Укрепление экономической безопасности государства путем повышения качества почтовых и инфокоммуникационных услуг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Укрепление экономической безопасности государства путем повышения качества почтовых и инфокоммуникационных услуг



ФГУП «Почта России» является одним из ключевых элементов государственной инфраструктуры и системообразующим предприятием отрасли, на которое возложена функция обеспечения коммуникационного единства страны. Эта стратегическая задача реализуется благодаря уникальному преимуществу почтовой сети, охватывающей всю территорию Российской Федерации, в том числе самые отдаленные и труднодоступные населенные пункты.

В настоящее время «Почта России» – это одновременно национальный оператор почтовой связи и универсальный провайдер широкого спектра финансовых и коммерческих услуг, перечень которых постоянно расширяется.

В обеспечении равного доступа и высокого качества почтовых и инфокоммуникационных услуг всем жителям страны заключается социальная миссия «Почты России». Причем в понятие «доступность» в данном случае входят две составляющие: стоимость почтовых услуг и широкая сеть отделений почтовой связи. Реализация данной миссии сопряжена с существенной социальной и финансовой нагрузкой, которая в определенной степени препятствует интенсификации процессов технологической модернизации и продвижения рентабельных направлений деятельности [3].

Эффективность предпринятых мер подтвердилась финансовыми итогами 2009 года – впервые с 2005 года предприятие вышло на уровень безубыточности. Чистая прибыль «Почты России» составила 306 млн. рублей, число прибыльных филиалов возросло с 22 до 50. В числе мер, принятых для достижения рентабельности деятельности предприятия, можно выделить:

 –введение режима жесткой экономии;

–оптимизация организационной структуры и сокращение численности аппарата управления более чем на 30%;

–повышение производительности труда;

–автоматизация основных производственных процессов;

–оптимизация регулируемых государством тарифов на услуги;

–внедрение новых, коммерчески успешных сервисов, не регулируемых государством;

–усиление работы по повышению уровня качества обслуживания клиентов, другие мероприятия [1].

В настоящее время предприятие возобновило и активно ведет инвестиционную деятельность, направленную, прежде всего на модернизацию почтовой инфраструктуры. Однако без государственной поддержки невозможно реализовать столь масштабную во всех смыслах, революционную с технической и технологической точки зрения программу. Потенциал самостоятельного финансирования модернизации «Почты России» значительно ограничен необходимостью перекрестного субсидирования расходов от оказания нерентабельных, но социально значимых услуг, тарифы на которые устанавливаются государством. Так, в 2009 году предприятие получило субсидии на покрытие убытков и компенсацию расходов в размере 5,3 млрд. рублей, которые покрывают лишь 60% фактических убытков «Почты России», полученных от социально значимых услуг.

Необходимость и целесообразность инвестирования в развитие инфраструктуры «Почты России» предопределены ее социальной значимостью и участием в государственных проектах национального масштаба. В настоящее время на рассмотрении Правительства РФ находится «Программа модернизации инфраструктуры федеральной почтовой связи до 2013 года», разработанная ФГУП «Почта России». Программой предусмотрено финансирование в объеме 101 млрд. рублей на паритетной основе: вклад федерального бюджета составит 47,6 млрд. рублей, другие 53,6 млрд. рублей «Почта России» инвестирует из собственных или заемных средств [2].

В эпоху стремительного развития инфокоммуникационных технологий и в условиях растущих потребностей населения как в принципиально новых современных сервисах, так и в высоких стандартах обслуживания, «Почта России» направляет все усилия на укрепление своих позиций в различных сегментах рынка. Прежде всего, внедряются принципиально новые для «Почты России» продукты и услуги, продвигаются и качественно совершенствуются наиболее востребованные клиентами рентабельные сервисы, рассматриваемые предприятием в качестве «драйверов роста».

Среди наиболее популярных и коммерчески успешных услуг: экспресс-доставка EMS, прием платежей в пользу третьих лиц, денежные переводы, пересылка отправлений компаний дистанционной торговли и др.

