Проблема продовольственной безопасности в аспекте вступления России в вто 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема продовольственной безопасности в аспекте вступления России в вто



Россия официально принята во Всемирную торговую организацию и станет полноправным членом ВТО не позднее 23 июля 2012 года. По свидетельству журналистов, протокол о присоединении России к организации имеет толщину в 6-7 см. Кроме него подписаны обязательства нашей страны по доступу иностранных компаний к рынку услуг и товаров. А торговый представитель США Рон Кирк заметил, что после вступления России, ВТО становится действительно всемирной [5].

В течение восемнадцати лет наша страна декларировала свое намерение вступить в эту организацию. Этому препятствовали то внешнеполитические причины, то внутреннее лобби, заявлявшее о том, что интересы отечественного производителя будут нарушены вместе с отменой протекционистских тарифов в интересах свободной торговли, как того требует устав ВТО. Учёные и политики страны пытаются оценить статические и динамические эффекты от вступления страны в ВТО, но все сходятся в одном - особенно пострадает агропромышленный комплекс, а как следствие, под угрозой окажется продовольственная безопасность и здоровье нации.

Как показывает мировая практика, с вхождением стран в ВТО в сфере сельского хозяйства преобладание получают аграрные корпорации, делающих прибыль на сельском хозяйстве, основанном на химикатах и генной технологии. Эти корпорации заинтересованы в создании правовой и экономической основы для неограниченного доступа к ресурсам и международным рынкам сбыта.

Наиболее важными для сельского хозяйства соглашениями в ВТО являются: «Соглашение по сельскому хозяйству» (AoA), «Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм» (SPS), и «Соглашение по правам интеллектуальной собственности (TRIPS). ВТО работает как форум для дальнейшего углубления существующих договоров и имеет механизм принятия и осуществления санкций - Суд ВТО, решение которого государства обязаны выполнить под угрозой торговых санкции, огромных штрафов или обязательств открытия для иностранных инвесторов закрытых до этого секторов экономики. Кроме этого, Суд ВТО может принять решение об отмене национальных законов.

Одним из положительных последствий вступления России в ВТО специалисты называют возможное участие РФ в торговых спорах. Как на практике решаются торговые споры в ВТО можно рассмотреть на примере реализации «Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных норм» (SPS).

Еще в 1980-ых годах ЕС запретил ввоз обработанной гормонами роста говядины из США и Канады, в связи с предположением о том, что эти гормоны вызывают раковые заболевания. После лоббирования аграрными корпорациями США и Канады («Monsanto», «US National Cattlemens Association», «US Dairy Export Council» и «National Milk Producers Federation») Суд ВТО снял ограничения на торговлю обработанной говядины под предлогом недостаточности научных доказательств по данному предположению. Когда ЕС, защищая интересы потребителей, не отказался от запрета ввоза мяса с использованием гормонов роста, то Суд ВТО дал США и Канаде право использовать экономические санкции - взимать с импорта из стран ЕС штрафные таможенные взносы в размере 116 миллионов долларов США.

Это решение ВТО было взято на вооружение аграрными корпорациями в ЕС («European Federation of Pharmaceutical Industry Associations» и «EuropaBio» - объединения наиболее крупных предприятий, использующих ГМО в Европе), которые попытались добиться изменения законов по защите прав потребителей и разрешения на использование гормонов роста в Европе.

Решение ВТО о том, что запрет ЕС на ввоз мяса с использованием гормонов противоречит законам ВТО, основывалось на Соглашении SPS, которое не берет во внимание долгосрочный вред для здоровья потребителей. Страны-члены ВТО, в принципе, имеют право принимать собственные стандарты, касающиеся здоровья, но перед этим они обязаны, провести «научно обоснованную оценку рисков».

Эта практика ВТО в области генных технологий может оказаться роковой для существующих запретов импорта и в России, рассматриваемые аграрными корпорациями как типичный пример системы мер, отмена которых позволила бы получить доступ производителям ГМО на еще один рынок сбыта - рынок России.

Соглашение по правам интеллектуальной собственности TRIPS – следующий пример влияния концернов и их лобби-организаций на формулирование и принятие одного из соглашений ВТО. В области сельского хозяйства этот договор регулирует, прежде всего, посев и распространение культурных растений, а также патентование форм жизни.

