в начале 70-х годов и ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы: физических, химических, биологических, технических, экономических, социальных. Под самоорганизацией в С. понимаются процессы возникновения упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в далеких от равновесия состояниях, вблизи особых критических точек (точек бифуркации), в окрестности которых поведение системы становится неустойчивым. Она включает в себя многообразие подходов, формулировок. Наиболее известны из них теория Пригожина и концепция нем. физика Г. Хакена, от которой идет само название «С». В формулировке Пригожина становление С. рассматривается в общем контексте начавшегося во второй половине XX в. процесса фундаментального пересмотра взглядов на науку и научную рациональность. Суть этого процесса состоит в «возрождении времени» в современном естествознании и начале «нового диалога человека с природой».
С созданием синергетики между компонентами 2-го слоя общенаучного знания стали возникать горизонтальные связи. Слой общенаучного знания объединил рациональность философии и науки. С создания синергетики наука получила возможность исследовать не только процессы, но и события. Она вышла на исследование многих граней фил. проблем. Даже рац-ть совр. философии на ¾ прямо связана с научной рациональностью. Поэтому современная философия в состоянии исследовать научные проблемы, а наука – философские проблемы.
|