Безопасность детских игрушек и компьютерных игр: позитивное и негативное влияние на здоровье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Безопасность детских игрушек и компьютерных игр: позитивное и негативное влияние на здоровье



Рынок детских товаров сегодня активно развивается. Этому способствует, с одной стороны рост рождаемости, с другой — улучшение благосостояния населения. В последнее время родители рассматривают «детские траты» как своего рода инвестиции в развитие и будущее своих детей. Большой интерес как у родителей, так и у детей вызывают новые компьютерные и «высокотехнологичные игрушки». Сотовый телефон и собственный компьютер есть практически у каждого ребенка. Осознавая потенциальную угрозу для здоровья детей, родители стремятся приобретать только качественные компьютерные и технологичные новинки. Это достаточно дорогие вещи, по сравнению с другими игрушками, на которые с каждым годом тратятся все больше денег.

От 3100 до 4500 руб. ежемесячно тратят российские семьи на приобретение детских товаров в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Самаре. К такому выводу пришла Nielsen Company, оценив потребительские предпочтения и затраты покупателей в категориях детской одежды, обуви, игрушек (за исключением электронных приставок и компьютерных игр), детской мебели, школьных товаров и товаров для детского творчества, книг и учебников, детского питания, подгузников и средств детской гигиены.

Данные, полученные Nielsen Company, полностью подтверждает президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина. Действительно, рост доходов населения и повышение уровня рождаемости напрямую влияют на рост объема рынка товаров для детей. Немаловажно, что нынешний всплеск рождаемости обеспечили дети, чьи родители откладывали «появление потомства до лучших времен». Таким образом, большое количество детей родилось в семьях среднего класса, что определяет рост массовой платежеспособности этой категории граждан. В результате на рынке активизировались многие отечественные и европейские производители, появилось большое количество специализированных торговых точек, где представлена полная линейка детских товаров — от белья до мебели.

По данным названной ассоциации, в 2010 г. рынок детских товаров оценивался в 16,2 млрд долл. В 2006 г. этот показатель достиг 7,5 млрд долл., в 2007-м превысил 9 млрд, в 2009 г. составлял около 14 млрд долл. То есть рынок ежегодно увеличивается на 15—20%. Прогноз его потенциальной емкости — на уровне 20—22 млрд долл. По оценке Росстата, на сегодняшний день в России проживает более 26 млн человек в возрасте до 17 лет. Это около 18% населения [1].

Перспективы роста рынка игрушек также есть (по крайней мере до 2020 года), это демонстрируют данные численности населения в возрасте 3-6 лет в РФ и прогноз до 2026 года [рис. 1] [3].

Рис. 1 Численность населения в возрасте 3-6 лет в Российской Федерации и прогноз до 2026 года, тыс. чел. [1]

 

Однако российский рынок игрушек в основном развивается за счет импорта. Например, в сегменте детской косметики и товаров для новорожденных его доля — 60%, в сегментах детской обуви, одежды и игрушек — до 90%. Более 70% товаров для детей приходится на страны Юго-Восточной Азии, причем 50% — товары китайского производства [рис. 2] [1]. Китай 20 лет назад ввел производство игрушек в свои национальные приоритеты. Это привело к тому, что сегодня страна сосредоточила в своих руках более 70% мирового рынка игрушек.

Рис. 2 Поставщики игрушек на российский рынок, % [1]

Однако, кроме экономической в отрасли существует еще проблема восприятия продаваемой продукции. Импортные игрушки зачастую являются не только инструментами детских забав, но и носителями различных систем мировоззрений. Особенно это касается игрушек, предполагающих наличие игрового сценария, что есть в большинстве компьютерных игрушек. Например, игрушки, связанные с элементами насилия, смерти или потустороннего мира, до сих пор отрицательно воспринимаются большинством родителей, так как дети и так получают это посредством телевидения и СМИ.