Эти законы ограничивают права сельхозпроизводителей обменивать и снова использовать семена. Цель корпораций, лоббирующих эти законы, - контроль производства продовольствия, семян, «генных ресурсов» и получение доступа на новые рынки сбыта. Вершиной этой стратегии является «технология Терминатор» [7], при которой путем генной манипуляции, предотвращается образование у ГМО-семян ростков и таким образом - получение нового урожая. Так, сельское хозяйство России, основанное на обмене семенами и производстве продовольствия в самой стране и с большим видовым разнообразием, превращают в промышленное сельское хозяйство с использованием огромного числа ядов, отличающееся монокультурами и ограничением или запретом свободного обмена семенами.

За этим стоит система, потому что использование генной технологии в сельском хозяйстве становится только тогда прибыльным, когда по всему миру можно продавать стандартизованный продукт. Необходимым условием для этого является распространение ГМО на огромных площадях Земли.

Одним из последствий для сельского хозяйства, поставленного на промышленные рельсы, стала потеря видового многообразия. Организация ООН по питанию FAO констатирует, что в середине XXI века вымрут более 40 000 ценных видов растений, что представляет собой серьезную угрозу для безопасности питания в мире» [3]. Например, на пашнях США в 1903 году росло 578 разных сортов фасоли и 408 сортов помидоров, сегодня в крупнейшем американском хранилище генов содержится всего лишь 79 сортов помидоров и 32 сорта фасоли [7]. Встает вопрос, готова ли наша страна пойти на эти риски?

«Соглашение по сельскому хозяйству» в ВТО (AоА) отражает другое направление сельскохозяйственной политики в ВТО максимальная либерализация рынка сельхозпродукции, что для привыкшего к протекционизму российского аграрного сектора грозит катастрофой.

Три главные области «Соглашения» касаются доступа к рынку: степень аграрного протекционизма, возможность поддержки национального сельского хозяйства и вопрос экспортной конкуренции.

Пункт «доступ к рынкам» содержит, в том числе, следующие меры: обязательство государства допускать импорт (несмотря на опасность ценового демпинга и возможной опасности для продовольственного суверенитета страны), а также сокращение таможенных пошлин.

В пункте «возможность поддерживать национальное сельское хозяйство» происходит разделение на «Green box», «Blue box», «Amber Box» и «Red box» по принципу того, допускаются ли для государства меры поддержки. Мало вредными или безвредными для мировой торговли считаются государственные программы по исследованиям, защите растений, страхованию, образованию, инфраструктуре, продаже, экологии и программы сельского развития.

Третий пункт «Соглашения» посвящен экспортной конкуренции. Количество сельскохозяйственных продуктов, которые экспортируются с субсидиями, должно быть уменьшено на 21%, а их поддержка из бюджета – на 36%.

И так, подводя итоги нашему исследованию, вместо вывода хочется привести несколько прогнозных цифр, подтверждающих негативные последствия для аграрного сектора и продовольственной безопасности России. После вступления в ВТО российский Агропром будет терять 4 млрд. долл. ежегодно [4], что приведет к снижению доли России в мировом экспорте продуктов питания до 1 процента и увеличению импорта на 2,3 процента (Россия будет покупать больше, чем продавать, на 7,3 миллиарда долларов)[6]. Россия отдаст иностранцам вчетверо больший объём рынков, чем получит (в годовом выражении - 90 млрд. долл. против 23, т.е. на один предполагаемый доллар выигрыша РФ от вступления в ВТО придется вчетверо больше потерь нашей экономики)[2]; Россия будет терять 1% ВВП, или 7,2 млрд. долл. в год [4].

Литература:

1. ВТО и сельское хозяйство: продовольствие для жизни или прибыли//http://www.firstnews.ru/news/society/rossiya-vstupit-v-vto-po-vsem-frontam/

2.  Граматчиков А. Достаточно сильны для ВТО/Эксперт №46 от 11 ноября 2011

3. Положение дел в области продовольствия и сельского хозяйства//http://www.fao.org/corp/publications-corp/ru/

4. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли// http://www.vch.ru/cgi-bin/

5. Тихомирова Н. Россия вступит в ВТО по всем фронтам http://www.firstnews.ru/news/society/rossiya-vstupit-v-vto-po-vsem-frontam/

6. Ушачёв И Безопасность без поддержки/Российская газета №5593 от 29.09.2011

7. Die geheimen Spielregeln des Welthandels. WTO-GATS-TRIPS-MAI. Wien.

 

Е.И. Медведева

С.В. Крошилин

(Мос. гос. обл. соц-гум. ин-т)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.01 с.)