Оценка конкурентоспособности торговых предприятий, реализующих сгущенное молоко 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка конкурентоспособности торговых предприятий, реализующих сгущенное молоко



Конкурентоспособность торговых предприятий – это способность предприятия торговли удовлетворять требованиям потребителей высококачественной продукцией и торговыми услугами с учетом временных и региональных особенностей.

Обобщенный показатель качества услуги рассчитывается на основе пяти комплексных показателей услуг торговли:

– качество реализуемых товаров;

– рациональность ассортимента товаров;

– культура обслуживания;

– условия обслуживания;

– доступность услуги.

Для обеспечения сопоставимости условий сравнительного анализа целесообразно выбрать магазины, принадлежащие одному виду и типу предприятия розничной торговли.

В качестве объектов исследования розничной торговли выбраны супермаркеты, в которых реализуется сгущенное молоко.

Качество реализуемых товаров определяется органолептическими, физико-химическими и/или др. методами и должно соответствовать требованиям стандартов, в которых установлен перечень количественных характеристик и качественных признаков.

Рациональность ассортимента товаров характеризуется следующими единичными показателями:

– полнота ассортимента;

– широта ассортимента;

– устойчивость ассортимента;

– структура ассортимента;

– обновляемость ассортимента.

Культура обслуживания определяется мастерством обслуживающего персонала. Мастерство – это умение в наибольшей степени учесть индивидуальные запросы потребителя. В состав этого критерия включаются вежливость, опрятность, умение обратить внимание покупателя на поступление особого (вкусного, свежего, модного, нового) товара, умение подобрать покупателю оптимальный вариант товара и др.

Условия обслуживания определяются материально-технической базой предприятия (регламентированное стандартами, нормами, правилами); категорией предприятия, удобствами для потребителя (места отдыха в помещении магазина, прием и хранение вещей покупателей и др.), дегустация продукта, консультация специалиста и др.

Доступность услуг включает затраты денежных средств и времени в процессе покупки товаров.

Как правило, затраты, предшествующие обслуживанию, значительно превосходят затраты времени потребителя на непосредственный контакт с работником торговли.

В условиях конкуренции выживание торговых предприятий возможно при получении оптимальной прибыли путем обеспечения необходимого качества торгового обслуживания и снижения издержек по оказанию услуг.

Обобщенный показатель конкурентоспособности услуг торговли сравниваемых магазинов определяется в следующей последовательности:

1 - выбор критериев и их оценка;

2 - определение коэффициентов весомости критериев;

3 - расчет обобщенного критерия.

Показатели конкурентоспособности услуг торговли и критерии их балльной оценки представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели конкурентоспособности торговых предприятий, реализующих сгущенное молоко

Комплексный

 показатель

Единичный

 показатель

Балльная оценка и их критерии

Хорошо Удовлетв. Не удовлетв.
1 2 3 4 5

Качество реализуемых товаров

Кислотность, град 30 40 48
Массовая доля сахарозы, % 30 38 43,5
Массовая доля сухих веществ, % 35 30 28,5
Массовая доля жиров, % 10,5 9,5 8,5
Лауриновая кислота, % 3 4 4,5
Миристиновая кислота, % 11 12 13
Пальмитировая кислота, % 25 30 35
Пальмитолеиновая кислота, % 3 4 5
Стеариновая кислота, % 7 10 13
Олеиновая кислота, % 25 30 35
Линолевая кислота, % 3,5 4,0 4,5
Внешний вид Целостность упаковки и маркировки Целостность упаковки плохо читаемая маркировка Плохо читаемая маркировка, вмятина на упаковке
Консистенция Однородная по всей массе С наличием кристаллов молочного сахара С осадками лактозы
Цвет Желтовато-белый Кремовый Синеватый
Запах Соответствует наименованию с явным запахом Со слабым запахом С посторонним запахом

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4 5
  Вкус Сладкий с явным привкусом Сладкий со слабым привкусом Сладкий с посторонним привкусом

Рациональность ассортимента товаров

Полнота ассортимента 1 0,8 – 0,9 Менее 0,7
Широта ассортимента 1 0,8 – 0,9 Менее 0,7
Устойчивость ассортимента 1 0,8 – 0,9 Менее 0,7
Структура ассортимента 1 0,8 – 0,9 Менее 0,7
Обновляемость ассортимента 1 0,8 – 0,9 Менее 0,7

