Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мастерская «азбука потребителя» - как способ формирования в ученике экологически грамотного потребителя
Среда обитания современного человека стремительно меняется. Мы вынуждены приспосабливаться к изменившимся условиям существования и обучать этому своих детей. В первую очередь это касается потребления продуктов питания, так как неправильное питание сегодня входит в группу факторов риска, резко ухудшающих состояние здоровье человека, наряду с курением, наркотиками, алкоголем. Для учителя, преподающего биологию и экологию, воспитание в ученике экологически грамотного потребителя – задача сверхважная и первостепенная, так как легче научить молодого человека, чем переучивать потребителя со стажем, то есть родителей учеников. Но в то же время ребенка сложно убедить в чем-либо, что по времени отстранено от его состояния молодости, счастья, здоровья. Будущие возможные болезни из-за того, что он сейчас закурит, выпьет или будет питаться одними чипсами, кажутся несерьезными, а наставления взрослых наша молодежь часто пропускает «мимо ушей». Такое положение дел заставило меня серьезно задуматься о проблеме воспитания в ученике экологически грамотного потребителя продуктов питания. Прежде всего, я заинтересовала воспитанников экологического объединения Гимназии исследованием состава различных продуктов питания с целью выявления опасных пищевых добавок. Материал об опасных Е-кодах, содержащихся в привычных продуктах питания, был быстро собран, проанализирован, обобщен и неоднократно защищался на конференциях различного ранга. Но как познакомить с проблемой всех знакомых – друзей, учеников, преподавателей? Как передать всю важность информации об опасных Е-кодах ненавязчиво и доступно, чтобы не сформировать эффект противоположного действия, как происходит с предупреждением о вреде курения на каждой пачке сигарет… Ответ был найден в книге Н.И.Беловой и Н.Н.Наумовой «Экология в мастерских»: «Человеку, чтобы выжить, не остается ничего иного, как возможно быстрее приблизиться к следующей фазе своего развития – той, где он, сочетая свое могущество с достойной этого мудростью, научится поддерживать в гармонии и равновесии все дела человеческие»… То, о чем так страстно мечтает Аурелио Печчеи, сможет произойти только в том случае, если нами будет воспитана личность с новыми качествами – человек с биосферным мировоззрением, ориентированный на гуманистические ценности, действующий в рамках экологической этики, умеющий принимать решения и отвечать за них. Такая личность требует иного педагогического подхода и иного содержания традиционных предметов». Авторами этой книги был разработан курс «Экология в активных формах», который способствует решению множественной задачи: «… - способствовать самоформированиюэкологического мировоззрения, представлений о человеке как части природы, способной осознанно руководствоваться в своей практической деятельности биосферными законами, запретами и ограничениями; - ознакомить с различными способами познания мира с включением когнитивного и перцептивного каналов восприятия; - способствовать развитию системного мышления; - создать условия для самоформирования рефлексивной культуры учащихся…».Основным технологическим ядром данного курса является мастерская. Алгоритм мастерской построения знаний (типология петербургской группы «Новое образование») опирается на следующие конструктивные блоки:
Каждый из названных блоков приводит в действие разные психологические процессы в участнике мастерской. Это – новый ПУТЬ, где все равны, равны в способности к самосовершенствованию. Все способны, способны к совершению усилий над собой, к собственному росту, самоорганизации. Каждому предоставляется возможность выработать свое мнение своим способом и т. д. Первая мастерская в данном курсе экологии - «Азбука потребителя» заинтересовала и увлекла, так как отвечала на вопросы, поставленные жизнью. Все участники занятия, длящегося 40-60 минут, работая в группах, неожиданно для себя делают глубокие выводы об опасности продуктов питания. Вот как это происходит: Мастер – класс по экологии: «Экспертиза продуктов питания» 1. Учащиеся объединяются в группы по 3 - 4 человека. Каждой группе выдается коробка с раздаточным материалом (упаковки продуктов питания).
2. Участникам группы предлагается ознакомиться с составом продуктов по содержанию этикеток, выявить по таблице опасные Е- коды, которые содержатся в современных продуктах питания. 3. Учащиеся приступают к экспертизе продуктов питания: изучают состав продуктов, написанный на различных этикетках и упаковках; выписывают Е- коды в бланк, по таблице определяют опасные и безопасные пищевые добавки. 4. В ходе выполнения исследовательской работы учитель воздерживается от каких-либо комментариев; он только помогает найти и прочитать на упаковке информацию о составе продукта. 5. В завершение работы ребята в каждой группе делают вывод о составе исследованных продуктов, вырабатывая новый взгляд на выбор продуктов питания. Работа в группах смягчает острые чувства: есть с кем поделиться впечатлениями и открытиями – любимые продукты питания оказываются далеко не безопасными. Серьезная работа с терминами, знакомство с большим объемом печальной «химической информации», перебирание руками этикеток продуктов и обнаружение нетребовательности и даже халатности по отношению к своему здоровью не оставляют равнодушными ни одного участника мастерской. И в рефлексии некоторое время спустя слышишь отголоски этого занятия: «Я рассказала всем своим родным об опасных Е-кодах!» или «Мы больше не едим чипсы, жвачки, кетчупы, не пьем лимонад!». Многие спрашивают листок с опасными Е-кодами, осознавая, что эта информация должна всегда быть с собой. Итак, работа в мастерской «Азбука потребителя» создает реальные условия для самоформирования сознательной потребительской позиции, так необходимой для понимания необходимости беречь свое здоровье. Литература: 1. Алексеев С.В., Груздев Н.В., Гущина Э.В. «Экологический практикум школьника» Мет. пособие для учителя. – Самара.: корпорация «Фёдоров», Изд-во «Учебная литература». 2. Белова Н.И., Н.Н.Наумова «Экология в мастерских». – СПб.: Изд-во «Паритет», 2004. 3. Величковский Б.Т., В.И.Кирпичев, Суравегина И.Т. «Здоровье человека и окружающая среда». М.: Изд-во «Новая школа», 1997.
А.Н. Столярова (Мос. гос. обл. соц-гум. ин-т)
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.27.175 (0.008 с.) |