Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Грамматическое структурирование речи взрослого, обращённой к ребёнку раннего возраста с отклонениями в овладении речьюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Интерес к изучению особенностей детской речи определился достаточно давно. В педагогике и психологии разрабатываются различные методики для исследования и, в случае необходимости, коррекционной работы с детьми по овладению речью и её развитию. Речь – одна и основных форм психической деятельности, социальная по своему становлению и системная по строению. Речь перестраивает, организует и связывает все высшие психические функции. Она играет огромную роль в психическом развитии ребёнка. Одним из самых основных периодов в жизни ребёнка, связанных со становлением речи является ранний возраст. Поэтому цель данной статьи рассмотреть формирование грамматического строя речи детей раннего возраста, формирование понимания детьми грамматических структур речи взрослого, специфики речи взрослого, обращённой к ребёнку от года до трёх лет. Порождение речевого высказывания представляет собой сложный многоуровневый процесс. По мнению Л.С. Цветковой, он начинается с мотива, который объективируется в замысле; замысел формируется с помощью внутренней речи [10]. Процесс грамматического структурирования включает: нахождение грамматической конструкции; определение места элемента (выбранного по значению слова) в синтаксической структуре и наделение его грамматическими характеристиками; выполнение роли, определяемой грамматической формой первого (или ключевого) слова, в словосочетании или предложении. Наделение слова (лексемы) грамматическими характеристиками предполагает выбор нужной словоформы из соответствующего ряда грамматических форм слова, считает Л.С. Цветкова [10]. Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, отмечает Т.Б. Филичева. Это происходит благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребёнка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребёнка [9]. При формировании грамматического строя речи ребёнок должен освоить систему грамматических закономерностей путём анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи, указывает Б.И. Яшина в своей работе «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» [14]. Овладение импрессивным и экспрессивным уровнями грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А.Н. Гвоздева [1], А.А. Леонтьева [7], Г.А. Кураева и Е.Н. Пожарской [6], Е.М. Мастюковой [5; 8], В.И. Бельтюкова [15]. Говоря о становлении понимания грамматических структур в раннем возрасте, можно выделить следующие закономерности: в возрасте 1 года детскую речь составляют 10-15 аморфных слов-корней, которые часто употребляются в неизменённом виде во всех случаях, когда они используются. Усваиваются категории с выраженным конкретным значением. Ребёнок овладевает такими структурными элементами как словесное и фразовое ударение, фразовая мелодика. Понимает простую инструкцию взрослого без жеста (глагол в повелительном наклонении и существительное в винительном падеже: «Поцелуй маму», «Дай мишку») и названия отдельных предметов. В возрасте до двух лет словарный запас ребёнка составляет около 30 слов. В этот период он усваивает грамматические структуры речи, связанные с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (повелительная форма глаголов, разница между уменьшительными и не уменьшительными существительными). Ребёнок понимает и употребляет в речи предложения из 2 слов, выполняет двухступенчатые инструкции. Дети до трёх лет имеют словарь около 100 слов. В это время ребёнок усваивает систему окончаний, достаточно сложно происходит освоение категорий рода (связь с морфологической структурой существительных). Ребёнок может назвать своё имя, пол, возраст, понимает значения простых предлогов и может выполнять задания, включающие использование предлогов. Так как ребёнок на протяжение раннего возраста оперирует всего несколькими словами и может выполнять сложные инструкции взрослого, он продуцирует грамматические конструкции чуть проще, чем воспринимает их из речи взрослых. Отсюда можно сделать вывод о том, что речь у ребёнка развивается при помощи речи извне (из его окружения). Становление грамматических структур целиком и полностью зависит от речи взрослого, обращённой к ребёнку. Выделяют несколько проблем специфичности речи взрослого, а именно: проблема «негативных данных», обращение к ребёнку «объединительным» местоимением «мы», общение «нянькиным» языком [2; 3]. Ещё одна особенность – медленная речь взрослых с большим количеством пауз и изменением тембра голоса (П.