Культура обслуживания

Вежливость Очень вежливое Недостаточно вежливое Не вежливое
Внимательность Продавцы очень внимательны Продавцы недостаточно внимательны Продавцы не внимательны
Опрятность Продавцы очень опрятны Продавцы недостаточно опрятны Продавцы не опрятны

Условия обслуживания

Материально-техническая база Высокая Средняя Низкая
Категория предприятия 1 2 3
Удобства потребителю Достаточные Можно лучше Не достаточные
Дегустация Широко используется Используется Не используется
Консультация На высоком уровне Недостаточно оказывается Не оказывается

Доступность услуги

Затраты денежных средств Незначительные Средние Высокие
Затраты времени на получение справки о местонахождении Незначительные Средние Высокие
Затраты времени на проезд к магазину Незначительные Средние Высокие
Затраты времени на ожидание обслуживания Незначительные Средние Высокие
Затраты времени на доставку Незначительные Средние Высокие
Затраты времени на консультацию специалиста Незначительные Средние Высокие

Для выполнения расчетов с использованием обобщенных показателей необходимо знать коэффициенты весомости всех показателей услуги розничной торговли. Средние значения нормированных коэффициентов весомости показателей конкурентоспособности торговых предприятий, реализующих сгущенное молоко, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Средние значения коэффициентов весомости показателей конкурентоспособности торговых предприятий, реализующих сгущенное молоко

Показатели качества, Р i Коэффициенты весомости, mi
1 2
Качество реализуемых товаров, в том числе Кислотность, град   0,02
Массовая доля сахарозы,% 0,01
Массовая доля сухих веществ, % 0,01
Массовая доля жиров,% 0,01
Лауриновая кислота,% 0,01
Миристиновая кислота,% 0,01
Пальмитировая кислота,% 0,01
Пальмитолеиновая кислота,% 0,01
Стеариновая кислота,% 0,01
Олеиновая кислота,% 0,01
Линолевая кислота,% 0,01
Внешний вид 0,05
Консистенция 0,04
Цвет 0,07
Запах 0,08
Вкус 0,09
Рациональность ассортимента товаров Полнота ассортимента   0,09
Широта ассортимента 0,08
Устойчивость ассортимента 0,07
Структура ассортимента 0,04
Обновляемость ассортимента 0,05
Культура обслуживания Вежливость   0,03
Внимательность 0,02
Опрятность 0,01
Условия обслуживания Материально-техническая база   0,02
Категория предприятия 0,01
Удобства потребителю 0,01
Дегустация 0,02
Консультация 0,02
Доступность услуги Затраты денежных средств   0,02
Затраты времени на получение справки о местонахождении 0,01
Затраты времени на проезд к магазину 0,01
Затраты времени на ожидание обслуживания 0,02
Затраты времени на доставку 0,02
Затраты времени на консультацию специалиста 0,04

Результаты расчета единичных критериев конкурентоспособности услуги розничной торговли сгущенного молока представлены в таблице 3.

Таблица 3

Расчет единичных критериев конкурентоспособности торговых предприятий, реализующих сгущенное молоко

Наименование показателей, i

Результаты исследований

Магнит

Ласточкино гнездо

Искож

А В С А В С А В С
1

2

3

4

Кислотность, град 30 40 40 30 40 40 30 40 40
Массовая доля сахарозы,% 30 38 43 30 38 43 30 38 43
Массовая доля сухих веществ, % 35 30 28 35 30 28 35 30 28
Массовая доля жиров,% 10 9 9 10 9 9 10 9 9
Лауриновая кислота,% 3 3,1 3,2 3 3,1 3,2 3 3,1 3,2
Миристиновая кислота,% 11 12 13 11 12 13 11 12 13
Пальмитировая кислота,% 25 30 25 25 30 25 25 30 25
Пальмитолеиновая кислота,% 3 3,3 3,5 3 3,3 3,5 3 3,3 3,5
Стеариновая кислота,% 7 9 9 7 9 9 7 9 9
Олеиновая кислота,% 25 30 25 25 30 25 25 30 25
Линолевая кислота,% 3,5 3,3 4,0 3,5 3,3 4,0 3,5 3,3 4,0
Внешний вид