Так, по итогам 2009 года особенно выраженную положительную динамику демонстрировала услуга экспресс-почты EMS, доходы от которой выросли на 25,7%. Рост объемов исходящих отправлений за год составил 24,4%. Доходы от услуг, оказываемых компаниям дистанционной торговли, выросли на 16,3%, а объемы этих услуг – почти на 10%. Среди финансовых услуг в 2009 году по показателям роста лидирует прием платежей в пользу третьих лиц (оплата коммунальных услуг, услуг электросвязи и сотовой связи, Интернета и кабельного телевидения, различных пошлин, штрафов и проч.). Годовой прирост доходов от этой услуги в 2009 году составил 23%. Количество принятых платежей превысило 630 млн. единиц, а их общий объем – 276 млрд. рублей. Эти услуги оптимально сочетают в себе доступную цену и высокие потребительские свойства, что подтверждается финансовыми результатами отчетного года [1].

Ведется работа по расширению функциональных возможностей пунктов коллективного доступа в Интернет и превращению их в полноценные временные офисные рабочие места, что должно повысить популярность социально значимой услуги «КиберПочт@» и обеспечить поступление дополнительных доходов предприятию.

Кроме того, «Почта России» предоставляет собственную сеть пунктов коллективного доступа (ПКД) в интересах реализации проекта по созданию электронного правительства – одного из инициированных государством проектов национального масштаба, активным участником которых традиционно является федеральный почтовый оператор. Соответствующие организационные мероприятия уже проведены в пилотных отделениях почтовой связи четырех регионов: Ивановской, Новосибирской, Тверской и Ульяновской областей. В процессе оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме роль «Почты России» будет заключаться в выполнении двух основных функций: информационной (обеспечение информирования граждан о перечне услуг, предоставляемых органами власти, о составе, требованиях и образцах представляемых документов) и логистической (доставка необходимых документов по адресу органа власти или МФЦ, а также по адресу гражданина). В качестве примера эффективного взаимодействия «Почты России» и госструктуры при оказании услуг гражданам можно привести услугу приема миграционных уведомлений через отделения почтовой связи, которая пользуется заслуженной популярностью. В 2009 году принято более 3 млн. миграционных уведомлений.

Стратегия «Почты России» предполагает максимально широкое использование возможностей своей инфраструктуры, превращение отделений почтовой связи в мультисервисные центры шаговой доступности. Таким образом, федеральный почтовый оператор претендует на статус универсального провайдера разнопрофильных услуг для населения, бизнеса и государства, в том числе финансовых, инфокоммуникационных и логистических. «Почта России» сегодня ориентирована на диверсификацию деятельности и развитие рентабельных направлений бизнеса [3].

Мероприятия по модернизации отделений почтовой связи, внедрению всеобъемлющей концепции информационных технологий и другие мероприятия по совершенствованию структуры почты обеспечат оказание спектра услуг, соответствующего повышенным требованиям развития в условиях переходной экономики.

Ускорение процесса экономического воспроизводства, снижение транзакционных издержек, связанных с распространением информации, установлением связи с контрагентами и потребителями, сокращение производственного цикла, дальнейшее распространение систем электронного документооборота, связанные с инфраструктурной ролью почтовой связи, позволяют оценить дополнительный прирост ВВП за счет прямого и инфраструктурного экономического эффекта в размере 0,1-0,2% в год.

Достижение данного экономического эффекта будет означать не только ускорение развития экономики России в целом, но и повышение качества роста. Структурное влияние модернизации почтовой связи на экономику проявляется в том, что прогнозируемый дополнительный прирост ВВП будет практически полностью приходиться на части народного хозяйства, роль которых в развитии экономики в настоящий момент недостаточна. В первую очередь, будет обеспечено более динамичное развитие отдаленных территорий и районов сельской местности, то есть районов с наименее развитой инфраструктурой; предприятий малого и среднего бизнеса; отраслей экономики, ориентирующихся на массовые потребительские рынки, таких, как розничная торговля, производство товаров народного потребления.

Для поддержания высоких темпов экономического развития все более очевидной становится необходимость создания современного, эффективного инфраструктурного комплекса, отвечающего всем потребностям экономики и обеспечивающего равнодоступность населения страны к основному набору почтовых, финансовых, инфокоммуникационных, розничных услуг и целостность государства за счет возможности получения в любой точке страны информации о деятельности органов государственной власти, и оказания услуг, предоставляемых государством на местном, региональном и федеральном уровнях власти.

Литература:

1. Прогноз развития основных отраслей и секторов мирового хозяйства на 2001-2015 годы. РАН. Институт мировой экономики и международных отношений. – М. 1999.

2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012г. и плановый период 2013 и 2014 годов. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/press.

3. ФГУП «Почта России». URL: http//www. russianpost.ru.

 

Е.Н. Власова

(Ивановская гос. текстильная акад.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.01 с.)