Мастерская «азбука потребителя» - как способ формирования в ученике экологически грамотного потребителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мастерская «азбука потребителя» - как способ формирования в ученике экологически грамотного потребителя



Среда обитания современного человека стремительно меняется. Мы вынуждены приспосабливаться к изменившимся условиям существования и обучать этому своих детей. В первую очередь это касается потребления продуктов питания, так как неправильное питание сегодня входит в группу факторов риска, резко ухудшающих состояние здоровье человека, наряду с курением, наркотиками, алкоголем. Для учителя, преподающего биологию и экологию, воспитание в ученике экологически грамотного потребителя – задача сверхважная и первостепенная, так как легче научить молодого человека, чем переучивать потребителя со стажем, то есть родителей учеников. Но в то же время ребенка сложно убедить в чем-либо, что по времени отстранено от его состояния молодости, счастья, здоровья. Будущие возможные болезни из-за того, что он сейчас закурит, выпьет или будет питаться одними чипсами, кажутся несерьезными, а наставления взрослых наша молодежь часто пропускает «мимо ушей». Такое положение дел заставило меня серьезно задуматься о проблеме воспитания в ученике экологически грамотного потребителя продуктов питания. Прежде всего, я заинтересовала воспитанников экологического объединения Гимназии исследованием состава различных продуктов питания с целью выявления опасных пищевых добавок. Материал об опасных Е-кодах, содержащихся в привычных продуктах питания, был быстро собран, проанализирован, обобщен и неоднократно защищался на конференциях различного ранга. Но как познакомить с проблемой всех знакомых – друзей, учеников, преподавателей? Как передать всю важность информации об опасных Е-кодах ненавязчиво и доступно, чтобы не сформировать эффект противоположного действия, как происходит с предупреждением о вреде курения на каждой пачке сигарет… Ответ был найден в книге Н.И.Беловой и Н.Н.Наумовой «Экология в мастерских»: «Человеку, чтобы выжить, не остается ничего иного, как возможно быстрее приблизиться к следующей фазе своего развития – той, где он, сочетая свое могущество с достойной этого мудростью, научится поддерживать в гармонии и равновесии все дела человеческие»… То, о чем так страстно мечтает Аурелио Печчеи, сможет произойти только в том случае, если нами будет воспитана личность с новыми качествами – человек с биосферным мировоззрением, ориентированный на гуманистические ценности, действующий в рамках экологической этики, умеющий принимать решения и отвечать за них. Такая личность требует иного педагогического подхода и иного содержания традиционных предметов». Авторами этой книги был разработан курс «Экология в активных формах», который способствует решению множественной задачи: «… - способствовать самоформированиюэкологического мировоззрения, представлений о человеке как части природы, способной осознанно руководствоваться в своей практической деятельности биосферными законами, запретами и ограничениями; - ознакомить с различными способами познания мира с включением когнитивного и перцептивного каналов восприятия; - способствовать развитию системного мышления; - создать условия для самоформирования рефлексивной культуры учащихся…».Основным технологическим ядром данного курса является мастерская. Алгоритм мастерской построения знаний (типология петербургской группы «Новое образование») опирается на следующие конструктивные блоки:

 

Мастерская построения знаний

Индукция   Само- и соци- конструкция     Социализация     Дедукция       Рефлексия     

 

Каждый из названных блоков приводит в действие разные психологические процессы в участнике мастерской. Это – новый ПУТЬ, где все равны, равны в способности к самосовершенствованию. Все способны, способны к совершению усилий над собой, к собственному росту, самоорганизации. Каждому предоставляется возможность выработать свое мнение своим способом и т. д.

Первая мастерская в данном курсе экологии - «Азбука потребителя» заинтересовала и увлекла, так как отвечала на вопросы, поставленные жизнью. Все участники занятия, длящегося 40-60 минут, работая в группах, неожиданно для себя делают глубокие выводы об опасности продуктов питания. Вот как это происходит:

Мастер – класс по экологии: «Экспертиза продуктов питания»

1. Учащиеся объединяются в группы по 3 - 4 человека. Каждой группе выдается коробка с раздаточным материалом (упаковки продуктов питания).

2. Участникам группы предлагается ознакомиться с составом продуктов по содержанию этикеток, выявить по таблице опасные Е- коды, которые содержатся в современных продуктах питания.

3. Учащиеся приступают к экспертизе продуктов питания: изучают состав продуктов, написанный на различных этикетках и упаковках; выписывают Е- коды в бланк, по таблице определяют опасные и безопасные пищевые добавки.

4. В ходе выполнения исследовательской работы учитель воздерживается от каких-либо комментариев; он только помогает найти и прочитать на упаковке информацию о составе продукта.

5. В завершение работы ребята в каждой группе делают вывод о составе исследованных продуктов, вырабатывая новый взгляд на выбор продуктов питания.

Работа в группах смягчает острые чувства: есть с кем поделиться впечатлениями и открытиями – любимые продукты питания оказываются далеко не безопасными. Серьезная работа с терминами, знакомство с большим объемом печальной «химической информации», перебирание руками этикеток продуктов и обнаружение нетребовательности и даже халатности по отношению к своему здоровью не оставляют равнодушными ни одного участника мастерской. И в рефлексии некоторое время спустя слышишь отголоски этого занятия: «Я рассказала всем своим родным об опасных Е-кодах!» или «Мы больше не едим чипсы, жвачки, кетчупы, не пьем лимонад!». Многие спрашивают листок с опасными Е-кодами, осознавая, что эта информация должна всегда быть с собой. Итак, работа в мастерской «Азбука потребителя» создает реальные условия для самоформирования сознательной потребительской позиции, так необходимой для понимания необходимости беречь свое здоровье.

Литература:

1. Алексеев С.В., Груздев Н.В., Гущина Э.В. «Экологический практикум школьника» Мет. пособие для учителя. – Самара.: корпорация «Фёдоров», Изд-во «Учебная литература».

2. Белова Н.И., Н.Н.Наумова «Экология в мастерских». – СПб.: Изд-во «Паритет», 2004.

3. Величковский Б.Т., В.И.Кирпичев, Суравегина И.Т. «Здоровье человека и окружающая среда». М.: Изд-во «Новая школа», 1997.

 

А.Н. Столярова

(Мос. гос. обл. соц-гум. ин-т)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.27.175 (0.008 с.)