Упаковка целая, банки без вмятин, маркировка без дефектов

Консистенция

Однородная по всей массе

Цвет

Желтовато-белый

Запах

С явным запахом

Вкус

Сладкий с явным привкусом

Полнота ассортимента

1

0,9

1

Широта ассортимента

1

0,9

1

Устойчивость ассортимента

1

1

0,9

Структура ассортимента

1

0,8

0,8

Обновляемость ассортимента

1

0,9

0,8

Вежливость

Очень вежливы

Недостаточно вежливы

Недостаточно вежливы

Внимательность

Очень внимательны

Недостаточно

внимательны

Очень внимательны

Опрятность

Очень

опрятны

Очень

опрятны

Очень

опрятны

Материально-техническая база

Высокая

Средняя

Средняя

Категория предприятия

1

1

2

 

Продолжение таблицы 3

1 2 3 4
Удобства потребителю Достаточно Можно лучше Можно лучше
Дегустация Используется Не используется Не используется
Консультация Не оказывают Не оказывают Не оказывают
Затраты денежных средств Незначительные Незначительные Незначительные
Затраты времени на получение справки о местонахождении Незначительные Незначительные Незначительные
Затраты времени на проезд к магазину Незначительные Средние Незначительные
Затраты времени на ожидание обслуживания Незначительные Незначительные Высокие
Затраты времени на доставку Незначительные - -
Затраты времени на консультацию специалиста - - -

Примечание. А – Алексеевский комбинат Белгородской области; В – Белгородский комбинат; С – Коломенский завод Московской области

Результаты расчета единичных критериев конкурентоспособности торговых предприятий, реализующих сгущенное молоко, представлены в таблице 4.

Обобщенный критерий конкурентоспособности торговых предприятий, реализующих сгущенное Ко определяется по формуле:

Ко = Кк + Кр + Кк.о. + Ку + Кд,                                      (1)

где, Кк   – комплексный критерий конкурентоспособности качества реализуемых товаров определяется по формуле:

Кк = ∑ Рк i . m к i,                                                   (2)

гдеi– показатель качества реализуемых товаров;

п – общее количество показателей качества реализуемых товаров;

Ркi – балльная оценка i-го показателя качества реализуемых товаров;

mкi– коэффициент весомости i -го показателя качества реализуемых товаров.

Кр  – комплексный показатель конкурентоспособности рациональности ассортимента товаров, определяется по формуле:

Кр = ∑ Рр i . m р i,                                              (3)

где, Ррi – балльная оценка i-го показателя рациональности ассортимента товаров;

mрi – коэффициент весомости i-го показателя рациональности ассортимента товаров.

Кк.о.–комплексный показатель конкурентоспособности культуры обслуживания, определяется по формуле:

Кк.о = ∑ Рк.о i . m к.о i,                                 (4)

где – Рк.о i – балльная оценка i-го показателя культуры обслуживания;

mк.оi – коэффициент весомости i-го показателя культуры обслуживания.

Ку – комплексный показатель конкурентоспособности условий обслуживания, определяется по формуле:

Ку = ∑ Ру I . m у i,                                                   (5)

где – Руi – балльная оценка i-го показателя условий обслуживания;

mуi – коэффициент весомости i-го показателя культуры обслуживания.

Кд – комплексный показатель конкурентоспособности доступности услуги, определяется по формуле:

Кд = ∑ Рд i . m д i,                                                   (6)

где – Рдi – балльная оценка i-го показателя доступности услуги; mдi – коэффициент весомости i-го показателя доступности услуги.

Результаты расчета единичных, групповых и обобщенных критериев конкурентоспособности торговых предприятий, реализующих сгущенное молоко, представлены в таблице 5.

Таблица 4

Расчет единичных критериев конкурентоспособности торговых предприятий, реализующих сгущенное молоко