В. Глухов). В логопедии выделяют несколько групп детей с проявлениями отклонений в когнитивных, языковых и психофизиологических компонентах речевого развития. А именно: отклонения речевого развития и задержка речевого развития. Первые в свою очередь делятся на: резко выраженные отклонения речевого развития, выраженные отклонения речевого развития, нерезко выраженные отклонения речевого развития, отклонения речевого развития, обусловленные недоразвитием психофизиологических компонентов и отклонения речевого развития, обусловленные недоразвитием когнитивных компонентов (Е.В. Шереметьева) [13]. Также в логопедии принято выделять дизонтогенез речевого развития ребёнка и группу риска по появлению задержки речевого развития (О.Е. Громова, А.Н. Корнев) [4]. Проанализировав работы С.Н. Цейтлин [11; 12] и говоря о критериях правильной речи взрослого, обращённой к ребёнку раннего возраста, можно сделать выводы, что для правильного формирования речи ребенка необходимо выполнять ряд требований, перечисленных ниже. 1. Задавать ребёнку вопросы, побуждающие его к активности, и не обязательно, что он будет открыто реагировать на эти вопросы. 2. Для облегчения понимания ребёнка, необходимо внимательно строить свою речь, отшлифовывать её, планировать её структуру и не перестраиваться на ходу. 3. Частые повторы, обычно сопровождаемые перестановкой компонентов предложения, помогают ребёнку членить высказывание, выделяя в нем слова. 4. Стараться не употреблять в речи сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, обособленные конструкции, длинные ряды однородных членов, что также облегчает восприятие и осмысление ребёнка. 5. После года предлагать ребёнку подражать некоторым звукам животных, которые содержат лёгкие для артикуляции звуки, и дети начинают пополнять свой лексикон. 6. Необходимо наполнить свою речь интонацией, выразительностью, ведь дети очень чутки к ярко окрашенной речи. 7. Родителям необходимо поправлять речь своих детей. Нужно отшлифовывать и отрабатывать с ним определённые языковые модели: не только содержание речи, но и согласование и произношение. Список литературы 1. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М.: Детство-Пресс, 2007. – С. 57-65. 2. Глухов, В. П. Основы психолингвистики / В. П. Глухов – М.: АСТ: Астрель, 2005. – С. 302-306. 3. Глухов, В. П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В. П. Глухов, В. А. Ковшиков. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – С. 217-220. 4. Громова, О. Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи / О. Е. Громова // Логопед. – 2007. – №3. – С. 26-30. 5. Жукова, Н. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М.: 1973. – С. 59-61. 6. Кураев, Г.А., Возрастная психология: Курс лекций / Г. А. Кураев, Е. Н. Пожарская. – Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. – С. 93-105. 7. Леонтьев, А. А. Исследование детской речи / А. А. Леонтьев. – М.: 1974. – С. 74-79. 8. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика / Е. М. Мастюкова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 279-294. 9. Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника / Т. Б. Филичева, А. Р. Соболева. – Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. – С. 14-16. 10. Цветкова, Л. С. Афазиология: современные проблемы и пути их решения / Л. С. Цветкова. – М.: МПСИ, 2011. – С. 56-58. 11. Цейтлин, С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение / С. Н. Цейтлин. – М.: Просвещение, 1982. – С. 4-7. 12. Цейтлин, С. Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи / С. Н. Цейтлин. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С. 19-34. 13. Шереметьева, Е. В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста / Е. В. Шереметьева. – М.: НКЦ, 2012. – С. 73-83. 14. Яшина, Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / Б. И. Яшина. – М.: Академия, 2004. – С. 148. 15. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) [Электронный ресурс] / В. И. Бельтюков. – Режим доступа: URL: http://www.pedlib.ru/katalogy/katalog.php?ready=1&find_me= %C1%E5%EB%FC%F2%FE%EA%EE%E2&x=-960&y=-174 (дата обращения 27.03.2013)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.28.173 (0.009 с.) |