К рынку детских товаров относятся не только игрушки как таковые, но и все сопутствующие товары. В первые три года жизни основная статья расходов родителей — детское питание, которое служит либо заменителем материнского молока, либо продуктами прикорма (каши, овощные, фруктовые и мясные консервы, соки и проч.). В России еще сильна традиция кормить детей материнским молоком. Поэтому доля его заменителя в денежном исчислении сравнительно небольшая — 21%. 79% детского питания приходится на продукты прикорма. В этом сегменте пюре занимает 46%, соки — 15, каши — 14, новинки рынка — чай и печенье для самых маленьких — 3 и 1% соответственно.

В среднестатистической российской семье около трети «детских» денег тратится на одежду и обувь. На одежду в семье с одним ребенком тратится в среднем около 850 руб., на обувь — 550 руб. в месяц. В 2010 г. объем рынка детской одежды составлял 7,3 млрд руб. Среди лидеров можно назвать компании «Глория Джинс», «Мир детства», Sela, Guliver. В России сейчас практически нет конкурентоспособных тканей, их приходится закупать в Пакистане, Турции и Китае, а зарплаты швей в разы выше, чем, например, в Китае. Поэтому многие российские предприниматели переносят фабрики в Китай. В сегменте обуви российские предприятия занимают промежуточную нишу между дорогими европейскими марками и дешевыми азиатскими производителями.

К сожалению, большинство поставляемых детских товаров не соответствует международным стандартам качества. Не меньшей проблемой является существенная доля контрафакта, поставляемого в Россию по «серым» схемам. Это также не добавляет качества продаваемым на отечественном рынке товарам. Во многих импортируемых из Китая товарах Роспотребнадзор с завидной регулярностью обнаруживает токсичные вещества, не соответствующие санитарным нормам. Российское правительство борется с данной проблемой. Еще в 2008 г. министр промышленности и торговли России Виктор Христенко признал, «что значительная часть детской одежды и обуви, поступающей в Россию из Китая и стран Юго-Восточной Азии, не соответствует требованиям безопасности и гигиены». Но с тех пор ситуация не улучшилась, доля импортных товаров возрастает. Позиции российских производителей детских товаров за последние годы значительно ослаблены, а по отдельным товарным группам, особенно для детей до трех лет, практически утрачены. «Наиболее подвержен влиянию импорта сегмент детских игрушек. На долю отечественных производителей приходится всего 10—12%. В условиях сегодняшнего состояния отечественных производителей отрасль рискует безвозвратно утратить конкурентоспособность», — утверждает А. Цицулина.

На рынке игрушек ведущее положение, как уже отмечалось, занимает Китай. Лидирующие позиции среди российских производителей у ЗАО «Завод „Огонек“» (Москва), ОАО «Весна» (Киров), ТД «Гулливер и Ко» (Москва), ООО «Звезда» (Лобня) и др. Что касается любимых мест покупок, в последнее время наметилась тенденция приобретать товары для детей в специализированных магазинах. В 2010 г. крупнейший российский ретейлер X5 Retail Group, владеющий брендами «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», объявил о создании специализированной сети по продаже детских товаров. Лидером в розничной торговле является группа компаний «Детский мир».

Структура российского рынка игрушек представлена на рисунке 3 [1].

Рис. 3 Структура российского рынка игрушек [1]

 

Согласно приведенным данным почти четверть (24%) российского рынка игрушек составляют компьютерные игры. Сами компьютерные игры достаточно сильно влияют на психику и здоровье детей.

Авторами статьи в 2010 году совместно с Институтом социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук были проведены исследования на тему: «Влияния информационных технологий на здоровье детей и молодежи». В опросе приняли участие 400 детей. География опроса: юго-восток Московской области (города: Коломна, Егорьевск, Воскресенск, Зарайск, Луховицы).

В результате были получены следующие данные. Возможность пользоваться компьютером (играть в компьютерные игры) дома есть практически у каждого (95,8%). Только 2,52% ходят к друзьям или в компьютерные клубы. Только 1,68% не играют в компьютерные игры.

