Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
С общим недоразвитием речи II уровняСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопросы изучения грамматического строя речи представлены в работах М.М. Алексеевой, А.Г. Арушановой, Е.Н. Дроздовой, Н.С. Жуковой, Э.П. Коротковой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.И. Яшиной и др. Анализ литературы по проблеме исследования показал, что грамматический строй речи – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении. При общем недоразвитии речи формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организованна на основе большого количества языковых правил. Важно отметить, что ошибки детей с общим недоразвитием речи в словообразовании и словоизменении приводят к трудностям освоения родного языка, нарушению устной речи, обеднению словарного запаса, а в школьном возрасте к затруднениям в овладении письменной речью. Данный факт обуславливает актуальность исследования и необходимость выявления особенностей грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также выбора эффективных методов и приемов коррекционно-логопедического воздействия с целью их устранения. Таким образом, нами определена цель исследования, заключающаяся в определении содержания логопедической работы по коррекции нарушений грамматической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи второго уровня в виде комплекса игр и упражнений. Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ ДС № 15 г. Челябинска; в нем приняли участие шесть воспитанников среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи второго уровня. На основе анализа методик и методических рекомендаций Л.Н. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, А.В. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Л.Ф. Ястребовой нами была составлена программа обследования грамматического строя у детей с ОНР II уровня. 1. Обследование морфологической стороны речи: 1) Исследование и навыков словоизменения: - употребление существительных в единственном и множественном числе, например: заяц – зайцы, стул – стулья; - употребление существительных в косвенных падежах без предлога: Что ты видел (в саду, лесу)? 2) Исследование и навыков словообразования: образование слов с уменьшительно – ласкательным значением: лоб – лобик, дом – домик; образование названий детенышей животных: у гуся – гусенок и т.д. образование прилагательных от существительных: стол из дерева (какой?), труба из железа (какая?). 2. Обследование синтаксической стороны речи: - наличие связи между падежом существительных и глаголом настоящего времени изъявительного наклонения: столы (стоят), мальчик (гуляет); - выявление возможности использования предлогов в падежных конструкциях (в, на, под): где лежит листок? (На столе); - согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже: флажок зеленый, мячик красный [3, 4]. По результатам обследования можно сделать вывод: не все дошкольники могут образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; у них затруднено понимание сложных предлогов. В наибольшей степени у детей страдают навыки словообразования и навыки словоизменения. У большинства детей отмечается неправильное употребление существительных во множественном числе. При обследовании употребления существительных в косвенных падежах все дети заменяют падежное окончание, используя окончания именительного падежа, то есть, называя исходную форму существительного. Кроме того, у воспитанников страдают и навыки словообразования. Дети с трудом образовывают существительные с уменьшительно-ласкательным значением, названия детенышей животных, а образовывать прилагательные от существительных вообще не могут. Употребление предложения также затруднено. Дети не могут согласовывать существительные среднего и мужского рода. Предлоги употребляют лишь простые. На основании полученных данных можно утверждать, что нарушения грамматической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня требуют целенаправленной логопедической коррекции. В соответствии с «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей II уровня речевого развития» (Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова), в которой представлены основные задачи по коррекции грамматического строя речи у изучаемой категории детей, нами был составлен и внедрен комплекс игр и упражнений по коррекции выявленных нарушений. При составлении игрового комплекса также использовались методические материалы Р.Е. Левиной, Л.Н. Ефименковой, В.И. Селиверстова, Т.А. Ткаченко, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, А.В. Ястребовой [1; 2; 4]. Мы определили направления логопедической коррекции нарушений грамматической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня: - морфологическая сторона речи (навыки словоизменения и словообразования); - синтаксическая сторона речи. Комплекс игр и игровых упражнений для развития навыка словоизменения предусматривает: - употребление существительных женского и мужского рода в единственном и множественном числе; - употребление существительных в косвенных падежах. Для развития навыка употребления существительных во множественном числе нами были использованы игры «Магазин», «Что у вас?», «Один – много». Данные игры предусматривают использование разнообразных предметов. Дети выполняют задания на основе предлагаемого речевого образца. Для развития навыка употребления существительных в косвенных падежах нами была подобрана целая серия игр. Сначала использовались игры для развития навыка употребления винительного падежа, затем родительного и дательного, в конце творительного и предложного падежа с предлогами. В данных играх было применено множество методов и приемов: показ, экскурсия, образец на основе картинного материала и реальных предметов. Развитие навыка словообразования предусматривает образование: - уменьшительной формы существительного; - названий детенышей; - прилагательных от существительных. Нужно отметить, что данный раздел вызывает у детей множество затруднений, поэтому в работу над навыками словообразования необходимо подключать воспитателей и родителей. Работу мы начинали с того, что практически познакомили детей с образованием суффиксов на основе их собственных имен. Все игры проводились на основе предметов и картинок по речевой инструкции. Комплекс игр и игровых упражнения для развития синтаксиса предусматривал обучение согласованию существительного и глагола; использование предлогов в предложенных конструкциях. Работа была направлена на согласование существительных женского рода и глагола, затем на мужской род и средний. Затем подключались игры на согласование существительного подлежащего в роде, числе и глагола. Далее в работу добавляли предложения с союзами. Игры на использование предлогов в предложениях проводились в последнюю очередь. Специально подобранные нами игры, игровые упражнения по коррекции нарушений грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи второго уровня включались в структуру индивидуальных логопедических и общеобразовательных занятий по развитию речи, которые проводились на протяжении учебного года. С целью определения эффективности предложенного нами содержания логопедической работы нами был проведено повторное обследование грамматической стороны речи у изучаемой категории детей по той же методике, что и в ходе констатирующего этапа. Сопоставительные данные результатов обследования позволяют говорить о положительном влиянии составленного и внедренного комплекса игр и игровых упражнений. Список литературы 1. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. – 320с. 2. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда / Л. Н. Ефименкова. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 112с. 3. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240с. 4. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи /Автор-составитель Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2008. – 272с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.176.213 (0.009 с.) |