Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А.С. Велижанцева, И. Б. ПименоваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Особенности лексико-грамматической стороны речи В психическом развитии ребёнка речь имеет большое значение, выполняя коммуникативную, обобщающую и регулирующую функции. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу ребёнка [1, 115]. Нарушения речи у детей многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа. Существуют нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии речи [1, 37]. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) являются основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, составляют сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения. Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР в 50–60-е гг. ХХ в. Под ОНР у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой стороне речи [3, 59]. Нарушение лексико-грамматического строя речи является ведущим дефектом в структуре ОНР, так как у детей отмечается позднее формирование речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования, неправильное употребление в речи глаголов, падежных окончаний, предлогов, союзов, а также неправильное согласование в роде и числе, что влияет на общение детей с окружающими. При ОНР наблюдаются сложные и стойкие нарушения письма, связанные с нарушениями всех компонентов речи и их взаимодействия [6, 56]. В работах Ж.В. Антиповой, Т.В. Волосовец, В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Е.Н. Кутеповой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой подчеркивается, что у детей с ОНР наблюдаются различные нарушения лексики. Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова подробно описывают нарушения лексики у детей с ОНР, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объёма активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря. Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является расхождение в объёме пассивного и активного словаря: дети понимают значения многих слов, объём их пассивного словаря достаточен, но употребление слов в речи сильно затруднено. Бедность активного словаря проявляется в неточном произнесении многих слов – названий ягод, цветов, диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова, имеющие обобщённое значение, и слова, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета. Слова понимаются и употребляются неточно, значение их неравномерно расширяется, или напротив, оно понимается слишком узко [4, 73]. При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарём: значение грамматических форм более абстрактно, правила грамматического изменения слов многообразны. Овладение грамматическими формами словоизменения, способами словообразования, различными типами предложений происходит у детей с ОНР в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии; недостаточность грамматического строя проявляется в более медленном темпе усвоения законов грамматики, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка [2, 121]. Логопедическое воздействие по развитию лексико-грамматического строя речи крайне необходимо, так как несформированность этих компонентов речевой системы может негативно отразиться на процессе обучения в школе. Коррекционная работа по развитию лексико-грамматического строя речи должна осуществляться по трём направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь. Эффективность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько чётко организован весь процесс обучения в специальном детском саду, правильно распределена учебная нагрузка в течение дня, как осуществляется преемственность деятельности логопеда и воспитателя в целях реализации основных задач обучения [4, 33]. При проведении логопедической работы по развитию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР основной целью является формирование, с одной стороны, психологических механизмов овладения системой языка (формирование операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения), с другой стороны, усвоение правил, организующих морфологическую и синтаксическую системы языка. При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические преставления о слове, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у старших дошкольников с ОНР. Список литературы 1. Безрукова, С. А. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР [Текст] / С. А. Безрукова // Логопед в детском саду. – 2007. – № 3. – С. 51-54. 2. Ефименкова, Л. И. Формирование речи у дошкольников (Дети с ОНР): Пособие для логопедов [Текст] / Л. И. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1981. – 127 с. 3. Исаева, Т. И. Особенности формирования словаря у детей / Т. И. Исаева. – Школьный логопед. – 2006. – № 2. – С. 13-19. 4. Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психологического развития / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 273 с. К.С. Вершинина, С.Г. Щербак
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.34 (0.009 с.) |