Из тех, кто играет в компьютерные игры: почти 40% опрошенных играют на компьютере; 35% - играют в онлайновые игры (по сети), 18% - игровые приставки. То есть чуть больше 60% опрошенных играют в компьютерные игры. 40,83% - вообще не играют в игры [рис. 4].

Рис. 4 В какие виды компьютерных игр играют дети

 

Как показало исследование из тех, кто играет в компьютерные игры, четверть (25,83%) предпочитают игры типа «Экшен», т.е. достаточно динамичные и быстрые игры с большим количеством героев, сцен, заданий и т.п. Основные предпочтения при выборе игр детьми приведены на рисунке 5.

Рис. 5 Предпочтения при выборе типа игр

 

В процессе исследования было установлено, что больше половины (51,9%) достаточно спокойно относятся к процессу игры и могут закончить играть в любой момент. Играют, когда есть свободное время 11,39% опрошенных. Почти 14% достаточно сильно зависят от процесса игры: полностью в нее погружаются и могут потерять ориентацию во времени - 6,33%.

Как показало исследование за играми треть исследуемых (34,21%) проводят от 0,5 часа до 1 часа. Четверть опрошенных (25,0%) играют несколько минут в день. Чуть больше четверти (26,32%) от 1 часа до 3-х. 5,26% детей занимают компьютерными играми все свободное время! [рис. 6].

Рис. 6 Сколько времени в день дети играют в компьютерные игры

 

Отсутствие возможности поиграть в компьютерную игру (например, запрет родителей, неисправность компьютера, отсутствие времени) вызывает у большинства лишь легкое негодование (21,25%), 71,25 вообще никак не реагирует на это. Неприятные ощущения возникают у 5,0% опрошенных и сильно переживают по этому поводу 1,25%. То есть у 6,25% опрошенных есть некая зависимость от компьютерных игр. Это достаточно негативная тенденция, которая может сказаться на психическом здоровье ребенка.

Таким образом, от того, во что и как играют наши дети, зависит их здоровье и развитие. Сегодня дети и молодежь слишком увлечены новыми информационными и компьютерными технологиями, которые, безусловно, оказывают негативное воздействие на физическое и психологическое здоровье. Затрачивая значительные денежные средства в покупку игрушек для своих детей родители должны в первую очередь обращать внимание на страну производителя и на качество покупаемого товара. Компьютерные фирмы и игровая индустрия заинтересованы лишь в объемах продаж, поэтому не оценивают негативное влияние на потребителей своей продукции. Дети и молодежь является самой востребованной аудиторией, так как они выступают активными потребителями всех новейших разработок, продуктов и услуг сферы ИКТ. Аналогичная ситуация и с влиянием сотовой связи: операторы лишь декларируют ее безопасность, а на самом деле влияние ее недостаточно изучено. С другой стороны, сотовый телефон у ребенка сегодня – это объективная необходимость, которая может обеспечивать оперативную связь с ним в любое время. Именно поэтому исследования влияния использования современных информационных и компьютерных игрушек и вообще ИКТ детьми и молодежью достаточно сложная проблема, которая требует дальнейшего изучения и постоянного мониторинга.

Литература:

1. Горячкин Д. Недетские траты // Экономика и жизнь, №01 (9417), 2012, С. 21.

2. Крошилин С.В. Зависимость здоровья молодежи от информационных технологий // Сборник материалов Международного научно-практического семинара "Здоровье населения: проблемы и пути решения". – Минск: Право и экономика, 2011. С. 25-28.

3. Численность учащейся молодежи образовательных учреждений Российской Федерации (Среднесрочный прогноз до 2014 года и оценка тенденций до 2025 года) / под ред. Ф.Э. Шереги и А.Л. Арефьева. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2010. С. 17.

 

Д. В. Купчак

(Хабаровская гос. акад. экономики и права)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.219 (0.012 с.)