Наименование

показателя, i

Балльная оценка, Рi

Коэффициент

 весомости, mi

Величина единичного критерия

Магнит

Ласточкино гнездо

Искож

Магнит

Ласточкино гнездо

Искож

А В С А В С А В С А В С А В С А В С
1

2

3

4

5

6

7

8

Кислотность, град 4 3 3 4 3 3 4 3 3 0,02 0,08 0,06 0,06 0,08 0,06 0,06 0,08 0,06 0,06
Массовая доля сахарозы, % 4 3 2 4 3 2 4 3 2 0,01 0,04 0,03 0,02 0,04 0,03 0,02 0,04 0,03 0,02
Массовая доля сухих веществ, % 4 3 2 4 3 2 4 3 2 0,01 0,04 0,03 0,02 0,04 0,03 0,02 0,04 0,03 0,02
Массовая доля жиров, % 3 2 2 3 2 2 3 2 2 0,01 0,03 0,02 0,02 0,03 0,02 0,02 0,03 0,02 0,02
Лауриновая кислота, % 4 4 4 4 4 4 4 4 4 0,01 0,04 0,04 0,04 0,04 0,04 0,04 0,04 0,04 0,04
Миристиновая кислота, % 4 3 2 4 3 2 4 3 2 0,01 0,04 0,03 0,02 0,04 0,03 0,02 0,04 0,03 0,02
Пальмитиновая кислота, % 4 3 4 4 3 4 4 3 4 0,01 0,04 0,03 0,04 0,04 0,03 0,04 0,04 0,03 0,04
Пальмитолеиновая кислота, % 4 4 4 4 4 4 4 4 4 0,01 0,04 0,04 0,04 0,04 0,04 0,04 0,04 0,04 0,04
Стеариновая кислота, % 4 3 3 4 3 3 4 3 3 0,01 0,04 0,03 0,03 0,04 0,03 0,03 0,04 0,03 0,03
Олеиновая кислота, % 4 3 4 4 3 4 4 3 4 0,01 0,04 0,03 0,04 0,04 0,03 0,04 0,04 0,03 0,04
Линолевая кислота, % 4 4 3 4 4 3 4 4 3 0,01 0,04 0,04 0,03 0,04 0,04 0,03 0,04 0,04 0,03
Внешний вид 4 4 4 4 4 4 4 4 4 0,05 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2
Консистенция 4 4 4 4 4 4 4 4 4 0,04 0,16 0,16 0,16 0,16 0,16 0,16 0,16 0,16 0,16
Цвет 4 4 4 4 4 4 4 4 4 0,07 0,28 0,28 0,28 0,28 0,28 0,28 0,28 0,28 0,28
Запах 4 4 4 4 4 4 4 4 4 0,08 0,32 0,32 0,32 0,32 0,32 0,32 0,32 0,32 0,32
Вкус 4 4 4 4 4 4 4 4 4 0,09 0,36 0,36 0,36 0,36 0,36 0,36 0,36 0,36 0,36
Полнота ассортимента 4 4 4 3 3 3 4 4 4 0,09

0,36

0,27

0,36

Широта ассортимента 4 4 4 3 3 3 4 4 4 0,08

0,32

0,24

0,32

Устойчивость ассортимента 4 4 4 4 4 4 3 3 3 0,07

0,28

0,28

0,21

 

Продолжение таблицы 4

1

2

3

4

5 6 7 8
Структура ассортимента 4 4 4 3 3 3 3 3 3 0,04 0,16 0,12 0,12
Обновляемость ассортимента 4 4 4 3 3 3 3 3 3 0,05 0,2 0,15 0,15
Вежливость 4 4 4 3 3 3 3 3 3 0,03 0,12 0,09 0,09
Внимательность 4 4 4 3 3 3 4 4 4 0,02 0,08 0,06 0,08
Опрятность 4 4 4 4 4 4 4 4 4 0,01 0,04 0,04 0,04
Материально-техническая база 4 4 4 3 3 3 4 4 4 0,02 0,08 0,06 0,08
Категория предприятия 4 4 4 4 4 4 3 3 3 0,01 0,04 0,04 0,03
Удобства потребителю 4 4 4 3 3 3 3 3 3 0,01 0,04 0,03 0,03
Дегустация 3 3 3 2 2 2 2 2 2 0,02 0,06 0,04 0,04
Консультация 2 2 2 2 2 2 2 2 2 0,02 0,04 0,04 0,04
Затраты денежных средств 4 4 4 4 4 4 4 4 4 0,02 0,08 0,08 0,08
Затраты времени на получение справки о местонахождении 4 4 4 4 4 4 4 4 4 0,01 0,04 0,04 0,04
Затраты времени на проезд к магазину 4 4 4 4 4 4 4 4 4 0,01 0,01 0,01 0,01
Затраты времени на ожидание обслуживания 4 4 4 4 4 4 4 4 4 0,02 0,08 0,08 0,08
Затраты времени на доставку 4 4 4 4 4 4 4 4 4 0,02 0,08 0,08 0,08
Затраты времени на консультацию специалиста 4 4 4 4 4 4 4 4 4 0,04 0,16 0,16 0,16

 

Таблица 5

Результаты расчета единичных, групповых и обобщенных критериев конкурентоспособности торговых предприятий, реализующих сгущенное молоко

Наименование

торгового предприятия

Групповые критерии конкурентоспособности

Кк Кр Кк.о Ку Кд Ко
Магнит 1,72 1,32 0,24 0,26 0,45 3,99
Ласточкино гнездо 1,72 1,06 0,19 0,21 0,45 3,63
Искож 1,72 1,16 0,21 0,22 0,45 3,76

Из таблицы 5 можно сделать вывод о том, что все супермаркеты конкурентоспособны, однако супермаркет «Магнит» имеет наилучшее положение по сравнению с исследуемыми субъектами. Вместе с этим, обобщенный критерий конкурентоспособности услуги розничной торговли сгущенного молока позволяет лишь косвенно судить об уровне конкурентоспособности, так как не учтены вся разновидность реализуемой продукции и их относительная стоимость.

В качестве исходной информации для определения относительной стоимости сгущенного молока служит их розничная цена.

Для этого в каждом магазине выявлен перечень наименований (изготовителей) товаров, присутствующий в ассортименте всех трех магазинов, и рассчитаны индивидуальные индексы цен.

Индивидуальные индексы цен определяются по формуле:

И j = Цф/ Цб ,                                           (7)

где, j – определенное наименование (изготовитель) товаров;

Иj – индивидуальный индекс цены определенного наименования (изготовителя) товаров;

Цф – фактическое значение цены определенного наименования;

Цб – наименьшее значение цены определенного наименования в одном из трех сравниваемых магазинов, принимаемое за базу для сравнения и равное 1,0.

Средний индекс цен С для каждого магазина определяется по формуле:

С = И j / l,                                                             (8)

где l – общее число наименований товаров в наборе (l = 3).

Результаты расчета относительной стоимости сгущенного молока в сравниваемых магазинах представлены в таблице 6.

Таблица 6

Расчет среднего индекса цен для каждого магазина

Наименование

производителя

Розничная цена, руб. Цф

Индивидуальный

индекс цен, Иj

Общее число наименований товаров, l

Средний индекс цен, С

Магнит Ласточкино гнездо Искож Магнит Ласточкино гнездо Искож Магнит Ласточкино гнездо Искож
А 32 33 34 1,28 1,32 1,36 3 0,43 0,44 0,45
В 27 28 27 1,08 1,12 1,08 3 0,36 0,37 0,36
С 25 26 28 1,0 1,04 1,12 3 0,33 0,35 0,37

Среднеарифметическое значение цен

0,37 0,39 0,39

Интегральный показатель качества услуги каждого магазина определяется по формуле:

Кинт. = Ко × С,                                                    (9)

где Ко – обобщенный критерий конкурентоспособности услуги розничной торговли; С – средний индекс цен.

Результаты интегральной оценки конкурентоспособности торговых предприятий, реализующих сгущенное молоко, представлены в таблице 7.

Таблица 7

Расчет интегрального показателя конкурентоспособности торговых предприятий, реализующих сгущенное молоко

Наименование торгового предприятия Обобщенный показатель, Ко Средний индекс цен, С Интегральный показатель конкурентоспособности, К инт.
Магнит 3,99 0,37 1,48
Ласточкино гнездо 3,63 0,39 1,42
Искож 3,76 0,39 1,47

Таким образом, оценка конкурентоспособности торговых предприятий, реализующих сгущенное молоко, позволила установить, что исследуемые супермаркеты конкурентоспособны. Однако супермаркет «Магнит» в рейтинге конкурентоспособности занимает лидирующее положение как по основным критериям конкурентоспособности услуг розничной торговли, так и с учетом цены.

Вместе с этим необходимо направить деятельность супермаркетов на совершенствование культуры обслуживания, условий обслуживания и доступности услуги, а также вести систематическую работу по формированию оптимального ассортимента на основе изучения потребительского спроса молочных консервов и их более тщательной экспертизы при приемке. Важно также широко применять дегустацию молочных консервов и осуществлять консультации покупателей в области применения тех или иных видов молочных консервов.

 

А.Ф. Алехин

(Мос. гос. обл. соц.-гум. ин-т)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.094 с.)